Джа́па (санскр. जप, japa IAST) — духовная практика медитативного повторения (рецитации) мантр или имён Бога в индуизме.
Джапа может читаться громко, шёпотом или просто в уме, сидя в медитативной позиции или во время ходьбы, а также как часть формального обряда поклонения с группой лиц.
В различных формах, аналогичный обряд повторения молитв присутствует в большинстве религий мира, однако дхармические религии придают этой практике особо важное значение.
Санскритское слово (санскр. जप japa IAST) происходит от корня джап-, который означает «шептать, повторять внутренне, бормотать».[1]
Существует три основных формы джапы, при которых мантра или молитва повторяется тремя различными способами: громко вслух, шёпотом и про себя в уме. В большинстве видов джапы для повторения используются чётки называемые джапа-мала. Последователи вайшнавизма обычно читают джапу на чётках сделанных из дерева туласи или нима; в то время как шиваиты используют чётки из рудракши. Число бусин в чётках джапа малы обычно составляет 108 и имеет особое сакральное значение в обеих традициях. Обычно джапа-малу вешают на шею, хотя некоторые (например кришнаиты) предпочитают носить её в специальном мешочке, чтобы поддерживать её в чистоте.
В вайшнавизме, для повторения джапы не обязательно сидеть в одной позе, как это делают йоги, занимаясь медитацией. По желанию можно сидеть, стоять или ходить, самое важное — быть сосредоточенным на звуках мантры. В гаудия-вайшнавизме джапу рекомендуется повторять в период брахма-мухурты — ранние утренние часы, которые рассматриваются как наилучшее время суток для этой практики.
Джапа-медитация также является важной духовной практикой тибетских буддистов. Аналогами джапа-медитации в христианстве являются молитвенные практики, состоящие из повторения молитв с использованием чёток.
Цели джапы сильно различаются в зависимости от используемой мантры и религиозной философии практикующего. Как в буддистских так и в индуистских традициях, мантры обычно даются ученикам их гуру после определённой формы духовного посвящения. Конечной целью может быть мокша, нирвана, бхакти, или просто личное молитвенное общение с Богом.
Существует два вида мантра-медитации: индивидуальная, при которой человек читает мантру на четках, называется джапа, когда же он повторяет ее за кем-то, это называется киртана. Киртана обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопанием в ладоши. Рекомендуются и та, и другая форма мантра-медитации, так как обе они оказывают благотворное воздействие на личность.
Для первого вида мантра-медитации нужны лишь круговые четки. Их можно купить в магазине, а если нет — сделать самим, следуя приведенным ниже простым рекомендациям:
1.Купите 109 больших круглых деревянных бусин (от одного до двух сантиметров в диаметре), с отверстиями, чтобы можно было нанизать их на нить, а также от трех до пяти метров крепкой нейлоновой нити.
2.Отступите пятнадцать сантиметров от конца нити и завяжите узел, затем, нанизывая по одной бусине, после каждой завязывайте одинарный или двойной узел, в зависимости от толщины нити.
3.Нанизав сто восемь бусин, проденьте оба конца нити в последнюю бусину.
4.Эта бусина называется бусиной Кришны, и хорошо, если она больше, чем остальные. Продев в нее оба конца нити, завяжите узел и обрежьте лишние концы нити. Вот ваши четки для джапы и готовы.
Начиная мантра-медитацию, зажмите бусину, следующую за бусиной Крщны, между большим и средним пальцами правой руки и произнесите всю маха-мантру целиком. Затем точно также зажмите в пальцах следующую бусину и снова произнесите маха- мантру, затем следующую… и так пока не повторите мантру на каждой бусине четок и не дойдете до бусины Кришны. Теперь вы прочитали один «круг» джапы. Чтение одного круга должно отнимать у вас около семи минут, хотя вначале это может быть и десять минут и больше. Не читая мантру на бусине Кришны, поверните четки и идите по кругу в обратном направлении. Четки очень важны для джапы, так как вовлекают в медитативный процесс осязание, что помогает лучше сосредоточиться на мантре.