История карты таро: Дурак
Старший аркан Шут (Дурак, Алхимик, Глупец, Дух Эфира, Блаженный, Безумец, Слепец) занимает особое положение в колоде Таро. Он менялся несколько раз коренным образом, от убогого кретина или блаженного в старых колодах до бога Аполлона в колоде Уэйта, рогатого солнечного бога или плода в матке у Кроули.
На одной из самых старых колод – Таро Висконти-Сфорца Дурак изображен оборванцем с дубиной, в его волосах торчат перья, штаны спущены, идти в таком виде невозможно, человек явно не приспособлен к жизни, т.к. даже замахнувшись палкой, чтобы отогнать бродячих псов, он сам может потерять равновесие и упасть, к тому же, судя по разбухшей щитовидке и косым глазам это человек с физическими и психическими заболеваниями. Болезни щитовидной железы могут вызывать кретинизм и отклонения в развитии, а также ряд нервных патологий.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дурак в Таро
Висконти-Сфорце
Дурак в Таро
Висконти-Сфорце
Прообразом дурака послужила картина Джотто «Аллегория глупости»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Прообраз картина
Джотто «Аллегория глупости»[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Прообраз картина
Такие люди обычно ходили по городам и весям, собирали подаяние и развлекали своим видом публику.
В Золотом Флорентийском Таро Дурак изображен как изгой – он полуголый, в шляпе с ослиными ушами, и связкой бубенцов, которые символизируют о его приближении. Дети (как символ людей с незрелым умом) побивают его камнями.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дурак в золотом
Флорентийском Таро
В общем-то это очевидно дурак и при этом не фигурально выражаясь, а именно как диагноз. В средние века люди не понимали душевнобольных и боялись их, рождение такого ребенка воспринималось как кара божья или проклятье. Сумасшедших и больных изолировали, изгоняли, бросали в тюрьмы, чего стоит популярное одно время в Европе средство избавления от несчастных - "Корабль дураков". Юродивых, больных, странно ведущих себя людей собирали и сажали на корабль, который отпускали на волю волн. Такие корабли стали символом слепого следования судьбе и власти случая. Но по сравнению со средневековыми методами лечения это был еще гуманный способ, т.к. больных били, морили голодом, пытались вправить мозги на место вращая на разного рода хитроумных устройствах и так далее. Поэтому и карта Дурак того периода несет на себе печать изгоя. Для толкователя Таро эта карта была нежелательным и очень неприятным символом.
Волна интереса к Таро поднялась в 18 веке, на Таро обратили свои взоры члены массонских лож. В каждом аркане они искали сакральные знания и колоды того времени имеют сильный отпечаток масонской идеологии.
Постепенно, по мере эволюции Дурак обрастает кое каким имуществом и одеждой. Идеи со старых карт сохраняются, их мы можем увидеть и в современных колодах (например Таро Дюрера): оборванные подратые штаны, зачастую могут сверкать ягодицы и прочие близлежащие причиндалы, яркая полосатая одежда, а также бубенцы на плечах.
Итак, дубина заменяется посохом, добавляется палка с котомкой, рядом появляется собака, которая то ли кусает его или подталкивает вперед, то ли старается уберечь и тянет назад. Сам Дурак изображается более одетым, цвета его одежды в большинстве случаев либо пестрые на манер скоморохов, либо в полосочку, что также было привилегией аутсайдеров.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дубина заменяется посохом
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Впервые появляется Ноль
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На спине камзола
нарисована буква «М»
Это повелось еще с 14 века, когда на епархиальном синоде приняли декрет, по которому представители духовенства не должны были одеваться в двухцветную одежду – будь то полоска, или симметричные половины двух цветов. По этой причине насмешкам и гонениям подвергался орден кармелитов, носивших полосатые плащи. Дальше - хуже. В 1310 году некий сапожник в Руане был приговорен к смертной казни потому что «был замечен в полосатой одежде». С тех пор церковь объявила настоящую войну полоскам – особенно если чередовались яркие цвета: красный, желтый или зеленый. Множество примеров негативного посыла полосатых тканей появилось в литературе Средневековья. Вероломные рыцари, жены-изменницы, непочтительные сыновья, братья-клятвопреступники, подлые слуги, жестокие карлики, нечестивцы и предатели — любой из этих персонажей отмечался полосками как в одежде, так и в геральдике. Все эти люди были barres, т. е. "полосатые", а на современный манер - "меченные", одного упоминания об этих полосках было достаточно, чтобы читателю стало ясно, что за "фрукт" перед ним.
И только к концу 18-го века полоска теряет свое отрицательно значение, когда полосатые ткани становятся популярными среди знати, а до этого полосатую одежду часто носили слуги. Поскольку появились свидетельства о том, что автором Марсельского Таро является итальянский философ, астролог, католический священник XV века из Флоренции Марсилио Фичино, то вполне возможно что полосатая одежда, как и у Аркана Маг, говорит об обособленности от социума, о том, что эти люди за гранью. Один бродяга-юродивый, а второй ярмарочный шарлатан-фокусник.
Разница на картах разных колод прослеживается только в определенных деталях. Прежде всего по цвету изображения. А вот поза Дурака и даже мелкие детали идентичны . Например, палку с узелком Дурак держит в левой руке и перекидывает через правое плечо. Даже количество бубенчиков на вороте его одежды на этих колодах одинаково – пять. Общий пейзаж местности и задний план на всех картах примерно одинаков: довольно скудная растительность, поле, луг, песочная или глиняная на вид дорога.
Принципиальным является отличие в том, что на Марсельском Таро собака раздирает одежду Дурака, оголяя его тело. На карте Классической колоды (ориг. название «The Classic Tarot» – это репродукция итальянской колоды художника Карло Делла Рокка, изданной в 1835 году) собака сдерживает, а не подталкивает вперед, уцепившись зубами за одежду она тянет Дурака назад. Также у этого Дурака на спине камзола нарисована буква «М» (скорее всего сокращение от названия карты на итальянском языке “IL MATTO”). Слева на карте прописаны 4 термина на разных языках, которые соответствуют этому аркану: STRANEZZE – эксцентричность, странность; STRANGENESS – необычность, отчужденность, странствие, чужеродность; MYSTERE – мистерия, загадка, секрет, тайна, таинство; SONDERBARKEITEN – чудачества, странность, курьез.
На этих же колодах впервые появляется номер аркана Дурак - ноль, а также надписи на разных языках.
Французский оккультист Эттейла создает 2 варианта аркана. В одном варианте Дурак в колоде Таро Гранд-Эттейла изображен в костюме арлекина с шутовским колпаком на голове. Он ступает вперед в полуприсяди, закрыв глаза руками, показывая этим, что он слеп и не видит объективный мир, или не хочет его видеть. Как в первой колоде Таро Висконти-Сфорца на карте нет ни собаки, ни палки, ни шеста с котомкой. Иногда карту называют Слепец.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иногда карту называют Слепец
В Египетско-Цыганской колоде Эттейла создал парадоксальный образ Дурака.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Аркан расположен
на 0 и 78 позиции
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дурак-Ахлимик
Так, наприме, он называл эту карту Ахлимик, что уже является указанием на то, что перед нами не простой оборванец, а мудрец и искатель. Дурак выходит из храма, места, где традиционно хранились книги и свитки, аркан помещен в самый конец колоды под номером 78, на карте написано Madness - сумасшествие, безрассудство - отсылка к отказу от ума в человеческом плане и вовлечении в более высокие планы бытия. Эта идея - "отбросить" ум, есть во многих традициях, например чань-буддизм.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вы знали,
что Ноль - это символ Дзен?
Позже Ошо скажет: "Ум, или состояние ума, не является естественным состоянием человека, это не истинная природа человека. Человек должен обрести истинное состояние – состояние не-ума, медитативное состояние.". Ведь именно в таком состоянии человек достигает просветления. Останавливая свой мечащийся ум, и отдаваясь космическому потоку.
Дальше - больше. В конце 18 века, после археологических экспедиций в Египет, в Европе начинается повальная мода на египетские древности: мумии, гробницы, фараоны, древние боги, культ смерти и загробной жизни, преклонение перед вечной женственностью, духовные ценности и чистота души в противовес материалистичному миру. Пишется огромное количество исследований и трактатов о таинственной умершей цивилизации. Конечно же эта тема привлекла и внимание эзотериков всех мастей. Теперь каждый исследователь готов притянуть за уши доказательства о древне-египетском происхождении своего объекта исследования. Что мы могли наблюдать и с Таро. О происхождении колоды Таро из древнего Египта говорил Эттейлла. Антуан Кур де Жебелен назвал Таро книгой Тота, бога письма, чтения, тайных знаний, который дал это все людям.
Эта идея получила популярность и по сей день создаются колоды в египетском стиле, зачастую в них используются материалы исследований Кур де Жебелена.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дурак в Египетском Таро
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дурак-Крокодил
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дурак в Таро Ибис
Ибис Таро - одна из таких реконструкций, аркан стоит в самом конце колоды под номером 78, называется Крокодил, есть варианты названия Слепец. Изображение очень мрачное, первым делом бросается в глаза солнечное затмение - в древности люди испытывали при этом ужас, считали очень дурным предзнаменованием, сулившим войны, голод, конец света; у человека нет глаз, он идет по обломкам и через секунду споткнется о поверженный обелиск, и попадет в пасть крокодилу, бездна сожрет его. Очевидно что на этом аркане не начало пути, а конец всему, разрушена целая цивилизация. От карты идет поток безысходности.
С одной стороны картина крайне антиутопическая и предвещающая конец света, но с другой стороны, и мы об этом уже писали в статье о символизме аркана Дурак, на карте мы видим слабеющее солнце, это выражено затмением. Другая отсылка к этой идее и в том, что древние египтяне после осеннего солнцестояния отмечали праздник, который они называли «Рождение Солнца-Посоха», ибо они полагали, что так как день становится короче, а солнечный свет — слабее, то солнцу необходим посох для опоры. А крокодил съедающий солнце - известный по всему миру сюжет мифа, и даже в русских сказках отражен этот сюжет.