ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вы можете оставаться гостем на нашем форуме, но чтоб получить больше информации вам следует пройти регистрацию.
ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Магия, эзотерика, медитация, шаманские путешествия, руны, таро, предсказания, язычество

Объявлен набор в школу славянского язычества. Открыт набор в Школу Рунической Магии и Мантики. Запись в школы производится в административном разделе в подразделе "Запись на обучение в школы форума Другая реальность".
Последние темы
» Жив или мертв !
Вчера в 9:04 pm автор Мариам

» Ритуал,когда срочно нужны деньги, а на долгие обряды нет времени.
Вчера в 6:29 pm автор wild woman

» Открытие денежного канала
Вчера в 10:23 am автор wild woman

» 14 августа - Первый Спас, Медовый Спас, Маковый Спас, Спас на воде
Вчера в 10:12 am автор wild woman

» ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Вт Авг 15, 2017 6:09 pm автор Лилия Ясмина

»  Курс "Rúnir galdur". Обучение магии рун.
Пн Авг 14, 2017 5:00 pm автор Лилия Ясмина

» Для учеников школ Санея
Вс Авг 13, 2017 8:15 am автор Раинна

» Талисман для бизнеса и почета
Чт Авг 10, 2017 6:48 pm автор maruha

» Арабский талисман на удачу в делах
Ср Авг 09, 2017 10:58 pm автор Марианна89

» Обучение гаданию на картах Ленорман БЕСПЛАТНО!
Ср Авг 09, 2017 6:44 am автор Раинна

»  Предсказательные практики >> Общение с духами с помощью маятника
Вт Авг 08, 2017 8:24 pm автор мелисса47

» Как проверить работают ли на вас руны? (с) Серый Ангел
Вт Авг 08, 2017 10:33 am автор Montigomo

» Просьба начать обучение по картам Таро
Вс Авг 06, 2017 5:13 pm автор maruha

» Как не стать ТЕТКОЙ - 8 заповедей
Сб Авг 05, 2017 6:22 pm автор СкаЗоЧниЦа

» Ваш аркан таро
Сб Авг 05, 2017 6:10 pm автор СкаЗоЧниЦа

Луна
Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 86, из них зарегистрированных: 4, скрытых: 0 и гостей: 82 :: 1 поисковая система

MFL, Olesya, Ак Тоты, мелисса47

Больше всего посетителей (458) здесь было Пт Мар 20, 2015 10:45 am
Славянские праздники
Праздники славян
бесплатная раскрутка сайтаКарта сайта

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ » Магические практики » Календарь и праздники » Свеча счастья

Свеча счастья

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1 Свеча счастья в Сб Апр 28, 2012 7:30 am

?????


Гость
Весна-лето-осень

Общедеревенский праздник с трапезой - складчиной в южных и западных губерниях России. Приурочивался к престольным и заветным праздникам. В эти дни производились ритуальные действия с восковой свечой, которая изготовлялась из воска, собранного со всех дворов. Каждый год на нее налепляли новые куски, со временем она могла весить до пяти пудов. Свечу хранили по очереди в семьях.



Свеча
Свеча (братская свеча, канун) - общедеревенский праздник, включавший в себя совместную трапезу-складчину всех взрослых жителей деревни; южнорусский и западнорусский вариант братчины. Также как и братчина северных и центральных губерний Европейской России, свеча приурочивалась к дням святого покровителя деревни, к престольным и заветным праздникам, и проводилась, как правило, в весенне -летне -осенний период.

Отличительной ее особенностью были ритуальные действия с восковой свечей, принадлежавшей общине. Свеча изготавливалась из воска, собираемого со всех крестьянских дворов, принимавших участие в празднестве. Каждый год "братчики" - главы хозяйств - налепляли на нее дополнительные куски воска так что с течением времени она становилась гигантских размеров и могла весить до пяти пудов. Она имела обычно цилиндрическую форму, но в некоторых деревнях выглядела как человеческая фигура с глазами - медными монетками и руками, вытянутыми вдоль тела.

В течение года, от праздника до праздника свеча хранилась в доме уважаемого всем деревенским сообществом человека, а затем передавалась на хранение другой семье. В дома, запятнавшие себя каким-либо серьезным поступком, свеча никогда не передавалась. "Обойденный свечей" считал себя униженным, получивший - воспринимал это как честь оказанную дому. Принято было также считать, что год, когда семья хранит свечу, будет для дома счастливым и благополучным.

Праздник свечи начинался с подготовки пиршества: на общедеревенской сходке выбирался "бращик" - крестьянин, который занимался припасами, назначались "сборщики", собиравшие по домам "ссыпь", т.е. зерно, солод для пива, мед для приготовления пьянящего напитка (Хмельные напитки) и другие необходимые для пира продукты. Сбор ее в некоторых местах нес на себе следы, вероятно, давно забытого ритуала. Так, например, в русских селах Черниговской губ., это происходило таким образом. Сборщики с большими мешками обходили дома крестьян, приглашая на братскую свечу: "Звал бращик и староста на Божью свечу". Хозяин вручал сборщику каравай хлеба, а сам с зерном, солодом и другими продуктами отправлялся в дом к бращику. Там он отдавал припасы, молился перед иконами: "отбивал поклоны перед угодниками Божьими", а затем присоединялся к уже ранее пришедшим мужчинам, которых угощал бращик. (Громыко М.М. 1991. С. 370).

Приготовления пива, меда также зачастую было ритуализировано. Мужчины рано утром приходили в дом, где хранилась "ссыпь", зажигали лампаду на божнице, молились, а затем, взяв с собой икону святого покровителя, отправлялись к месту варки пива или меда. Икона устанавливалась всегда ликом, обращенным к котлу для варки напитков: святой покровитель, говорили крестьяне, помогал мужикам в их богоугодном деле. Иконе молились перед началом варки, при переходе от одного этапа работы к другому и после получения пива или меда (Добровольский В.Н. 1901. С.41 -43).

Вечером этого же дня или на следующий день, всегда до захода солнца, происходило одно из главных событий праздника: вынос свечи из дома хранителя, установка ее в часовне или церкви перед иконой святого покровителя или иконой, соответствующей празднику. Это делалось при большом стечении народа хозяином дома, в котором она хранилась, и пожилыми уважаемыми в деревне мужчинами. Затем утром происходила праздничная литургия, после которой свечу столь же торжественно несли к новому хозяину. Ее несли впереди церковного причта, шедшего с иконой празднуемого святого. Икона ставилась на божницу, а свеча - в святом углу под божницу. Новый хранитель и все пришедшие в дом прилепляли к свече куски воска, зажигали ее и слушали молебен. Затем все присутствовавшие, кроме церковного причта, садились за пиршественный стол, заставленный кушаньями, пивом, медом.

Следует отметить, что церемония выноса свечи, установка ее в часовне, передвижение в новый дом в разных местах бытования этого праздника могла быть различной. Так, в Поречском у. Смоленской губ. праздник свечи растягивался на несколько дней. В первый день - предпраздник - хозяин, хранивший весь год свечу, приглашал к себе "братчиков" - участников пира. Все приходили, молились перед образом святого, принесенным из церкви, а затем хозяин зажигал братскую свечу и множество маленьких свеч, принесенных с собой "братчиками", и торжественно говорил: "Желаю Вам братьщики, доброго здоровья! Поздравляю вас с отцом Николаю (святым покровителем деревни - И.Ш.). Все отвечали: "Благодарим покорно!". После этого все брали по ведру пива или меда и отправлялись по домам. На следующий день, собственно праздник, после литургии, братчики опять собирались у него в доме. Мужчины приносили свечи, а женщины хлеб. После общей молитвы перед иконой святого покровителя и зажженной братской свечей, садились за пиршественный стол. На следующий день утром хранитель свечи опять приглашал к себе всех братчиков и угощал их братским пивом, пирогами, студнем. Вечером этого же дня проходил торжественный перенос братской свечи и иконы святого в дом к новому хранителю. Икону и свечу несли девушки, за которыми шла прежняя хозяйка свечи с ведром пива и хлебом. Новые хозяева встречали их на улице также с пивом и хлебом. Они кланялись три раза низким поклоном иконе и свече и приглашали всех в дом. Девушки ставили икону на божницу, свечу на лавку под божницу и уходили. За ними уходила и прежняя хозяйка, унося с собой пиво. Новая хозяйка ставила ведро с пивом на лавку под иконы, рядом со свечей и приглашала всех "братчиков" на пир (Добровольский А.В. 1901 С. 43 -46).

В деревнях Калужской губ. вынос свечи сопровождался жалобными причитаниями женщин, в которых поминались умершие родители: "Ох, свеча, ты матушка наша! ...Што же вы, родители, меня оставили одну свечу справлять, а моя то жисточка и закупится и заложится".

Следует отметить, что праздник свечи должен был, по мнению деревенских жителей устраиваться в обязательном порядке. Отказ от него рассматривался как преступление против бога. Во многих губерниях южной России передавались рассказы о наказании деревенских жителей за нежелание "праздновать свечу". "Весь хлеб побило градом оттого, что свечу не справили: супроти Бога не пойдешь", - рассуждали крестьяне, передавая о несчастье своих ближних или дальних соседей (Добровольский В.Н. 1901. С. 38).

Праздник свечи, по мнению многих исследователей, представлял собой пережиток древних славянских празднеств в честь языческих богов, которым делались жертвоприношения в виде воска, меда, пива в обмен на благополучие общины. О таких празднествах рассказывают многие письменные источники Х11 - ХУ11 вв., а остатки жертвоприношений такого рода находятся и при археологических раскопках. Так, например, в Новгороде, в слоях первой половины Х в. археологи обнаружили набор предметов, который явно свидетельствовал о проведенном здесь древними новгородцами ритуале. В центре глубокой ямы находились два опрокинутых вверх дном ковша, рядом с ними лежали два сравнительно крупных куска воска, а по краям отвесной стены - семь поставленных на ребро больших ковшей. Ковши были обращены внутренней частью к востоку, навстречу лучам восходящего солнца (Седов В.В. 1956. С. 139).

После принятия христианства на Руси жертвоприношение медом и воском сохранились, но стали преподноситься уже православным святым. Воск же в связи с церковным характером обряда принял форму свечи, от чего и сам праздник получил называние "свеча". Некоторые исследователи, кроме того считают, что праздник свечи, отражает, в какой-то степени, и представления культа предков, т.е. веру в постоянную и неразрывную связь живых и мертвых, направленную на благо людей. На это, по их мнению, указывают причитания по умершим, проводившиеся местами в праздник свечи, и антропоморфный облик, придаваемый свече в ряде деревень.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения