В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка. Обязательно с поры жатв бережно хранили обжиночного Рай-дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.) и отбирали мягкое благоухающее сено.
К праздникам по хозяйству завершали практически всю важную работу от благоустройства в доме, дворе и хозяйственных постройках до ремонта рабочего инвентаря (даже летнего: телеги, косы и т.п.) и ткачества полотна и дубления кож. По обычаю к праздникам хозяйки тщательным образом убирали в избах, отбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерти, ткани и полотенца.
Обязательно пытались произвести обновку (новая одежда) для всех членов семьи и купить новой посуды (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.
В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и малые и старые. Бабушки, деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки тоже, готовясь к колядок, собирались вместе, изготовляли ритуальный наряд и костюмы и учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. Также избирали своего главного атамана ("березу"), побажальникив, казначея, михоношу и других исполнителей.
Канун Рождества - 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду - кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи накладывались дрова, которые требовалось зажигать "живым огнем" (потерев деревом о дерево, или огнивом), в поздней традиции уже пользовались спичками. Для кутьибралась заблаговременно растолченные и вымоченная пшеница, а также "непочатая" - набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи "до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и назначали для духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать. Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, грецкие орехи, мак и изюм (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед - вечного счастья святых на Небе). Вар или узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).
Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюк) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвадить злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру.Тогда уже требовалось внести в дом "Святки". Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик - три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вьязочок душистого сена. Все это обрызгивали досхидною водой и, приговаривали молитву: "Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье ... Пошлите еще лучше в этом году!" Потом брали Рай -Дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой.Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покути, стелили сеном стол и пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность. Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух был умистилищем дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут "Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю.
На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая и бог домашних животных. До тех пор пока Рай-дидух стоит на углу строго запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода скота. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме.
Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.Место же Дидуха в доме звалось "Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома. Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям чар-зелье или чеснок, застилали вторую скатерть - для людей.Посреди стола хозяин ставил для духов кныша, а хозяйка каравай, в который вставляли и свечу. Кутью и узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Дети в это время магически квохтала и жужжали, чтобы куры и пчелы велись. Кутью накрывали кнышом, узвар - караваем и, попоравшы скот, все ждали наступления сумерек.
Готовясь к ужину, семья вбирала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что утром требовалось поститься и ничего не есть. Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. С этого момента можно было начинать Святую Вечерю. Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все важно продмухувалы скамейки, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков.
Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.
В Вилию накануне Святого ужина не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали вернуться в этот день домой.
Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай ).
В первую очередь кормили скот и домашнюю живность. Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две тарелки и рюмки (из них никто не ел и туда насыпали углу). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплода в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.
Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и ублажали. По традиции на Сочельник, мало быть "много" - 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы.
После ужина, который продолжалась несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце. После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплода домашней живности. Проводили гадания по соломинкам, которые извлекли из-под скатерти на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.
После Святой Вечери и угощения не годилось спать, особенно хозяину и хозяйке, которые прилегали отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.
Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами, все слышали. ранесенько до рассвета начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и "поздравляли ": Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.п.)7 января праздновали первый день Рождества Христова (годилось отмечать три дня 7 - 9.01).
Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались: - Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, кропил святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился.
К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречневой кашей. Готовили также одно молочное блюдо.После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел убирать скот, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения.
В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут "деду ужин".
Уже в вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед "застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным "вестников добра и счастья".
Вечером к общественной коляды "людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества.Выбирали своего руководителя - Березу (Брезая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездочета (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.
* * * Похожие с украинскими традициями празднования Рождественских праздников имеют и другие народы. Так, когда украинское на Сочельник готовят 12 блюд, которые символизируют 12 апостолов Иисуса Христа, то чехи подают 12 сортов пирожных (в знак 12 месяцев), а в Венесуэле делятся виноградом и съедают по 12 виноградинок, задумывая на каждый месяц свои желания. Украинцы во время Святого ужина делятся церковной просфорой, а поляки - оплатками.
На Рождество французы пьют шампанское вино и едят белую колбасу, копченую индейку и устриц. Венгры предпочитают рыбный суп и печеного индюка, а под скатерти они кладут не сено и чеснок, как украинских, а нож, оселку и гребень. Поляки и чехи любят подавать к праздничному столу разнообразные рыбные блюда, особенно из карпа.
Основательно готовятся к Рождеству в Германии, где уже в период рождественского поста плетут елочный венок и еженедельно зажигают на нем свечу.Первая из них сгорает на четверть, а на четвертую неделю сжигают все свечи. На Сочельник венок ставят на стол или вешают на потолок. 24.ХІІ. немцы ставят елки в домах и дарят детям подарки.Вечером все собираются за праздничным ужином, подают овощной суп, картофель под соусом, салат и печеные яблоки с орехами. Во второй день (25.ХП), как и в Украине, немцы навещают старших дедушек и бабушек. В этот день к праздничному столу подают зажаренную индейку (гуся), капусту и кнедлики под соусом. Как и украинцы, немцы тоже празднуют 3 дня подряд, поэтому 26.ХІІ. они просто отдыхают дома.
Венгрия известна миру своими пышными рождественскими благами для детей. А итальянцы на площади св. Петра в Риме строят великий вертеп со сценами Рождества Христова, хотя и не устраивают у себя дома праздничного ужина. В целом же богословы называют Рождество центральным событием истории. Поскольку, Святая ночь имеет большое значение для современной цивилизации, ибо ход новейшей истории человечества, и нынешнее летоисчисление сегодня ведется от Рождества Христова
Последний раз редактировалось: laima (Вт Июн 19, 2012 3:59 am), всего редактировалось 1 раз(а)