Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария (а ровно и Христос) сравнивается с неувядаемыми и благоуханными цветами. Художественный элемент сформировался под влиянием западной традиции иконографии.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, что характерно для иконографии позднего происхождения. При этом в них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах «Богоматерь Неувядаемый Цвет» облачены в царские одежды и венцы. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, может иметь непокрытую голову. Это указывает на разнородность иконографических источников икон.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Один из иконографических типов — Богоматерь держит на левой руке младенца Христа, а белые лилии (иногда розы или другие цветы) держит либо Богоматерь, либо Христос.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Лилии в иконографии — символический цветок Девы Марии, ее чистоты и непорочности, именно их преподносит архангел Гавриил Богоматери в день Благовещения. Роза как царица цветов и универсальный символ любви также является цветком Богородицы.
Другой тип — Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему в царском облачении на высоком подножии (престоле), она поддерживает его левой рукой, а в правой у нее процветший райскими цветами жезл (аллегория к ветхозаветному образу Богоматери как «жезла из корени Иессеева»). Встречаются и другие варианты.
День памяти этому образу Божией Матери 16 апреля по новому стилю.
Перед иконой «Неувядаемый Цвет» верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга.
Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре еще с 1757года, но, по всей видимости находилась там и раньше.
Перед иконой «Неувядаемый Цвет» молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Обращаются и с молитвой при горестях в семейной жизни.
Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. В народе существует поверье, что икона «Неувядаемый Цвет» помогает девушкам и женщинам сохранять красоту и молодость. Эта икона для вымаливания красоты и любви окружающих людей.
Чудотворные иконы «Неувядаемый цвет» были распространены от Пермской до Полтавской области на Украине и исцелили много больных людей.
Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы на Афоне относят к XVI - XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко. Греческого письма, по всей видимости, и та икона, которая находится в храме «Утоли моя печали».
Известно два извода иконы «Неувядаемый цвет»:
Тип Одигитрии - Богоматерь держит на левой руке Младенца Христа. Цветок лилии держит сам Христос либо Богоматерь.
Другой извод - Богоматерь обращена к Младенцу стоящему на высоком подножии - престоле. Христос в царском облачении: саккос, корона, в руках скипетр и держава. Богородица поддерживает Его левой рукой, а в правой у нее - процветший райскими цветами жезл.
В основу этой сложной аллегорической композиции положены ветхозаветные прообразы Богоматери, эпитеты, вошедшие в богородичную гимнографию. В центре иконы изображены Богоматерь и Младенец Христос, облаченные в царские ризы, украшенные золотом («ризы преиспещренны, ризы позлащенны»). Престол, за которым расположены Богоматерь и на котором стоит Спаситель — знак близости Девы к престолу Божию, а сама она есть «престол и чертог Царствующего». Вокруг Богоматери с Младенцем помещены солнце, луна, звезда, кадило, свеча и другие изображения, являющиеся Ее преобразовательными символами. Цветок или Процветший жезл в руках Божией Матери — это напоминание еще об одном прообразе Пресвятой Девы в Ветхом завете — жезле из корени Иессеева. Вазоны с цветами, цветущие ветви в этой иконографии прямо связаны с именованием Богоматери «Цветом Неувядаемым».
Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, что характерно для иконографии позднего происхождения. При этом в них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах «Богоматерь Неувядаемый Цвет» облачены в царские одежды и венцы. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, может иметь непокрытую голову. Это указывает на разнородность иконографических источников икон.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Один из иконографических типов — Богоматерь держит на левой руке младенца Христа, а белые лилии (иногда розы или другие цветы) держит либо Богоматерь, либо Христос.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Лилии в иконографии — символический цветок Девы Марии, ее чистоты и непорочности, именно их преподносит архангел Гавриил Богоматери в день Благовещения. Роза как царица цветов и универсальный символ любви также является цветком Богородицы.
Другой тип — Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему в царском облачении на высоком подножии (престоле), она поддерживает его левой рукой, а в правой у нее процветший райскими цветами жезл (аллегория к ветхозаветному образу Богоматери как «жезла из корени Иессеева»). Встречаются и другие варианты.
День памяти этому образу Божией Матери 16 апреля по новому стилю.
Перед иконой «Неувядаемый Цвет» верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга.
Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре еще с 1757года, но, по всей видимости находилась там и раньше.
Перед иконой «Неувядаемый Цвет» молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Обращаются и с молитвой при горестях в семейной жизни.
Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. В народе существует поверье, что икона «Неувядаемый Цвет» помогает девушкам и женщинам сохранять красоту и молодость. Эта икона для вымаливания красоты и любви окружающих людей.
Чудотворные иконы «Неувядаемый цвет» были распространены от Пермской до Полтавской области на Украине и исцелили много больных людей.
Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы на Афоне относят к XVI - XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко. Греческого письма, по всей видимости, и та икона, которая находится в храме «Утоли моя печали».
Известно два извода иконы «Неувядаемый цвет»:
Тип Одигитрии - Богоматерь держит на левой руке Младенца Христа. Цветок лилии держит сам Христос либо Богоматерь.
Другой извод - Богоматерь обращена к Младенцу стоящему на высоком подножии - престоле. Христос в царском облачении: саккос, корона, в руках скипетр и держава. Богородица поддерживает Его левой рукой, а в правой у нее - процветший райскими цветами жезл.
В основу этой сложной аллегорической композиции положены ветхозаветные прообразы Богоматери, эпитеты, вошедшие в богородичную гимнографию. В центре иконы изображены Богоматерь и Младенец Христос, облаченные в царские ризы, украшенные золотом («ризы преиспещренны, ризы позлащенны»). Престол, за которым расположены Богоматерь и на котором стоит Спаситель — знак близости Девы к престолу Божию, а сама она есть «престол и чертог Царствующего». Вокруг Богоматери с Младенцем помещены солнце, луна, звезда, кадило, свеча и другие изображения, являющиеся Ее преобразовательными символами. Цветок или Процветший жезл в руках Божией Матери — это напоминание еще об одном прообразе Пресвятой Девы в Ветхом завете — жезле из корени Иессеева. Вазоны с цветами, цветущие ветви в этой иконографии прямо связаны с именованием Богоматери «Цветом Неувядаемым».
Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]