уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
А. С. Пушкин
Разницу между амулетами и талисманами установить не всегда просто. Путаница в этих понятиях существовала, существует и, по-видимому, будет существовать. Определение С.И. Ожегова тоже не дает четкого их разграничения. Становится понятным только, что различие заключается в том, что амулет - нечто постоянно находящееся при своем владельце, а талисман может быть как при нем, так и в любом другом месте.
Но есть и еще одно, главное их отличие друг от друга: амулет, грубо говоря, отталкивает дурные, злые силы, оберегает (оберег) от любого негативного воздействия, а талисман приманивает удачу и не только оберегает от зла, но и воюет против него. То есть талисман может быть направлен на конкретное воздействие, даже на конкретного человека (врага).
Амулеты. Слово амулет произошло от "amylon" (пища). Возникло оно благодаря широко культивируемому в древности методу задабривания духов. В том месте, где по предположению человека мог часто бывать некий дух, клали кусочки пищи, отведав которые он становился добрее к подносителю или хотя бы переставал делать ему гадости. Латинское слово "amuletum" ассоциировалось с глаголом "amotire" (защищать, оберегать, ограждать).
Разнообразие амулетов не поддается описанию. Проще всего сказать, что их роль может выполнять все, что угодно. Амулет выбирается самостоятельно, а может быть принят из рук доброжелательного человека или служителя культа. Он может быть освящен или заговорен, но и это не обязательное условие. Главное - личное восприятие амулета его владельцем. Локон любимой, бережно носимый на груди, ладанка, полученная из рук матери, фотография ребенка - все это амулеты, если владелец воспринимает их так: "Это мой амулет. Пока он со мной - мне ничего не грозит".
У каждого народа есть свои излюбленные амулеты и свое понимание их. Мы уже побывали в Китае и Северной Европе. Разнообразим нашу географию Африкой, тем более что именно там ярче всего просматривается культ амулетов - на африканце их порой больше, чем одежды. Каждую отдельную социальную группу можно отличить по тем амулетам и талисманам, которые для нее предпочтительней.
В описаниях африканских амулетов, сделанных разными исследователями и путешественниками, фигурирует такой объем и такое разнообразие предметов, что перечислить их просто невозможно. Достаточно сказать, что рядом со сломанной вилкой может быть зуб гиппопотама, портрет кайзера, обломок бедренной кости ребенка, перо попугая и т. п. И все это, разумеется, должно приносить счастье и удачу.
Не следует, однако, думать, что африканцы бегают голыми, увешанные амулетами, живут на пальмах и не знают цивилизации. У них своя культура, которая если и отличается от культуры северных стран, то это не повод считать жителей Африки диким народом. Часто людей сбивает с толку и слово "племя", которое они связывают, как правило, с первобытно-общинным строем.
Поэтому восприятие африканской культуры как образчика "дикости" в корне не верно. Африканские города порой поражают воображение богатством, красотой, современностью архитектуры, по их улицам проносятся престижнейшие марки автомобилей, а жители пользуются всеми теми же благами цивилизации, что и европейцы или американцы. Но, как и везде, там есть свои "глубинки", популяризация жизни и быта которых создала ореол "дикости" и экзотики вокруг образа африканца.
Но даже самый богатый и образованный житель Африканского континента, получивший прекрасное образование в Европе или Америке, в соответствии .со своим менталитетом остается фетишистом (впрочем, как и другие народы, не столь откровенные на его внешние проявления).
Под роскошными автомобилями африканцев можно обнаружить какой-нибудь подвешенный поближе к колесу предмет (и даже не один), имеющий непосредственное отношение к тому, от встречи, с чем страхуется водитель. Эти своеобразные обереги - результат бытующего среди африканских шоферов мнения, будто можно обезопасить себя от столкновения с объектом, если его фрагмент использовать в качестве амулета. Чаще всего это детская игрушка - больше всего водители боятся сбить ребенка.
Обратите внимание на наши машины, и вы обнаружите, что их фаркопы чаще всего "одеты" в детские резиновые игрушки. Разумеется, как правило, водитель понятия не имеет об африканских амулетах, но, тем не менее, из всех возможных вариантов защиты фаркопа выбирает этот. А болтающиеся в салоне автомашин игрушки? Наивно было бы предполагать, что все водители впали в детство. Скорее это мода. Но истоки у нее общие с африканцами.
Конечно, под нашими машинами не висят запчасти других автомобилей, про которые известно, что они отслужили свой срок без происшествий (это добрая примета!); гайки, свинченные с парапетов мостов; изоляторы линий электропередач; хвосты или рога животных - предметы, связанные с объектами, встреча с которыми на скорости нежелательна.
Весь этот арсенал перед употреблением "заколдовывается" шаманами. Иногда перебор в "страховочных" средствах настолько явен, что такая машина напоминает кошку с привязанными к хвосту консервными банками.
Зато наши цивилизованные водители свято верят, что CD-диск, прикрепленный к лобовому стеклу, защищает их от радара ГИБДД. И хотя любой грамотный человек только посмеется над этим, тем не менее, практически каждая третья машина оснащена им
Амулеты, наполняя быт африканцев и афро-американцев, составляют их мир. Они завещаны им прошлыми поколениями, которые, не будучи избалованы Фортуной, передавали следующим поколениям свой опыт борьбы за выживание.
Они бывают разными и по силе, и по предназначению. Прежде всего, амулеты нужны, чтобы противостоять черной магии. Это так называемые чары, изготовление которых требует специальных знаний. На востоке Африки их называют чармз (от английского слова "чары"), а на западе - лайа (чудо).
Амулеты липеку оберегают города, их жителей, приносят им удачу, а врагу - погибель. Их кладут на тропах, ведущих в город, и никто не смеет прикоснуться к этим оберегам. Раз в год они обновляются. Тайна их изготовления свято хранится, а выдавший ее, обречен на смерть.
Амулеты оберегают и хижины африканцев от всяческого зла, несут им благосостояние. Их берут с собой на охоту, чтобы уберечь себя от неудачи, диких зверей и всяких других врагов.
Есть амулеты, предохраняющие от грабителей, полиции, ядов, разных болезней и даже от белых людей. В общем, спектр их воздействия не ограничен.
Их располагают во всех местах, где существует африканец, даже на развилке тропинки (чтоб злые силы не увели в сторону); около камня, о который можно споткнуться; у источника воды чтобы злые духи не вселились в нее. Домашние животные тоже не оставлены вниманием - и для них есть амулеты. То же касается посуды и другой домашней утвари.
Дети увешаны множеством амулетов от всех болезней и бед. Даже плохой аппетит у ребенка не остается вне поля зрения - ему вешают на шею зуб леопарда (видимо, имея в виду "зверский аппетит").
А уж амулеты от сглаза, которого африканцы боятся пуще всех напастей, особенно на молодых девушках присутствуют в таком количестве, что выполняют порой функцию одежды. Впрочем, обилие их - тоже своего рода кокетство.
Где только не носят амулеты народы Африки! На шее, на груди, в носу, в ушах, на руках, ногах, подвешенными между ног, под мышками, на спине, животе, в пупке, во рту (под языком, за щекой).
В том, о чем мы рассказываем, нет ни иронии, ни чувства превосходства, которые звучат порой у некоторых исследователей, использующих в своих трудах такие категории, как "негры", "дикие народы" и тому подобное.
На наш взгляд, дикость - это, прежде всего нетерпимость к другой культуре и инакомыслию.
Талисманы. Слово "талисман" произошло от арабского "талисма", что означает "волшебное письмо".
И хотя многие талисманы никакого "письма" (в смысле начертанных знаков) на себе не несут, "письмо", видимо, следует понимать как адресованную к высшим силам символическую просьбу об участии и помощи.
Однако практически на все талисманы, изготовленные по принципам Высшей Магии, наносилась тайнопись. Чаще всего это были пантакли.
Талисманы с точки зрения магии "способствуют поляризации флюидов и являются как бы конденсаторами воли магов", изготовивших их. А пантакли "уже вмещают в себя поляризованные флюиды и отличаются от талисманов большей силой влияния". Поэтому считалось, что пантакль-талисман обладает максимальной силой.
Магическая сила талисмана зависит, прежде всего, от полного соответствия между ним и человеком, который его носит. Как правило, при изготовлении талисмана на обратной его стороне присутствует имя владельца, что делает его сугубо личным. Если передать в другие руки или одолжить талисман, то он теряет свои магические силы.
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
А. С. Пушкин
Разницу между амулетами и талисманами установить не всегда просто. Путаница в этих понятиях существовала, существует и, по-видимому, будет существовать. Определение С.И. Ожегова тоже не дает четкого их разграничения. Становится понятным только, что различие заключается в том, что амулет - нечто постоянно находящееся при своем владельце, а талисман может быть как при нем, так и в любом другом месте.
Но есть и еще одно, главное их отличие друг от друга: амулет, грубо говоря, отталкивает дурные, злые силы, оберегает (оберег) от любого негативного воздействия, а талисман приманивает удачу и не только оберегает от зла, но и воюет против него. То есть талисман может быть направлен на конкретное воздействие, даже на конкретного человека (врага).
Амулеты. Слово амулет произошло от "amylon" (пища). Возникло оно благодаря широко культивируемому в древности методу задабривания духов. В том месте, где по предположению человека мог часто бывать некий дух, клали кусочки пищи, отведав которые он становился добрее к подносителю или хотя бы переставал делать ему гадости. Латинское слово "amuletum" ассоциировалось с глаголом "amotire" (защищать, оберегать, ограждать).
Разнообразие амулетов не поддается описанию. Проще всего сказать, что их роль может выполнять все, что угодно. Амулет выбирается самостоятельно, а может быть принят из рук доброжелательного человека или служителя культа. Он может быть освящен или заговорен, но и это не обязательное условие. Главное - личное восприятие амулета его владельцем. Локон любимой, бережно носимый на груди, ладанка, полученная из рук матери, фотография ребенка - все это амулеты, если владелец воспринимает их так: "Это мой амулет. Пока он со мной - мне ничего не грозит".
У каждого народа есть свои излюбленные амулеты и свое понимание их. Мы уже побывали в Китае и Северной Европе. Разнообразим нашу географию Африкой, тем более что именно там ярче всего просматривается культ амулетов - на африканце их порой больше, чем одежды. Каждую отдельную социальную группу можно отличить по тем амулетам и талисманам, которые для нее предпочтительней.
В описаниях африканских амулетов, сделанных разными исследователями и путешественниками, фигурирует такой объем и такое разнообразие предметов, что перечислить их просто невозможно. Достаточно сказать, что рядом со сломанной вилкой может быть зуб гиппопотама, портрет кайзера, обломок бедренной кости ребенка, перо попугая и т. п. И все это, разумеется, должно приносить счастье и удачу.
Не следует, однако, думать, что африканцы бегают голыми, увешанные амулетами, живут на пальмах и не знают цивилизации. У них своя культура, которая если и отличается от культуры северных стран, то это не повод считать жителей Африки диким народом. Часто людей сбивает с толку и слово "племя", которое они связывают, как правило, с первобытно-общинным строем.
Поэтому восприятие африканской культуры как образчика "дикости" в корне не верно. Африканские города порой поражают воображение богатством, красотой, современностью архитектуры, по их улицам проносятся престижнейшие марки автомобилей, а жители пользуются всеми теми же благами цивилизации, что и европейцы или американцы. Но, как и везде, там есть свои "глубинки", популяризация жизни и быта которых создала ореол "дикости" и экзотики вокруг образа африканца.
Но даже самый богатый и образованный житель Африканского континента, получивший прекрасное образование в Европе или Америке, в соответствии .со своим менталитетом остается фетишистом (впрочем, как и другие народы, не столь откровенные на его внешние проявления).
Под роскошными автомобилями африканцев можно обнаружить какой-нибудь подвешенный поближе к колесу предмет (и даже не один), имеющий непосредственное отношение к тому, от встречи, с чем страхуется водитель. Эти своеобразные обереги - результат бытующего среди африканских шоферов мнения, будто можно обезопасить себя от столкновения с объектом, если его фрагмент использовать в качестве амулета. Чаще всего это детская игрушка - больше всего водители боятся сбить ребенка.
Обратите внимание на наши машины, и вы обнаружите, что их фаркопы чаще всего "одеты" в детские резиновые игрушки. Разумеется, как правило, водитель понятия не имеет об африканских амулетах, но, тем не менее, из всех возможных вариантов защиты фаркопа выбирает этот. А болтающиеся в салоне автомашин игрушки? Наивно было бы предполагать, что все водители впали в детство. Скорее это мода. Но истоки у нее общие с африканцами.
Конечно, под нашими машинами не висят запчасти других автомобилей, про которые известно, что они отслужили свой срок без происшествий (это добрая примета!); гайки, свинченные с парапетов мостов; изоляторы линий электропередач; хвосты или рога животных - предметы, связанные с объектами, встреча с которыми на скорости нежелательна.
Весь этот арсенал перед употреблением "заколдовывается" шаманами. Иногда перебор в "страховочных" средствах настолько явен, что такая машина напоминает кошку с привязанными к хвосту консервными банками.
Зато наши цивилизованные водители свято верят, что CD-диск, прикрепленный к лобовому стеклу, защищает их от радара ГИБДД. И хотя любой грамотный человек только посмеется над этим, тем не менее, практически каждая третья машина оснащена им
Амулеты, наполняя быт африканцев и афро-американцев, составляют их мир. Они завещаны им прошлыми поколениями, которые, не будучи избалованы Фортуной, передавали следующим поколениям свой опыт борьбы за выживание.
Они бывают разными и по силе, и по предназначению. Прежде всего, амулеты нужны, чтобы противостоять черной магии. Это так называемые чары, изготовление которых требует специальных знаний. На востоке Африки их называют чармз (от английского слова "чары"), а на западе - лайа (чудо).
Амулеты липеку оберегают города, их жителей, приносят им удачу, а врагу - погибель. Их кладут на тропах, ведущих в город, и никто не смеет прикоснуться к этим оберегам. Раз в год они обновляются. Тайна их изготовления свято хранится, а выдавший ее, обречен на смерть.
Амулеты оберегают и хижины африканцев от всяческого зла, несут им благосостояние. Их берут с собой на охоту, чтобы уберечь себя от неудачи, диких зверей и всяких других врагов.
Есть амулеты, предохраняющие от грабителей, полиции, ядов, разных болезней и даже от белых людей. В общем, спектр их воздействия не ограничен.
Их располагают во всех местах, где существует африканец, даже на развилке тропинки (чтоб злые силы не увели в сторону); около камня, о который можно споткнуться; у источника воды чтобы злые духи не вселились в нее. Домашние животные тоже не оставлены вниманием - и для них есть амулеты. То же касается посуды и другой домашней утвари.
Дети увешаны множеством амулетов от всех болезней и бед. Даже плохой аппетит у ребенка не остается вне поля зрения - ему вешают на шею зуб леопарда (видимо, имея в виду "зверский аппетит").
А уж амулеты от сглаза, которого африканцы боятся пуще всех напастей, особенно на молодых девушках присутствуют в таком количестве, что выполняют порой функцию одежды. Впрочем, обилие их - тоже своего рода кокетство.
Где только не носят амулеты народы Африки! На шее, на груди, в носу, в ушах, на руках, ногах, подвешенными между ног, под мышками, на спине, животе, в пупке, во рту (под языком, за щекой).
В том, о чем мы рассказываем, нет ни иронии, ни чувства превосходства, которые звучат порой у некоторых исследователей, использующих в своих трудах такие категории, как "негры", "дикие народы" и тому подобное.
На наш взгляд, дикость - это, прежде всего нетерпимость к другой культуре и инакомыслию.
Талисманы. Слово "талисман" произошло от арабского "талисма", что означает "волшебное письмо".
И хотя многие талисманы никакого "письма" (в смысле начертанных знаков) на себе не несут, "письмо", видимо, следует понимать как адресованную к высшим силам символическую просьбу об участии и помощи.
Однако практически на все талисманы, изготовленные по принципам Высшей Магии, наносилась тайнопись. Чаще всего это были пантакли.
Талисманы с точки зрения магии "способствуют поляризации флюидов и являются как бы конденсаторами воли магов", изготовивших их. А пантакли "уже вмещают в себя поляризованные флюиды и отличаются от талисманов большей силой влияния". Поэтому считалось, что пантакль-талисман обладает максимальной силой.
Магическая сила талисмана зависит, прежде всего, от полного соответствия между ним и человеком, который его носит. Как правило, при изготовлении талисмана на обратной его стороне присутствует имя владельца, что делает его сугубо личным. Если передать в другие руки или одолжить талисман, то он теряет свои магические силы.