Каббала
Каббала́ (ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предание») — духовное учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного также под именем Аризаль).
Каббала прямо или косвенно повлияла на многих философов и учёных на протяжении истории и приобрела значительную популярность в последние годы. На Каббале основаны многие еврейские движения последних столетий — в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм.
Основа Каббалы (определение Бааль Сулама)
«…Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую „раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире…“» (из статьи Бааль Сулама «Суть Каббалы»)
Предназначение Каббалы
Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания.
Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовных мирах.
Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется «Гмар Тикун» (ивр. גמר תיקון) — конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.
Изучение Каббалы
Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании.
Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого последующего поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя.
Целью Каббалы также является более глубокое понимание законов жизни и мира, что позволяет человеку, народу и человечеству правильно ориентироваться в жизни.
Источники Каббалы
Фундамент средневековой каббалы был заложен в Вавилонии и Византии в VII—VIII вв., когда появилось довольно много мидрашей с выраженными каббалистическими тенденциями. Предметом исследования некоторых из них (например, «Алеф Бет раби Акивы» и «Мидраш га-Коген») были тайны создания и структуры вселенной.
Другие сочинения того же периода описывают небеса, которые представляют собой семь небесных дворцов (так называемых гейхалот), и священную колесницу (Меркава). Эти ранние намеки на мистическую космогонию, космологию и теософию в IX в. ожили в Италии и Германии, а потом и в Испании, которая в XIII в. стала центром каббалы.
Сефер Йецира
Наиболее древним источником Каббалы является книга «Сефер Йецира» (ивр. ספר היצירה — «Книга творения»). По мнению каббалистов, автором этой книги является праотец Авраам. По другой версии, книга написана во II веке н. э. рабби Акивой согласно идеям праотца Авраама.
Каббалисты считают, что Авраам первый в истории человечества осознал единство всех индивидуумов и процессов, овладев духовной технологией Каббалы. По мнению каббалистов, Авраам был первым человеком, сумевшим изменить свою судьбу. У Авраама не должно было быть детей от его жены Сары. Однако благодаря огромной заботе Авраама о ближнем произошло чудо и родился Исаак.
Сефер га-Багир
Из всех каббалистических текстов книга «Багир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы.
Фактически «Багир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своем комментарии к Торе раби Моше бен Нахман (Рамбан).
Кроме того, «Багир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зогар». Название «Багир» происходит от первого библейского стиха, цитируемого в тексте: «Теперь не видно яркого света (Багир) в облаках…» (Иов, 37:21).
Эту книгу называют также (в частности Рамбан) «Мидраш раби Нехуниа бен га-Кана». Возможно, причина этого заключается в том, что имя раби Нехуниа приводится в самом начале этой книги, однако большинство каббалистов приписывают «Багир» ему и его школе. Именно по этой причине существует предание, что «Багир» был написан амораим — последними мудрецами Талмуда. (А. Каплан, предисловие к «Багир»).
Хотя «Багир» является совсем небольшой книгой (всего около 12 000 слов), его очень высоко ценили те, кто исследовал тайны каббалы. Выдающийся каббалист XV в. раби Иуда Хайит писал: «Сделай эту книгу короной на своей голове».
Большая часть текста очень трудна для понимания, поэтому глава цфатской каббалистической школы раби Моше Кордоверо (1522—1570) говорил: «Слова этого текста — сияющие (Багир) и сверкающие, но их блеск может ослепить глаза».
Впервые «Багир» был выпущен в свет около 1176 г. прованской школой-каббалистов и имел хождение в виде рукописи в ограниченном кругу адептов. Ортодоксальные каббалисты утверждают, что книгу написал выдающийся талмудист I века н. э. Рабби Нехуния бен хаКана.
Первое печатное издание появилось в Амстердаме в 1651 г., последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Самым лучшим изданием из всех является опубликованное в Иерусалиме (1951) раби Реувеном Марголиусом вместе с его комментарием «Ор ха-Багир» («Свет Багира»).
В «Багире» утверждается, что углубление в тайны Маасе меркава так же приемлемо, как и молитва (§ 68), но предупреждается, что оно невозможно без впадения в заблуждение (§ 150).
В «Багире» содержится учение о десяти Сфирот, чьи имена (за исключением трех из них) приводятся в тексте, особенно интересна их последовательность и отношение к вселенной, дням недели и человеку (например, к обрезанию).
Рассматривается понятие гилгул (перевоплощение). Оно используется для объяснения проблемы кажущейся несправедливости и того, почему страдают и рождаются калеками даже невинные младенцы. Учение о гилгул получило дальнейшее развитие в «Зогаре» и еще подробнее — в «Сефер Гилгулим» и других писаниях школы Ари.
Другие темы «Багира» касаются интерпретации букв еврейского алфавита, из которых упоминаются пятнадцать. Обсуждаются — обычно в контексте Сфирот такие понятия, как тефилин, цицит, лулав и этрог, а также понятия, присутствующие в «Сефер Йецира», например Тридцать два Пути Мудрости (§ 63), двенадцать диагональных границ (§ 95), а также тема «Ось, Сфера и Сердце» (§ 106).
Вообще числа играют в книге «Багир» весьма знаменательную роль. Вводятся два необычных понятия, связанные с ангелами или ангельскими силами. Одно из них — Цура, которое буквально означает «форма», другое — Кома, которое можно перевести как «структура», «тело» (§§ 8, 166). Другие термины, применяемые к ангелам, — Начала (Манхигим) и Служители (Пкидим).
Важнейшее откровение «Багира» — различные имена Всевышнего (§ 112). Говорится и об Имени, которое упоминается в Талмуде и состоит из двенадцати букв (§§ 107, 111), и о семидесяти двух комбинациях Имени, являющихся производными (§§ 94, 107, 110). Это Имя упоминается в ранних талмудических источниках.
В «Багире» также содержится учение о Цимцум, то есть о самосжатии Божественного Света, но оно дано в наброске. Раби Берахиа говорит, что Свет уже существовал, но у Царя не было для него места, в которое его можно было бы поместить. Только после того, как было подготовлено «место», этот Свет смог открыться.
Подробное учение о Цимцум позднее разработал Ицхак Лурия (1534—1572). Цимцум — один из самых главных философских принципов каббалы, ставший для многих ученых источником путаницы (А. Каплан).
"Книга Зогар" Раби Шимон бар Йохай
Наиболее знаменитой каббалистичесой книгой является Книга Зогар (ивр. זוהר, «Сияние»), написанная согласно ортодоксальным каббалистам во II—III веке н. э. р. Шимоном бар Йохаем и опубликованная в XIII веке раби Моше де-Леоном.
По преданию р. Шимон бар Йохай со своим сыном Элазаром 13 лет изучал тайны каббалы в пещере. Позже, Шимон бар Йохай обучал Каббале своих учеников и написал книгу Зогар.
Каббалисты считают Зогар основой каббалистической мысли и огромной духовной силой. Многие из них рекомендуют содержать её в каждом доме. Чтение Зогара вслух, не обращая внимание на его содержание, просто для «пользы души» (каббалисты считают, что чтения Зогара имеет положительное влияние на подсознательном уровне), стало распространённым обычаем, особенно среди сефардов.
В XVI в. Зогар был впервые напечатан в Италии и имел такой авторитет, что любой ученый, имеющий деньги, желал его приобрести. Читателями книги были и христиане, которые интересовались еврейским мистицизмом и возможностями его христианской интерпретации.
Учение Ари
Значительный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р. Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).
Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы (Лурианская каббала) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי). Эта книга стала второй по важности после Книги Зоар. Книга Эц Хаим («Дерево Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».
Лурианская каббала является основой как сефардской Каббалы с XVI века, так и хасидской Каббалы, появившейся в XVIII веке. Практически все современные каббалистические направления изучают Лурианскую каббалу.
Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.
В основе Лурианской каббалы лежат четыре идеи: «Эйн-соф» (бесконечность) сжался, образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершенен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами — клипот, или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить тиккун — возвращение божественных искр Божеству, — для чего необходимо установить в мире божественный порядок и царство закона.
Каббала раби Ицхака Лурии — это собственное истолкование Зогара, мудрость которого он постигал в уединении на берегах Нила. Среди евреев распространились легенды о сверхъестественной мудрости раби Ицхака Лурии и его учеников. В этих рассказах он предстает как великий проро
Каббала в сефардских общинах
Соломон Ибн Гвироль (XI в.) оказал существенное влияние на развитие каббалы своими аллегорическими толкованиями Танаха, которые, например, Авраам ибн Эзра считал чрезвычайно глубокими. Имеется также множество свидетельств о том, что каббалисты из Жероны знали о его работах или испытывали их влияние (См. Scholem, Gershom, Kabbalah (New York: Dorset Press, 1974), pp. 93, 392).
Йосеф Дан настаивает на существовании взаимосвязи между философией Ибн Гвироля и Сефер Йецира и литературой Хейхалот. (Dan, Joseph, The Ancient Jewish Mysticism (Tel Aviv: MOD Books, 1993), p. 10).
Многие стихотворения ибн Гвироля выглядят вполне каббалистически (напр., «Агава»). В его знаменитой поэме «Кетер малхут» вселенная со всеми своими планетными и звездными сферами предстает как материальная проекция духовного Древа Сфирот (каждая планета символизирует определенную сефиру); возможно также, что Божественная Воля, играющая центральную роль в его метафизике, берет начало в Кетер (Венец) — высочайшей сефире, обособленной от всех других.
Ицхак ибн Латиф (XIII в.), философ и каббалист из Толедо, считал, что учение Ибн Гвироля относится к тем «тайнам», которые не следует открывать простым людям.
В Средние века каббала развивалась в трех школах: Ицхака Слепого (Жеронская школа), Иегуды Хасида (ок. 1150—1217) и Авраама Абулафии (1240—1291). В XIII веке в Жеронской школе (Ицхак Слепой, Азриэль из Жероны, Нахманид(Рамбан)) были сформулированы многие основные понятия каббалы .
Книга Зоар также стала известна лишь в XIII веке.
Рабби Моше бен Нахман (Нахманид или Рамбан) (1194—1270) — выдающийся каббалист, талмудист и философ, глава испанских евреев Героны. Пробудил интерес к мистико-экзегетическим исследованиям Талмуда и Танаха, считая, что их глубинный смысл достижим через просвещенную веру («эмуна ве битахон») и методы каббалы.
Высоко оценивая роль разума в мистическом познании, Нахманид, однако, критиковал Маймонида (Рамбама) за чрезмерный рационализм в его философии. Неоплатонические элементы каббалистического мистицизма Нахманида просматриваются в его описании сфирот, в их отношении к сокрытому трансцендентному Эйн-софу.
По его мнению, Тора является всеобъемлющим источником знания, а изложенное в ней служит также знаками на будущее. Так, например, описание сотворения мира содержит косвенные указания на важнейшие события шеститысячелетнего существования мира, а суббота символизирует седьмое тысячелетие, день Господний.
На основе своей метафизики Нахманид сформулировал мистическую историософию и таким образом стал предшественником некоторых историософских учений XVIII и XIX веков.
Рамбан был первым равином, который заявил, что переселение в святую землю Израиля является библейской заповедью для всех евреев. «Великолепие мира — земля Исраэля, великолепие земли Исраэля — Йерушалаим, великолепие Йерушалаима — священный Храм, великолепие Храма — Святая святых, а ее великолепие — место крувим, где пребывает Шехина».
Оригинальна антропология Нахманида и его учение о награде и наказании, воскрешении мертвых. Помимо животной души, полученной от «Высших сил» и присущей всем живым тварям, человек обладает особой душой. Эта особая душа — прямая эманация из Божества, существовала до сотворения мира. Посредством человека она входит в материальную жизнь; и при уничтожении его тела, она или возвращается к своему первоначальному источнику, или входит в тело другого человека.
Это представление, согласно Нахманиду, является основанием левиратного брака. Воскресение о котором говорят пророки и которое будут иметь место после того, как придет Машиах, по мнению Нахманида, относится к телу. Физическое тело человека через влияние души может преобразовать себя в столь чистую сущность, что оно станет вечным.
Авраам Абулафия — представитель экстатической каббалы, знаток Танаха, Талмуда, философии и медицины. а также мастер каббалистической медитации — «хохмат га-церуф», которая основывается на том, что Божественный язык (иврит) составляет сущность действительности. Его занимали не столько вопросы о сущности Самого Бога, сколько практические способы обретения чувства Его близости.
Чтобы найти Бога утверждал Абулафия, необходимо «распечатать душу, распутать стягивающие ее узлы». Это возможно через приемы «хохма га-церуф», которые освобождают каббалиста «из заточения в природных сферах и ведут его к самым границам сферы Божественной».
Каббалист также довольно часто может «видеть» и «слышать» душу своего духовного наставника, который становится для ученика «двигателем изнутри, распахивающим запертые двери его души».
По мнению исследователя Г.Шолема Абулафия почувствовал себя Машиахом, призванным обратить Западный мир вместе с папой Римским в иудаизм. Он отправился в Рим, чтобы встретиться с папой (в то время был понтификат Николая III) и вести с ним переговоры «от имени еврейства» (Гершом Шолем. Основные течения в еврейском мистицизме. Иерусалим, 1984. т.1. С. 181).
Абулафия критиковал христианство, в «Сефер га-хешек» он пишет: «Если тебе кто-нибудь скажет, что Божество триедино, отвечай: „Ложь и обман“. Ибо ивритское слово обозначающее три, имеет ту же числовую величину, что и „ложь и обман“.»
Ицхак из Акко (1250—1350) был учеником и коллегой Рамбана и одним из ведущих кабалистов своего времени. Под его руководством сложился кружок каббалистов, практиковавших каббалистическую медитацию.
В своей книге «Оцар Хайим» («Сокровища жизни») Ицхак попытался доказать, что каббалистическая медитация есть кратчайший и вернейший путь к достижению близости с Богом. Он считал, что цель каббалиста — достичь Эйн Софа, не задерживаясь на «низших» ступенях. Именно поэтому он требовал от учеников предельной отрешённости.
Он применял те же техники медитации, что и Абулафия. Однако он внёс в них некоторые дополнения, делая акцент на идеи «греха» и «страдания».
Например, он рекомендовал ученикам воспроизводить в медитации историю мученичества рабби Акивы и его товарищей и в память о его страданиях воздерживаться от чувственных удовольствий. Но любовь мужчины к женщине он считал предварительным условием для любви к Б-гу. Он писал: …тот, кто ни разу не желал женщину, подобен ослу и даже хуже того. Дело в том, что через это чувство он учится служить Б-гу".
Рабби Шломо Алькабец (1500—1580), шурин и учитель каббалы Моше Кордоверо («Рамак»), был главой каббалистов Сафеда до святого Ари. Знаменит как автор мистического гимна Леха Доди в честь Шаббата.
Гимн основывается на каббалистическом учении о подъеме сфиры Малхут (которая представляет и Шехину, и еврейскую душу) во время Шаббат, и поэтому выражает тоску Шехины и еврейской души, жаждущих искупления. Гимн стал настолько популярным, что он был включен в литургию Шаббат каждой еврейской общины.
Моше бен Яаков Кордоверо (1522—1570) из Сафеда (Цфат) — учитель Ицхака Лурии. Еще в молодости Кордоверо был известнен как как один из самых великих знатоков каббалы. Хотя среди современников Кордоверо пользовался высочайшим уважением, но его славу скоро затмил его ближайший ученик Ицхак Лурия.
Кордоверо оказал огромное влияние на развитие каббалистической литературы этической направленности, прежде всего, благодаря своему очень популярному трактату «Томер Двора» («Пальма Дворы», где он попытался сделать учение о сфирот этической основой мысли и действия.
Кордоверо считает, что нужно сначала изучить Танах, Мишну и Гемару прежде, чем приняться за изучение каббалы. В своих работах «Элима Раббати» и «Шиур Кома» он признает значимость философии, но стремится показать ее бессилие в решении проблемы связующего звена между Эйн-софом и миром.
Подчеркивая важность логического анализа, он говорит, что совершенное знание можно узреть только очами души, взирающей во внутреннее (га-рийя га-пнимит).
Самый значительный его труд — «Пардес римоним» («Гранатовый сад») — кладезь каббалистической мудрости (завершен в 1549 г.). В нем Эйн Соф предстает как мысль, питающая всю вселенную. «До тех пор пока все, что существует, содержится в Его бытии, Он охватывает все сущее. Субстанция Его присутствует в Его сефирот, и Сам Он — во всем, и ничто — вне Его».
Свет Эйн Софа протекая через сефирот, подобно потоку чистой воды, приобретает многообразные цвета и формы материального мира. «Он не меняет цвета вовсе, [не склоняясь] ни к суду, ни к состраданию, ни вправо, ни влево. Однако при прохождении [его] лучей сквозь [сефирот] — пёстрые цветные стёкла, — верх берёт то суд, то сострадание». (Moses Cordovero, Pardes Rimonim).
Но отождествлять сфирот и Эйн-соф нельзя.
Кордоверо критиковал каббалистов, которые не проводили четкого разграничения между сфирот (Божественными атрибутами) и Божественной Сущностью.
В «Пардес римоним» (врата 4) Кордоверо поддерживает рабби Менахема Реканати как сторонника строго инструментальной интерпретации сфирот («как орудий художника»).
«Сефер Маген Довид» он считает источником онтологического определения сфирот в качестве Божественной сущности. «Пардес римоним» дает систематическое представление о каббалистической теологии, являясь авторитетным и любимым руководством среди знатоков каббалы во всем мире. Он не только великолепно построен, но также и содержит много ценнейших комментариев на пассажи из каббалистических книг (Зогар и др.).
Написанная Кордоверо в течение десятилетия после завершения «Пардес римоним», «Сефер Элима раббати» представляла собой гораздо более разработанную систему каббалистической теологии. Несмотря на это книга имела ограниченное влияние и признание.
Книга «Ор не’ерав» («Приятный свет») — это краткое введение в каббалистические учения, ее лаконичные формулировки важны для понимания подобных предметов в других работах Кордоверо, а также «Пардес Римоним», поскольку она содержит краткое описание его содержания, сформулированного в виде каббалистического кредо.
Своей самой главной работой Кордоверо считал «Сефер ор якар» («Прямой свет») — многотомный комментарий к Зогару, которому он посвятил много лет своей жизни. Кордоверо стремился к всесторонней интерпретации основных каббалистических традиций, особенно наследия Зогара.
Кордоверо никогда не утверждал, что он философ. Но на фоне лурианского символизма и мифологических образов, он неизбежно воспринимался как исключительно здравомыслящий и рациональный каббалистический автор.
Его подход был в основном философским. Но большинство каббалистов видело в нем учителя великого медитативного благочестия, а не теоретической философской спекуляции. Во время похорон рабби Кордоверо, И. Лурия видел столб огня, а Йосеф Каро воскликнул: «Здесь находится Ковчег Торы».
Рабби Йосеф Каро (1488—1575) известен как автор «Шулхан Аруха» («Накрытый стол»), кодекса еврейского Закона. Еще в молодом возрасте о нем пошла слава как о великом знатоке галахи и аскете, соблюдающем многочисленные посты.
К каббале он обратился либо под влиянием рабби Шломо Молха, который был сожжен церковью за ересь (Каро даже выражал желание умереть таким же образом — как святой мученик (ал кидуш Га-Шем)), либо рабби Шломо Алькабеца, автора мистического гимна Леха Доди.
Каро удостоился Руах Га-Кодеш, его постоянно посещал магид — ангельский наставник, который объяснял ему многие каббалистические учения.
Учение, данное магидом, было записано в книге «Магид мейшарим», где засвидетельствовано, что Каро являлась сама Мишна; во многих местах этой книги говорится: «Я — Мишна, которая говорит в твоих устах». Таким образом, Устная Тора (из которой Мишна — фундаментальная часть) говорила в нем.
Каббалистическое учение, содержащееся в «Магид мейшарим», по своему стилю ближе к каббале Моше Кордоверо, а не Лурии. Однако Хаим Виталь, главный ученик Лурии, превозносил величие души Йосефа Каро, говоря, что она происходит от душ великого рабби Иегуды бар Ила’и и обнаруживает сходство с душами рабби Шломо Бен Адрета (Рашба), рабби Аарона Галеви и рабби Видаля из Тулузы, автора «Магид Мишны», важного комментария к «Мишне Тора» Маймонида.
После смерти душа Каро являлась во сне некоторым каббалистам. Рабби Йешаягу Горовиц (1560—1630) пишет, что однажды в пятницу ночью, в году 5365 (1605), рабби Йосеф, спустя тридцать лет после своего ухода, явился во сне некоему мудрецу, живущему в Сафеде. Он сообщил, что видел рабби Йосефа «сидящим на величественном троне в присутствии неисчислимых всемирноизвестных рабби. Его лицо сияло как блеск неба…, и он учил о кдуша». («Шла Га-Кодеш»).
Рабби Хаим бен Йосеф Виталь (1543—1620) — выдающийся ученик Ицхака Лурии, один из самых известных представителей и комментаторов лурианской каббалы. Сам Лурия писал немного, поэтому благодаря Виталю сохранилась главная работа Лурии «Эц хаим», которую он записал и составил к ней примечания со слов самого Лурии.
Свое учение Виталь позже отразил в работе «Шмона Ша’арим» («Восемь врат»). В ней он излагает методы, благодаря которым можно открыть врата физического мира, чтобы войти в миры Асия и Йецира. Эти методы включают йихудим («единения») и молитвы, имеющие отношение к миру Йецира, и его десяти сфирот.
Именно эти методы восходят к тем, которым учила литература «Гейхалот», и этими практиками пользовались рабби Нехуниа, Акива, Ишмаэль, и мужи Великого Собрания. Виталь не хотел обнародовать учение Лурии, а стремился сохранить его тайны для небольшого круга посвященных учеников.
Иосеф Табул (или Ибн Табул, 1545—1600) иммигрировал из родной Северной Африки (поэтому его называют «Йосеф га-Ма’арави) в Цфат, где в 1570 г. стал одним из выдающихся учеников Лурии, а после смерти Лурии — главным популяризатором, не считая Хаима Виталя, ученика Лурии.
В своем сочинении он комментирует указания Лурии насчет того, как приблизиться к душам цадиков. Возлегая на могиле цадика, каббалист должен, „держа в уме славное и страшное Имя (Господа), соединить Святого и Благословенного с Его Шехиной в страхе и любви, соединить вав с ге посредством йод и ге…“.
„И, будьте внимательны, — пишет Табул, — нет сомнений в том, что цадики после смерти, даже обращаясь в прах, не перестают служить Богу и всегда заняты соединением в глубине души и духа, и тени, возвышаясь и соединяя хохма [мудрость] и бина [понимание] в глубине души, тиферет [красота] с малхут [царство] в глубине духа, а также ее [малхут] женские воды с тайной [глубиной] их души, в первую очередь ночью, когда Святой и Благословенный играет с тенями цадиков в райском саду, как сказано в Зогар в разделе Лех Леха…“.
Табул дает подробные указания насчет того, как концентрироваться на буквах имени Бога (YHWH) и как комбинировать буквы этого имени с другим божественным именем Эгье, а также буквы YHWH с буквами Адонай. Внимание должно быть сосредоточено на виртуозном соединении букв в длинных и практически непроизносимых божественных именах, обладающими огромной магической силой. Главной целью здесь является соединение души адепта и души цадика, на могиле которого адепт лежит, простершись, с „Божественным корнем, от которого и адепт, и цадик зависят“ .
Одним из первых, кто объявил об отмене всех ограничений на изучение Каббалы, был Марокканский Каббалист Авраам Азулай(1570—1643) написавший в своей книге „Милосердие Авраама“ („Хесед ле-Авраам“), что начиная с 1540 года запрещения на изучение Каббалы сняты.
Сефардские общины, помимо Авраама Азулайя, подарили миру целую плеяду выдающихся Каббалистов, таких как Шалом Шавази, Шалом Шараби, Хаим Бен Атар.
Изучение Каббалы получило широкое распространение на востоке, особенно в северной Африке. Так к примеру большинство Марокканских Евреев имели в своих домах тексты книги Зоар и изучали их. Марокканские Мусульмане также с большим уважением относились к Каббалистам. Некоторые из них были объявлены Мусульманскими праведниками.
На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных индивидуумов. Однако очень важный толчок в развитии каббалы произошел, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., что привело к мощному взрыву мессианского стремления к искуплению грехов, а в результате миграции несколько наиболее ученых испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галиции. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции короткое, но замечательное время в XVI в.
Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением и как таковая подготовила почву для мессианского движения, во главе которого встал Шабтай Цви (1626—1676), а веком позже — для восточно-европейского хасидизма.
Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путем, пока просвещение и эмансипация, а потом национализм и сионизм не взяли верх, чтобы служить жизненными стимуляторами.
Каббала в Европе (до хасидизма)
Немецкая школа Иегуды Хасида ориентировалась на разработку проблем этики, человеческого совершенства и праведной жизни. Рабби Элазар из Вормса (ум. 1238) писал о тайнах совершенной жизни, принципах и нормах хасидим (благочестивых).
Бог понимается в школе Иегуды Хасида не только как Святой Царь, восседающий в эмпирее, но к Его сверхмировой трансцендентности добавляется атрибут имманентности: „Бог вездесущ и зрит праведных и грешных“. Бог даже ближе к вселенной и человеку, чем душа к телу.
Это учение об имманентности Бога лучше всего выражено в „Песни единства“, гимне возникшем в окружении Иегуды Хасида: „Все в Тебе и Ты во всем; Ты заполняешь все; когда все было сотворено, Ты был во всем; до того, как все было сотворено, Ты был всем. В одном из направлений Хасидей Ашкеназ („Благочестивых из Германии“), существовавшим во второй половине XII — начале XIII вв. в Южной Германии и известным в науке под названием Круга „Особого Херувима“, сочетание слов „бара ве ацал“ („сотворил и эманировал“) получает терминологическое закрепление. Сотворение Особого Херувима описывается как „бара ве ацал“.
Так, был сделан важный шаг к концептуальному объединению еврейского креационизма с неоплатонической теорией эманации. (См. Dan J. The Esoteric Theology of Ashkenazi Hasidism. Jerusalem, 1971 (Hebr.). P. 22-24, 109—116, 139—142).
Исраэль Саруг (или Сарук) преподавал свою версию лурианской Каббалы в Италии в 1592—1599 гг. Версия Саруга была издана впервые под названием „Лиммудей Ацилут“ в Лемберге (Львов) в 1850 г., под именем Хаима Виталя.
Но парадокс в том, что каббала Саруга существенно отличается от каббалы Виталя. Каббала Саруга имеет дело с мирами выше Адама Кадмона и их облачениями (мальбуш).
Виталь же учил, что Адам Кадмон является самым высоким уровнем, который можно было бы постигнуть; таким образом, его версия лурианской каббалы посвящена тому, что эманирует от Адама Кадмона вниз через миры, которые ниже него.
Саруг считал, что если каббалист понимает ацилут (эманацию), то он понимает всю природу, поэтому может сделать голем. Если он знает тайны реальности, то может управлять природой. Вопрос о том, был ли Исраэль Саруг непосредственным учеником Исаака Лурии или нет, остается открытым. Саруг посвятил в тайны лурианского учения Авраама Когена Эрреру.
Менахем Азарья де Фано (1548—1620), итальянский каббалист, его учителями были Исраэль Саруг и Мордехай Дато. Фано считал себя учеником Кордоверо до своей встречи с Саругом. Основные работы: „Канфей йона“ (Крылья голубя»), «Асара маамарот» («Десять трактатов»), «Гилгулей нешамот» («Перевоплощение душ»). Его работа «Йонат елем» о теологии и космологии каббалы высоко ценилась Исайей Горовицем.
Уже в первом поколении учеников Лурии были те, кто избегал буквального понимания идей Лурии относительно цимцум, они присоединились к школе Саруга. Это относится в большей мере к каббалистам Восточной ветви, которые тяготели к философизации каббалы.
Некоторые европейские каббалисты, в целом принимая лурианское учение, продолжали древние традиции, не вошедшие в каббалу Лурии (например, учение о шмитот). Многие, включая Саруга и его последователей, намного больше уделяли внимание гиматрии, чем Виталь и Кордоверо.
Усложнение каббалы произошло в середине 17 в., когда получили широкое распространение лурианские рукописи, то есть школа Сафеда встретилась с более эклектической европейской школой.
Продуктом такого слияния стал трактат «Эмек га-Мелех» («Долина Царя») (1648). Идейно эта работа ближе к Саругу, чем к Виталю, хотя сохраняет буквальное представление о цимцум от которого Саруг стремился уйти.
Моше Хаим Луцатто (1707—1747), известный под именем Рамхаль, внёс значительный вклад в систематизацию каббалы. Известны его три основные работы: Дерех Гашем («Путь Творца»), Месилат Йешарим («Путь праведных») и Калах Пит’хей Хохма («138 Врат Мудрости»). Последняя работа специально посвящена каббале.
При жизни Рамхаль подвергался гонениям со стороны противников распространения Каббалы, однако после смерти стал считаться одним из великих каббалистов и классиков еврейской мысли.