История амулетов. Часть 1
Сегодня мы только начнем изучение истории, а продолжим на следующем уроке.
На первом уроке мы упоминали про первичную магию - магию, которую первобытный человек вкладывал в камешек или корешок. Проходило время, человек, оглядываясь на окружающий мир, все больше находил в нем признаки и варианты опасностей. Силы природы, духи, конкуренты - все окружало и страшило его. И потребовалась более сильная защита. Кто-то стал придумывать оружие для защиты, кто-то стал изучать природу и пытаться найти пути воздействия на нее, а кто-то занялся изготовлением волшебных предметов, которые могли бы ему помочь. Именно тогда и началось развитие и процветание оберегов и амулетов.
Тот самый корешок уже казался недостаточно помогающим. Хотелось чего-то большего. Стало мало просто находить предмет и считать, что он защитит и принесет удачу. Обереги и амулеты стали совершенствовать и усиливать. Причем, обычно их делали с достаточно узким диапазоном действия: оберег от дурного глаза, амулет на удачу, оберег для домашнего очага и т.д.
Силу стали заключать в кольца, в украшения, в бусы.
Бусы были, наверное, первым украшением в те времена. Клык волка, повешенный на шею, должен был отпугивать других хищников, оберегая своего хозяина от опасности. Но и одного клыка было уже мало.
Клыки убитых животных или врагов, кости собирались вместе, нанизывались на жилы и надевались на шею. Такого рода бусы выполняли сразу несколько ролей. Это и украшение, это и устрашение - демонстрация своих "подвигов", это и оберег от злых сил. В такие ожерелья вплетали птичьи когти, перья. К примеру, в Самарканде перья и некоторые другие части селезня служили магическим средством вызвать плодородие.
Бусы из раковин считались символом богатства, здоровья, они служили продуктом обмена, защищали своего хозяина.. В более позднее время делали бусы из камней. Благодаря раскопкам, мы обладаем достаточными доказательствами, что в древние времена бусы использовались повсеместно, практически в любой местности и у любой народности. К примеру, усилиями советско-афганской экспедиции на городище Тиллятепа ("Золотой холм"), памятника Южной Бактрии I в. до н. э., были обнаружены в захоронениях одежда, расшитая бусами, нанизанными на золотые нити, амулеты в виде браслетов из бус. Рисунок в виде глаза использовался как усилитель охранной функции оберега. Подвески от "сглаза" из бусин "с глазчатым" узором, называемые "куз мунчок", прикрепляли к одежде и головному убору ребенка либо нитку бус надевали на ручку в виде браслета. В настенной живописи Халчаяна (Северная Бактрия) нашли рисунок мужчины, в мочке уха которого изображена серьга из шести глазчатых бус.
В Индии, как и в других азиатских странах, в Южной Сибири, на Алтае и в других регионах широкое распространение получили раковины каури (Сypraea moneta). Интересно отметить, что, независимо друг от друга, название раковин каури у всех практически тюркоязычных народов едино - "змеиная голова" (елан пош - сиб.-тат.; йылан баши - туркм.; илон баши - узб.; жиландыш баши - кирг.; жылан басы - казах.), что, безусловно, связано с внешним сходством раковины каури с головой змеи, открывшей пасть. Охранные свойства раковин можно объяснить их необычным внешним видом: злой человек, задумав навредить ребенку, обязательно задержит взгляд на такой раковине, заинтересуется и отвлечется, а сглаз утратит направленнность и силу.
С развитием магических искусств заговоры и заклинания стали вплетать в одежду, появились символы и знаки, которые стали наносить на амулеты и обереги. Маги начали изучать, как усилить защитную силу растений и как лучше заряжать камни.. Но все это появилось намного позже.. А пока..
Ну, а пока мы перенесемся с вами в те древние времена.. Посмотрите на того человека, который что-то чертит на скале угольком. Как вы думаете, что он делает? Просто рисует?
А может быть, мы видим с вами процесс созидания первых рисунков, создаваемых на удачу в охоте? Вы подумайте... До этого человек носил при себе, скажем, найденный камешек... и это был его личный талисман. Но люди стали объединяться, и на охоту теперь отправлялись сразу несколько человек! Раздать всем камешки? Но ведь камешек был личным талисманом, и отдать его другому - значит, потерять удачу самому?
Подойдем поближе и посмотрим, что же делает этот человек..
Вот он берет в руки уголек.. и неумело выводит на скале изображение оленя. Изображение условно, но вполне узнаваемо. А рядом рисует людей с копьями. И вкладывает в этот рисунок все свое желание хорошей охоты, удачи охотникам и хорошей добычи (вкусного ужина). Возможно, что он еще сам не понимает, что он вкладывает не только желание, но и частичку своей магии - ведь он пока о ней даже не догадывается!! И это срабатывает: вечером охотники возвращаются с добытым оленем и рассматривают рисунок с удовольствием, ведь рисунок повторяет их охоту, напоминает им об их удаче.
Такие рисунки сохранились до наших дней. К примеру, в долине реки Веезр нашли 147 доисторических стоянок и 25 пещер с наскальной живописью. Среди них такие знаменитые, как открытая в 1864 г. пещера Кро-Маньон, где впервые были найдены скелеты кроманьонцев (отсюда и их название), пещеры Ла-Мадлен, Камбарелль, Лежери, Фон-де-Гом и др. Но, наверное, самая впечатляющая из них - пещера Ласко, расположенная поблизости от городка Монтиньяк. Вот как о ней говорят исследователи:
Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного, желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами.
Конечно, не все наскальные рисунки были магическими, далеко не все. Многие из них были не магического, а философского характера, передавали «силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире» (Л.Д. Любимов). Но поверьте, магических было тоже предостаточно)
Сегодня мы только начнем изучение истории, а продолжим на следующем уроке.
На первом уроке мы упоминали про первичную магию - магию, которую первобытный человек вкладывал в камешек или корешок. Проходило время, человек, оглядываясь на окружающий мир, все больше находил в нем признаки и варианты опасностей. Силы природы, духи, конкуренты - все окружало и страшило его. И потребовалась более сильная защита. Кто-то стал придумывать оружие для защиты, кто-то стал изучать природу и пытаться найти пути воздействия на нее, а кто-то занялся изготовлением волшебных предметов, которые могли бы ему помочь. Именно тогда и началось развитие и процветание оберегов и амулетов.
Тот самый корешок уже казался недостаточно помогающим. Хотелось чего-то большего. Стало мало просто находить предмет и считать, что он защитит и принесет удачу. Обереги и амулеты стали совершенствовать и усиливать. Причем, обычно их делали с достаточно узким диапазоном действия: оберег от дурного глаза, амулет на удачу, оберег для домашнего очага и т.д.
Силу стали заключать в кольца, в украшения, в бусы.
Бусы были, наверное, первым украшением в те времена. Клык волка, повешенный на шею, должен был отпугивать других хищников, оберегая своего хозяина от опасности. Но и одного клыка было уже мало.
Клыки убитых животных или врагов, кости собирались вместе, нанизывались на жилы и надевались на шею. Такого рода бусы выполняли сразу несколько ролей. Это и украшение, это и устрашение - демонстрация своих "подвигов", это и оберег от злых сил. В такие ожерелья вплетали птичьи когти, перья. К примеру, в Самарканде перья и некоторые другие части селезня служили магическим средством вызвать плодородие.
Бусы из раковин считались символом богатства, здоровья, они служили продуктом обмена, защищали своего хозяина.. В более позднее время делали бусы из камней. Благодаря раскопкам, мы обладаем достаточными доказательствами, что в древние времена бусы использовались повсеместно, практически в любой местности и у любой народности. К примеру, усилиями советско-афганской экспедиции на городище Тиллятепа ("Золотой холм"), памятника Южной Бактрии I в. до н. э., были обнаружены в захоронениях одежда, расшитая бусами, нанизанными на золотые нити, амулеты в виде браслетов из бус. Рисунок в виде глаза использовался как усилитель охранной функции оберега. Подвески от "сглаза" из бусин "с глазчатым" узором, называемые "куз мунчок", прикрепляли к одежде и головному убору ребенка либо нитку бус надевали на ручку в виде браслета. В настенной живописи Халчаяна (Северная Бактрия) нашли рисунок мужчины, в мочке уха которого изображена серьга из шести глазчатых бус.
В Индии, как и в других азиатских странах, в Южной Сибири, на Алтае и в других регионах широкое распространение получили раковины каури (Сypraea moneta). Интересно отметить, что, независимо друг от друга, название раковин каури у всех практически тюркоязычных народов едино - "змеиная голова" (елан пош - сиб.-тат.; йылан баши - туркм.; илон баши - узб.; жиландыш баши - кирг.; жылан басы - казах.), что, безусловно, связано с внешним сходством раковины каури с головой змеи, открывшей пасть. Охранные свойства раковин можно объяснить их необычным внешним видом: злой человек, задумав навредить ребенку, обязательно задержит взгляд на такой раковине, заинтересуется и отвлечется, а сглаз утратит направленнность и силу.
С развитием магических искусств заговоры и заклинания стали вплетать в одежду, появились символы и знаки, которые стали наносить на амулеты и обереги. Маги начали изучать, как усилить защитную силу растений и как лучше заряжать камни.. Но все это появилось намного позже.. А пока..
Ну, а пока мы перенесемся с вами в те древние времена.. Посмотрите на того человека, который что-то чертит на скале угольком. Как вы думаете, что он делает? Просто рисует?
А может быть, мы видим с вами процесс созидания первых рисунков, создаваемых на удачу в охоте? Вы подумайте... До этого человек носил при себе, скажем, найденный камешек... и это был его личный талисман. Но люди стали объединяться, и на охоту теперь отправлялись сразу несколько человек! Раздать всем камешки? Но ведь камешек был личным талисманом, и отдать его другому - значит, потерять удачу самому?
Подойдем поближе и посмотрим, что же делает этот человек..
Вот он берет в руки уголек.. и неумело выводит на скале изображение оленя. Изображение условно, но вполне узнаваемо. А рядом рисует людей с копьями. И вкладывает в этот рисунок все свое желание хорошей охоты, удачи охотникам и хорошей добычи (вкусного ужина). Возможно, что он еще сам не понимает, что он вкладывает не только желание, но и частичку своей магии - ведь он пока о ней даже не догадывается!! И это срабатывает: вечером охотники возвращаются с добытым оленем и рассматривают рисунок с удовольствием, ведь рисунок повторяет их охоту, напоминает им об их удаче.
Такие рисунки сохранились до наших дней. К примеру, в долине реки Веезр нашли 147 доисторических стоянок и 25 пещер с наскальной живописью. Среди них такие знаменитые, как открытая в 1864 г. пещера Кро-Маньон, где впервые были найдены скелеты кроманьонцев (отсюда и их название), пещеры Ла-Мадлен, Камбарелль, Лежери, Фон-де-Гом и др. Но, наверное, самая впечатляющая из них - пещера Ласко, расположенная поблизости от городка Монтиньяк. Вот как о ней говорят исследователи:
Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного, желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами.
Конечно, не все наскальные рисунки были магическими, далеко не все. Многие из них были не магического, а философского характера, передавали «силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире» (Л.Д. Любимов). Но поверьте, магических было тоже предостаточно)