8/21 июня
День памяти святого великомученика Феодора Стратилата. В русской традиции известен под именем "колодезник": если в этот день рыть колодцы вода в них будет "и чиста, пьяна". С этого дня крестьяне начинали пропалывать сорняки и вывозить в поле навоз.
Федор Стратилат
Федор Стратилат - в христианском календаре день святого великомученика Федора Стратилата, отмечаемый 8 июня/ 21 июня. Дата установлена в память о перенесении мощей святого.
Имя греческого христианина Федора, жившего в 4 в. в города Евхаите, стало широко известно в народе после того, как он расправился с огромным мифическим змеем, державшим в страхе всю округу. Жители города Гераклея предложили Федору место военачальника (стратилата). Заняв этот пост, Федор предпринял попытку борьбы с язычеством и разрушил все городские статуи римских богов. За это он был подвергнут пыткам и распят. Согласно преданию, на глазах народа гераклейский стратилат исцелился и сошел с креста, благословляя имя Господне. Федору приписывают и совершение чудес, свидетелями которых стали люди, сопровождавшие его к месту казни. Святой открывал тюремные засовы и освобождал пленников от уз, исцелял больных и страждущих только одним прикосновением.
В русской традиции Федор был известен под именем "колодезника". Крестьяне говорили: "С Федора Стратилата колодцы рой. Будет вода в них и чиста и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу!" (Коринфский А.А. 1995. С.228). Чтобы правильно определить место нахождения подземного родника, следовало накануне дня Федора Стратилата, вечером, на заранее присмотренное место для рытья колодцев, принести "наговоренную" сковороду и оставить ее на ночь. На следующее утро полагалось выйти из дома до восхода солнца и с первыми его лучами поднять сковороду и внимательно осмотреть её. Поверхность, покрытая влагой, означала, что место выбрано правильно и можно, благословясь, приниматься за работу. Если сковорода оказывалась сухой, без признаков воды, то в этом случае делали вывод: водной жилы здесь нет. Вологодские и пермские крестьяне, специализирующиеся на рытье колодцев, считали день Федора Стратилата своим праздником.
В сельскохозяйственном календаре со дня Федора Стратилата начинают пропалывать сорняки и вывозить в поля навоз.
В некоторых районах России навозница представляла собой коллективное мероприятие, организованное определенным порядком. Каждый хозяин созывал своих родственников и соседей, прося их о помощи в работе. Собравшись вместе, крестьяне сначала помогали одной семье, затем другой и так далее; очередность работы на полях устанавливалась заранее. В локальных традициях организованный совместными усилиями вывоз навоза на паровые поля носил название "помочи" или "толоки", он мог длиться от одного до нескольких дней. В нем участвовали представители всех половозрастных групп; каждому определялась работа согласно его социовозрастному статусу. На толоку собирались как на праздник, работа сопровождалась веселым молодежным гуляньем с непременным обливанием водой и трапезой, устраиваемой хозяином. В Псковской губ. традиционное угощение на толоках включало кашу из ячневой крупы, заправленную толченной картошкой и постным маслом, сырницу и овсяный кисель - "жур". Кашу по обычаю женщины выкрадывали со стола и уносили в рожь, припевая:
"Ради, Боже, жита, большого, густого,
Чтоб наша хозяйка у стоечку жала,
Серединку ни гбала".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 116).
В поле сплетали венок и украшали им горшок с кашей. По возвращении в деревню хозяева должны были выкупить у женщин это блюдо.
Во время работы в поле, по дороге в деревню, за столом, в момент чествования хозяев звучали песни, которые называли "толочными".
"Наш барашечка черненький, черненький.
Он на столику копища, копища.
Нам горилочки хочется, хочется.
Мы барашечку мыть будем, мыть будем.
Мы горилочку пить будет, пить будет.
Мы барашечку вымыли, вымыли.
Мы горилочку выпили, выпили".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 164. № 178).
В традиции Псковской губ. среди толочных выделялись песни, в которых припевали молодца к девушке. Обычно их пели на "полевой голос" - одна девушка запевала, а остальные хором протяжно подпевали.
"О, князек молоденький Дмитрий Сергеевич! Ой…
О, ему понравилась Марья Ивановна! Ой…."
(Песни Псковской земли. 1989. С. 208. № 314).
"Князь молоденький Леонид Владимирович! О….
Ему сударыню - Лиду Михайловну! О…"
(Песни Псковской земли. 1989. С. 209. № 317).
В день Федора Стратилата крестьяне внимательно наблюдали за погодой. Грозы и дожди на Федора предвещали ненастье, неудачу в период летних сельскохозяйственных работ и даже несчастье. "Гремит поутру в этот день раскатистый гром - не к добру: с сеном не уберется мужик вовремя, дождик-"сеногной" все погноит, если не поспеешь с уборкой" (Коринфский А.А. 1995. С. 227). Дождь, прошедший в ночь на Стратилата и замочивший "нагововренные" сковороды, поставленные с целью определения места для колодцев, лишал, по поверью, нынешний урожай спорины. Женщины судили о будущем урожае по росам: "Стратилатовы росы - вещие: большие - к хорошим льнам да к богатой конопле", "Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухота, даст урожай хороший", "Росы с Федора к урожаю льна и конопли" (Праздники и знаменательные даты. 1993. С.119).
День памяти святого великомученика Феодора Стратилата. В русской традиции известен под именем "колодезник": если в этот день рыть колодцы вода в них будет "и чиста, пьяна". С этого дня крестьяне начинали пропалывать сорняки и вывозить в поле навоз.
Федор Стратилат
Федор Стратилат - в христианском календаре день святого великомученика Федора Стратилата, отмечаемый 8 июня/ 21 июня. Дата установлена в память о перенесении мощей святого.
Имя греческого христианина Федора, жившего в 4 в. в города Евхаите, стало широко известно в народе после того, как он расправился с огромным мифическим змеем, державшим в страхе всю округу. Жители города Гераклея предложили Федору место военачальника (стратилата). Заняв этот пост, Федор предпринял попытку борьбы с язычеством и разрушил все городские статуи римских богов. За это он был подвергнут пыткам и распят. Согласно преданию, на глазах народа гераклейский стратилат исцелился и сошел с креста, благословляя имя Господне. Федору приписывают и совершение чудес, свидетелями которых стали люди, сопровождавшие его к месту казни. Святой открывал тюремные засовы и освобождал пленников от уз, исцелял больных и страждущих только одним прикосновением.
В русской традиции Федор был известен под именем "колодезника". Крестьяне говорили: "С Федора Стратилата колодцы рой. Будет вода в них и чиста и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу!" (Коринфский А.А. 1995. С.228). Чтобы правильно определить место нахождения подземного родника, следовало накануне дня Федора Стратилата, вечером, на заранее присмотренное место для рытья колодцев, принести "наговоренную" сковороду и оставить ее на ночь. На следующее утро полагалось выйти из дома до восхода солнца и с первыми его лучами поднять сковороду и внимательно осмотреть её. Поверхность, покрытая влагой, означала, что место выбрано правильно и можно, благословясь, приниматься за работу. Если сковорода оказывалась сухой, без признаков воды, то в этом случае делали вывод: водной жилы здесь нет. Вологодские и пермские крестьяне, специализирующиеся на рытье колодцев, считали день Федора Стратилата своим праздником.
В сельскохозяйственном календаре со дня Федора Стратилата начинают пропалывать сорняки и вывозить в поля навоз.
В некоторых районах России навозница представляла собой коллективное мероприятие, организованное определенным порядком. Каждый хозяин созывал своих родственников и соседей, прося их о помощи в работе. Собравшись вместе, крестьяне сначала помогали одной семье, затем другой и так далее; очередность работы на полях устанавливалась заранее. В локальных традициях организованный совместными усилиями вывоз навоза на паровые поля носил название "помочи" или "толоки", он мог длиться от одного до нескольких дней. В нем участвовали представители всех половозрастных групп; каждому определялась работа согласно его социовозрастному статусу. На толоку собирались как на праздник, работа сопровождалась веселым молодежным гуляньем с непременным обливанием водой и трапезой, устраиваемой хозяином. В Псковской губ. традиционное угощение на толоках включало кашу из ячневой крупы, заправленную толченной картошкой и постным маслом, сырницу и овсяный кисель - "жур". Кашу по обычаю женщины выкрадывали со стола и уносили в рожь, припевая:
"Ради, Боже, жита, большого, густого,
Чтоб наша хозяйка у стоечку жала,
Серединку ни гбала".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 116).
В поле сплетали венок и украшали им горшок с кашей. По возвращении в деревню хозяева должны были выкупить у женщин это блюдо.
Во время работы в поле, по дороге в деревню, за столом, в момент чествования хозяев звучали песни, которые называли "толочными".
"Наш барашечка черненький, черненький.
Он на столику копища, копища.
Нам горилочки хочется, хочется.
Мы барашечку мыть будем, мыть будем.
Мы горилочку пить будет, пить будет.
Мы барашечку вымыли, вымыли.
Мы горилочку выпили, выпили".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 164. № 178).
В традиции Псковской губ. среди толочных выделялись песни, в которых припевали молодца к девушке. Обычно их пели на "полевой голос" - одна девушка запевала, а остальные хором протяжно подпевали.
"О, князек молоденький Дмитрий Сергеевич! Ой…
О, ему понравилась Марья Ивановна! Ой…."
(Песни Псковской земли. 1989. С. 208. № 314).
"Князь молоденький Леонид Владимирович! О….
Ему сударыню - Лиду Михайловну! О…"
(Песни Псковской земли. 1989. С. 209. № 317).
В день Федора Стратилата крестьяне внимательно наблюдали за погодой. Грозы и дожди на Федора предвещали ненастье, неудачу в период летних сельскохозяйственных работ и даже несчастье. "Гремит поутру в этот день раскатистый гром - не к добру: с сеном не уберется мужик вовремя, дождик-"сеногной" все погноит, если не поспеешь с уборкой" (Коринфский А.А. 1995. С. 227). Дождь, прошедший в ночь на Стратилата и замочивший "нагововренные" сковороды, поставленные с целью определения места для колодцев, лишал, по поверью, нынешний урожай спорины. Женщины судили о будущем урожае по росам: "Стратилатовы росы - вещие: большие - к хорошим льнам да к богатой конопле", "Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухота, даст урожай хороший", "Росы с Федора к урожаю льна и конопли" (Праздники и знаменательные даты. 1993. С.119).