Определения и типология масонства
Главная проблема масонства от самых истоков и по сей день — перманентный кризис идентичности, стремление дать ответы на вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?
Одна из причин неопределенности — в причинах и поводах создания спекулятивного братства. Историческая канва: Англия и Франция 1620 — 1720 гг. Абсолютизм и тенденции к централизации власти, Иаков I и Людовик XIII, конфликт Карла I с парламентом, религиозные войны, Английская революция, эпоха протектората, реставрация, Славная революция, якобиты. Общая усталость от войн и конфликтов, потребность во внеконфессиональной и внепартийной структуре для объединения интеллектуальных кругов и интеллектуальной и эколномической элит.
Необходимость создания нового пространства с новыми правилами игры. Правила доминируют над целью и сутью, отсюда многовариантность подходов к оценке целей и сути, определений и видов-типов-родов.
Все определения носят негативный характер — от противного — и являются номинальными (что означает / может означать это слово?), а не реальными (что собой представляет это явление?), в основном, генетическими (описательными по сходству с подобными и образу действия).
Масонство — не религия.
Признаки религии (учение, путь спасения, догматика, космогония-космология, пантеон, клир, писание, ритуал).
Пайк: «все градусы Д.: и П.: Ш.: У.: могут быть получены добрыми людьми любой национальности и любого вероисповедания; и любой градус, который не придерживается этого правила, который присваивается только людям той или иной веры, — не есть масонство (ибо оно носит вселенский характер), а есть нечто другое, с характером избирательным, а следовательно, исповедующее нетерпимость...
У всех древних народов были общее для всех понятие о Боге и единая религия, предназначенная для просвещенных, образованных и разумных избранных; для простого же народа религии были другие... учение о Боге было эзотерическим: они [жрецы] не передавали его всем подряд, избирая для этого самых достойных, с их точки зрения, людей... Система передачи этого знания... именовалась по-разному, а в наше время мы знаем ее под названием «масонство», или «вольное каменщичество».
Великий Национальный Восток Испании (Конституции 1890): «Это ни позитивистская религия, ни философская школа, ни политическая партия. Оно отвергает любую элитарность, и его учение и принципы универсальны, поскольку в основах своих оно совпадает с догмами, принципами и доктринами всех религий, всех школ, всех партий. Оно признает и провозглашает космическую гармонию, созданную и поддерживаемую Великим Архитектором Вселенной.
Великий Архитектор Вселенной есть извечная причина, примордиальный закон и высшее право Вселенной. Он вечен и вечно действует... [масонство] имеет своей целью дальнейшее развитие цивилизации, способствует очищению сердца, взращивая добродетель и борясь с пороком; культивирует честь и рассеивает заблуждения и невежество, пропагандируя просвещение для всех социальных классов».
Масонство — не партия.
Скорее надпартийная и междупартийная группа для общения в кулуарах (см. в начале об истоках), хотя время вносит коррективы, интенсивность перемен в сторону политизации зависит от страны и периода ее истории.
Масонство - не оккультная организация.
введение и разграничение определений мистицизма, метафизики, эзотерики, оккультизма, теургии, магии: признание наличия духовной реальности, контакта с ней, воздействия на нее.
Мэнли Холл: «Масонство – это организация, построенная на опыте. Каждый камень есть последовательная ступень в раскрытии сознания. Святилища Масонства обрамлены гностическими драгоценностями тысячелетий; его ритуалы звучат словами осведомленных провидцев и просветленных мудрецов. Сотни религий принесли свою мудрость к его алтарю. Искусства и науки сделали неоценимый вклад в его символизм. Это больше чем вера, это – факт.
Масонство представляет собой университет, преподающий гуманитарные науки и науку о душе всем, кто прислушается к его словам... Кафедры этого университета являют собой научные центры; его колонны подпирают свод универсального образования не только в материалистической, но и в духовной областях.
На его чертежных досках начертаны священные истины всех наций и народностей, и великая Реальность осенила способных понять их священные глубины.
Поистине Масонство есть то самое «нечто», которое все народы искали в веках. Масонство представляет собой общий знаменатель, а также всеобщее наследие человеческого устремления ввысь».
Масонство — не «третье место» или английский клуб.
Несмотря на большой пласт чисто клубных традиций в организационной структуре.
Англо-саксконские определения – в основном, описательные, социальные, континентальные определения – в основном, эзотерические, духовные, предписательные.
Типология масонства по территориальным (приблизительным и размытым) характеристикам:
- англо-саксонское социальное,
- средиземноморское и южноамериканское политическое,
- немецкое мистическое,
- скандинавское церковное и государственное.
Социальные определения (горизонталь, плоскость):
ВВФ (1907): «Масонство есть универсальное объединение, основанное на солидарности. Во всех ложах масоны должны поддерживать друг друга, даже в случае угрозы для жизни. Масонство имеет целью моральное объединение человечества для постоянного улучшения духовного и материального состояния людей. Его девиз: Свобода, Равенство, Братство».
Самуэль Хемминг (1ВС ОВЛА): «...нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами... масонство — это братство, чьими основными принципами являются братская любовь, помощь ближнему (милосердие) и приверженность истине (Brotherly Love, Relief and Truth)».
Фостер Бейли: «Масонство, это образ жизни, и назначение его — нести духовные блага всем: как масонам, так и немасонам».
БСЭ: «Франкмасонство (от франц. franc maсon — вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникло в начале XVIII в. в Великобритании. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе».
Великий Восток Испании (1934): «Масонство — универсальная философско-прогрессистская организация, которая воспитывает в своих членах любовь к истине, к основам универсальной морали, к наукам и искусствам; пытается развить в сердце своих членов чувства самоотречения и милосердия, религиозной и идеологической терпимости, семейного долга; склоняется к устранению расовой ненависти, национальных антагонизмов, разделяющих мнений, вер и интересов, объединяя своих членов узами солидарности и нежным чувством взаимной связи».
Конституция ВЛР: «Масонство – это свободное сообщество независимых людей безотносительно к их вероисповеданию, стремящееся к практическому достижению идеалов мира, любви и братства».
Т. Джексон: «Это братство, предназначенное для того, чтобы брать хороших людей и делать их лучше. Но масонство и значительно больше этого. Более чем все остальное, оно для меня идеал, а не какая-то осязаемая и четко определенная структура с заранее прописаннымии целями. Я вообще сомневаюсь, что масонству можно дать определение, потому что дать определение — значит, ограничить, а как мы можем ограничить идеал?».
Но.
Эзотерические определения (вертикаль Зенит-Надир, душа-Бог):
Конституции Андерсона: «Франкмасонство имеет целью объединение людей, которые без его помощи были бы разделены. Оно ломает все социальные, идеологические и профессиональные условности. Оно сплавляет, исполняя таким образом дело Гермеса: устранить все препятствия и понудить людей и богов к общению».
Дермотт (Ахиман Резон): «По чести и по совести, считаю долгом своим рекомендовать Франкмасонство как наилучшее Лекарство для искоренения... всех Пороков, а также его регулярные Ложи – как единственные собрания, где Люди (самым приятным и невиннейшим образом) могут совместно выслушивать, понимать и изучать Долг свой пред Богом и пред Ближними своими, причем, всё это – без обильных злобных и язвительных Слов, долгих Споров и ожесточенных Дебатов, возникших меж впавших в грех Заблуждения народов тысячелетия тому назад и вместо того, чтобы объединять всех людей в священный единый Союз служителей Господа и Собратьев в единой Семье, разделивших их на разнообразные толки и компании, начиная от времен Башни Вавилонской, и речь здесь идет не только о языках».
Рамзай: «...Орден наш надлежит считать не возрожденными Вакханалиями, но напротив, Орденом, основанным в отдаленной древности и возрожденным в Святой Земле предками нашими во имя возвращения памяти о возвышеннейших истинах, коим только есть место среди радостей человеческого общества».
А. Пайк: «Масонство — это связная цепь аллегорий, служащих способами передачи великих по своему значению нравственных и религиозных уроков».
А. Уэйт: «Я определил спекулятивное масонство как иероглифический образ воссоединения души с Богом... я так толкую теософский смысл утверждения, содержащегося в катехизисе ученика, — что масонство есть прекрасная система нравственности, скрытая за аллегориями и проясняемая символами. Первое утверждение вовсе не противоречит второму...
Они говорят о нравственности на элементарном уровне, как если бы она сводилась лишь к общественно приемлемому поведению. Все это только первый шаг на пути к науке, которую мистик Томас Воган определил однажды как «и древнюю, и вечную».
- отдельно в этом ряду стоит определение Фридриха II Прусского: «Масонство есть великое ничто».
Хуан Карлос Даса: «Масонство не определяет само себя как какой-нибудь «-изм»; Масонство не есть масонизм. Масонство есть некое «непрекращающееся прояснение», которое производится путем сложного метода, основанного на самосозерцании, работе с символами, воспитании определенных социальных и жизненных навыков, интериоризации основных общечеловеческих ценностей, поиске союза противоположных идеологических концепций, личностном росте, способности действовать сообща и т.д.
Фундаментом же масонства является инициация, иначе говоря некое внутреннее восхождение, которое мы и подразумеваем под «самостроительством», как его описывали древние братства каменщиков: «То, что сотворяешь ты, сотворяет и тебя самого».
Великий Восток Испании (1934): «Масонство — это духовное движение, в котором уместно присутствие всех тенденций и убеждений, способствующих моральному и материальному росту человечества. Франкмасонство не представляет какую-либо определенную социальную или политическую тенденцию. Его миссия — изучать проблемы, с которыми сталкивается человечество, видя путь их решения в идеале братства.
Франкмасонство объявляет основой своей работы высший и идеальный принцип, который известен как Великий Архитектор Вселенной. Масонство не пропагандирует и не борется с каким-кибо религиозным течением, а также не может, не должно и не хочет посредством догматов устанавливать границы для свободного поиска истины в определениях Первопричины...
Первая его черта – культивирование определенного этоса, ключевой нормой которого является религиозная и политическая толерантность, вторая – символизм, использование синтетических моделей (символов) в качестве формы знания и инструментов познания (прежде всего, самопознания)».
Идея Просвещения и самопросвещения.
Кант: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.
Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина, которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения».
Масонство как носитель просвещения — это и носитель порядка, оно выводит к Порядку из Хаоса. Масонство есть следование долгу, а все остальное — потом, это движение, направленное на структурирование дискурса. (Россия же и русский менталитет на протяжении всей своей известной истории занимались практически только тем, что дискурс деструктурировали:
а) непрерывный анализ, разложение и преломление через себя,
б) совершеннейший внутренний анархизм и восприятие любого порядка как насилия.
Поэтому любые законы для России - «демонски», а судьба масонства — всегда быть анклавом для чужаков в своей стране, сторонников просвещения и порядка, которые при этом отлично понимают, что они - анклав и гетто. Отсюда и специфический менталитет.
ВВФ (1965): «Орден Вольных и Принятых Каменщиков есть сообщество мудрых и добродетельных людей, чьей целью является жить в совершенном равенстве и быть связанными тесными узами взаимного уважения, доверия и дружества, при этом именуя друг друга братьями, а также побуждать друг друга к претворению в жизнь всех добродетелей».
Дж. Уорд: «Масонство является величайшим приключением, поиском Чего-то, что было утрачено; другими словами, мистическим Поиском (Quest), стремлением души познать Господа и достигнуть союза с Ним».
У. Уилмсхерст: «Церемония посвящения направлена на то, чтобы возвести кандидата «на первую ступень учения и знания о самом себе, которое, если он будет верно следовать ему и практиковать его в частной жизни, прояснит и выведет его сознание из естественного состояния тьмы во Свет».
А. Пайк: «Орден Вольных и Принятых Каменщиков является, или, по крайней мере, должен являться сообществом разумных, образованных, добродетельных, беспристрастных, великодушных и целеустремленных людей, почитающих друг друга свободными, равными и братьями, связанных братским торжественным обязательством оказывать друг другу всяческое вспомоществование.
Также франкмасонство является системой, или школой, не только нравственности, но также и политической и религиозной философии, обычно содержащейся в его аллегориях и явленной в его символах. А также, поскольку оно содержит внутри своей системы, некоторые рыцарские степени, оно является еще и рыцарским орденом, что налагает на его членов обязательство исполнять высший долг и высшее предназначение человека, гражданина, патриота и воина.
Таким образом, настоящее и полное определение Вольного Каменщичества Древнего и Принятого Шотландского Устава должно выглядеть так: это шаг на пути к Свету; постоянное – на протяжении посвящения во все его степени – устремление к возвышению в себе то Божественное, что содержится в каждом человеке, духовной части составной его природы, его разума и нравственного чувства, дабы позволить им подчинить и преодолеть земные, животные и низменные свойства этой составной природы, а именно страсти и чувственные порывы».
М. Осоргин: «...масонство — вовсе не система нравственных положений, и не метод познания, и не наука о жизни и даже, собственно, не ученик. Идеальное масонство есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима...
Масонство есть религия, но не есть церковь, и мы никогда не говорим, что спастись может только тот, кто принял внешнее посвящение и кто вошел официально в наши ряды; но всех, кто кажется нам способными к строительству Храма, мы стараемся видеть среди нас, потому что практика братского общения и символическая поэзия нашего братства, существующего столетия, облегчает путь высоким духовным достижениям...
...масонство не есть общество избранников высокой мысли и совершенных человеков; оно – арена духовного подвижничества средних, так называемых порядочных людей, способных культивировать в своей среде чувства человечности и искать большее, чем дает им профанная жизнь. В человеческом муравейнике мы не воины и не полицейские, а рабочие муравьи, верующие в соборное строительство, сильные не гением единиц, а общением деятельных воль.
1. Масонство есть тайный союз посвященного познания.
2. Его мастерские – лаборатория миропонимания, а не арена деятельности.
3. Его метод – искусство.
4. Его отличительная черта –символизм и преемственность традиций.
5. За пределами мастерских масон делается профаном, на практике личной и общественной деятельности приеняющим гуманистические идеи Братства: отрицание насилия и все формы взаимопомощи.
Таким образом, девиз масонства: отвержение всего профанного в масонстве и применение в профанстве масонских идей.
Братство Вольных Каменщиков есть общество людей, соединенными силами ищущих истину. Его цель – познание Природы, т.е. сущности вещей, причины и задачи нашего бытия, внутреннего смысла нашей жизни.
Для достижения этой цели оно хочет пользоваться всеми средствами и всеми методами познания, от научного опыта до чисто интуитивных постижений, превышающихсилы человеческого разума, - будь это поэзия, искусство или религиозное откровение.
Эту свою деятельность Братство называет Королевским или Царственным Искусством».
У. Уилмсхерст: «Под масонским посвящением я подразумеваю, конечно же, не просто ритуал приема в Орден, но само умозрительное франкмасонство (охватывающее как рядовой состав Братства, так и высшие его ступени), рассматриваемое как особый метод интеллектуального наставления и духовного руководства — метод, предлагающий своим искренним и старательным приверженцам сразу и концепцию жизни, и правильный ее образ, и путь к дальнейшему совершенствованию и приближение к истинной жизни (и даже вхождение в нее) и к сверхъестественному Свету высшего порядка... масонство, по самой сути своей, представляет собою поиск... сверхъестественного Света...
Эта морально-этическая система представляет собой систематизированный и драматизированный метод морального совершенствования и философского наставления, основанный на древней традиции и давно утвердившейся практике. Этим методом как раз и является посвящение.
Вся его схема и практика основаны на аллегории и символах; и долг каждого франкмасона — научиться интерпретировать и понимать их, дабы использовать потом заложенный в них смысл во благо себе и окружающим.
Только так и можно постичь смысл существования всей системы; и если масону это не удается, он так и будет пребывать во тьме (к чему намеренно предрасполагает сама система) и не сможет понять подлинное значение и секреты Ордена, пусть даже формально он остается его членом».
Типология по субъективному восприятию членами братства:
- содружество: всеобщее и безусловное равенство, братская любовь и взаимная поддержка (дружеская и материальная), главные занятия – обсуждение профессиональных вопросов и «fraternal merry-making».
- церковь: теория о наличии в корнях масонства некой особенной религиозной доктрины, учения или веры. Некоторой частью самих масонов Братство рассматривается как глубоко законспирированная секта, несущая свое учение в сокровенном виде сквозь века (теории Бейджента-Ли-Линкольна и Найта-Ломаса и пр.)
- партия: с первых лет открытого существования и распространения масонства в Европе его никуда не отпускали от себя политические реалии, и в разное время оно действительно – в силу своей всеядности – объединяло людей разнообразных политических устремлений, в силу чего оно всегда оставалось под подозрением в политической активности. Но масонство как политическая сила не функционально. Иначе пришлось бы признать, что оно глупо и бессильно, а это не так.
- ковен: эзотерическое многообразие масонских традиций представляет собой не связное и не единое цельное учение, а совокупность весьма эклектичных напластований философских и теологических идей XVII – XIX веков, которые не могли не конфликтовать между собой, приводя к дроблению как идеологии, так и структуры Ордена.
- пустыня: убеждение некоторых братьев в том, что масонство есть совокупность личностей, одиноких на своем духовном пути, созданная специально в целях предоставления им площадки для обмена духовным опытом, наподобие интернет-форума.
Масонство объединяет в своих ложах носителей всех перечисленных и, возможно, каких-либо не перечисленных здесь воззрений, при этом самим фактом своего существования доказав свое право на жизнь. Ибо в сути своей оно есть лишь только Путь и Метод.