23 июня/ 6 июля
1. День памяти святой мученицы Агриппины. В крестьянской традиции известна как Агрипина купальница, поскольку день ее памяти приходился на канун праздника Ивана Купалы и осмыслялся как день подготовки к нему.
2. Народное название трав, собираемых в ночь на Ивана Купалу.
Аграфена Купальница (Купальщица)
Аграфена Купальница (Купальщица) - день памяти святой мученицы Агриппины, отмечавшийся 23 июня / 6 июля, канун дня Ивана Купалы.
Согласно легенде, римлянка Агриппина, жившая в 3 в. н.э., стала почитаема в народе как истинная христианка, принявшая мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали.
В русской традиции Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под именем Купальницы, т.к. день ее памяти предшествовал празднику Ивана Купалы. Ряд обрядовых действий этого праздника совершался местами в день Аграфены Купальницы. Ночь с Аграфены на Ивана (Иван Купала) считалась волшебной (Купальская ночь), на нее приходился и пик праздничного веселья и разгула.
В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику (Иван Купала), или как его начальный этап.
Так, ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала):
"Ездил Иван по вулице,
Сбирал девок на гулянья,
Молодушек на Купальню.
Пока млада собиралась,
Пока у свекрови допрошуся,
Покуль свекру доложуся,
С милым ладом сговорюся,
Пока млада собиралась,
Все гулянья миновала.
Все цветочки посорвали,
Всю купальню притоптали".
(Песни Псковской земли. 1989. № 153).
Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома - им пели корильные песни:
"Иван ходит по вулице,
Собирайтесь девки, бабы,
Собирайтесь на Купальну
Да кто пойдет - красавица,
Кто не пойдет - пень-колода
На дуб лезет, сучья ломит,
С дуба лезет, кору дерет,
Домик строит, крышу кроет".
(Песни Псковской земли. 1989. № 141).
Ритуальный начин, основными участницами которого были молодые женщины и девушки, свидетельствовал о их руководящей роли в ряде обрядов купальского цикла (Иван Купала). Отсюда осмысление праздника Аграфены Купальницы, а также Ивана Купалы, как женского/девичьего праздника, что нашло отражение и в фольклоре:
"Как у нас в году три праздника:
Первый праздник Семик честной,
Другой праздник Тройцын день,
А третий праздник Купальница".
(Смирнов В.А. 1981. С. 65).
"Березонька скрипела,
Всем девушкам кликала:
"Святая Купальница,
Всем девкам племянница!".
(Смирнов В.А. 1981. С.66).
В функции девушек и женщин входили ритуальные обходы полей, деревень, домов, изготовление обрядовых блюд - каши и кулаги - и совместная трапеза, происходившая обычно в ржаных полях (Иван Купала).
В Вологодской губ. обход домов происходил следующим образом. В день Аграфены Купальницы все девушки поселения, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом: "Умойте". Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений - серьги, бусы, ленты и т.п.
Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания.
В Сибири день Аграфены Купальницы особо почитался больными женщинами, они, по свидетельству очевидцев, "обещаются не робить в этот день" (Макаренко А.А. 1993. С. 63).
Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.
2. Аграфена Купальница - народное называние трав, собираемых в ночь на Ивана Купала и используемых с лечебными целями.
1. День памяти святой мученицы Агриппины. В крестьянской традиции известна как Агрипина купальница, поскольку день ее памяти приходился на канун праздника Ивана Купалы и осмыслялся как день подготовки к нему.
2. Народное название трав, собираемых в ночь на Ивана Купалу.
Аграфена Купальница (Купальщица)
Аграфена Купальница (Купальщица) - день памяти святой мученицы Агриппины, отмечавшийся 23 июня / 6 июля, канун дня Ивана Купалы.
Согласно легенде, римлянка Агриппина, жившая в 3 в. н.э., стала почитаема в народе как истинная христианка, принявшая мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали.
В русской традиции Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под именем Купальницы, т.к. день ее памяти предшествовал празднику Ивана Купалы. Ряд обрядовых действий этого праздника совершался местами в день Аграфены Купальницы. Ночь с Аграфены на Ивана (Иван Купала) считалась волшебной (Купальская ночь), на нее приходился и пик праздничного веселья и разгула.
В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику (Иван Купала), или как его начальный этап.
Так, ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала):
"Ездил Иван по вулице,
Сбирал девок на гулянья,
Молодушек на Купальню.
Пока млада собиралась,
Пока у свекрови допрошуся,
Покуль свекру доложуся,
С милым ладом сговорюся,
Пока млада собиралась,
Все гулянья миновала.
Все цветочки посорвали,
Всю купальню притоптали".
(Песни Псковской земли. 1989. № 153).
Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома - им пели корильные песни:
"Иван ходит по вулице,
Собирайтесь девки, бабы,
Собирайтесь на Купальну
Да кто пойдет - красавица,
Кто не пойдет - пень-колода
На дуб лезет, сучья ломит,
С дуба лезет, кору дерет,
Домик строит, крышу кроет".
(Песни Псковской земли. 1989. № 141).
Ритуальный начин, основными участницами которого были молодые женщины и девушки, свидетельствовал о их руководящей роли в ряде обрядов купальского цикла (Иван Купала). Отсюда осмысление праздника Аграфены Купальницы, а также Ивана Купалы, как женского/девичьего праздника, что нашло отражение и в фольклоре:
"Как у нас в году три праздника:
Первый праздник Семик честной,
Другой праздник Тройцын день,
А третий праздник Купальница".
(Смирнов В.А. 1981. С. 65).
"Березонька скрипела,
Всем девушкам кликала:
"Святая Купальница,
Всем девкам племянница!".
(Смирнов В.А. 1981. С.66).
В функции девушек и женщин входили ритуальные обходы полей, деревень, домов, изготовление обрядовых блюд - каши и кулаги - и совместная трапеза, происходившая обычно в ржаных полях (Иван Купала).
В Вологодской губ. обход домов происходил следующим образом. В день Аграфены Купальницы все девушки поселения, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом: "Умойте". Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений - серьги, бусы, ленты и т.п.
Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания.
В Сибири день Аграфены Купальницы особо почитался больными женщинами, они, по свидетельству очевидцев, "обещаются не робить в этот день" (Макаренко А.А. 1993. С. 63).
Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.
2. Аграфена Купальница - народное называние трав, собираемых в ночь на Ивана Купала и используемых с лечебными целями.