Гадание топором - Это гадание относят к древним. Употребляли его для узнавания виновного в каком-нибудь преступлении или проступке. Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так, что вращать кол было очень легко, и при вращении произносили имена подозреваемых. На чьем имени он покривится, тот и оказывался виновным. Если хотят погадать, выйдет ли девушка в нынешнем году замуж, при верчении топора упоминают имена девушек, и та из них выйдет, на чьем имени топор покривится.
Гадание на решете - Это гадание употребляется главным образом при пропаже домашних вещей или животных, для того, чтобы "открыть вора". Сначала нужно подготовить решето: ворожейки сеют этим решетом снег, а потом вытрясают его при лунном свете. Способ гадания на решете совершается двояким образом. Берут решето, утверждают его на указательном пальце, вытягивают руку в сторону и потом начинают причитывать имена тех людей, на кого падает подозрение. Если при чьем имени посетитель и ворожея заметят, что решето повернулось, тот почитается вором Второй способ гадания совершается несколько иначе. На верху решета привязывают ножницы. Приглашают в свидетели двух посторонних человек. Эти свидетели ставят концы ножниц на своих средних пальцах. В это время ворожейка начинает причитать: "Белый украл? Черный украл? Рыжий украл? Седой украл? Светло-русый украл? Темно-русый украл?" При каждом вопросе замечают: не завертелось ли решето? Если решето завертелось при вопросе: "Белый украл?" - то похититель есть белый человек. После чего начинается толкование, что этот белый имеет такие-то приметы. Само собой разумеется, что описание примет делается со слов приходящих или производится образно обстоятельствам и времени.
Гадание на курице - В семействе, где случилось похищение, всегда подозревали многих, особенно в деревнях. Там правых и виноватых сбирали вечером в одну избу, тушили огонь и впускали курицу, осыпанную сажею. Курица, обходя правых, прикасается к ним, но, подходя к вору, будто бы кричит, бежит прочь и не подпускает его к себе, В этом случае все правые окрашиваются сажею; один только похититель не удостаивается этой почести. Потом вносили огонь и смотрели: кто окрашен сажею, а кто - нет. Если есть человек, свободный от этого, то он признавался виноватым.
Гадание по воде - Там, где случилось похищение, собирали подозрительных людей, призывали грамотного, писали имя каждого на особенных лоскутках, ставили на стол огромную чашку с водою. Ворожея брала записки и бросала по одной в воду. Чья именная бумажка выпрыгнет из воды, тот признавался виноватым. Большая часть поселян не доверяла вполне этому гаданию; другие считали его тогда только действительным, когда производят на студенце, ознаменованном каким-нибудь важньм событием.
Гадание на решете - Это гадание употребляется главным образом при пропаже домашних вещей или животных, для того, чтобы "открыть вора". Сначала нужно подготовить решето: ворожейки сеют этим решетом снег, а потом вытрясают его при лунном свете. Способ гадания на решете совершается двояким образом. Берут решето, утверждают его на указательном пальце, вытягивают руку в сторону и потом начинают причитывать имена тех людей, на кого падает подозрение. Если при чьем имени посетитель и ворожея заметят, что решето повернулось, тот почитается вором Второй способ гадания совершается несколько иначе. На верху решета привязывают ножницы. Приглашают в свидетели двух посторонних человек. Эти свидетели ставят концы ножниц на своих средних пальцах. В это время ворожейка начинает причитать: "Белый украл? Черный украл? Рыжий украл? Седой украл? Светло-русый украл? Темно-русый украл?" При каждом вопросе замечают: не завертелось ли решето? Если решето завертелось при вопросе: "Белый украл?" - то похититель есть белый человек. После чего начинается толкование, что этот белый имеет такие-то приметы. Само собой разумеется, что описание примет делается со слов приходящих или производится образно обстоятельствам и времени.
Гадание на курице - В семействе, где случилось похищение, всегда подозревали многих, особенно в деревнях. Там правых и виноватых сбирали вечером в одну избу, тушили огонь и впускали курицу, осыпанную сажею. Курица, обходя правых, прикасается к ним, но, подходя к вору, будто бы кричит, бежит прочь и не подпускает его к себе, В этом случае все правые окрашиваются сажею; один только похититель не удостаивается этой почести. Потом вносили огонь и смотрели: кто окрашен сажею, а кто - нет. Если есть человек, свободный от этого, то он признавался виноватым.
Гадание по воде - Там, где случилось похищение, собирали подозрительных людей, призывали грамотного, писали имя каждого на особенных лоскутках, ставили на стол огромную чашку с водою. Ворожея брала записки и бросала по одной в воду. Чья именная бумажка выпрыгнет из воды, тот признавался виноватым. Большая часть поселян не доверяла вполне этому гаданию; другие считали его тогда только действительным, когда производят на студенце, ознаменованном каким-нибудь важньм событием.