Ведовство – заманчивая волшебная сказка нашего детства или отражение примитивного сознания древних народов? Массовый обман ловких мошенниц или страшный культ поклонниц диавольских, коих порядочному человеку двадцать первого века страшиться надобно? Да нет, не бойтесь. Настоящая ведьма Вас не съест. Во всяком случае, сразу. Собственно говоря, просто потому, что незачем.
Ведуньи - эти знающие, умудренные опытом люди занимающийеся магией или ведовством, "ведающие" . (Характерно для России)
"В 1598 году, присягаля Борису Годунову, клялись "ни в платье, ни в ином ни в чем лиха никако не учинити и не испортити, ни зелья лихово, ни коренья не давати... Да и людей своих с ведовством не посылати и ведунов не добывати на государское лицо... и на следу всяким ведовским мечтаниям не испортити, и кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати... и того поймати" <Краинский 1900>
Из приведенного выше текста очевидно основное занятие ведунов - колдовство, порча посредством кореньев, трав или различных зелий, почему в судебных процессах над колдунами (XVI -XVII) обычно и фигурируют ведуны и зелейники.
Область ведовства была традиционно обширой: верили, что ведуны и ведуньи могут насылать болезни, внушать любовь и отвращение, заколдовать промыслы и т.п. При помощи кореньев и трав старались заручится милостью своих бояр: крестьяни и холопы "носили некоторые сорта трав и кореньев на шее, пили их с водой или же предлагали в еде и питье своим господам. В 1649 г. холоп Пронка говорил на допросе, что один ведун, крестьянин Троице-Серниева монастыря, "показал ему коренья и трав узол с шапку и, выняв ис того узла корень да щепоть малкй травы, дал ему Пронке и велел пить в воде и в пиве, а корень носить на вороту, ино де боярин будет к тебе добр".
По поверьям, из опастности могла выручить трава дя(ге)гиль, дикая заря, коровник)
Вера в особые, колдовские свойства некоторых кореньев и трав была так сильна, что иногда считалось опастным брать или давать цветы незнакомым лицам: с цветком или травой недуг мог переместиться с одного лица на другой. Действие трав и кореньев еще усиливали с помощью наговоров, которые очень сильны.
Общением с тонким миром была наполнена наша жизнь на протяжении многих веков. Это не было философской загадкой, отдаленной от практической жизни. Глубокое сплетение мира тонкого и мира «обычного» наполняло сознание и каждодневную жизнь русского человека. Резные украшения домов с правильной, обережной резьбой должны были охранять дом от недобрых влияний. Уходя в лес, что-то подносили лешему, «чтоб не попутал». Простые девушки «ворожили суженого» после работ по дому. А уж в такие важные моменты как рождение и свадьба, смерть и переезд в новый дом соблюдение магических ритуалов было обязательным. Вот только это не было «магическим ритуалом» в его современном понимании (произносится страшным загадочным голосом), когда в мыслях сразу представляются черные алтарные покрывала, свечи и завывание ветра. Это было просто правилами безопасности и залогом успеха в делах. Магия была реализована в самой обыденной жизни, в языке и поверьях, обрядах и преданиях-заветах старины. Ведь старые обряды да праздники не были служением богам в религиозном смысле этого слова. Богов почитали, как почитают родителей. С духами жили, как живут в одном доме с родными. Часто называли, например, дедушкой. За помощью обращались, как к старшим товарищам. И они помогали.
Ведуньи - эти знающие, умудренные опытом люди занимающийеся магией или ведовством, "ведающие" . (Характерно для России)
"В 1598 году, присягаля Борису Годунову, клялись "ни в платье, ни в ином ни в чем лиха никако не учинити и не испортити, ни зелья лихово, ни коренья не давати... Да и людей своих с ведовством не посылати и ведунов не добывати на государское лицо... и на следу всяким ведовским мечтаниям не испортити, и кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати... и того поймати" <Краинский 1900>
Из приведенного выше текста очевидно основное занятие ведунов - колдовство, порча посредством кореньев, трав или различных зелий, почему в судебных процессах над колдунами (XVI -XVII) обычно и фигурируют ведуны и зелейники.
Область ведовства была традиционно обширой: верили, что ведуны и ведуньи могут насылать болезни, внушать любовь и отвращение, заколдовать промыслы и т.п. При помощи кореньев и трав старались заручится милостью своих бояр: крестьяни и холопы "носили некоторые сорта трав и кореньев на шее, пили их с водой или же предлагали в еде и питье своим господам. В 1649 г. холоп Пронка говорил на допросе, что один ведун, крестьянин Троице-Серниева монастыря, "показал ему коренья и трав узол с шапку и, выняв ис того узла корень да щепоть малкй травы, дал ему Пронке и велел пить в воде и в пиве, а корень носить на вороту, ино де боярин будет к тебе добр".
По поверьям, из опастности могла выручить трава дя(ге)гиль, дикая заря, коровник)
Вера в особые, колдовские свойства некоторых кореньев и трав была так сильна, что иногда считалось опастным брать или давать цветы незнакомым лицам: с цветком или травой недуг мог переместиться с одного лица на другой. Действие трав и кореньев еще усиливали с помощью наговоров, которые очень сильны.
Общением с тонким миром была наполнена наша жизнь на протяжении многих веков. Это не было философской загадкой, отдаленной от практической жизни. Глубокое сплетение мира тонкого и мира «обычного» наполняло сознание и каждодневную жизнь русского человека. Резные украшения домов с правильной, обережной резьбой должны были охранять дом от недобрых влияний. Уходя в лес, что-то подносили лешему, «чтоб не попутал». Простые девушки «ворожили суженого» после работ по дому. А уж в такие важные моменты как рождение и свадьба, смерть и переезд в новый дом соблюдение магических ритуалов было обязательным. Вот только это не было «магическим ритуалом» в его современном понимании (произносится страшным загадочным голосом), когда в мыслях сразу представляются черные алтарные покрывала, свечи и завывание ветра. Это было просто правилами безопасности и залогом успеха в делах. Магия была реализована в самой обыденной жизни, в языке и поверьях, обрядах и преданиях-заветах старины. Ведь старые обряды да праздники не были служением богам в религиозном смысле этого слова. Богов почитали, как почитают родителей. С духами жили, как живут в одном доме с родными. Часто называли, например, дедушкой. За помощью обращались, как к старшим товарищам. И они помогали.