В старинном селе Холмогоры Архангельской области резьбой по кости занимаются свыше 400 лет. Фигурки животных, птиц, рыб, людей, шкатулки по сей день пользуются большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Материалом для поделок служит кость мамонта или моржа. Но самыми сложными в резьбе по кости всегда были рельефные иконы. Именно холмогорские мастера славились этим искусством.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
- Полный размер:
Холмогоры не назовешь забытым Богом местечком. Еще в далеком 1492 году по реке Северной Двине в направлении Дании вышел морской караван с зерном для продажи его в европейских странах. Позднее этим же караваном в Данию из Холмогор отправлялось посольство царя Ивана III. Тогда же в летописи появились записи о том, что у Руси есть собственный торговый флот.
В конце XVII века небольшое село Холмогоры стало центром епархии, управляемой архиеерем, в ведении которого находился весь Двинский край. Построенный в те годы большой церковный комплекс включал в себя Спасо-Преображенский собор с высокой колокольней, по своей архитектуре очень похожий на московский Успенский собор, и Архиерейские палаты, в которых бывал царь Петр Активизация религиозной деятельности, приезды сановных лиц из центральных городов, торговля с заморскими гостями оживили новый вид искусства – вырезание из кости предметов религиозного культа, прежде всего икон. Но только очень немногие мастера правильно понимали сюжеты из Библии и создавали святые образы.
Мягкий бело-молочный цвет гладкого среза поверхности моржовой или мамонтовой кости предоставлял мастерам возможность наносить на него рисунок и затем приступать к резке рельефов, к гравировке. На реализацию сложного замысла уходили месяцы. Малейшее неверное движение – и уже почти готовые рельефные пластины приходилось заменять.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В конце XVII века небольшое село Холмогоры стало центром епархии, управляемой архиеерем, в ведении которого находился весь Двинский край. Построенный в те годы большой церковный комплекс включал в себя Спасо-Преображенский собор с высокой колокольней, по своей архитектуре очень похожий на московский Успенский собор, и Архиерейские палаты, в которых бывал царь Петр Активизация религиозной деятельности, приезды сановных лиц из центральных городов, торговля с заморскими гостями оживили новый вид искусства – вырезание из кости предметов религиозного культа, прежде всего икон. Но только очень немногие мастера правильно понимали сюжеты из Библии и создавали святые образы.
Мягкий бело-молочный цвет гладкого среза поверхности моржовой или мамонтовой кости предоставлял мастерам возможность наносить на него рисунок и затем приступать к резке рельефов, к гравировке. На реализацию сложного замысла уходили месяцы. Малейшее неверное движение – и уже почти готовые рельефные пластины приходилось заменять.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
- Полный размер:
Икона «Троица Ветхозаветная», выполненная холмогорскими мастерами из кости моржа, укрепленной на дереве, довольно сложна по композиции и зашифровке своего изображения. Надо было хорошо знать Библию, чтобы изобразить в правильной очередности фигуры, выделить главные, не забыть про второстепенные, добавить иерусалимский пейзаж и оставаться в рамках церковного канона.
Холмогорские мастера знали принципы иконописи новгородской и московской школ. Ярким представителем последней был Андрей Рублев. Его «Святая Троица» считается церковным каноном в иконописи.
«Троица Ветхозаветная» из Холмогор отражает гостеприимство Авраама, она – прообраз евангельской Тайной вечери и установления на ней таинства Евхаристии. Изображенные образы трех ангелов – символ троичности Бога. Все три ангела равны, у всех троих над головой нимб. Они трапезничают. Перед ними одинаковые чаши. Чуть в стороне Авраам с нимбом над головой, немного выше его жена Сарра с таким же нимбом.
Как правило, ангелы располагались в порядке символа веры слева направо: «Верую в Бога Отца, Сына и Святага Духа». Изображенный в центре дуб – это древо жизни, символ Воскресения Христа, гора справа – символ силы Духа.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Холмогорские мастера знали принципы иконописи новгородской и московской школ. Ярким представителем последней был Андрей Рублев. Его «Святая Троица» считается церковным каноном в иконописи.
«Троица Ветхозаветная» из Холмогор отражает гостеприимство Авраама, она – прообраз евангельской Тайной вечери и установления на ней таинства Евхаристии. Изображенные образы трех ангелов – символ троичности Бога. Все три ангела равны, у всех троих над головой нимб. Они трапезничают. Перед ними одинаковые чаши. Чуть в стороне Авраам с нимбом над головой, немного выше его жена Сарра с таким же нимбом.
Как правило, ангелы располагались в порядке символа веры слева направо: «Верую в Бога Отца, Сына и Святага Духа». Изображенный в центре дуб – это древо жизни, символ Воскресения Христа, гора справа – символ силы Духа.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
- Полный размер: