Но наиболее анимистичними верованиями отмечена украинская демонология. Одухотворялись и природные явления - гром, молния, вихрь и т.п.
В украинской религиозно-мифологические традиции фетишами - объектами религиозного поклонения - считались различные амулеты и талисманы. В частности, чудодейственной силой народная фантазия наделяли определенные виды камней, которее лечат от болезней. Остатки Ф. проявляются и в современном христианстве (культ креста, икон).
Элементы тотемизма остались в обрядности и обычаях украинцев (в частности в обрядах вождения козы, куста, тополя и т.д.).
Культы.
Одним из главных был Культ огня. Украинцы верили в небесном происхождении огня, который Бог передал людям через громовы стрелы. Отсюда и вера в святость домашнего очага. С К. огня связаны различные обряды и магически-ритуальные действия. Так, вытопив печь, хозяйка ставила в нее сосуд с водой и бросала немного дров - своеобразное жертвоприношение домашнему очагу. Важное значение предовалось и ритуально-очистительные функция огня (обкурювання дымом, символическое сжигание, провод через огонь, чтобы избавиться от болезни, отвлечь злых духов и т.п.). С этой же целью огонь использовался в купальских, свадебных и других обрядах.
Культ воды, к которой следовало относиться осторожно, чтобы не осквернить ее.
-Вода Уляно, ти очищаєш луги, береги, очисть та ісціли раба божого..
- так начинается одно из распространенных заклинаний от кожных заболеваний. Особенно ценилась так называемая непочатая вода, которую надо было набирать из трех или семи колодцев до восхода солнца. Непременным атрибутом лечебной и хозяйственной магии украинцев считалась освященная иорданская вода, которой кропили имущество, скот, чтобы отогнать нечистую силу. Чудодейственная сила приписувалася наговорной, нашептаной воде, над которой сказал заговор знахарь. К. воды отображался и в обычаях бросать деньги в колодец, в реку как выкуп за душу утопленика т.д.
Культ грозы, связан с древним славянским К. бога грозы Перуна, сохранился в народном сознании в поздней христианской трактовке борьбы пророка Ильи с нечистым. Народная фантазия наделяли громовы стрелы магическими свойствами, они считались помощниками при лечении различных недугов. Кое-где верили, что во время грома Илья-пророк возит по небу колачи, т.е. дает земли рождающую силу. Сохранились различные поверья, связанные с Громовым праздниками, которые христианство приурочила к Илии.
Суеверия.
Важное место в мировоззрении украинцев занимали многочисленные верования, связанные с предосторожностями, ограничениями, табу и т.п. В частности, в некоторых местах верили, что плохими являются первые девять дней марта. Тяжелым днем считался понедельник: в этот день не следовало впускать в дом постороннюю женщину или давать что-то в долг, потому что вся неделя будет плохой. В среду и пятницу нельзя было кого-то проклинать, потому что проклятие сбудется. Верили также, что злые(лихие, проклятые) часы бывают в злые (лихие) дни (с утра и до обеда). Чтобы обезопасить себя от злого часа, непременно следовало поостеречься:
- В добрий час сказати, а в лихий промовчати;
или:
В добру годину будь сказано.
Часто народная фантазия связывала успех или неудачу в хозяйстве с молодым месяцем: Если на молодой месяц работа не удается - то не удасться месяц.
Большое значение придавали соблюдению многочисленных предостережений и табу, касающихся христианских праздников. В частности, на Благовещенье запрещалось касаться семян, потому что не взойдет; на Илью нельзя было идти в поле, потому что Илья сожжет урожай и т.д. Целый комплекс С. приурочувався к свят-вечеру, пасхе, новому году, зеленым праздникам. Так, на свят-вечер после захода солнца старались не работать, потому что иначе добрые духи исчезнут из жилища.
Гадание. - Купала.
С давних времен гадали по звездам и других небесным светилам, по внутренностям животных, сновидениям, голосам "вищих птиц", линиях ладони, на зернах, цветах, с помощью воды, огня, снега и т.д. С этой же целью использовали разнообразные вещи: кольца, зеркальце, гребешки, обувь, пояса, свечи и др. Были и "профессиональные" прорицатели. На Украине это - ворожки, ворожбити, знахарі, відьми, мальфари. В крестьянском быту преобладали самодеятельные Г., Практиковались индивидуальные и коллективные, сугубо женские и сугубо мужские Г. Существовали специальные ограничения относительно времени и места проведения Г. Как правило, гадали ночью втайне от чужого глаза.
Разнообразными были девичьи Г. о браке. В новогоднюю или Андреевскую ночь считали колья плетня (9 или три раза по 9); последний кол с корой означал богатую жизнь в браке, обдертий - бедную. Устраивали также своеобразные соревнования - девушки перебрасывали сапог через хату. Кому это удавалось с первого раза, того ожидал близкий брак. Бросали сапог и через ворота на улицу: куда покажет его носок, оттуда и придет жених.
Демонология -
Преобладающая часть образов украинской народной Д. имеет дохристианское происхождения. Демонологические представления связывались с явлениями природы, хозяйственно-бытовым жизнью. Народная фантазия зачастую придавала демоническим существам человеческое подобие, т.е. наделяли их антропоморфными чертами.
Баба (дикая баба) - фантастический образ украинского фольклора. На Западной Украине. Представлялась женщиной с длинными волосами, которая может убить человека или защекотать до смерти. Встратиться с ней можно было в лесных чащах или в поле. Существовало поверье, что пойманная в поле Б. служить хозяину, как верная батрачка. Кое-где верили, что Б. любит подменять еще нехрещених детей на свои відміни, одмінки. Иногда в этом образе видели женскую ипостась домовика (домовинки, домані), генетически связанную с незапамятных времен с богиней плодородия.
Блуд
- разновидность нечистой силы, который не имеет четкой персонификации. Согласно легенде - это свергнутый с неба злой дух, который не успел приземлиться и завис в воздухе. Затем Б. цепляется к каждому, кто случайно коснется его. Может принять вид птицы, человека, кошки, собаки, света и т.д. Чаще всего он караулит на распутье. Вцепившись в человеке, Б. может заставить его блуждать до полного изнеможения на одном месте или завести в болото или иную ловушку. Среди многочисленных защитных средств против Б. желательно было знать дни своего рождения и крестин; вспомнить, на какой день приходился святой вечер и какие блюда тогда подавались или кто стоял справа от человека, который заблудился; перевернуть на себе рубаху и др. Рассеивался Б., как и другая нечистая сила, с первым криком петуха.
Богини (лісниці, мамуни) — враждевные человеку сущности, внешне похожие на диких баб. Надилялися способностью перевоплощаться, принимая вид и голос некоторых девушек или молодиц, чтобы заманивать мужчин. Украинцы верили, что Б. бывают не только женского, но и мужского пола. Погубленные ими люди исчезают бесследно. Как и дикие бабы, Б. подменяли некрещених детей, а иногда и выступали в роли "пастухов от зверя. Для защиты от них необходимо было иметь оберег - металлический предмет, чеснок или трой-зілля.
Вихрь- Этот образ существенно отличается от народных представлений о ветре, который имел подобие сердитого усатого деда. В. - это разновидность нечистого: покрытый шерстью черный человек с крыльями, большими ногтями и хвостом. Живота В. не имеет, и внутренности его открыты. Живет он в поле или в скале, постоянно перелетая с места на место. Особенно подвижным В. становится перед бурей. Когда он поднимется, говорили, что это сам нечистый производит свою свадьбу. Попасть в В. считалось опасным, поскольку это могло вызвать психическую болезнь или увечье. В народе существовала целая система магически-защитных действий, чтобы избежать вреда от В. частности, верили, что В. можно убить, если кинуть в него ножом.
Г. Скрипник, О. Курочкін
В украинской религиозно-мифологические традиции фетишами - объектами религиозного поклонения - считались различные амулеты и талисманы. В частности, чудодейственной силой народная фантазия наделяли определенные виды камней, которее лечат от болезней. Остатки Ф. проявляются и в современном христианстве (культ креста, икон).
Элементы тотемизма остались в обрядности и обычаях украинцев (в частности в обрядах вождения козы, куста, тополя и т.д.).
Культы.
Одним из главных был Культ огня. Украинцы верили в небесном происхождении огня, который Бог передал людям через громовы стрелы. Отсюда и вера в святость домашнего очага. С К. огня связаны различные обряды и магически-ритуальные действия. Так, вытопив печь, хозяйка ставила в нее сосуд с водой и бросала немного дров - своеобразное жертвоприношение домашнему очагу. Важное значение предовалось и ритуально-очистительные функция огня (обкурювання дымом, символическое сжигание, провод через огонь, чтобы избавиться от болезни, отвлечь злых духов и т.п.). С этой же целью огонь использовался в купальских, свадебных и других обрядах.
Культ воды, к которой следовало относиться осторожно, чтобы не осквернить ее.
-Вода Уляно, ти очищаєш луги, береги, очисть та ісціли раба божого..
- так начинается одно из распространенных заклинаний от кожных заболеваний. Особенно ценилась так называемая непочатая вода, которую надо было набирать из трех или семи колодцев до восхода солнца. Непременным атрибутом лечебной и хозяйственной магии украинцев считалась освященная иорданская вода, которой кропили имущество, скот, чтобы отогнать нечистую силу. Чудодейственная сила приписувалася наговорной, нашептаной воде, над которой сказал заговор знахарь. К. воды отображался и в обычаях бросать деньги в колодец, в реку как выкуп за душу утопленика т.д.
Культ грозы, связан с древним славянским К. бога грозы Перуна, сохранился в народном сознании в поздней христианской трактовке борьбы пророка Ильи с нечистым. Народная фантазия наделяли громовы стрелы магическими свойствами, они считались помощниками при лечении различных недугов. Кое-где верили, что во время грома Илья-пророк возит по небу колачи, т.е. дает земли рождающую силу. Сохранились различные поверья, связанные с Громовым праздниками, которые христианство приурочила к Илии.
Суеверия.
Важное место в мировоззрении украинцев занимали многочисленные верования, связанные с предосторожностями, ограничениями, табу и т.п. В частности, в некоторых местах верили, что плохими являются первые девять дней марта. Тяжелым днем считался понедельник: в этот день не следовало впускать в дом постороннюю женщину или давать что-то в долг, потому что вся неделя будет плохой. В среду и пятницу нельзя было кого-то проклинать, потому что проклятие сбудется. Верили также, что злые(лихие, проклятые) часы бывают в злые (лихие) дни (с утра и до обеда). Чтобы обезопасить себя от злого часа, непременно следовало поостеречься:
- В добрий час сказати, а в лихий промовчати;
или:
В добру годину будь сказано.
Часто народная фантазия связывала успех или неудачу в хозяйстве с молодым месяцем: Если на молодой месяц работа не удается - то не удасться месяц.
Большое значение придавали соблюдению многочисленных предостережений и табу, касающихся христианских праздников. В частности, на Благовещенье запрещалось касаться семян, потому что не взойдет; на Илью нельзя было идти в поле, потому что Илья сожжет урожай и т.д. Целый комплекс С. приурочувався к свят-вечеру, пасхе, новому году, зеленым праздникам. Так, на свят-вечер после захода солнца старались не работать, потому что иначе добрые духи исчезнут из жилища.
Гадание. - Купала.
С давних времен гадали по звездам и других небесным светилам, по внутренностям животных, сновидениям, голосам "вищих птиц", линиях ладони, на зернах, цветах, с помощью воды, огня, снега и т.д. С этой же целью использовали разнообразные вещи: кольца, зеркальце, гребешки, обувь, пояса, свечи и др. Были и "профессиональные" прорицатели. На Украине это - ворожки, ворожбити, знахарі, відьми, мальфари. В крестьянском быту преобладали самодеятельные Г., Практиковались индивидуальные и коллективные, сугубо женские и сугубо мужские Г. Существовали специальные ограничения относительно времени и места проведения Г. Как правило, гадали ночью втайне от чужого глаза.
Разнообразными были девичьи Г. о браке. В новогоднюю или Андреевскую ночь считали колья плетня (9 или три раза по 9); последний кол с корой означал богатую жизнь в браке, обдертий - бедную. Устраивали также своеобразные соревнования - девушки перебрасывали сапог через хату. Кому это удавалось с первого раза, того ожидал близкий брак. Бросали сапог и через ворота на улицу: куда покажет его носок, оттуда и придет жених.
Демонология -
Преобладающая часть образов украинской народной Д. имеет дохристианское происхождения. Демонологические представления связывались с явлениями природы, хозяйственно-бытовым жизнью. Народная фантазия зачастую придавала демоническим существам человеческое подобие, т.е. наделяли их антропоморфными чертами.
Баба (дикая баба) - фантастический образ украинского фольклора. На Западной Украине. Представлялась женщиной с длинными волосами, которая может убить человека или защекотать до смерти. Встратиться с ней можно было в лесных чащах или в поле. Существовало поверье, что пойманная в поле Б. служить хозяину, как верная батрачка. Кое-где верили, что Б. любит подменять еще нехрещених детей на свои відміни, одмінки. Иногда в этом образе видели женскую ипостась домовика (домовинки, домані), генетически связанную с незапамятных времен с богиней плодородия.
Блуд
- разновидность нечистой силы, который не имеет четкой персонификации. Согласно легенде - это свергнутый с неба злой дух, который не успел приземлиться и завис в воздухе. Затем Б. цепляется к каждому, кто случайно коснется его. Может принять вид птицы, человека, кошки, собаки, света и т.д. Чаще всего он караулит на распутье. Вцепившись в человеке, Б. может заставить его блуждать до полного изнеможения на одном месте или завести в болото или иную ловушку. Среди многочисленных защитных средств против Б. желательно было знать дни своего рождения и крестин; вспомнить, на какой день приходился святой вечер и какие блюда тогда подавались или кто стоял справа от человека, который заблудился; перевернуть на себе рубаху и др. Рассеивался Б., как и другая нечистая сила, с первым криком петуха.
Богини (лісниці, мамуни) — враждевные человеку сущности, внешне похожие на диких баб. Надилялися способностью перевоплощаться, принимая вид и голос некоторых девушек или молодиц, чтобы заманивать мужчин. Украинцы верили, что Б. бывают не только женского, но и мужского пола. Погубленные ими люди исчезают бесследно. Как и дикие бабы, Б. подменяли некрещених детей, а иногда и выступали в роли "пастухов от зверя. Для защиты от них необходимо было иметь оберег - металлический предмет, чеснок или трой-зілля.
Вихрь- Этот образ существенно отличается от народных представлений о ветре, который имел подобие сердитого усатого деда. В. - это разновидность нечистого: покрытый шерстью черный человек с крыльями, большими ногтями и хвостом. Живота В. не имеет, и внутренности его открыты. Живет он в поле или в скале, постоянно перелетая с места на место. Особенно подвижным В. становится перед бурей. Когда он поднимется, говорили, что это сам нечистый производит свою свадьбу. Попасть в В. считалось опасным, поскольку это могло вызвать психическую болезнь или увечье. В народе существовала целая система магически-защитных действий, чтобы избежать вреда от В. частности, верили, что В. можно убить, если кинуть в него ножом.
Г. Скрипник, О. Курочкін