Эта статья была написана для одного издательства, которому было необходимо сопроводить литературные произведения фантастического характера неким наукообразным комментарием. На дешевый популизм размениваться желание не возникло, поэтому статья выражает мои действительные мысли. И я уверен в каждой предпосылке, которая в ней представлена.
"Уважаемая редакция, каждую весну у меня в подвале что-то стучит. Что по этому поводу думает наука?"
Из письма в редакцию научно-популярного журнала.
Вступление
Невозможно не признать, что жизнь людей изменяется от года к году, от века к веку. И изменяется довольно сильно. Кроме естественного природного изменения мира, происходит и изменение искусственное, то есть спровоцированное людьми, как следствие реализации тех стимулов, которые заложены в людях матушкой-природой. А стимулов тех отнюдь не мало. Это и желание выжить, как отдельной особи, так и стаи, племени, рода, нации. Это и необходимость продлить себя в потомстве, и, впоследствии, защитить это потомство. А, когда эти базовые задачи оказываются худо-бедно решенными, наступает необходимость оптимизировать свое существование за счет снижения затрат сил и расхода ресурсов. Так человек, еще в глубокой древности, вместо того, чтобы тратить много сил на обламывание веток для костра, взял в руки каменное рубило, а, затем и топор. Вместо того, чтобы гоняться за дичью по лесным просторам, стал выкапывать охотничьи ямы, а, в дальнейшем и создавать ловушки сложной инженерной конструкции. Дальше - больше. Для охоты приручались ловчие птицы и дикие предки собак, для перевозки тяжестей - крупные животные - лошади, быки, слоны. Позже пришло время использования в качестве источника энергии проявления "неживой" природы: воды текущей, воды падающей, воды кипящей и замерзающей, ветра и огня.
По большому счету, все развитие цивилизации происходит как бы от лени. По определению Льва Николаевича Толстого, лень - это просто неправильная активность (рассказ "Три отшельника"). Вполне может быть, что некий неведомый гений далекого прошлого, вместо того, чтобы привычно таскать бревна сухостоя для костра на собственном горбу, денек - другой лениво чесал затылок, неверно направил свою активность на попытку найти оптимальный путь от требуемой сухостоины до родного кострища, испытал внезапное озарение, поняв, что предмет размышлений вполне можно, не мудрствуя лукаво, спихнуть в лоно ближайшего ручья, после чего, налегке пробежавшись вниз по течению, упомянутый предмет извлечь из воды в непосредственной близости от места применения. Возможно, кое-кто из соплеменников, которым верность традициям не позволила опуститься до поиска легких путей в жизни, и проклинал втихомолку скорого на выдумку лентяя, однако же, хотя имя его в веках и не сохранилось, метод живет и по сей день. Честь ему за это и хвала!
Разумеется, далеко не все идеи, направленные на облегчение собственной жизни (а также на восстановление справедливости, овладение излишествами и т.д.) оказались возможны к скорейшей реализации. Кое-что и до наших просвещенных времен осталось лишь в виде благих пожеланий. А кое-что, из того, что было таки реализовано, оказалось незаслуженно забыто и недоступно для повторения еще долгие годы.
Нельзя коротко не оговорить основных векторов направленности целей и методов удовлетворения потребностей собственной лени и иллюзорных построений у человечества в целом и у отдельных людей, в частности.
Во все времена основным и наиболее приемлемым вектором заинтересованности являлась власть над окружающим миром, живым и неживым. Эта тенденция включала в себя перемещения в пространстве, обеспечение пищей, одеждой и кровом, перекладывание на других работы с высокими трудозатратами. Основными же методами в достижении этих целей были, есть и будут попытки (зачастую весьма успешные) освоения прикладного применения законов окружающего нас мира. Именно на этой информативной основе зародилось и выросло здание современной науки, именно она легла в основу вековечной (и зачастую воплощаемой!) мечты всех лентяев мира о прикладной магии.
Определимся с терминологией
Когда разговор заходит разговор о тех материях, в которых собеседники не являются специалистами, возникают некоторые разночтения и общее недопонимание. Нередко можно наблюдать людей, далеких от медицины, спорящих именно на медицинские темы, и людей, далеких от вопросов управления социальными группами, спорящих о высокой политике. И, если не многие отважатся назвать себя специалистами в области, например археологии или вычислительной техники, то практически каждый второй считает, что так или иначе разбирается в политике, медицине, магии и воспитании детей.
И, поскольку речь у нас идет все-таки о явлениях, проходящих по классу феноменальных и непознанных, в частности о том, что многие называют магией, не худо было бы определить формальную сторону предмета разговора.
Итак - Магия…
Областей ее проявления – немерено.
С этой точки зрения адепты любой ее области могут давать свои частные, порой взаимоисключающие, определения и будут, по-своему, правы. Однако ж, хотелось бы начать с фундаментального.
Для затравки – пару постулатов…
Постулат первый: Не существует явлений сверхъестественных. Все явления, которые кто-то считает таковыми, определяются лишь степенью нашего незнания и непонимания законов окружающего нас мира. (В конце концов, и боги – лишь часть мира, в котором мы существуем.)
Постулат второй: Все люди используют магию в повседневной жизни. Просто одни используют ее не задумываясь об этом, так же естественно, как ходят и дышат, другие задумываются и пытаются освоить магию, доступную им, как можно более правильно и эффективно, а третьи, осознав некоторые проявления магии, начинают носиться с ними, как дурни с писаной торбой, почему-то считая, что это частичное приобщение и частичное же овладение причисляет их каким-то образом к сонму избранных и посвященных, вознесенных над всеми остальными. К магии люди начинают обращаться тогда, когда собственный опыт говорит им: стоп, ты вляпался в процесс, механизма которого ты не понимаешь, но который, тем не менее, совершенно однозначно проявилсяна физическом плане, изменив каким-то образом либо тебя самого, либо окружающую тебя среду обитания.
Попытаюсь, для начала, дать обобщенное определение понятию «магия», поскольку распространенные и общепринятые определения чересчур противоречивы для того, чтобы их можно было использовать для корректного рассуждения.
Магия – физические процессы, происходящие в объективной реальности, механизма которых мы не понимаем (или понимаем не полностью), но, на протекание которых способны оказывать воздействие.
Небольшое отступление. Зачастую люди, практикующие магию в самом широком спектре и пытающиеся дать объяснения своей деятельности, склонны путать реальные магические факторы, действия и события с теми иллюзорными моделями, которые они сами создают для себя, чтобы облегчить себе ориентацию в той области магии, которую они практикуют. Чего стоит, например, выражение «концентрация негативной субстанции биополя» или «нейтрализация геопатогенных структур, созданных отрицательными эмоциями в жилом помещении». Такого рода «описание» магических проявлений в наше время встречается в огромных количествах. Происходит это чаще всего потому, что люди, обладающие магическими способностями, пытаются либо «оконтурить» свои знания по мере сил, либо придать себе большую значимость, применяя в своих объяснениях наукообразную терминологию, совершенно не заботясь о том, что подавляющее большинство используемых ими терминов имеют свое, строго определенное в научных кругах значение, как правило, не соответствующее тем явлениям, которые ими пытаются описать.
Например, врач, использующий для лечения клиента лазерную установку, гарантированно не представляет себе всех процессов, происходящих в рабочем теле квантового генератора, но, тем не менее, может включить и выключить прибор, может прогнозировать (на основе ряда опытных применений) результат воздействия лазерного излучения на пациента. Можно еще проще. Человек, нажимающий кнопку вызова лифта, вряд ли станет задумываться, что он приводит в действие проявление технической магии.
Уже предвижу возмущенные упреки в недопустимости упрощений и утрирования в столь деликатной области. Отнюдь и отнюдь! Я прекрасно (и не понаслышке) знаю, что подготовка хорошего мага – процесс длительный и трудоемкий, а постижение любой области магии, будь то физика атомного ядра, искусство написания действенной медитативной музыки или овладение мастерством разгона облаков голыми руками требует огромных усилий, полной самоотдачи и многих лет жизни. Хочется лишь, чтобы люди, открывая для себя магию, (перефразируя известное высказывание Остапа Ибрагимовича), не делали из магии культа. Последствия неизменно бывают фатальными, что можно видеть на примерах всех современных клерикальных структур.
Целью любой деятельности человека является создание условий, при которых он окажется способен защитить себя и свое потомство (свой род) от внешнего деструктивного воздействия. Эта цель существует на уровне безусловных рефлексов и, при прочих равных условиях, является основной и единственной. Овладение магией есть лишь один из возможных путей достижения этой цели. И, господа, поверьте, это полностью согласуется с основными законами мира, в котором мы с вами существуем.
Несомненно, возможны исключения. Бывает порой, что магия оказывает деструктурирующее влияние на сознание человека, после чего, не в силах уже осознать, что неизбежная порой необходимость разрушать не должна быть довлеющей над необходимостью созидать, маг начинает ломать все подряд, неизбежно наращивая энтропию собственного локального микрокосма. Понятно, что, если позволить идиоту разводить костер на пороховом складе, он наверняка этот склад подорвет. И правильное решение не только в том, чтобы не пускать идиота на этот склад, но и в том, чтобы не давать ему спичек. Однако, вышесказанное хотя и не редкий, но, все-таки частный случай практической магии.
Еще одна причина того, что человека может неудержимо влечь к магическому промыслу, в том, что у многих слабых телом или духом порой рождаются нездоровые иллюзии, будто с помощью магии можно здорово облегчить себе жизнь. Не сумел личными качествами обаять понравившуюся женщину – можно прочесть приворотное заклятье или подлить соответствующее зелье объекту вожделения. Не смог обрести уважение коллег по работе и подчиненных – можно провести сеанс камлания и обрести желаемое с помощью магических сил. И т.д. и т.п... Уже не говоря о том, что описанные субъекты – очевидные кандидаты на усиленный курс оздоровительных мероприятий в известной в своем роде здравнице имени генерала Алексеева (бывшей им. Кащенко), так они еще и активнейшим образом дискредитируют само понятие магии.
Кроме того, зачастую возникает еще один вопрос, существенный для того, кто пытается вникнуть и разобраться в указанной проблеме. Вопрос в том, что же общего, терминологически и практически, в понятиях "магическое" и "аномальное"? Общее, прежде всего в том, что и то и другое вызывает повышенный (а, зачастую, и нездоровый) интерес у почтеннейшей публики. Но, если "магическое", как уже было сказано, лишь использование в неких утилитарных целях законов природы или механизмов той или иной степени сложности, созданных искусственно, то "аномальное" - это события и явления, происходящие в полном соответствии с законами природы (и, возможно, не изученные на данный момент), но имеющие период повторения многим больший периода потенциального наблюдения, например месячного, годового цикла или периода человеческой жизни, например. Хотя достоверность событий вполне может быть одинаковой, вне зависимости от того, имеет это событие период повторения, сравнимый с возрастом галактики (Большой взрыв, например) или же событие повторяется с частотой несколько миллионов раз в секунду (как колебания тактового генератора в процессоре компьютера).
А поскольку в современном нам обществе на настоящий момент тенденция непосредственного потребления серьезно доминирует над тенденцией познания и изучения, то и такие понятия, как магия и аномальные явления, если и не полностью понимаются, то уж, по крайней мере, полностью одобряются и поддерживаются.
"Уважаемая редакция, каждую весну у меня в подвале что-то стучит. Что по этому поводу думает наука?"
Из письма в редакцию научно-популярного журнала.
Вступление
Невозможно не признать, что жизнь людей изменяется от года к году, от века к веку. И изменяется довольно сильно. Кроме естественного природного изменения мира, происходит и изменение искусственное, то есть спровоцированное людьми, как следствие реализации тех стимулов, которые заложены в людях матушкой-природой. А стимулов тех отнюдь не мало. Это и желание выжить, как отдельной особи, так и стаи, племени, рода, нации. Это и необходимость продлить себя в потомстве, и, впоследствии, защитить это потомство. А, когда эти базовые задачи оказываются худо-бедно решенными, наступает необходимость оптимизировать свое существование за счет снижения затрат сил и расхода ресурсов. Так человек, еще в глубокой древности, вместо того, чтобы тратить много сил на обламывание веток для костра, взял в руки каменное рубило, а, затем и топор. Вместо того, чтобы гоняться за дичью по лесным просторам, стал выкапывать охотничьи ямы, а, в дальнейшем и создавать ловушки сложной инженерной конструкции. Дальше - больше. Для охоты приручались ловчие птицы и дикие предки собак, для перевозки тяжестей - крупные животные - лошади, быки, слоны. Позже пришло время использования в качестве источника энергии проявления "неживой" природы: воды текущей, воды падающей, воды кипящей и замерзающей, ветра и огня.
По большому счету, все развитие цивилизации происходит как бы от лени. По определению Льва Николаевича Толстого, лень - это просто неправильная активность (рассказ "Три отшельника"). Вполне может быть, что некий неведомый гений далекого прошлого, вместо того, чтобы привычно таскать бревна сухостоя для костра на собственном горбу, денек - другой лениво чесал затылок, неверно направил свою активность на попытку найти оптимальный путь от требуемой сухостоины до родного кострища, испытал внезапное озарение, поняв, что предмет размышлений вполне можно, не мудрствуя лукаво, спихнуть в лоно ближайшего ручья, после чего, налегке пробежавшись вниз по течению, упомянутый предмет извлечь из воды в непосредственной близости от места применения. Возможно, кое-кто из соплеменников, которым верность традициям не позволила опуститься до поиска легких путей в жизни, и проклинал втихомолку скорого на выдумку лентяя, однако же, хотя имя его в веках и не сохранилось, метод живет и по сей день. Честь ему за это и хвала!
Разумеется, далеко не все идеи, направленные на облегчение собственной жизни (а также на восстановление справедливости, овладение излишествами и т.д.) оказались возможны к скорейшей реализации. Кое-что и до наших просвещенных времен осталось лишь в виде благих пожеланий. А кое-что, из того, что было таки реализовано, оказалось незаслуженно забыто и недоступно для повторения еще долгие годы.
Нельзя коротко не оговорить основных векторов направленности целей и методов удовлетворения потребностей собственной лени и иллюзорных построений у человечества в целом и у отдельных людей, в частности.
Во все времена основным и наиболее приемлемым вектором заинтересованности являлась власть над окружающим миром, живым и неживым. Эта тенденция включала в себя перемещения в пространстве, обеспечение пищей, одеждой и кровом, перекладывание на других работы с высокими трудозатратами. Основными же методами в достижении этих целей были, есть и будут попытки (зачастую весьма успешные) освоения прикладного применения законов окружающего нас мира. Именно на этой информативной основе зародилось и выросло здание современной науки, именно она легла в основу вековечной (и зачастую воплощаемой!) мечты всех лентяев мира о прикладной магии.
Определимся с терминологией
Когда разговор заходит разговор о тех материях, в которых собеседники не являются специалистами, возникают некоторые разночтения и общее недопонимание. Нередко можно наблюдать людей, далеких от медицины, спорящих именно на медицинские темы, и людей, далеких от вопросов управления социальными группами, спорящих о высокой политике. И, если не многие отважатся назвать себя специалистами в области, например археологии или вычислительной техники, то практически каждый второй считает, что так или иначе разбирается в политике, медицине, магии и воспитании детей.
И, поскольку речь у нас идет все-таки о явлениях, проходящих по классу феноменальных и непознанных, в частности о том, что многие называют магией, не худо было бы определить формальную сторону предмета разговора.
Итак - Магия…
Областей ее проявления – немерено.
С этой точки зрения адепты любой ее области могут давать свои частные, порой взаимоисключающие, определения и будут, по-своему, правы. Однако ж, хотелось бы начать с фундаментального.
Для затравки – пару постулатов…
Постулат первый: Не существует явлений сверхъестественных. Все явления, которые кто-то считает таковыми, определяются лишь степенью нашего незнания и непонимания законов окружающего нас мира. (В конце концов, и боги – лишь часть мира, в котором мы существуем.)
Постулат второй: Все люди используют магию в повседневной жизни. Просто одни используют ее не задумываясь об этом, так же естественно, как ходят и дышат, другие задумываются и пытаются освоить магию, доступную им, как можно более правильно и эффективно, а третьи, осознав некоторые проявления магии, начинают носиться с ними, как дурни с писаной торбой, почему-то считая, что это частичное приобщение и частичное же овладение причисляет их каким-то образом к сонму избранных и посвященных, вознесенных над всеми остальными. К магии люди начинают обращаться тогда, когда собственный опыт говорит им: стоп, ты вляпался в процесс, механизма которого ты не понимаешь, но который, тем не менее, совершенно однозначно проявилсяна физическом плане, изменив каким-то образом либо тебя самого, либо окружающую тебя среду обитания.
Попытаюсь, для начала, дать обобщенное определение понятию «магия», поскольку распространенные и общепринятые определения чересчур противоречивы для того, чтобы их можно было использовать для корректного рассуждения.
Магия – физические процессы, происходящие в объективной реальности, механизма которых мы не понимаем (или понимаем не полностью), но, на протекание которых способны оказывать воздействие.
Небольшое отступление. Зачастую люди, практикующие магию в самом широком спектре и пытающиеся дать объяснения своей деятельности, склонны путать реальные магические факторы, действия и события с теми иллюзорными моделями, которые они сами создают для себя, чтобы облегчить себе ориентацию в той области магии, которую они практикуют. Чего стоит, например, выражение «концентрация негативной субстанции биополя» или «нейтрализация геопатогенных структур, созданных отрицательными эмоциями в жилом помещении». Такого рода «описание» магических проявлений в наше время встречается в огромных количествах. Происходит это чаще всего потому, что люди, обладающие магическими способностями, пытаются либо «оконтурить» свои знания по мере сил, либо придать себе большую значимость, применяя в своих объяснениях наукообразную терминологию, совершенно не заботясь о том, что подавляющее большинство используемых ими терминов имеют свое, строго определенное в научных кругах значение, как правило, не соответствующее тем явлениям, которые ими пытаются описать.
Например, врач, использующий для лечения клиента лазерную установку, гарантированно не представляет себе всех процессов, происходящих в рабочем теле квантового генератора, но, тем не менее, может включить и выключить прибор, может прогнозировать (на основе ряда опытных применений) результат воздействия лазерного излучения на пациента. Можно еще проще. Человек, нажимающий кнопку вызова лифта, вряд ли станет задумываться, что он приводит в действие проявление технической магии.
Уже предвижу возмущенные упреки в недопустимости упрощений и утрирования в столь деликатной области. Отнюдь и отнюдь! Я прекрасно (и не понаслышке) знаю, что подготовка хорошего мага – процесс длительный и трудоемкий, а постижение любой области магии, будь то физика атомного ядра, искусство написания действенной медитативной музыки или овладение мастерством разгона облаков голыми руками требует огромных усилий, полной самоотдачи и многих лет жизни. Хочется лишь, чтобы люди, открывая для себя магию, (перефразируя известное высказывание Остапа Ибрагимовича), не делали из магии культа. Последствия неизменно бывают фатальными, что можно видеть на примерах всех современных клерикальных структур.
Целью любой деятельности человека является создание условий, при которых он окажется способен защитить себя и свое потомство (свой род) от внешнего деструктивного воздействия. Эта цель существует на уровне безусловных рефлексов и, при прочих равных условиях, является основной и единственной. Овладение магией есть лишь один из возможных путей достижения этой цели. И, господа, поверьте, это полностью согласуется с основными законами мира, в котором мы с вами существуем.
Несомненно, возможны исключения. Бывает порой, что магия оказывает деструктурирующее влияние на сознание человека, после чего, не в силах уже осознать, что неизбежная порой необходимость разрушать не должна быть довлеющей над необходимостью созидать, маг начинает ломать все подряд, неизбежно наращивая энтропию собственного локального микрокосма. Понятно, что, если позволить идиоту разводить костер на пороховом складе, он наверняка этот склад подорвет. И правильное решение не только в том, чтобы не пускать идиота на этот склад, но и в том, чтобы не давать ему спичек. Однако, вышесказанное хотя и не редкий, но, все-таки частный случай практической магии.
Еще одна причина того, что человека может неудержимо влечь к магическому промыслу, в том, что у многих слабых телом или духом порой рождаются нездоровые иллюзии, будто с помощью магии можно здорово облегчить себе жизнь. Не сумел личными качествами обаять понравившуюся женщину – можно прочесть приворотное заклятье или подлить соответствующее зелье объекту вожделения. Не смог обрести уважение коллег по работе и подчиненных – можно провести сеанс камлания и обрести желаемое с помощью магических сил. И т.д. и т.п... Уже не говоря о том, что описанные субъекты – очевидные кандидаты на усиленный курс оздоровительных мероприятий в известной в своем роде здравнице имени генерала Алексеева (бывшей им. Кащенко), так они еще и активнейшим образом дискредитируют само понятие магии.
Кроме того, зачастую возникает еще один вопрос, существенный для того, кто пытается вникнуть и разобраться в указанной проблеме. Вопрос в том, что же общего, терминологически и практически, в понятиях "магическое" и "аномальное"? Общее, прежде всего в том, что и то и другое вызывает повышенный (а, зачастую, и нездоровый) интерес у почтеннейшей публики. Но, если "магическое", как уже было сказано, лишь использование в неких утилитарных целях законов природы или механизмов той или иной степени сложности, созданных искусственно, то "аномальное" - это события и явления, происходящие в полном соответствии с законами природы (и, возможно, не изученные на данный момент), но имеющие период повторения многим больший периода потенциального наблюдения, например месячного, годового цикла или периода человеческой жизни, например. Хотя достоверность событий вполне может быть одинаковой, вне зависимости от того, имеет это событие период повторения, сравнимый с возрастом галактики (Большой взрыв, например) или же событие повторяется с частотой несколько миллионов раз в секунду (как колебания тактового генератора в процессоре компьютера).
А поскольку в современном нам обществе на настоящий момент тенденция непосредственного потребления серьезно доминирует над тенденцией познания и изучения, то и такие понятия, как магия и аномальные явления, если и не полностью понимаются, то уж, по крайней мере, полностью одобряются и поддерживаются.
Последний раз редактировалось: Magnetics (Чт Сен 19, 2013 8:05 pm), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : добавляю автора статьи)