ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вы можете оставаться гостем на нашем форуме, но чтоб получить больше информации вам следует пройти регистрацию.
ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вы можете оставаться гостем на нашем форуме, но чтоб получить больше информации вам следует пройти регистрацию.
ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Объявлен набор в школу славянского язычества. Открыт набор в Школу Рунической Магии и Мантики. Запись в школы производится в административном разделе в подразделе "Запись на обучение в школы форума Другая реальность".
Славянские праздники
Праздники славян
Последние темы
» Про образы женские (в Концепции…)
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyВс Дек 31, 2023 2:19 am автор Huseyn

» О полноценной, защищённой структуре Семьи (в «Концепции …»)
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyВт Ноя 21, 2023 11:18 pm автор Huseyn

» Чтобы развести
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyСр Авг 23, 2023 3:06 am автор Феруза

» О причине конфликтов семейных и о Травме Каина
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyСр Май 17, 2023 12:21 am автор Huseyn

» О браке /в «Концепции …»/
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyСр Апр 19, 2023 1:54 am автор Huseyn

» Жизнь на ДР возвращается!
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyСр Фев 22, 2023 3:32 am автор апрелька

» Опрос по направлениям в обучении
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyВт Фев 21, 2023 4:39 pm автор апрелька

» Важно!!!! При обращении за диагностикой и гаданием.
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyВт Фев 21, 2023 3:06 pm автор апрелька

» Книга жалоб и предложений
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyВт Фев 21, 2023 3:01 pm автор апрелька

»  /продолжение/ Концепции о Элементах …
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyПт Фев 10, 2023 12:26 am автор Huseyn

» Здравствуйте!
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyЧт Дек 01, 2022 5:04 pm автор Lirri

» Чистка помещения Квеортом
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyВс Ноя 27, 2022 3:51 pm автор А5виктория

» Кукла - оберег.
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyПт Ноя 25, 2022 4:52 pm автор МарияN

» Концепция о Элементах /беспредельного пространства/ (продолжение)
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyПт Ноя 04, 2022 3:14 pm автор Huseyn

» Концепция о Элементах /беспредельного пространства/
Обращения к богам в рунических надписях - динамика EmptyПн Сен 26, 2022 9:36 pm автор Huseyn

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 133, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 133 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (458) здесь было Пт Мар 20, 2015 4:45 pm

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Обращения к богам в рунических надписях - динамика

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Elran



"Довольно очевидно, что в Северной Традиции магические и культовые практики разделимы далеко не всегда, а когда и разделимы, то - с большим трудом. Во многом это связано с тем, что само магическое действие рассматривается в Традиции как процесс совокупного воздействия личной Силы мага и Силы божественной (а точнее – просто Силы, в потоке которой работает маг). Соответственно, нет ничего неожиданного в том, что многие текстовые рунические заклинания содержат – в той или иной форме – обращения к богам.

Примера таких обращений встречаются довольно часто. Это надписи на амулете из Квиннебю (Швеция) и на руническом камне из Сёндер Киркебю (Дания), обе датируемые эпохой викингов. Первая из них гласит:

Здесь вырезал я защиту для тебя, Бюфи […] чтоб ты был уверен. Да закроет молния Бюфи от всякого зла. Да защитит его Тор своим молотом, пришедшим из-за моря. Беги зла! Ничего не добьются от Бюфи. Боги под ним и над ним.

И вторая:

Сассур поставил этот камень в память об Асгауте, его брате. И [он] умер на Готланде. Да освятит Тор [эти] руны!

Отметим, что во втором случае – в надписи на камне из Киркебю, которая сама по себе заклинанием не является, – призыв к Тору выделен графически: если остальная надпись выполнена обычными Младшими рунами, то данные три слова (þur : uiki : runaR) переданы отдельно, в виде трех одноставных вязаных рун.

Рассматривая довольно обширный корпус обращений к богам в рунических текстах, можно увидеть достаточно четкую динамику изменения функциональности этих обращений.

Для древнейших памятников характерно обращение как таковое – без формулирования конкретных целей; своего рода – призыв к богам быть рядом, вместе с мастером или владельцем артефакта. Характернейший пример – серебряная с позолотой фибула из Нордендорфа (Германия, VI век), на которой вырезаны две надписи. Первая, длинная, надпись:

a w a l e u b w i n i ẹ

Awa – германское женское имя; Leubwini может быть мужским именем или прозвищем с германскими основами leub «любовь», «любимый», и wini «друг». Возможно, фибула была подарком, предложенным мужчиной женщине.
Вторая, выполненная в три короткие строки, надпись:

l o g a þ o r e
w o d a n
w i g i ð o n a r

Это – имена трех богов.
Logaþore – с очень большой вероятностью одно из имен Локи; дословно может означать «колдун» или «обманщик»; кроме того, это имя звучит очень близко к древнегерманскому варианту Лодур.
Имя Wodan комментариев не требует.
Wigiðonar – двухосновное имя; wigi- трактуют как «благословляющий», Ðonar – вариант имени Тор; т.е. «Тор Благословляющий»,
Итого, перед нами надпись (явно магическая), содержание которой – просто имена триады богов: Локи, Один, Тор. Нет ни просьб о защите или помощи, ни пожеланий об освящении – только обращение как таковое, по большому счету, просто призывающее богов войти в жизнь владельца артефакта.

Лишь немногим моложе гребень из Сетре (Норвегия, конец VI - VII вв.), на котором вырезаны следующие руны:

hAl mAR
mAunA
AlunaAlunanA

Последняя строка трактуется как обращение к богине Нанне: «alu Нанна! alu Нанна!»

Позднее, в эпоху викингов, обращения становятся более «развернутыми». Так, надпись на одной рунической палочке из Бергена читаются как:

heil : seþu : ok : ihuhum : godom
þor : þik : þig : gi : oþin : þik : eihi

Благопожелание тебе, и будь в добром духе!
Тор да примет тебя,
Один да владеет тобой.

(Отметим, что последняя фраза – Oþin þik eihi! – традиционный боевой клич.)

В это же время возникает и устойчивая формула Þur uiki runaR! («Да освятит Тор [эти] руны!»), которую мы уже видели на руническом камне из Сёндер Киркебю, и которая заканчивает, «закрывает» рунические надписи на многих других памятниках той эпохи. Может вызвать определенное недоумение тот факт, что призыв освятить руны обращен к Тору, а не к Одину, который является «покровителем» рунического Искусства. Однако, необходимо, во-первых, иметь в виду, что ближе к концу эпохи викингов скандинавское язычество претерпевает определенные изменения, в результате которых культ Тора приобретает более масштабный, чем ранее, объединяющий характер (о чем свидетельствует, например, широчайшее распространение нашейных амулетов в виде «молоточков Тора»). А во-вторых, следует вспомнить эпитет Тора, употребленный в нордендорфской надписи, где он назван Wigiðonar, «Тор благословляющий».

В целом для рунических текстов данной эпохи характерны – по контрасту с надписями эпохи классической – обращения к богам с конкретной целью («Да примет тебя Тор!», «Да освятит Тор руны!»), но эти цели не имеют «прикладного оттенка»…

Вместе с тем, в конце данного периода – эпохи викингов – в рунических текстах впервые появляются обращения к богам, содержащие «прикладные» пожелания. Древнейший, насколько мне известно, пример – все тот же амулет из Квиннебю («…Да закроет молния Бюфи от всякого зла. Да защитит его Тор…»). Здесь уже несомненно влияние христианства – не забудем, это конец XI века; земли Скандинавии формально окрещены, – и обращение к богам по структуре своей уже напоминает молитву, резко контрастируя с надписями магов «классической» эпохи, призывавших богов ради богов как таковых…

Рунический посох из Рибе, Дания; ориентировочная датировка – первая четверть XIV века:

Я прошу о защите Землю - и Высокое Небо, Солнце, и Святую Марию, и самого Господа Бога [прошу] чтобы Он даровал мне руки целящие и язык исцеляющий, чтобы излечить Перепуг , когда будет то нужно.
Из спины и груди, из тела и члена, из глаза и уха, из отовсюду, куда зло войти может.
Вот есть Камень-Сварт , посередь моря стоит, там лежат на нем девять нужд […]
Да не будешь ни сладко спать, ни тепло пробуждаться, пока не помолишься во исполнение сего излечения, что закрепил я в рунами [резаных] словах.

[ Примечания к переводу:
1. Перепуг – использован в данном переводе русский знахарский термин, как наиболее подходящий по смыслу (англоязычные переводчики, как правило, обозначают данный термин как the Trembler).
2. Камень-Сварт – от др.-сев. Svartr – «Черный». ]

Завершая приведением текста этого рунического заклятья – фактически, являющегося уже заговором, по неким причинам зафиксированным в рунах, – я хочу подчеркнуть устойчивость традиционных смыслов («Я прошу о защите Землю…») и общесеверную инвариантность образов (сложно не сопоставить Камень-Сварт данного заклятья с Бел-горюч Камнем Алатырем русских заговоров)."

(автор А.Платов)

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения