Святой равноапостольный великий князь Владимир, в Святом крещении Василий, креститель Руси.
Князь Владимир был сыном ключницы Малуши, дворовой правительницы княгини Ольги, и князя Святослава Игоревича.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Малуша стала христианкой вместе с великой княгиней Ольгой в Царь-граде, но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который против воли матери сделал ее своею женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак с простолюдинкой, отправила Малушу на свою родину, в далекую весь неподалеку от Выбути. Там и родился (предположительно, в 960 году) мальчик, названный русским языческим именем Володимир — «владеющий миром», «владеющий особым даром мира».
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли,— Олег, в Новгороде — Владимир.
Ярополк был женат на гречанке — бывшей монахине, которую Святослав захватил в Византии во время одного из набегов и отдал сыну. Под влиянием сначала бабки своей Ольги, а затем и жены Ярополк начал склоняться к христианству. Крещения он, по-видимому, не принял, но, по свидетельству летописи, давал «великую волю христианам».
Однажды брат его Олег убил в своем лесу сына дружинника из войска Ярополка. Отец убитого настаивал на мести. Ярополк выступил против Олега. В ходе завязавшейся стычки Олег погиб.
Известие о его смерти достигло Новгорода, и князь Владимир, зная властолюбие брата, решил бежать на море к варягам. Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал один править на Руси. Но через два года Владимир вернулся в Новгород с дружиной варягов и восстановил свои законные права. Далее он двинулся на Киев. Коварно преданный своими ближайшими советниками, Ярополк попал в руки Владимира и был убит.
Владимир взял себе жену Ярополка — гречанку. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. С 980 года Владимир начал единолично княжить в Киеве.
Будучи единодержавным правителем Руси, Владимир осуществил несколько удачных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгар, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
По словам летописца, «побежденный вожделением», страстный, сильный, любящий войны и походы, безудержный в пирах и забавах, Владимир был сыном своего отца Святослава — язычником не столько по убеждению, сколько по образу жизни. Христианство должно было отталкивать Владимира не чем иным, как своими нравственными правилами. Кроме того, Владимир, как и его предшественники, мечу доверял более чем Кресту. Наконец, христианство могло отталкивать его и угрозой подчинения Византии.
Владимир тогда еще не мог, подобно Ольге, оценить значение христианства и отделить в своем сознании веру от политики византийских императоров, которые действительно не прочь были использовать учение Господа в качестве духовного орудия подчинения себе других народов. Он сумеет сделать это позже. А пока Владимир, как и Олег, был движим одним желанием — во что бы то ни стало укрепить язычество наперекор и в противовес растущему и усиливающемуся христианству. Князь опирался на большинство населения древнерусского государства, которое придерживалось язычества в основной массе по инерции, по привычке неосознанно. Это была неорганизованная, слепая стихия, поскольку на Руси не существовало идеологов, устроителей и вдохновителей языческой религии. Поэтому решающее значение приобретал идейно-религиозный выбор князя — главы государства. На него смотрели как на вождя не только в военном, но и в духовном плане.
Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески стремился упрочить на Руси языческую религию — многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла, Мокоши. Этим идолам приносились жертвы, в том числе и человеческие.
Между тем на Руси уже началась подлинная духовная война — открытый поединок язычества с христианством. Как свидетельствует одно из житий великого князя Владимира, в то время «христиане, иже от святыя Ольги быху посвещени, страха ради безвестни быша: овии бо бежаша, овии же втайне святую храняху веру, а иныя паки на прежнее нечестие обратишася, где бяше церковь христианская, разорися рукою идолослужителей».
В 983 году, после победы над ятвягами, князь Владимир, как повествует летопись, пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Броси жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и принесем в жертву богам». Был тогда варяг один Феодор, а двор его стоял там, где сейчас церковь Святой Богородицы (Десятинная). И был у него сын Иоанн, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти диавола. Ибо не терпел его диавол, имеющий власть над всеми, а этот был ему, как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей.
И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а просто дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками. Бог же один. Ему служат греки и поклоняются. Сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли двор и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и поганы. Диавол же радовался тому, не зная, что близко уже его погибель. Так пытался погубить он весь род христианский, хотя прогнан был Честным Крестом из иных стран. Здесь же, думал окаянный, обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, здесь пророки ничего не предрекли, не зная, что пророк сказал: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». Если и не были здесь апостолы сами, однако учения их, как трубы, возглашают в церквах по всей вселенной. Их учением побеждаем врага-диавола, попирая его под ноги себе, как попрали и эти два праведника, приняв венец победный наравне со святыми мучениками и исповедниками».
Вот так впервые произошло грозовое столкновение язычества с христианством на Руси! Словно молния, оно осветило небосклон русской духовной жизни, словно гром, потрясло эту жизнь. Ибо любая расправа над христианами всегда только поражение противной стороны по той единственной и важнейшей причине, что страдания невинно избранных жертв связывают со Христом, пострадавшим ради нашего спасения. К тому месту, где пролилась кровь истинно верующих христиан варягов Феодора и Иоанна (память 12/25 июля), были привлечены чрезвычайные Божественные силы.
И произошло чудо: языческий князь, гонитель христианства, начал обращаться ко Христу! Не случайно уже после крещения он поставил благолепную каменную Десятинную церковь во имя Божией Матери не где-нибудь, а на месте разрушенного дома Феодора и Иоанна. Археологические раскопки, произведенные в 1908 году в алтарной части Десятинной церкви, обнаружили остатки деревянного сруба. Следовательно, тогда, в 983 году, князь Владимир пережил сильнейшее потрясение, обратившее его духовный взор к христианству.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Помогли и молитвы святой равноапостольной Ольги, молившейся и молящейся за Русь. Князь Владимир был не только сыном своего отца, но и внуком своей бабки, крестившейся в Константинополе. Многое унаследовал он от нее. С языческой необузданностью страстей в князе сочетались и определенная душевная глубина, мудрость, сердечная доброта, а это, пожалуй, и есть видимые причины того, почему его сердце восприняло Божие посещение.
Церковный писатель второй половины XI века Иаков Мних (монах) пишет, что, «взыскав спасения», Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления святой княгини Ольги. Вспоминал он и о том, как уверовала она и крестилась, а посему «разгорался Духом Святым в сердце; желая Святого Крещения». Вряд ли он прислушивался к рассказам об Ольге до 983 года. Тогда никто не рискнул бы приступить к нему с проповедью о Христе. Но теперь, «взыскав спасения», князь и сам начал интересоваться историей обращения Ольги в христианство.
По свидетельству преподобного Нестора, князю Владимиру было «видение Божие», побудившее его к обращению. Но князь принял христианство уже в зрелом возрасте. Значит, он пришел к нему сознательно, сопоставляя христианские истины и истины языческие, оказавшиеся ложными.
За религиозной жизнью на Руси пристально следили те, кто так или иначе был заинтересован в духовном развитии древнерусского государства: православные греки на юге, Римская Церковь на западе, мусульмане Волжской Булгарии, хазарские иудаисты на востоке. Правда, Хазария была совершенно разгромлена Святославом в 965 году. Могучий каганат, союзник и опора Византийской империи, рухнул под натиском киевского князя, навсегда перестав существовать как государство! Часть земель его, в том числе и некоторые земли по Дону и Северному Кавказу, Таманский полуостров, отошли к владениям Руси. Став подданными Руси, иудейские проповедники и книжники теперь, естественно, были особо заинтересованы в приобщении к иудаизму русской княжеской власти. Но этим не менее были озабочены и все вышеназванные стороны. Напряженное затишье в духовной жизни русского общества после грозового разряда 983 года вселило во всех ее соседей определенные надежды.
В 986 году, по данным летописи, «пришли булгары магометанской веры, потом пришли иноземцы из Рима, пришли хазарские евреи, затем прислали греки к Владимиру». И все проповедали свое. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.
В мусульманстве Владимиру, согласно летописи, как будто понравилась возможность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспособиться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Владимир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру. Проповедники ислама просчитались. Но не только в этом. Они не открыли Владимиру ничего нового о Боге, Его отношении к миру и человеку, о смысле бытия. Заповеди ислама об обрезании, воздержании от свинины и вина были использованы Владимиром как предлог, чтобы отвергнуть навязываемую ему веру. И он сказал полушутливые слова: «Руси есть веселие питие, не можем без того быть».
«Иноземцы из Рима», «посланные Папой», строили свою проповедь на противопоставлении истинного Бога, сотворившего небо и землю, языческим истуканам, которые «суть дерево», подчеркивая, что христианство — свет, а язычество — тьма. Владимир спросил: «В чем же заповедь ваша?» — то есть что требуется от человека, чтобы быть угодным Богу истинному, чтобы спастись? И получил знаменательный ответ: «Пост по силе, если кто пьет или ест, то все это во славу Божию,— как сказал учитель наш Павел». Ни слова о необходимости духовного преображения, перерождения человека во Христе и во образ Христов, об отвержении себя с необходимостью, «взяв крест», следовать за Христом. Суть ответа римских посланцев — в призыве переменить веру без особой перемены образа жизни. А вот это как раз и должно было оттолкнуть Владимира, уже хорошо знавшего, как изменилась жизнь бабки его, княгини Ольги, принявшей веру от Константинопольской Церкви, и как изменилась жизнь других русских христиан. «Идите, откуда пришли,— сказал он посланцам Римского Папы,— ибо и отцы наши не приняли этого».
Остроумен отказ князя Владимира и от иудаизма. Проповедники ветхозаветной веры, «лучшею быти паче всех», старались обратить особое внимание князя на «презренность» христиан по сравнению с ними, иудеями: «Христиане же веруют в Того, Кого мы распяли». Владимир спрашивал сначала о «законе» иудеев, а затем задал неожиданный вопрос: «А где земля ваша?» Вопрос коварный и продуманный; Хазария недавно разгромлена, а Палестина иудеям не принадлежит.
Вынудив проповедников ответить: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял (народ) по различным странам за грехи наши»,— князь Владимир заметил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или и нам того же хотите?»
«Затем прислали греки к Владимиру философа»,— сообщает нам «Повесть временных лет». Беседа Владимира с оным сводится к самому важному вопросу о Боговоплощении: «Зачем же сошел Бог на землю и принял страдание?» Ответил же философ так: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала». Далее следует проповедь, изложенная настолько стройно, последовательно и глубоко, что сохраняет свое богословское значение и по сей день.
Выслушав философа внимательно, князь задал всего один вопрос, в котором, по сути дела, содержались три вопроса: «Зачем родился Он от жены, был распят на древе и крестился водою?»
«Через жену,— отвечал философ на первый вопрос,— была первоначальная победа дьявола, так как через жену был изгнан Адам из рая; через Жену же воплотившись, Бог повелел верным войти в рай». На второй вопрос дан был такой ответ: «А на древе был распят потому, что от древа вкусил Адам и из-за него был изгнан из рая и древом жизни спасутся праведные». В связи с третьим вопросом говорилось, что «обновление водою» совершилось, с одной стороны, потому что оной Бог «потопил людей» при Ное. И еще приведены были слова Господни: «Водою погубил Я людей за грехи их, теперь вновь водою очищу от грехов людей — водою обновления». Ибо первой была сотворена вода; сказано ведь: «Дух Божий ношашеся верху воды», оттого и ныне крестятся водою и Духом.
«Когда апостолы учили во всем мире веровать Богу, учение их и мы, греки, приняли, вселенная верует учению их»,— говорил философ. Но в летописи следует еще и такой текст: «Установил же Бог и день единый, когда Господь, Который сойдет с небес, будет судить живых и мертвых. И воздает каждому по делам его; праведникам — Царство Небесное, красота неизреченная, веселие без конца и бессмертие вечное; грешникам же — мучение огненное, червь неусыпающий и мука без конца». Подобные же мучения обещались тем, кто не «уверует».
Затем философ показал Владимиру занавес, на котором было изображено Судилище Господнее. Справа на нем были праведники, в весели идущие в рай, а слева — грешники, идущие на мучения. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же ответил: «Если хочешь с праведниками стать, то крестись». Владимиру же запала на сердце мысль эта. И сказал он: «Подожду еще немного», желая разузнать обо всех верах.
Отпустив греческого философа с дарами, князь Владимир собрал своих бояр на совет. После недолгого обсуждения решено было послать послов и испытать каждую веру на месте. Для этого избрали десять мужей, «добрых и смышленых».
Князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, в сущности, был уже готов принять православие, но, будучи мудрым правителем, решил подготовить народ к судьбоносному решению.
Посланники его наблюдали в Булгарии, как мусульмане молятся в мечети: «стоят там без пояса, сделав поклон, человек сядет и глядит туда и сюда как безумный, и нет в них веселия, только печаль и смрад велики. Не добр закон их». У немцев «видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией шло в то время праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров. «Не знали, где мы были, на небе или на земле,— рассказывали посланники по возвращении в Киев,— ибо не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах: Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем Крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». Так было принято историческое государственное решение о Крещении Руси.
Православная Церковь, в видимых образах своего богослужения являющая неизреченную красоту и радость Горнего мира, приоткрыла Руси светлый лик Христовой истины! Отрекшиеся от язычества увидели Христа во славе и духовном весели пребывания с людьми! Именно так восприняла Русь дух и смысл Христовой веры, именно поэтому она оказалась удивительно близкой русской душе.
В августе 986 года, когда войско Византии было разгромлено болгарами, положение греческих императоров-соправителей Василия II Болгаробойцы и Константина было очень тяжелым. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи. На борьбу с ним был послан другой военачальник Барда Фока, но тот в свою очередь поднял мятеж и провозгласил себя императором.
В 987 году Варда Фока осадил Авидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя. В решающий момент император Василий и обратился к могущественному князю Владимиру с просьбой о помощи. «И истощились богатства императора Василия, и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи,— пишет о драматических событиях авторитетный арабский историк Яхья Антиохийский.
Князь после долгого совещания «ответствовал благоприятно». Но в награду потребовал руки царевны Анны, сестры императора. Это было для византийцев неслыханной дерзостью! Ибо греки имели гордое намерение не родниться с варварскими народами. Еще Константин Багрянородный постановил законом: «С северными народами — казарами, турками, руссами — неприлично дому императорскому обязываться браками».
В свое время руки Анны домогался для своего сына император Отгон Великий, но ему было отказано. Но сейчас Константинополь вынужден был согласиться, но только при условии, что Владимир станет христианином. И князь принял условие. Был заключен договор, согласно которому в 987г начале 988 года русское шеститысячное войско прибыло в Константинополь.
Но императоры не спешили выполнять условия договора, более того, они спрятали Анну. Тогда возмущенный греческим лукавством Владимир, «вборзе собра вся своя», двинул на Корсунь, «град греческий», древний Херсонес. При осаде Херсонеса «не можаше взяти: бе бо крепок град, и воинство в нем греческое мужественно». Читаем далее: «Божие же смотрение, неведомыми судьбами полезнейшее не токмо греком, но и всему российскому роду усмотряя, устрой то, да Херсон град покорится Владимиру». Благодаря помощи некоего «протопопа» Анастаса Корсунянина, давшего Владимиру совет, как перекрыть водопровод, снабжавший водой осажденных, Херсонес был взят. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи.
Сама Анна плакала при мысли о замужестве с князем из варварской страны, предпочитая смерть «неравному» супружеству. Но ослушаться братьев она не посмела. Провожая ее, Василий и Константин рекли: «Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавишь ты от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?» «Пусть воля Господняя на все будет»,— молвила царевна и поплыла морем в корабле с архиереем митрополитом Михаилом, со священниками и клиром, и многими святыми мощами и другими святынями.
Но в Херсонесе ее ожидала невеселая новость. «По Божию устроению Владимир разболелся глазами и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать». Узнав об этом, Анна сказала, чтобы он крестился скорей: «Ежели не крестишься, то не избежишь недуга своего».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Князь Владимир был сыном ключницы Малуши, дворовой правительницы княгини Ольги, и князя Святослава Игоревича.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Малуша стала христианкой вместе с великой княгиней Ольгой в Царь-граде, но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который против воли матери сделал ее своею женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак с простолюдинкой, отправила Малушу на свою родину, в далекую весь неподалеку от Выбути. Там и родился (предположительно, в 960 году) мальчик, названный русским языческим именем Володимир — «владеющий миром», «владеющий особым даром мира».
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли,— Олег, в Новгороде — Владимир.
Ярополк был женат на гречанке — бывшей монахине, которую Святослав захватил в Византии во время одного из набегов и отдал сыну. Под влиянием сначала бабки своей Ольги, а затем и жены Ярополк начал склоняться к христианству. Крещения он, по-видимому, не принял, но, по свидетельству летописи, давал «великую волю христианам».
Однажды брат его Олег убил в своем лесу сына дружинника из войска Ярополка. Отец убитого настаивал на мести. Ярополк выступил против Олега. В ходе завязавшейся стычки Олег погиб.
Известие о его смерти достигло Новгорода, и князь Владимир, зная властолюбие брата, решил бежать на море к варягам. Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал один править на Руси. Но через два года Владимир вернулся в Новгород с дружиной варягов и восстановил свои законные права. Далее он двинулся на Киев. Коварно преданный своими ближайшими советниками, Ярополк попал в руки Владимира и был убит.
Владимир взял себе жену Ярополка — гречанку. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. С 980 года Владимир начал единолично княжить в Киеве.
Будучи единодержавным правителем Руси, Владимир осуществил несколько удачных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгар, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
По словам летописца, «побежденный вожделением», страстный, сильный, любящий войны и походы, безудержный в пирах и забавах, Владимир был сыном своего отца Святослава — язычником не столько по убеждению, сколько по образу жизни. Христианство должно было отталкивать Владимира не чем иным, как своими нравственными правилами. Кроме того, Владимир, как и его предшественники, мечу доверял более чем Кресту. Наконец, христианство могло отталкивать его и угрозой подчинения Византии.
Владимир тогда еще не мог, подобно Ольге, оценить значение христианства и отделить в своем сознании веру от политики византийских императоров, которые действительно не прочь были использовать учение Господа в качестве духовного орудия подчинения себе других народов. Он сумеет сделать это позже. А пока Владимир, как и Олег, был движим одним желанием — во что бы то ни стало укрепить язычество наперекор и в противовес растущему и усиливающемуся христианству. Князь опирался на большинство населения древнерусского государства, которое придерживалось язычества в основной массе по инерции, по привычке неосознанно. Это была неорганизованная, слепая стихия, поскольку на Руси не существовало идеологов, устроителей и вдохновителей языческой религии. Поэтому решающее значение приобретал идейно-религиозный выбор князя — главы государства. На него смотрели как на вождя не только в военном, но и в духовном плане.
Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески стремился упрочить на Руси языческую религию — многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла, Мокоши. Этим идолам приносились жертвы, в том числе и человеческие.
Между тем на Руси уже началась подлинная духовная война — открытый поединок язычества с христианством. Как свидетельствует одно из житий великого князя Владимира, в то время «христиане, иже от святыя Ольги быху посвещени, страха ради безвестни быша: овии бо бежаша, овии же втайне святую храняху веру, а иныя паки на прежнее нечестие обратишася, где бяше церковь христианская, разорися рукою идолослужителей».
В 983 году, после победы над ятвягами, князь Владимир, как повествует летопись, пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Броси жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и принесем в жертву богам». Был тогда варяг один Феодор, а двор его стоял там, где сейчас церковь Святой Богородицы (Десятинная). И был у него сын Иоанн, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти диавола. Ибо не терпел его диавол, имеющий власть над всеми, а этот был ему, как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей.
И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а просто дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками. Бог же один. Ему служат греки и поклоняются. Сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли двор и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и поганы. Диавол же радовался тому, не зная, что близко уже его погибель. Так пытался погубить он весь род христианский, хотя прогнан был Честным Крестом из иных стран. Здесь же, думал окаянный, обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, здесь пророки ничего не предрекли, не зная, что пророк сказал: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». Если и не были здесь апостолы сами, однако учения их, как трубы, возглашают в церквах по всей вселенной. Их учением побеждаем врага-диавола, попирая его под ноги себе, как попрали и эти два праведника, приняв венец победный наравне со святыми мучениками и исповедниками».
Вот так впервые произошло грозовое столкновение язычества с христианством на Руси! Словно молния, оно осветило небосклон русской духовной жизни, словно гром, потрясло эту жизнь. Ибо любая расправа над христианами всегда только поражение противной стороны по той единственной и важнейшей причине, что страдания невинно избранных жертв связывают со Христом, пострадавшим ради нашего спасения. К тому месту, где пролилась кровь истинно верующих христиан варягов Феодора и Иоанна (память 12/25 июля), были привлечены чрезвычайные Божественные силы.
И произошло чудо: языческий князь, гонитель христианства, начал обращаться ко Христу! Не случайно уже после крещения он поставил благолепную каменную Десятинную церковь во имя Божией Матери не где-нибудь, а на месте разрушенного дома Феодора и Иоанна. Археологические раскопки, произведенные в 1908 году в алтарной части Десятинной церкви, обнаружили остатки деревянного сруба. Следовательно, тогда, в 983 году, князь Владимир пережил сильнейшее потрясение, обратившее его духовный взор к христианству.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Помогли и молитвы святой равноапостольной Ольги, молившейся и молящейся за Русь. Князь Владимир был не только сыном своего отца, но и внуком своей бабки, крестившейся в Константинополе. Многое унаследовал он от нее. С языческой необузданностью страстей в князе сочетались и определенная душевная глубина, мудрость, сердечная доброта, а это, пожалуй, и есть видимые причины того, почему его сердце восприняло Божие посещение.
Церковный писатель второй половины XI века Иаков Мних (монах) пишет, что, «взыскав спасения», Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления святой княгини Ольги. Вспоминал он и о том, как уверовала она и крестилась, а посему «разгорался Духом Святым в сердце; желая Святого Крещения». Вряд ли он прислушивался к рассказам об Ольге до 983 года. Тогда никто не рискнул бы приступить к нему с проповедью о Христе. Но теперь, «взыскав спасения», князь и сам начал интересоваться историей обращения Ольги в христианство.
По свидетельству преподобного Нестора, князю Владимиру было «видение Божие», побудившее его к обращению. Но князь принял христианство уже в зрелом возрасте. Значит, он пришел к нему сознательно, сопоставляя христианские истины и истины языческие, оказавшиеся ложными.
За религиозной жизнью на Руси пристально следили те, кто так или иначе был заинтересован в духовном развитии древнерусского государства: православные греки на юге, Римская Церковь на западе, мусульмане Волжской Булгарии, хазарские иудаисты на востоке. Правда, Хазария была совершенно разгромлена Святославом в 965 году. Могучий каганат, союзник и опора Византийской империи, рухнул под натиском киевского князя, навсегда перестав существовать как государство! Часть земель его, в том числе и некоторые земли по Дону и Северному Кавказу, Таманский полуостров, отошли к владениям Руси. Став подданными Руси, иудейские проповедники и книжники теперь, естественно, были особо заинтересованы в приобщении к иудаизму русской княжеской власти. Но этим не менее были озабочены и все вышеназванные стороны. Напряженное затишье в духовной жизни русского общества после грозового разряда 983 года вселило во всех ее соседей определенные надежды.
В 986 году, по данным летописи, «пришли булгары магометанской веры, потом пришли иноземцы из Рима, пришли хазарские евреи, затем прислали греки к Владимиру». И все проповедали свое. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.
В мусульманстве Владимиру, согласно летописи, как будто понравилась возможность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспособиться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Владимир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру. Проповедники ислама просчитались. Но не только в этом. Они не открыли Владимиру ничего нового о Боге, Его отношении к миру и человеку, о смысле бытия. Заповеди ислама об обрезании, воздержании от свинины и вина были использованы Владимиром как предлог, чтобы отвергнуть навязываемую ему веру. И он сказал полушутливые слова: «Руси есть веселие питие, не можем без того быть».
«Иноземцы из Рима», «посланные Папой», строили свою проповедь на противопоставлении истинного Бога, сотворившего небо и землю, языческим истуканам, которые «суть дерево», подчеркивая, что христианство — свет, а язычество — тьма. Владимир спросил: «В чем же заповедь ваша?» — то есть что требуется от человека, чтобы быть угодным Богу истинному, чтобы спастись? И получил знаменательный ответ: «Пост по силе, если кто пьет или ест, то все это во славу Божию,— как сказал учитель наш Павел». Ни слова о необходимости духовного преображения, перерождения человека во Христе и во образ Христов, об отвержении себя с необходимостью, «взяв крест», следовать за Христом. Суть ответа римских посланцев — в призыве переменить веру без особой перемены образа жизни. А вот это как раз и должно было оттолкнуть Владимира, уже хорошо знавшего, как изменилась жизнь бабки его, княгини Ольги, принявшей веру от Константинопольской Церкви, и как изменилась жизнь других русских христиан. «Идите, откуда пришли,— сказал он посланцам Римского Папы,— ибо и отцы наши не приняли этого».
Остроумен отказ князя Владимира и от иудаизма. Проповедники ветхозаветной веры, «лучшею быти паче всех», старались обратить особое внимание князя на «презренность» христиан по сравнению с ними, иудеями: «Христиане же веруют в Того, Кого мы распяли». Владимир спрашивал сначала о «законе» иудеев, а затем задал неожиданный вопрос: «А где земля ваша?» Вопрос коварный и продуманный; Хазария недавно разгромлена, а Палестина иудеям не принадлежит.
Вынудив проповедников ответить: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял (народ) по различным странам за грехи наши»,— князь Владимир заметил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или и нам того же хотите?»
«Затем прислали греки к Владимиру философа»,— сообщает нам «Повесть временных лет». Беседа Владимира с оным сводится к самому важному вопросу о Боговоплощении: «Зачем же сошел Бог на землю и принял страдание?» Ответил же философ так: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала». Далее следует проповедь, изложенная настолько стройно, последовательно и глубоко, что сохраняет свое богословское значение и по сей день.
Выслушав философа внимательно, князь задал всего один вопрос, в котором, по сути дела, содержались три вопроса: «Зачем родился Он от жены, был распят на древе и крестился водою?»
«Через жену,— отвечал философ на первый вопрос,— была первоначальная победа дьявола, так как через жену был изгнан Адам из рая; через Жену же воплотившись, Бог повелел верным войти в рай». На второй вопрос дан был такой ответ: «А на древе был распят потому, что от древа вкусил Адам и из-за него был изгнан из рая и древом жизни спасутся праведные». В связи с третьим вопросом говорилось, что «обновление водою» совершилось, с одной стороны, потому что оной Бог «потопил людей» при Ное. И еще приведены были слова Господни: «Водою погубил Я людей за грехи их, теперь вновь водою очищу от грехов людей — водою обновления». Ибо первой была сотворена вода; сказано ведь: «Дух Божий ношашеся верху воды», оттого и ныне крестятся водою и Духом.
«Когда апостолы учили во всем мире веровать Богу, учение их и мы, греки, приняли, вселенная верует учению их»,— говорил философ. Но в летописи следует еще и такой текст: «Установил же Бог и день единый, когда Господь, Который сойдет с небес, будет судить живых и мертвых. И воздает каждому по делам его; праведникам — Царство Небесное, красота неизреченная, веселие без конца и бессмертие вечное; грешникам же — мучение огненное, червь неусыпающий и мука без конца». Подобные же мучения обещались тем, кто не «уверует».
Затем философ показал Владимиру занавес, на котором было изображено Судилище Господнее. Справа на нем были праведники, в весели идущие в рай, а слева — грешники, идущие на мучения. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же ответил: «Если хочешь с праведниками стать, то крестись». Владимиру же запала на сердце мысль эта. И сказал он: «Подожду еще немного», желая разузнать обо всех верах.
Отпустив греческого философа с дарами, князь Владимир собрал своих бояр на совет. После недолгого обсуждения решено было послать послов и испытать каждую веру на месте. Для этого избрали десять мужей, «добрых и смышленых».
Князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, в сущности, был уже готов принять православие, но, будучи мудрым правителем, решил подготовить народ к судьбоносному решению.
Посланники его наблюдали в Булгарии, как мусульмане молятся в мечети: «стоят там без пояса, сделав поклон, человек сядет и глядит туда и сюда как безумный, и нет в них веселия, только печаль и смрад велики. Не добр закон их». У немцев «видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией шло в то время праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров. «Не знали, где мы были, на небе или на земле,— рассказывали посланники по возвращении в Киев,— ибо не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах: Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем Крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». Так было принято историческое государственное решение о Крещении Руси.
Православная Церковь, в видимых образах своего богослужения являющая неизреченную красоту и радость Горнего мира, приоткрыла Руси светлый лик Христовой истины! Отрекшиеся от язычества увидели Христа во славе и духовном весели пребывания с людьми! Именно так восприняла Русь дух и смысл Христовой веры, именно поэтому она оказалась удивительно близкой русской душе.
В августе 986 года, когда войско Византии было разгромлено болгарами, положение греческих императоров-соправителей Василия II Болгаробойцы и Константина было очень тяжелым. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи. На борьбу с ним был послан другой военачальник Барда Фока, но тот в свою очередь поднял мятеж и провозгласил себя императором.
В 987 году Варда Фока осадил Авидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя. В решающий момент император Василий и обратился к могущественному князю Владимиру с просьбой о помощи. «И истощились богатства императора Василия, и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи,— пишет о драматических событиях авторитетный арабский историк Яхья Антиохийский.
Князь после долгого совещания «ответствовал благоприятно». Но в награду потребовал руки царевны Анны, сестры императора. Это было для византийцев неслыханной дерзостью! Ибо греки имели гордое намерение не родниться с варварскими народами. Еще Константин Багрянородный постановил законом: «С северными народами — казарами, турками, руссами — неприлично дому императорскому обязываться браками».
В свое время руки Анны домогался для своего сына император Отгон Великий, но ему было отказано. Но сейчас Константинополь вынужден был согласиться, но только при условии, что Владимир станет христианином. И князь принял условие. Был заключен договор, согласно которому в 987г начале 988 года русское шеститысячное войско прибыло в Константинополь.
Но императоры не спешили выполнять условия договора, более того, они спрятали Анну. Тогда возмущенный греческим лукавством Владимир, «вборзе собра вся своя», двинул на Корсунь, «град греческий», древний Херсонес. При осаде Херсонеса «не можаше взяти: бе бо крепок град, и воинство в нем греческое мужественно». Читаем далее: «Божие же смотрение, неведомыми судьбами полезнейшее не токмо греком, но и всему российскому роду усмотряя, устрой то, да Херсон град покорится Владимиру». Благодаря помощи некоего «протопопа» Анастаса Корсунянина, давшего Владимиру совет, как перекрыть водопровод, снабжавший водой осажденных, Херсонес был взят. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи.
Сама Анна плакала при мысли о замужестве с князем из варварской страны, предпочитая смерть «неравному» супружеству. Но ослушаться братьев она не посмела. Провожая ее, Василий и Константин рекли: «Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавишь ты от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?» «Пусть воля Господняя на все будет»,— молвила царевна и поплыла морем в корабле с архиереем митрополитом Михаилом, со священниками и клиром, и многими святыми мощами и другими святынями.
Но в Херсонесе ее ожидала невеселая новость. «По Божию устроению Владимир разболелся глазами и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать». Узнав об этом, Анна сказала, чтобы он крестился скорей: «Ежели не крестишься, то не избежишь недуга своего».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Последний раз редактировалось: Ольга (Пн Май 07, 2012 9:30 am), всего редактировалось 2 раз(а)