Храм огня Атешгях расположен в 30 километрах от Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова. Построен в 12-13 в.в. на месте вечных, негаснущих огней - горящих выходов естественного природного газа. С древних времён эти огни считались священными.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Нынешний храм огня был воздвигнут на месте древнего святилища огнепоклонников - зороастрийцев. Построенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма - даванагари и гумруки. В шестнадцати надписях храма, в виде вступительных формул, стихов (шлоков) и отдельных фраз и живёт древний язык-санскрит.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В 1975 году после реставрационных работ храм был открыт для посещения как филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника и получил название Комплекс дворца Ширваншахов.
Что касается Атешгяха, то он, строго говоря, не храм зороастрийцев, хотя во всех источниках Атешгях определяется как храм или монастырь зороастрийцев. Это монастырь индусов из касты сикхов и шиваитов, огнепоклонников, но не зороастрийцев. Да, в монастыре, конечно, имелся Храм огня. Собственно, «Атешгях» и переводится как «Место огня». Чтобы в этом разобраться, необходимо хорошо изучить историю создания этого религиозного объекта. Когда-то давно на месте этого монастыря было древнее капище зороастрийцев (III–IV века н.э.), называемое «Семиямным капищем». Название было дано благодаря семи источникам огня, семи огненным «ямам». Местное тюркское население – согласно летописям – называло его «Етти Гезлю Пир», что отражало, в принципе, похожую суть – «Семиглазое капище». Глазом считался выход огня. Там же выходили и теплые серные воды, в которых местные жителями принимали лечебные ванны. После принятия в Азербайджане ислама многие зороастрийцы были вынуждены либо тоже принять ислам, либо уехать в Индию, в район нынешнего города Мумбай (Бомбей), чтобы там беспрепятственно проповедовать свою религию. Однако священное место продолжало существовать, оставались и торговые контакты с Индией. Летописи утверждают, что монастырь был построен индийскими купцами – сикхами и шиваитами – для своих монахов. Большинство монахов были выходцами из северных областей Индии – большей частью из области Мултан, ныне расположенной на юге Пакистана, а также из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т. д. Говорили монахи на индустани. Кстати, монастырь в те времена назывался не «Атешгях» (так его продолжало называть лишь местное население), а «Шридалаваджи».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[IMG=https://redcdn.net/ihimizer/img46/4166/5yds.jpg][/IMG]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Нынешний храм огня был воздвигнут на месте древнего святилища огнепоклонников - зороастрийцев. Построенный в местных архитектурных традициях, Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма - даванагари и гумруки. В шестнадцати надписях храма, в виде вступительных формул, стихов (шлоков) и отдельных фраз и живёт древний язык-санскрит.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В 1975 году после реставрационных работ храм был открыт для посещения как филиал Государственного историко-архитектурного музея-заповедника и получил название Комплекс дворца Ширваншахов.
Что касается Атешгяха, то он, строго говоря, не храм зороастрийцев, хотя во всех источниках Атешгях определяется как храм или монастырь зороастрийцев. Это монастырь индусов из касты сикхов и шиваитов, огнепоклонников, но не зороастрийцев. Да, в монастыре, конечно, имелся Храм огня. Собственно, «Атешгях» и переводится как «Место огня». Чтобы в этом разобраться, необходимо хорошо изучить историю создания этого религиозного объекта. Когда-то давно на месте этого монастыря было древнее капище зороастрийцев (III–IV века н.э.), называемое «Семиямным капищем». Название было дано благодаря семи источникам огня, семи огненным «ямам». Местное тюркское население – согласно летописям – называло его «Етти Гезлю Пир», что отражало, в принципе, похожую суть – «Семиглазое капище». Глазом считался выход огня. Там же выходили и теплые серные воды, в которых местные жителями принимали лечебные ванны. После принятия в Азербайджане ислама многие зороастрийцы были вынуждены либо тоже принять ислам, либо уехать в Индию, в район нынешнего города Мумбай (Бомбей), чтобы там беспрепятственно проповедовать свою религию. Однако священное место продолжало существовать, оставались и торговые контакты с Индией. Летописи утверждают, что монастырь был построен индийскими купцами – сикхами и шиваитами – для своих монахов. Большинство монахов были выходцами из северных областей Индии – большей частью из области Мултан, ныне расположенной на юге Пакистана, а также из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т. д. Говорили монахи на индустани. Кстати, монастырь в те времена назывался не «Атешгях» (так его продолжало называть лишь местное население), а «Шридалаваджи».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[IMG=https://redcdn.net/ihimizer/img46/4166/5yds.jpg][/IMG]