В старину не случайно говорили, что от списывания книг трое благо получишь: первое - от своих трудов питаешься, второе - праздного беса изгоняешь, третье - с Богом беседовать научишься . Из столетия в столетие книги переписывались от руки. С самого начала возникновения славянской письменности создание книги, содержащей священные тексты, понималось как особое искусство. Существовали профессионалы, готовившие материал для письма, чернила, краски, переплеты, писцы-калиграфы, худож-ники, ювелиры. Рукописи ценились очень высоко. И не только потому, что они были сосредоточием человеческой и божественной премудрости. В них вкладывалось очень много труда и дорогостоящих материалов: хорошо выделанный тонкий пергамен, золото и привозимые из Византии дорогие краски; доски, которые служили рукописи переплетом помещали в оклад из драгоценных металлов, украшенный драгоценными камнями и высокохудожественными эмалями. Книга была настоящим произведением искусства!
Правда, такое роскошное оформление имели преимущественно богослужебные напрестольные Евангелия, чтение которых в храме было важной частью христианского ритуала и торже-ственно оформлялось. Они создавались по заказу князя или очень богатого человека в крупнейших скрипториях того времени. Принципы изготовления и декоративного оформления глаголических и кириллических рукописей были одинаковыми, ведь все они создавались по подобию греческих манускриптов. Поскольку ранних глаголических рукописей сохранилось очень немного, процесс изготовления ранних славянских рукописей удобнее рассмотреть на примере кириллической традиции.
Преобладающим материалом письма для книг вплоть до XV в. служил пергамен - тонко выделанная кожа молодых животных. Вначале его привозили из Византии, а затем стали изготовлять в местных мастерских. Пергамен не был греческим изобретением, он издревле употреблялся на Востоке. По традиции, его происхождение связывают с малоазийским городом Пергамом, где существовали большие мастерские по его изготовлению. В Византии была лишь усовершенствована его обработка.
Одно из его названий было или charta и первоначально относилось к папирусу. Именно это название хартия , наряду с терминами мех и кожа употреблялись в древнерусской традиции для обозначения пергамена, а рукопись, написанная на нем, называлась харатейным письмом . Иногда пергамен назывался по тому животному, из которого он был изготовлен, - телятина . Кроме кож телят на пергамен шли бараньи и козьи шкуры. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета, в западноевропейских на ряду с белым встречается и черный, а в некоторых греческих рукописях пергамен бывает окрашен в голубой или пурпурный цвета. Одна из таких рукописей - знаменитый греческий Пурпурный кодекс , хранящийся ныне в С.-Петербурге и датируемый VI в. Его буквы на пурпурном фоне выведены золотой и серебряной краской.
Для изготовления пергамена кожу промывали, держали в специальном растворе, очищали, растягивали, счищали мелом жир, гладили пемзой, выстругивали ножом и опять шлифовали пемзой. Из шкуры одного животного можно было сделать лишь 7-8 листов, а для книги в 200 листов требовалось обработать не менее 25 шкур.
Выделка пергамена, особенного тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Поэтому на первых порах он был привозным, преимущественно из Византии. В Новгород мог поступать западный пергамен, привезенный из стран Ганзейского союза. Вследствие дороговизны пергамена его употребляли иногда дважды. Для этого смывали молочной кислотой или соскабливали первоначальное письмо, ставшее уже ненужным. Такой материал называется палимпсестом. И хотя обработанный таким образом пергамен был вполне пригоден для нового письма, все же контуры прежних букв проступают. Именно благодаря этому современные исследователи при помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей могут восстановить более ранний, иногда очень редкий текст.
Рукописи различались по формату листов, на которых они были написаны: в десять , в полдесять , в малую десять . И хотя такое строгое разграничение характерно только для бумажных книг и рукописей, которые использовали стандартные форматы листа, пергаменные рукописи по размеру сходны с бумаж-ными. Обыкновенно книги делались в лист (folio, в десять , на самом деле это соответствовало половине большого Александрийского листа), в четверть, в восьмую долю листа. Выбор того или иного формата книга определялся ее назначением, а также удобством пользования ею. Например, напрестольные евангелия были большого формата. Таковы древнерусские евангелия XI в. Остромирово (35 на 30 см.) и Мстиславово (35 на 28,5 см.). Для домашнего же употребления обыкновенно писались рукописи в четверку или восьмушку.
После выбора размера книги писец или кто-либо другой, если работа производилась в большом скриптории, разрезал выделанные листы пергамена. Затем он размечал лист с учетом того, что впоследствии лист будет складываться вдвое. Для этого по линейке мастер наносил проколы на краях листа при помощи шила или циркуля. По проколам острым инструментом прочерчивались линии, отбивающие поля ( берега , как говорили в древности) и линейки для письма. Существовали также особые металлические рамки хараксало или каракса (от греч. - писать, ср. лат. charaxare), позволявшие линовать весь лист сразу.
Как правило, нижнее поле было всегда больше верхнего. Можно предположить, что книжный мастер придерживался тех же принципов, что и иконописец. На древнерусских иконах нижнее поле всегда больше верхнего, а две полосы, отмечающие поля листа, как бы повторяли две линии лузги иконы, которая отделяла ее внутреннее поле от внешнего.
Обе половины двойного листа линовались сразу. Линию наносили путем вдавливания специальным металлическим или костяным инструментом. Графили все листы подряд, даже иногда те, на которых затем помещали иллюстрации. Объяснить это можно тем, что рассчитать, сколько листов займет тот или иной текст, было невозможно, поскольку плотность письма у каждого писца была разная.
Судя по изображениям пишущих апостолов в ранних рукописях, писец заполнял отдельные листы, которые после просушки складывались пополам в тетради из 8 листов-половинок (что составляло 4 больших листа). Этот обычай складывать тетрадь из 4 листов унаследован от греков, от которых заимствовано и само это слово - - четверка , а также - тетрадь . Впрочем, в греческой письменности существовал и другой способ складывания тетради: не по 8, а по 6 листов. В некоторых случаях и в древнерусской традиции встречаются подобные тетради из 6 листов. Стандартный состав тетрадей рукописей впоследствии перешел в практику изготовления печатных книг.
Тетради внизу на первой странице обычно нумеровались существовавшей тогда буквенной системой. Страницы в древних рукописях никогда не обозначались. Считались только целые листы, но и те - не всегда. Часто рукопись имела лишь тетрадную нумерация, которая лишь позднее была дополнена полистной.
Для ранних рукописей, особенно большого формата, характерно расположение текста в 2 столбца. Текст записывался сплошной строкой, без разделения ее на слова. Ровный и монументальный почерк ранних кириллических рукописей называется устав . Писец писал по одной линейке, очень тщательно выдерживая высоту букв. Даже в тех случаях, когда в создании рукописи участвовало несколько писцов и индивидуальные особенности их почерка сильно разнятся, они все равно сохраняли общую высоту букв и общий стиль начертаний. В греческой скорописи существовал также способ письма под линейками, когда буквы как бы свешиваются с них. В славянских рукописях такой способ письма встречается очень редко (например, в Листках Ундольского XI в. и сербском Вуканове Евангелии XII в.).
В качестве орудия письма писец использовал гусиные перья, специально отточенные ножом. Ими пользовались для письма вплоть до второй половины XIX в. Изредка писцы использовали необычные перья. Так, в Псковском апостоле 1307 г. есть приписка: псал есмь павьим пером . Ошибки вычищали ножиком, губкой или пемзой, а затем выравнивали пергамен подскребком.
Для письма по пергамену употреблялись чернила, или как тогда говорили чернило. Их делали из смеси чернильных орешков (наростов на дубовом листе), железных опилок и вишневого клея, которые варили на квасе или меду при определенной температуре. Иллюстрации и орнамент выполнялись яркими и сочными красками, сделанными из минеральных и органических красителей. Такие краски называются темперой.
Для заголовков и различных указаний употреблялась красная краска. От этого обычая красных заголовков ведут свое начало название заголовка отдела рубрика (лат. ruber - красный) и первая строка абзаца - красная . Красную краску для чернил получали по-разному. Наиболее редкой и дорогой была пурпурная краска, добываемая в Византии из желез морского моллюска. Очень рано пурпурный цвет стал символом императорского дома, и с 470 года эти чернила употреблялись только императорами для подписей указов. Поэтому для других целей изготовлялись сурик (на основе свинца), киноварь (на основе ртути) и драконова кровь (растительного происхождения).
Иногда для письма особенно роскошных рукописей употреблялось листовое или твореное золото и серебро. Листовое золото (или серебро), раскатанное в тонкую фольгу, накладывалось на буквы, написанные клейким веществом. С помощью листового золота украшены наиболее ранние роскошные славянские рукописи. Позднее стало применяться твореное золото, растертое в порошок, на основе которого делалась краска. Серебро для письма употреблялось очень редко.
Правда, такое роскошное оформление имели преимущественно богослужебные напрестольные Евангелия, чтение которых в храме было важной частью христианского ритуала и торже-ственно оформлялось. Они создавались по заказу князя или очень богатого человека в крупнейших скрипториях того времени. Принципы изготовления и декоративного оформления глаголических и кириллических рукописей были одинаковыми, ведь все они создавались по подобию греческих манускриптов. Поскольку ранних глаголических рукописей сохранилось очень немного, процесс изготовления ранних славянских рукописей удобнее рассмотреть на примере кириллической традиции.
Преобладающим материалом письма для книг вплоть до XV в. служил пергамен - тонко выделанная кожа молодых животных. Вначале его привозили из Византии, а затем стали изготовлять в местных мастерских. Пергамен не был греческим изобретением, он издревле употреблялся на Востоке. По традиции, его происхождение связывают с малоазийским городом Пергамом, где существовали большие мастерские по его изготовлению. В Византии была лишь усовершенствована его обработка.
Одно из его названий было или charta и первоначально относилось к папирусу. Именно это название хартия , наряду с терминами мех и кожа употреблялись в древнерусской традиции для обозначения пергамена, а рукопись, написанная на нем, называлась харатейным письмом . Иногда пергамен назывался по тому животному, из которого он был изготовлен, - телятина . Кроме кож телят на пергамен шли бараньи и козьи шкуры. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета, в западноевропейских на ряду с белым встречается и черный, а в некоторых греческих рукописях пергамен бывает окрашен в голубой или пурпурный цвета. Одна из таких рукописей - знаменитый греческий Пурпурный кодекс , хранящийся ныне в С.-Петербурге и датируемый VI в. Его буквы на пурпурном фоне выведены золотой и серебряной краской.
Для изготовления пергамена кожу промывали, держали в специальном растворе, очищали, растягивали, счищали мелом жир, гладили пемзой, выстругивали ножом и опять шлифовали пемзой. Из шкуры одного животного можно было сделать лишь 7-8 листов, а для книги в 200 листов требовалось обработать не менее 25 шкур.
Выделка пергамена, особенного тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Поэтому на первых порах он был привозным, преимущественно из Византии. В Новгород мог поступать западный пергамен, привезенный из стран Ганзейского союза. Вследствие дороговизны пергамена его употребляли иногда дважды. Для этого смывали молочной кислотой или соскабливали первоначальное письмо, ставшее уже ненужным. Такой материал называется палимпсестом. И хотя обработанный таким образом пергамен был вполне пригоден для нового письма, все же контуры прежних букв проступают. Именно благодаря этому современные исследователи при помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей могут восстановить более ранний, иногда очень редкий текст.
Рукописи различались по формату листов, на которых они были написаны: в десять , в полдесять , в малую десять . И хотя такое строгое разграничение характерно только для бумажных книг и рукописей, которые использовали стандартные форматы листа, пергаменные рукописи по размеру сходны с бумаж-ными. Обыкновенно книги делались в лист (folio, в десять , на самом деле это соответствовало половине большого Александрийского листа), в четверть, в восьмую долю листа. Выбор того или иного формата книга определялся ее назначением, а также удобством пользования ею. Например, напрестольные евангелия были большого формата. Таковы древнерусские евангелия XI в. Остромирово (35 на 30 см.) и Мстиславово (35 на 28,5 см.). Для домашнего же употребления обыкновенно писались рукописи в четверку или восьмушку.
После выбора размера книги писец или кто-либо другой, если работа производилась в большом скриптории, разрезал выделанные листы пергамена. Затем он размечал лист с учетом того, что впоследствии лист будет складываться вдвое. Для этого по линейке мастер наносил проколы на краях листа при помощи шила или циркуля. По проколам острым инструментом прочерчивались линии, отбивающие поля ( берега , как говорили в древности) и линейки для письма. Существовали также особые металлические рамки хараксало или каракса (от греч. - писать, ср. лат. charaxare), позволявшие линовать весь лист сразу.
Как правило, нижнее поле было всегда больше верхнего. Можно предположить, что книжный мастер придерживался тех же принципов, что и иконописец. На древнерусских иконах нижнее поле всегда больше верхнего, а две полосы, отмечающие поля листа, как бы повторяли две линии лузги иконы, которая отделяла ее внутреннее поле от внешнего.
Обе половины двойного листа линовались сразу. Линию наносили путем вдавливания специальным металлическим или костяным инструментом. Графили все листы подряд, даже иногда те, на которых затем помещали иллюстрации. Объяснить это можно тем, что рассчитать, сколько листов займет тот или иной текст, было невозможно, поскольку плотность письма у каждого писца была разная.
Судя по изображениям пишущих апостолов в ранних рукописях, писец заполнял отдельные листы, которые после просушки складывались пополам в тетради из 8 листов-половинок (что составляло 4 больших листа). Этот обычай складывать тетрадь из 4 листов унаследован от греков, от которых заимствовано и само это слово - - четверка , а также - тетрадь . Впрочем, в греческой письменности существовал и другой способ складывания тетради: не по 8, а по 6 листов. В некоторых случаях и в древнерусской традиции встречаются подобные тетради из 6 листов. Стандартный состав тетрадей рукописей впоследствии перешел в практику изготовления печатных книг.
Тетради внизу на первой странице обычно нумеровались существовавшей тогда буквенной системой. Страницы в древних рукописях никогда не обозначались. Считались только целые листы, но и те - не всегда. Часто рукопись имела лишь тетрадную нумерация, которая лишь позднее была дополнена полистной.
Для ранних рукописей, особенно большого формата, характерно расположение текста в 2 столбца. Текст записывался сплошной строкой, без разделения ее на слова. Ровный и монументальный почерк ранних кириллических рукописей называется устав . Писец писал по одной линейке, очень тщательно выдерживая высоту букв. Даже в тех случаях, когда в создании рукописи участвовало несколько писцов и индивидуальные особенности их почерка сильно разнятся, они все равно сохраняли общую высоту букв и общий стиль начертаний. В греческой скорописи существовал также способ письма под линейками, когда буквы как бы свешиваются с них. В славянских рукописях такой способ письма встречается очень редко (например, в Листках Ундольского XI в. и сербском Вуканове Евангелии XII в.).
В качестве орудия письма писец использовал гусиные перья, специально отточенные ножом. Ими пользовались для письма вплоть до второй половины XIX в. Изредка писцы использовали необычные перья. Так, в Псковском апостоле 1307 г. есть приписка: псал есмь павьим пером . Ошибки вычищали ножиком, губкой или пемзой, а затем выравнивали пергамен подскребком.
Для письма по пергамену употреблялись чернила, или как тогда говорили чернило. Их делали из смеси чернильных орешков (наростов на дубовом листе), железных опилок и вишневого клея, которые варили на квасе или меду при определенной температуре. Иллюстрации и орнамент выполнялись яркими и сочными красками, сделанными из минеральных и органических красителей. Такие краски называются темперой.
Для заголовков и различных указаний употреблялась красная краска. От этого обычая красных заголовков ведут свое начало название заголовка отдела рубрика (лат. ruber - красный) и первая строка абзаца - красная . Красную краску для чернил получали по-разному. Наиболее редкой и дорогой была пурпурная краска, добываемая в Византии из желез морского моллюска. Очень рано пурпурный цвет стал символом императорского дома, и с 470 года эти чернила употреблялись только императорами для подписей указов. Поэтому для других целей изготовлялись сурик (на основе свинца), киноварь (на основе ртути) и драконова кровь (растительного происхождения).
Иногда для письма особенно роскошных рукописей употреблялось листовое или твореное золото и серебро. Листовое золото (или серебро), раскатанное в тонкую фольгу, накладывалось на буквы, написанные клейким веществом. С помощью листового золота украшены наиболее ранние роскошные славянские рукописи. Позднее стало применяться твореное золото, растертое в порошок, на основе которого делалась краска. Серебро для письма употреблялось очень редко.