Каббалистическое разделение лица
Числа: три, четыре и семь – составленное из трех и четырех, повсюду встречаются в каббале.
Лицо делится на три мира:
1. Лоб – Божественный мир.
2. Нос и глаза – физический мир, нос и глаза составляют треугольник со ртом, с челюстями и подбородками представляют материальный мир.
Юпитер председательствует в правом ухе.
Сатурн – в левом ухе.
Солнце – в правом глазу.
Луна – в левом глазу.
Сатурн иногда искажает влияние Луны, тогда левый глаз становится дурным глазом.
Левое крыло носа посвящено Венере, а правое – Марсу.
Гнев и любовь одинаково раздувают ноздри.
Рот и подбородок посвящены Меркурию, богу красноречия и лжи.
Венера занимает пространство между бровями, где, по френологии, помещено любопытство.
Физиогномия может быть изучаема как по выражению лица, так и по форме его отдельных органов. В системе физиогномики большая роль принадлежит лицевому нерву, и его господство распространяется на все мускулы лица до затылочного нерва, так что он возбуждает не только расширительные мускулы рта и носа, но и те, которые расширяют ноздри и сжимают глотку и зев.
Лицевой мускул, по мнению Лафатера, зависит от мозга и его работы. Страсти же действуют на мозг вообще или на одну только его часть, реакция ее на мускулы, получаемая ими через нервы, определяет движение, которое наблюдается. При осуществлении этих движений орган действует пассивно, управляемый волей человека. Движение лица всегда соответствует его чувствам.
То же можно сказать и о жестах, которые имеют много общего с физиогномикой, так как управляются теми же причинами.
Наконец, согласно наблюдениям медиков, можно сделать вывод, что лицо в течение времени и в результате повторения тех же самых мыслей, страстей и привязанностей, а следовательно, и тех же движений мускулов и кожи различных его частей, сохраняет обыкновенно особое выражение, достаточно тождественное и различных личностей.
Итак, принято признавать, что выражение лица находится в полной зависимости от страстей, и поэтому по физиогномическим оттенкам Лафатер имел возможность узнавать господствующие чувства в человеке. Потому что вследствие страстей и в зависимости от мозга, они полностью подчиняются воле. Если лоб и руки остаются неизменяемыми, то лицо полностью повинуется приказаниям его черт характера, управляя мимикой до той минуты, пока порок кладет на нее свою печать, например, опускаются мускулы лица, глаза делает безумными, первоначальная красота превращается в отталкивающее безобразие и показывается тайный лицемер. Но люди до того времени, пока не знакомы с физиогномикой, часто ошибаются, доверяя своим инстинктам и стараются по лицу прочитать намерения своего противника.
Итак, обратимся опять к началу.
Лицо по отношению ко всему представляет мир Божественный, так как под черепом помещен мозг, откуда возникают мысли, которые освещают физиономию.
Нос, глаза и уши служат разуму, дабы предупредить об опасности при помощи зрения, слуха, обоняния. Эти органы составляют мир абстрактный.
Чувственный и сладострастный рот и подбородок, составляющие основание лица; челюсти, предназначенные пережевывать пищу и питать тело, принадлежат миру материальному.
Середина лба, нос, подбородок, так как они выдвигаются вперед, - органы, предназначенные представлять наклонности или инстинкты того мира, которому они принадлежат.
Эти различные органы, имеющие разнообразные формы, специально изучал Лафатер, придавая им большое значение в деле отображения характера.
Так он отличает, что выпуклость бровей является тождественной серединой, по нашему мнению, философским узлом лица, являясь границей между Божественным и абстрактным миром.
Брови образуют раздел между сторонами мозга и чувств.
Прямые брови означают мужество и мудрость.
Но прямые брови могут быть только тогда, когда выпуклая бровная дуга, хорошо выполнена особенно на месте, которое составляет наружную сторону треугольника перед висками.
Значит, мужество и мудрость должны быть соединены с порядком в действиях.
Жидкость, стекая со лба, встречает препятствие в виде бровей, что и было замечено при наблюдении за мыслителями, которые, размышляя, сдвигают брови, как будто для того, чтобы остановить и сосредоточить эту жидкость в мозгу. Это происходит потому, что лицо в это время остается неподвижным.
Если корень носа широк, то жидкость проходит легко и беспрепятственно, и поэтому широкий корень носа является признаком возвышенного ума, хотя такие носы редки, даже у знаменитых людей.
Носы выгнутые в начале корня принадлежат властным характерам, твердым в своих намерениях и упорным в их претворении в жизнь.
Нос перпендикулярный или приближающийся к нему определяет человека, умеющего твердо и спокойно действовать.
Сжатый или курносый нос, представляет легкомыслие и беспечность.
Нос с углублением при корне – слабость и робость.
Легкий горб на носу – признак поэзии.
Нос, склонившийся к губам, обозначает признак чувствительности.
Губа, выдающаяся кверху – признак простодушия.
Сжатый рот, короткий и прямолинейный, а также и тонкие губы, есть выражение порядка и эгоизма, особенно при привычке сжимать губы.
Правильные рот и губы принадлежат людям честным, твердым и справедливым.
Толстые, как бы вывороченные губы принадлежат ленивым, чувственным и грубым людям, любителям хорошо и много поесть.
Костлявый подбородок принадлежит рассудительному человеку.
Плоский подбородок – хладнокровному и самолюбивому человеку.
Угловатый подбородок принадлежит человеку умному, снисходительному с твердым характером.
Выпуклый подбородок – рассудительному, твердому и благоразумному характеру.
Маленький подбородок означает твердость.
Кривой подбородок – слабость.
Щеки худощавые и впалые – знак душевной скудности.
Мясистые щеки – влажность и чувствительность темперамента.
Легко обозначенные скуловые кости – признак холодности, очень выпуклые – эгоизма и часто злости.
Широкие челюсти – признак алчности, эгоизма, крайнего материализма.
Мы коротко изложили основы учения Лафатера. Нужно при этом помнить, что если мир нравственный и мир абстрактный обозначают хорошие качества, то они имеют преимущество над миром материальным и смягчают своим влиянием недостатки последнего.
Разбирая изменения, намеченные каждой чертой, каждым органом лица, можно распознать степень силы этого органа в представленном им качестве и посредством сравнения с другими чертами лица, которые проявляются для увеличения или уменьшения влияний этих наклонностей, или даже для нейтрализации, можно было бы узнать истинный характер личности.
Есть такие физиономии, которые от рождения кажутся назначенными управлять и повелевать себе подобными. Их особенно следует искать между сангвиническими характерами, то есть пылко-горячими темпераментами. Человек такого сложения одинаково способен и к самым великим преступлениям и к самым высоким добродетелям. «Я не боюсь, - говорил Цезарь, - сияющих и цветущих лиц Антониев и Долабелл, но мне отвратительны сухие и бесцветные лица Кассиев и Брутов». И нам известно, от чьих кинжалов пал этот великий человек.
Во всех науках дерзостный творческий полет мысли, соединенный с гордостью и самолюбием и желанием, посредством своего таланта и пламенной душевной силы, возвысится над тысячами себе подобных, является обманчивым признаком, который сводит нас с истинного пути и заманивает в дикий лабиринт, из которого искусство выводит нас уже по долгу времени. В наше время появились физиогномисты, которые в порыве энтузиазма и игры своего воображения выдавали себя за физиогномических оракулов. Еще одна развилка на пути этой науки, которая приводит в заблуждение, есть пренебрежение самой науки, которой мы не знаем, и в нашем случае это является отвержением самой физиогномики.
Гиппократ говорил: «У кого большая голова, малый глаза и гнутый язык, - от натуры склонен к гневу. Большие головные кости показывают сильные, а малые глаза – живые чувства. У кого много зубов, - достигнет глубокой старости. Кто имеет привычку смотреть на других пристально, - склонен к гневу, это дух больше пронырливый, нежели неустрашимый».
Первое полное сочинение по физиогномике оставил нам Аристотель. По его заключения, живой цвет лица с румянцем и белизной и гладкостью кожи показывает горячую сангвиническую, смешанную и добрую натуру. Волосы мягкие почти всегда показывают робкого или доброго человека, жесткие – неустрашимого или злого человека, так как и звери, имеющие мягкую кудрявую шерсть и обитатели южных стран имеют мало смелости, а северные жители и звери с толстыми волосами, твердой кожею и и по ощущению внутренней крепкости, неустрашимы. Медленное движение показывает нерешительность, а скорая походка – деятельность. Громкий усиливающийся голос показывает отважного, а тихий снижающийся – малодушного.
«У римлян, - говорил Цицерон, - лицо является зеркалом происходящего в душе, и глаза сообщают нам первое о том известии: они показывают почти все повороты души. Если они устремлены на какой-либо предмет, душа об этом размышляет, какая страсть в них изображается, на их стекле рисуется ход каждого нашего поступка, и это также замечается в глазах зверей. Львы и лошади потряхивают гривой во время гнева. За языком, которым мы открываем свои мысли, глаза имеют второе значение; они являются пищей для слов, и придают нашим действиям смысл. Старайся голос свой сделать приятным, ибо природа вложила в него модуляции, изгибы тонов и звоны, которые должны помогать нам не повышать его, а понижать, чтобы говорить ни напевом, ни сурово. Взгляды же и жесты оживляют голос».
Числа: три, четыре и семь – составленное из трех и четырех, повсюду встречаются в каббале.
Лицо делится на три мира:
1. Лоб – Божественный мир.
2. Нос и глаза – физический мир, нос и глаза составляют треугольник со ртом, с челюстями и подбородками представляют материальный мир.
Юпитер председательствует в правом ухе.
Сатурн – в левом ухе.
Солнце – в правом глазу.
Луна – в левом глазу.
Сатурн иногда искажает влияние Луны, тогда левый глаз становится дурным глазом.
Левое крыло носа посвящено Венере, а правое – Марсу.
Гнев и любовь одинаково раздувают ноздри.
Рот и подбородок посвящены Меркурию, богу красноречия и лжи.
Венера занимает пространство между бровями, где, по френологии, помещено любопытство.
Физиогномия может быть изучаема как по выражению лица, так и по форме его отдельных органов. В системе физиогномики большая роль принадлежит лицевому нерву, и его господство распространяется на все мускулы лица до затылочного нерва, так что он возбуждает не только расширительные мускулы рта и носа, но и те, которые расширяют ноздри и сжимают глотку и зев.
Лицевой мускул, по мнению Лафатера, зависит от мозга и его работы. Страсти же действуют на мозг вообще или на одну только его часть, реакция ее на мускулы, получаемая ими через нервы, определяет движение, которое наблюдается. При осуществлении этих движений орган действует пассивно, управляемый волей человека. Движение лица всегда соответствует его чувствам.
То же можно сказать и о жестах, которые имеют много общего с физиогномикой, так как управляются теми же причинами.
Наконец, согласно наблюдениям медиков, можно сделать вывод, что лицо в течение времени и в результате повторения тех же самых мыслей, страстей и привязанностей, а следовательно, и тех же движений мускулов и кожи различных его частей, сохраняет обыкновенно особое выражение, достаточно тождественное и различных личностей.
Итак, принято признавать, что выражение лица находится в полной зависимости от страстей, и поэтому по физиогномическим оттенкам Лафатер имел возможность узнавать господствующие чувства в человеке. Потому что вследствие страстей и в зависимости от мозга, они полностью подчиняются воле. Если лоб и руки остаются неизменяемыми, то лицо полностью повинуется приказаниям его черт характера, управляя мимикой до той минуты, пока порок кладет на нее свою печать, например, опускаются мускулы лица, глаза делает безумными, первоначальная красота превращается в отталкивающее безобразие и показывается тайный лицемер. Но люди до того времени, пока не знакомы с физиогномикой, часто ошибаются, доверяя своим инстинктам и стараются по лицу прочитать намерения своего противника.
Итак, обратимся опять к началу.
Лицо по отношению ко всему представляет мир Божественный, так как под черепом помещен мозг, откуда возникают мысли, которые освещают физиономию.
Нос, глаза и уши служат разуму, дабы предупредить об опасности при помощи зрения, слуха, обоняния. Эти органы составляют мир абстрактный.
Чувственный и сладострастный рот и подбородок, составляющие основание лица; челюсти, предназначенные пережевывать пищу и питать тело, принадлежат миру материальному.
Середина лба, нос, подбородок, так как они выдвигаются вперед, - органы, предназначенные представлять наклонности или инстинкты того мира, которому они принадлежат.
Эти различные органы, имеющие разнообразные формы, специально изучал Лафатер, придавая им большое значение в деле отображения характера.
Так он отличает, что выпуклость бровей является тождественной серединой, по нашему мнению, философским узлом лица, являясь границей между Божественным и абстрактным миром.
Брови образуют раздел между сторонами мозга и чувств.
Прямые брови означают мужество и мудрость.
Но прямые брови могут быть только тогда, когда выпуклая бровная дуга, хорошо выполнена особенно на месте, которое составляет наружную сторону треугольника перед висками.
Значит, мужество и мудрость должны быть соединены с порядком в действиях.
Жидкость, стекая со лба, встречает препятствие в виде бровей, что и было замечено при наблюдении за мыслителями, которые, размышляя, сдвигают брови, как будто для того, чтобы остановить и сосредоточить эту жидкость в мозгу. Это происходит потому, что лицо в это время остается неподвижным.
Если корень носа широк, то жидкость проходит легко и беспрепятственно, и поэтому широкий корень носа является признаком возвышенного ума, хотя такие носы редки, даже у знаменитых людей.
Носы выгнутые в начале корня принадлежат властным характерам, твердым в своих намерениях и упорным в их претворении в жизнь.
Нос перпендикулярный или приближающийся к нему определяет человека, умеющего твердо и спокойно действовать.
Сжатый или курносый нос, представляет легкомыслие и беспечность.
Нос с углублением при корне – слабость и робость.
Легкий горб на носу – признак поэзии.
Нос, склонившийся к губам, обозначает признак чувствительности.
Губа, выдающаяся кверху – признак простодушия.
Сжатый рот, короткий и прямолинейный, а также и тонкие губы, есть выражение порядка и эгоизма, особенно при привычке сжимать губы.
Правильные рот и губы принадлежат людям честным, твердым и справедливым.
Толстые, как бы вывороченные губы принадлежат ленивым, чувственным и грубым людям, любителям хорошо и много поесть.
Костлявый подбородок принадлежит рассудительному человеку.
Плоский подбородок – хладнокровному и самолюбивому человеку.
Угловатый подбородок принадлежит человеку умному, снисходительному с твердым характером.
Выпуклый подбородок – рассудительному, твердому и благоразумному характеру.
Маленький подбородок означает твердость.
Кривой подбородок – слабость.
Щеки худощавые и впалые – знак душевной скудности.
Мясистые щеки – влажность и чувствительность темперамента.
Легко обозначенные скуловые кости – признак холодности, очень выпуклые – эгоизма и часто злости.
Широкие челюсти – признак алчности, эгоизма, крайнего материализма.
Мы коротко изложили основы учения Лафатера. Нужно при этом помнить, что если мир нравственный и мир абстрактный обозначают хорошие качества, то они имеют преимущество над миром материальным и смягчают своим влиянием недостатки последнего.
Разбирая изменения, намеченные каждой чертой, каждым органом лица, можно распознать степень силы этого органа в представленном им качестве и посредством сравнения с другими чертами лица, которые проявляются для увеличения или уменьшения влияний этих наклонностей, или даже для нейтрализации, можно было бы узнать истинный характер личности.
Есть такие физиономии, которые от рождения кажутся назначенными управлять и повелевать себе подобными. Их особенно следует искать между сангвиническими характерами, то есть пылко-горячими темпераментами. Человек такого сложения одинаково способен и к самым великим преступлениям и к самым высоким добродетелям. «Я не боюсь, - говорил Цезарь, - сияющих и цветущих лиц Антониев и Долабелл, но мне отвратительны сухие и бесцветные лица Кассиев и Брутов». И нам известно, от чьих кинжалов пал этот великий человек.
Во всех науках дерзостный творческий полет мысли, соединенный с гордостью и самолюбием и желанием, посредством своего таланта и пламенной душевной силы, возвысится над тысячами себе подобных, является обманчивым признаком, который сводит нас с истинного пути и заманивает в дикий лабиринт, из которого искусство выводит нас уже по долгу времени. В наше время появились физиогномисты, которые в порыве энтузиазма и игры своего воображения выдавали себя за физиогномических оракулов. Еще одна развилка на пути этой науки, которая приводит в заблуждение, есть пренебрежение самой науки, которой мы не знаем, и в нашем случае это является отвержением самой физиогномики.
Гиппократ говорил: «У кого большая голова, малый глаза и гнутый язык, - от натуры склонен к гневу. Большие головные кости показывают сильные, а малые глаза – живые чувства. У кого много зубов, - достигнет глубокой старости. Кто имеет привычку смотреть на других пристально, - склонен к гневу, это дух больше пронырливый, нежели неустрашимый».
Первое полное сочинение по физиогномике оставил нам Аристотель. По его заключения, живой цвет лица с румянцем и белизной и гладкостью кожи показывает горячую сангвиническую, смешанную и добрую натуру. Волосы мягкие почти всегда показывают робкого или доброго человека, жесткие – неустрашимого или злого человека, так как и звери, имеющие мягкую кудрявую шерсть и обитатели южных стран имеют мало смелости, а северные жители и звери с толстыми волосами, твердой кожею и и по ощущению внутренней крепкости, неустрашимы. Медленное движение показывает нерешительность, а скорая походка – деятельность. Громкий усиливающийся голос показывает отважного, а тихий снижающийся – малодушного.
«У римлян, - говорил Цицерон, - лицо является зеркалом происходящего в душе, и глаза сообщают нам первое о том известии: они показывают почти все повороты души. Если они устремлены на какой-либо предмет, душа об этом размышляет, какая страсть в них изображается, на их стекле рисуется ход каждого нашего поступка, и это также замечается в глазах зверей. Львы и лошади потряхивают гривой во время гнева. За языком, которым мы открываем свои мысли, глаза имеют второе значение; они являются пищей для слов, и придают нашим действиям смысл. Старайся голос свой сделать приятным, ибо природа вложила в него модуляции, изгибы тонов и звоны, которые должны помогать нам не повышать его, а понижать, чтобы говорить ни напевом, ни сурово. Взгляды же и жесты оживляют голос».