Мусульманин начинает свой день с предрассветного приёма пищи (сухур). Лучше всего максимально приблизить сухур к концу ночи.
После этого, до азана, мусульманин готовится к совершению обязательной утренней молитвы: совершает дома омовение и заранее, до того, как начнут возвещать азан, отправляется в мечеть. Войдя в мечеть, он совершает два рак’ата молитвы приветствия мечети. Затем сидит и, пока муэдзин не начнёт призывать к молитве, обращается к Аллаху с мольбами, либо читает Коран, либо поминает Аллаха.
Далее, вслед за муэдзином он повторяет слова азана и произносит то, что по сообщению от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – следует произносить после завершения азана. Затем совершает два рак’ата дополнительной утренней молитвы (ратиба аль-фаджр), после чего занимается поминанием Аллаха, обращением к Нему с мольбами, чтением Корана, и так до тех пор, пока не призовут встать для совершения обязательной утренней молитвы. И всё то время, что он провёл в ожидание молитвы, будет зачтено ему как совершение молитвы.
После коллективного совершения молитвы он произносит те слова поминания Аллаха, которые читаются после произнесения в молитве салама. Далее будет более достойным, если он пожелает остаться в мечети, пока не взойдёт солнце, и заниматься поминанием Аллаха и чтением Корана, ибо таким же образом поступал Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – после утренней молитвы.
Затем неплохо будет, если по прошествии четверти часа с момента восхода солнца, он пожелает сразу совершить молитву-духа (минимум два рак’ата), однако будет лучше, если он предпочтёт отложить её до самого достойного времени её совершения, а это – «время, когда верблюжат начинает припекать зной», то есть, когда усилится жар и возвысится солнце.
Далее, если желает поспать, чтобы приготовить себя к уходу на работу, то пусть вознамерится получить посредством этого сна приток сил для дальнейшего поклонения и приобретения заработка, что — с соизволения Всевышнего Аллаха — позволит ему обрести награду за этот сон. Пусть также не пренебрегает соблюдением в действиях и в словах шариатской этики сна.
Затем он уходит на свою работу, а когда наступит время обязательной обеденной молитвы (зухр), отправляется в мечеть пораньше – до азана или сразу после него. Следует заранее выполнить подготовительные к молитве действия: совершить две молитвы-ратиба по два рак’ата, после чего заняться чтением Корана, а когда призовут встать на совершение обязательной обеденной молитвы, встать и совершить её коллективно. По завершении молитвы следует совершить два рак’ата дополнительной молитвы-ратиба.
После молитвы он возвращается, чтобы до конца рабочего дня закончить оставшуюся работу.
Если после его возвращения с работы останется еще много времени до послеполуденной молитвы (‘аср) и у него будет возможность отдохнуть в этом промежутке, то пусть даст себе немного передышки.
Если же времени будет не достаточно, и он будет опасаться, что, заснув, он пропустит послеполуденную молитву, то пусть, пока не наступит время молитвы, займёт себя чем-нибудь подходящим, как например, сходит на рынок, купит там вещи, которые нужны его семье и т.п. Либо же он может отправиться в мечеть сразу как освободится от работы и остаться в ней пока не совершит послеполуденную молитву.
Далее, после совершения послеполуденной молитвы, человек смотрит на своё состояние: если у него есть силы, чтобы остаться в мечети и заниматься чтением Корана, то это – превосходное достижение; если же человек будет ощущать тягость, то ему следует отдохнуть в этом промежутке, чтобы подготовить себя к совершению ночью молитвы-таравих.
До азана на вечернюю молитву (магриб) он готовится к разговению (ифтару). В эти минуты ему следует занять себя чем-то, что обернётся ему благоприятным результатом: читать Коран, либо взывать к Аллаху, либо провести с женой и детьми полезную беседу. Лучшее, чем можно заняться в это время – помочь организовать для постящихся ифтар, приготовив им еду, либо посодействовав в её раздаче и в наведении порядка, что доставляет великое удовольствие, которое нельзя познать, не испытав его.
После ифтара он уходит, чтобы совершить коллективную молитву в мечети. После молитвы он совершает еще два рак’ата (ратиба аль-магриб), потом возвращается домой и досыта ест, не допуская при этом чрезмерность.
Затем ему следует придумать какой-нибудь ценный для себя и своей семьи способ проведения текущего времени. Прочитать – к примеру – повествовательную книгу или книгу о нормах поведения, либо провести конкурс или дозволенную беседу, либо же воплотить любую другую продуктивную идею, которая увлечет души и отвлечет их от той скверны, которой охвачены массмедиа, и относительно которой это время считается самым эфирным временем.
Можно видеть, как СМИ в это время транслируют наиболее манящие и увлекательные программы, которые вобрали в себя идеологические и нравственные извращения. Поэтому, брат мой, постарайся отвратить себя от этого и проявляй трепетное послушание Аллаху в том, что касается твоей семьи, за которую ты будешь спрошен в День Воскрешения. Заранее подготовь отчет к спросу.
После этого времяпровождения подготовься к обязательной ночной молитве (‘иша): отправляйся в мечеть, займись чтением Корана или же послушай урок, который будет проводиться в мечети.
Далее, после этого, соверши обязательную ночную молитву, после неё соверши еще два рак’ата (ратиба аль-‘иша), а затем соверши за имамом молитву-таравих, проявляя при это смирение и концентрированность.
Не прекращай совершать таравих, пока не завершит имам. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто будет совершать молитву вместе с имамом, пока он не завершит, тому будет записано выстаивание ночи в молитве».
Хадис приводит Абу Дауд (1370) и др., а аль-Альбани признал его достоверным в «Саляту-т-таравих» (С. 15).
Далее уже сам выбери для себя способ проведения времени после молитвы-таравих, который бы согласовывался с твоей обстановкой и с твоими личными обязательствами. При этом следует придерживаться следующего:
— Держаться подальше от всех грехов и от того, что к ним приводит.
— Благоразумным способом заботиться о том, чтобы твоя семья избегала падения во что бы то ни было греховное или в то, что является поводом для совершения грехов. Для этого можно придумать для них специальную программу, либо же ходить вместе с ними на прогулку в какие-нибудь разрешенные места, либо же оберегать их от дурных компаний и подыскивать им праведных друзей.
— Занимать себя преимущественно важными делами, нежели делами, не представляющими существенного значения.
Затем позаботься о том, чтобы рано лечь спать, соблюдая при этом в словах и в действиях шариатскую этику сна. Хорошо будет перед сном почитать Коран или какую-нибудь полезную книгу. Особенно, если ты не выполнил до конца свою дневную норму чтения Корана, то не следует засыпать, пока не завершишь её.
Потом встань перед сухуром, так, чтобы хватило времени обратиться к Аллаху с мольбой. Это время – последняя треть ночи – время, когда нисходит Аллах. Аллах – всемогущ Он и велик! – похвалил тех, кто в это время просит у Него прощения, и обещал тем, кто взывает к Нему в это время, ответить на их мольбу, а кающимся – принять их покаяние. Поэтому, не позволяй этому великому шансу пройти мимо тебя.
Пятница
Пятница – самый ценный день недели и необходимо, чтобы для неё была предусмотрена специальная программа поклонения и поведения. В этот день необходимо соблюдать следующее:
— раннее появление на пятничной молитве;
— присутствие в мечети после послеполуденной молитвы (‘аср), чтение Корана и обращение с мольбами к Аллаху вплоть до последнего часа этого дня, ибо это час, в котором есть наибольшая вероятность получить ответ на мольбу.
Используй этот день как возможность довести до конца те свои дела, которые ты не завершил в течение недели. Заверши свою недельную норму чтения Корана, либо заверши чтение книги или прослушивание аудиозаписи и подобные благие дела.
Последние десять дней
В последних десяти днях содержится Ночь предопределения, которая лучше, чем тысяча ночей. По этой причине шариат узаконил для человека соблюдение и’тикафа в мечети в течение этих десяти дней, как соблюдал его Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – стараясь застать Ночь предопределения. У кого появится возможность соблюдать и’тикаф в эти дни, для того это – огромная милость от Аллаха.
Тот, кому не выдастся возможность соблюдать и’тикаф все десять дней, пусть соблюдает его столько, сколько в этом периоде он сможет. Если же он вообще не будет иметь возможности соблюдать его хоть какую-то часть этих десяти суток, то пусть позаботится о том, чтобы проводить их ночи в поклонении, совершая ночные молитвы, читая Коран, поминая Аллаха и обращаясь к Нему с мольбами. А для этого, днём пусть готовит себя, давая своему телу отдых, чтобы иметь силы для ночного бодрствования.
Примечания
Это лишь примерный распорядок, он гибкий и каждый может что-то менять в нём в зависимости от конкретных ситуаций.
В нём соблюдена необходимость упоминания сунн, подлинно передаваемых от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – однако это не значит, что всё из упомянутого является предписанным и обязательным, наоборот, многое из этого считается рекомендуемым и желательным.
Самыми любимыми делами для Аллаха являются самые регулярные, даже если они небольшие. В начале месяца человек проявляет энтузиазм в поклонении, затем его постигает утрата сил. Этого следует остерегаться и заботиться о постоянстве во всех делах, которые совершаешь в этом почетном месяце.
Мусульманин должен стараться упорядочить своё время в этом благодатном месяце, чтобы не потерять огромные возможности для прибавления блага и праведных поступков. Так, человеку необходимо до начала месяца позаботиться о покупке нужных для его семьи предметов и вещей. Точно также повседневные покупки следует осуществлять в то время, когда на рынках не бывает больших скоплений людей. Индивидуальные и семейные визиты также следует упорядочивать, чтобы они не отвлекали человека от поклонения.
Приумножение поклонения и приближение к Аллаху должны стать твоей первой заботой в этом благодатном месяце.
В начале месяца твёрдо вознамерься: преждевременно приходить в мечеть на молитву; от начала до конца прочитать Книгу Аллаха, всемогущ Он и велик; совершать ночные молитвы в этом великом месяце и насколько возможно производить пожертвования из своего имущества.
Воспользуйся месяцем Рамадан как благоприятным случаем для укрепления твоей связи с Книгой Аллаха, всемогущ Он и велик. А осуществить это можно следующими способами:
— Проверка правильности чтения аятов путём корректировки чтения Корана у хорошего преподавателя. При отсутствии такой возможности это можно сделать путём прослушивания записей искусных чтецов Корана.
— Повторение того, что по милости Аллаха – всемогущ Он и велик! – ты уже знаешь наизусть и дополнительное заучивание.
— Чтение толкований аятов Корана. Для этого можешь просто просматривать смысл непонятных для тебя аятов в авторитетных книгах толкований Корана, таких как «Тафсир аль-Багави», «Тафсир Ибн Касир» и «Тафсир ас-Са’ади», либо же можешь определить для себя последовательность чтения книг толкований Корана и начать сперва с 30-го джуза, затем перейти на 29-й и т.д.
— Воплощение в поступках тех повелений, о которых ты читаешь в Книге Аллаха, всемогущ Он и велик.
Просим Аллаха – всемогущ Он и велик! – чтобы Он завершил для нас милость проведения Рамадана в полноценных постах и ночных молитвах, чтобы принял от нас наши благодеяния и простил наши упущения!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
После этого, до азана, мусульманин готовится к совершению обязательной утренней молитвы: совершает дома омовение и заранее, до того, как начнут возвещать азан, отправляется в мечеть. Войдя в мечеть, он совершает два рак’ата молитвы приветствия мечети. Затем сидит и, пока муэдзин не начнёт призывать к молитве, обращается к Аллаху с мольбами, либо читает Коран, либо поминает Аллаха.
Далее, вслед за муэдзином он повторяет слова азана и произносит то, что по сообщению от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – следует произносить после завершения азана. Затем совершает два рак’ата дополнительной утренней молитвы (ратиба аль-фаджр), после чего занимается поминанием Аллаха, обращением к Нему с мольбами, чтением Корана, и так до тех пор, пока не призовут встать для совершения обязательной утренней молитвы. И всё то время, что он провёл в ожидание молитвы, будет зачтено ему как совершение молитвы.
После коллективного совершения молитвы он произносит те слова поминания Аллаха, которые читаются после произнесения в молитве салама. Далее будет более достойным, если он пожелает остаться в мечети, пока не взойдёт солнце, и заниматься поминанием Аллаха и чтением Корана, ибо таким же образом поступал Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – после утренней молитвы.
Затем неплохо будет, если по прошествии четверти часа с момента восхода солнца, он пожелает сразу совершить молитву-духа (минимум два рак’ата), однако будет лучше, если он предпочтёт отложить её до самого достойного времени её совершения, а это – «время, когда верблюжат начинает припекать зной», то есть, когда усилится жар и возвысится солнце.
Далее, если желает поспать, чтобы приготовить себя к уходу на работу, то пусть вознамерится получить посредством этого сна приток сил для дальнейшего поклонения и приобретения заработка, что — с соизволения Всевышнего Аллаха — позволит ему обрести награду за этот сон. Пусть также не пренебрегает соблюдением в действиях и в словах шариатской этики сна.
Затем он уходит на свою работу, а когда наступит время обязательной обеденной молитвы (зухр), отправляется в мечеть пораньше – до азана или сразу после него. Следует заранее выполнить подготовительные к молитве действия: совершить две молитвы-ратиба по два рак’ата, после чего заняться чтением Корана, а когда призовут встать на совершение обязательной обеденной молитвы, встать и совершить её коллективно. По завершении молитвы следует совершить два рак’ата дополнительной молитвы-ратиба.
После молитвы он возвращается, чтобы до конца рабочего дня закончить оставшуюся работу.
Если после его возвращения с работы останется еще много времени до послеполуденной молитвы (‘аср) и у него будет возможность отдохнуть в этом промежутке, то пусть даст себе немного передышки.
Если же времени будет не достаточно, и он будет опасаться, что, заснув, он пропустит послеполуденную молитву, то пусть, пока не наступит время молитвы, займёт себя чем-нибудь подходящим, как например, сходит на рынок, купит там вещи, которые нужны его семье и т.п. Либо же он может отправиться в мечеть сразу как освободится от работы и остаться в ней пока не совершит послеполуденную молитву.
Далее, после совершения послеполуденной молитвы, человек смотрит на своё состояние: если у него есть силы, чтобы остаться в мечети и заниматься чтением Корана, то это – превосходное достижение; если же человек будет ощущать тягость, то ему следует отдохнуть в этом промежутке, чтобы подготовить себя к совершению ночью молитвы-таравих.
До азана на вечернюю молитву (магриб) он готовится к разговению (ифтару). В эти минуты ему следует занять себя чем-то, что обернётся ему благоприятным результатом: читать Коран, либо взывать к Аллаху, либо провести с женой и детьми полезную беседу. Лучшее, чем можно заняться в это время – помочь организовать для постящихся ифтар, приготовив им еду, либо посодействовав в её раздаче и в наведении порядка, что доставляет великое удовольствие, которое нельзя познать, не испытав его.
После ифтара он уходит, чтобы совершить коллективную молитву в мечети. После молитвы он совершает еще два рак’ата (ратиба аль-магриб), потом возвращается домой и досыта ест, не допуская при этом чрезмерность.
Затем ему следует придумать какой-нибудь ценный для себя и своей семьи способ проведения текущего времени. Прочитать – к примеру – повествовательную книгу или книгу о нормах поведения, либо провести конкурс или дозволенную беседу, либо же воплотить любую другую продуктивную идею, которая увлечет души и отвлечет их от той скверны, которой охвачены массмедиа, и относительно которой это время считается самым эфирным временем.
Можно видеть, как СМИ в это время транслируют наиболее манящие и увлекательные программы, которые вобрали в себя идеологические и нравственные извращения. Поэтому, брат мой, постарайся отвратить себя от этого и проявляй трепетное послушание Аллаху в том, что касается твоей семьи, за которую ты будешь спрошен в День Воскрешения. Заранее подготовь отчет к спросу.
После этого времяпровождения подготовься к обязательной ночной молитве (‘иша): отправляйся в мечеть, займись чтением Корана или же послушай урок, который будет проводиться в мечети.
Далее, после этого, соверши обязательную ночную молитву, после неё соверши еще два рак’ата (ратиба аль-‘иша), а затем соверши за имамом молитву-таравих, проявляя при это смирение и концентрированность.
Не прекращай совершать таравих, пока не завершит имам. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто будет совершать молитву вместе с имамом, пока он не завершит, тому будет записано выстаивание ночи в молитве».
Хадис приводит Абу Дауд (1370) и др., а аль-Альбани признал его достоверным в «Саляту-т-таравих» (С. 15).
Далее уже сам выбери для себя способ проведения времени после молитвы-таравих, который бы согласовывался с твоей обстановкой и с твоими личными обязательствами. При этом следует придерживаться следующего:
— Держаться подальше от всех грехов и от того, что к ним приводит.
— Благоразумным способом заботиться о том, чтобы твоя семья избегала падения во что бы то ни было греховное или в то, что является поводом для совершения грехов. Для этого можно придумать для них специальную программу, либо же ходить вместе с ними на прогулку в какие-нибудь разрешенные места, либо же оберегать их от дурных компаний и подыскивать им праведных друзей.
— Занимать себя преимущественно важными делами, нежели делами, не представляющими существенного значения.
Затем позаботься о том, чтобы рано лечь спать, соблюдая при этом в словах и в действиях шариатскую этику сна. Хорошо будет перед сном почитать Коран или какую-нибудь полезную книгу. Особенно, если ты не выполнил до конца свою дневную норму чтения Корана, то не следует засыпать, пока не завершишь её.
Потом встань перед сухуром, так, чтобы хватило времени обратиться к Аллаху с мольбой. Это время – последняя треть ночи – время, когда нисходит Аллах. Аллах – всемогущ Он и велик! – похвалил тех, кто в это время просит у Него прощения, и обещал тем, кто взывает к Нему в это время, ответить на их мольбу, а кающимся – принять их покаяние. Поэтому, не позволяй этому великому шансу пройти мимо тебя.
Пятница
Пятница – самый ценный день недели и необходимо, чтобы для неё была предусмотрена специальная программа поклонения и поведения. В этот день необходимо соблюдать следующее:
— раннее появление на пятничной молитве;
— присутствие в мечети после послеполуденной молитвы (‘аср), чтение Корана и обращение с мольбами к Аллаху вплоть до последнего часа этого дня, ибо это час, в котором есть наибольшая вероятность получить ответ на мольбу.
Используй этот день как возможность довести до конца те свои дела, которые ты не завершил в течение недели. Заверши свою недельную норму чтения Корана, либо заверши чтение книги или прослушивание аудиозаписи и подобные благие дела.
Последние десять дней
В последних десяти днях содержится Ночь предопределения, которая лучше, чем тысяча ночей. По этой причине шариат узаконил для человека соблюдение и’тикафа в мечети в течение этих десяти дней, как соблюдал его Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – стараясь застать Ночь предопределения. У кого появится возможность соблюдать и’тикаф в эти дни, для того это – огромная милость от Аллаха.
Тот, кому не выдастся возможность соблюдать и’тикаф все десять дней, пусть соблюдает его столько, сколько в этом периоде он сможет. Если же он вообще не будет иметь возможности соблюдать его хоть какую-то часть этих десяти суток, то пусть позаботится о том, чтобы проводить их ночи в поклонении, совершая ночные молитвы, читая Коран, поминая Аллаха и обращаясь к Нему с мольбами. А для этого, днём пусть готовит себя, давая своему телу отдых, чтобы иметь силы для ночного бодрствования.
Примечания
Это лишь примерный распорядок, он гибкий и каждый может что-то менять в нём в зависимости от конкретных ситуаций.
В нём соблюдена необходимость упоминания сунн, подлинно передаваемых от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – однако это не значит, что всё из упомянутого является предписанным и обязательным, наоборот, многое из этого считается рекомендуемым и желательным.
Самыми любимыми делами для Аллаха являются самые регулярные, даже если они небольшие. В начале месяца человек проявляет энтузиазм в поклонении, затем его постигает утрата сил. Этого следует остерегаться и заботиться о постоянстве во всех делах, которые совершаешь в этом почетном месяце.
Мусульманин должен стараться упорядочить своё время в этом благодатном месяце, чтобы не потерять огромные возможности для прибавления блага и праведных поступков. Так, человеку необходимо до начала месяца позаботиться о покупке нужных для его семьи предметов и вещей. Точно также повседневные покупки следует осуществлять в то время, когда на рынках не бывает больших скоплений людей. Индивидуальные и семейные визиты также следует упорядочивать, чтобы они не отвлекали человека от поклонения.
Приумножение поклонения и приближение к Аллаху должны стать твоей первой заботой в этом благодатном месяце.
В начале месяца твёрдо вознамерься: преждевременно приходить в мечеть на молитву; от начала до конца прочитать Книгу Аллаха, всемогущ Он и велик; совершать ночные молитвы в этом великом месяце и насколько возможно производить пожертвования из своего имущества.
Воспользуйся месяцем Рамадан как благоприятным случаем для укрепления твоей связи с Книгой Аллаха, всемогущ Он и велик. А осуществить это можно следующими способами:
— Проверка правильности чтения аятов путём корректировки чтения Корана у хорошего преподавателя. При отсутствии такой возможности это можно сделать путём прослушивания записей искусных чтецов Корана.
— Повторение того, что по милости Аллаха – всемогущ Он и велик! – ты уже знаешь наизусть и дополнительное заучивание.
— Чтение толкований аятов Корана. Для этого можешь просто просматривать смысл непонятных для тебя аятов в авторитетных книгах толкований Корана, таких как «Тафсир аль-Багави», «Тафсир Ибн Касир» и «Тафсир ас-Са’ади», либо же можешь определить для себя последовательность чтения книг толкований Корана и начать сперва с 30-го джуза, затем перейти на 29-й и т.д.
— Воплощение в поступках тех повелений, о которых ты читаешь в Книге Аллаха, всемогущ Он и велик.
Просим Аллаха – всемогущ Он и велик! – чтобы Он завершил для нас милость проведения Рамадана в полноценных постах и ночных молитвах, чтобы принял от нас наши благодеяния и простил наши упущения!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!