КОЛЕСО
Колесо – один из главных (если не главнейших) солярных символов древних cлавян. В разных вариантах Колесо встречается в символике многих славянских богов. Считается, что Коловрат и Свастика являются вариантами Колеса, символа Великого Коловращения (вращения всей Вселенной, жизненных циклов, состоящих из вечного разрушения и возрождения). Также изображение Колеса означает Солнце, один из ликов славянского Бога Сварога и его супруги Лады. В восточнославянских археологических материалах, относящихся главным образом к X-XIIIвекам, находятся множество вариаций данного знака. Символ Солнца является, несомненно, древнейшим неотъемлемым символом. Ведь жизнь людей напрямую зависела от солнца: если лето будет дождливым или наоборот засушливым урожай сгниет или выгорит, а народ будет обречен на голод и вымирание. Во многих религиях мира присутствует этот знак, но именно в угро-финских и древнеславянских племенах он приобрел свой истинный смысл. В древнеиндийской, древнеиранской, шумерской и хеттской традициях колесо имело, по сути, сходное значение и показывало божественные циклы, которым подчиняется все во вселенной и даже время. У славян оно также стало образом «единого и многоликого бога. Именно у них сформировалось представление о «Всебоге» (Роде), который является единой вселенной, но различной во множестве своих проявлений. Вспомните, в любой сказке, чтобы защититься от черных сил, нужно очертить вокруг себя круг (что еще раз доказывает, что сказки это не просто детские истории, созданные для развлечения, а описание древних мифов и обрядов в условиях смены религий и культурных ценностей).
Еще одно доказательство, что колесо отображало космогонические представления славян: священные места (капища, святилища) имели форму круга. Круглыми были и многие музыкальные инструменты, связанные со священными обрядами и мистериями (например, бубны, в том числе и шаманские). Существует масса обрядов, связанных с Солярной символикой колеса. Самые яркие из них, - Купальский и Масленичный; масленичный круг олицетворял молодую силу солнца, которое старалось победить зиму, а зиму в образе соломенного чучела Мары сжигали на костре. Сохранилось описание второй части данного обряда, в которой с высокого холма, не поросшего деревьями, скатывали в поле горящее колесо. Купальский обряд означал вошедшее в полную силу и идущее на убыль летнее солнце; на купальскую ночь жгут священный костер, символизирующий божественную и плодотворную силу, а затем скатывают в реку горящее колесо.
Любопытно, что «солнечный» образ колеса встречается в культуре XIII-XVI веков, которые являются лишь отголоском древнеславянской культуры. К примеру, можно привести строки из ритуальных песен, сохранившихся до наших дней в этнических материалах. Так восточнославянская обрядовая песня гласит: «Колесом, колесом, Сонечко в гору идет». Аналогичное сравнение присутствует и в южнославянской песне, где солнце изображалось как колесо, которое «выше тыну стояло, много диву видало». Другой же, более низменный, но не менее значимый символ колеса проявляется в народной культуре христианской Руси. Здесь колесо приравнивается к демонической ипостаси, выступая в роли средства передвижения нечистой силы или в облике самого колдуна. «Вот сусед рассказал. Колесо катилось, а кто- то «хопь» и одну спицу да вырви. Повечерял значит как следует, помолившись ко сну лег, а утром встал рано, воды из колодези набрать значит, смотрит а по дороге соседка идет, растрепанная, глаза сверкают, а вместо руки обрубок торчит, хотя прошлый день при обоих была» - вот так описывается в народной сказке ведьма. В Чернигове есть примета: «коль увидишь в ночь на Ивана катиться по дороге колесо, то поймай его и повесь на осине, а поутру возьми и подойти к той осине, там вместо колеса бабу задохшуюся узришь, то ведьма буде». Эти описания колеса не означают, что народ рассматривал данный знак как сугубо отрицательный. Это лишь следы идеологической борьбы христианства с той малой крохой древнего знания, которое осталось с песнями, былинами и сказками в душе русского народа. Будет не лишним сказать о том, что, не смотря на негативный характер этого символа, в сказочно-былинной культуре того времени он часто встречался в вышивке, в украшениях, носящих обережный характер, в резьбе и украшениях фасадов домов и даже в элементах внутренней и внешней отделки храмов. Интересно, что древнерусская икона «Христос во славе» изображает Христа, находящегося в центре колеса. Подобное почитание говорит о том, что люди, веря в сказки и приметы, с благоговением относились к колесу, как к священному и божественному предмету.
Нередко в центр колеса помещали маленький выпуклый шарик. Существует три трактовки такого оберега: первая – космогония, где в центре находится земля, вторая – изображение звездного неба, где центр отображает полярная звезда; третья – в центре находится солнце. Колесо как оберег универсально: охраняет от «темного» колдовства, дает здоровье, силу, прилив энергии, духовное развитие, поможет вам в трудных жизненных ситуация, будет отличным помощникам в «светлой» магии, даст власть над духами и возможность выбрать Духа-помощника. Также поможет открыть в себе божественное начало («азъ есмь»). Этот амулет является подходящим символом, как для мужчины, так и для женщины. Его нельзя использовать вместе с оберегами, несущими лунную символику.
Колесо – один из главных (если не главнейших) солярных символов древних cлавян. В разных вариантах Колесо встречается в символике многих славянских богов. Считается, что Коловрат и Свастика являются вариантами Колеса, символа Великого Коловращения (вращения всей Вселенной, жизненных циклов, состоящих из вечного разрушения и возрождения). Также изображение Колеса означает Солнце, один из ликов славянского Бога Сварога и его супруги Лады. В восточнославянских археологических материалах, относящихся главным образом к X-XIIIвекам, находятся множество вариаций данного знака. Символ Солнца является, несомненно, древнейшим неотъемлемым символом. Ведь жизнь людей напрямую зависела от солнца: если лето будет дождливым или наоборот засушливым урожай сгниет или выгорит, а народ будет обречен на голод и вымирание. Во многих религиях мира присутствует этот знак, но именно в угро-финских и древнеславянских племенах он приобрел свой истинный смысл. В древнеиндийской, древнеиранской, шумерской и хеттской традициях колесо имело, по сути, сходное значение и показывало божественные циклы, которым подчиняется все во вселенной и даже время. У славян оно также стало образом «единого и многоликого бога. Именно у них сформировалось представление о «Всебоге» (Роде), который является единой вселенной, но различной во множестве своих проявлений. Вспомните, в любой сказке, чтобы защититься от черных сил, нужно очертить вокруг себя круг (что еще раз доказывает, что сказки это не просто детские истории, созданные для развлечения, а описание древних мифов и обрядов в условиях смены религий и культурных ценностей).
Еще одно доказательство, что колесо отображало космогонические представления славян: священные места (капища, святилища) имели форму круга. Круглыми были и многие музыкальные инструменты, связанные со священными обрядами и мистериями (например, бубны, в том числе и шаманские). Существует масса обрядов, связанных с Солярной символикой колеса. Самые яркие из них, - Купальский и Масленичный; масленичный круг олицетворял молодую силу солнца, которое старалось победить зиму, а зиму в образе соломенного чучела Мары сжигали на костре. Сохранилось описание второй части данного обряда, в которой с высокого холма, не поросшего деревьями, скатывали в поле горящее колесо. Купальский обряд означал вошедшее в полную силу и идущее на убыль летнее солнце; на купальскую ночь жгут священный костер, символизирующий божественную и плодотворную силу, а затем скатывают в реку горящее колесо.
Любопытно, что «солнечный» образ колеса встречается в культуре XIII-XVI веков, которые являются лишь отголоском древнеславянской культуры. К примеру, можно привести строки из ритуальных песен, сохранившихся до наших дней в этнических материалах. Так восточнославянская обрядовая песня гласит: «Колесом, колесом, Сонечко в гору идет». Аналогичное сравнение присутствует и в южнославянской песне, где солнце изображалось как колесо, которое «выше тыну стояло, много диву видало». Другой же, более низменный, но не менее значимый символ колеса проявляется в народной культуре христианской Руси. Здесь колесо приравнивается к демонической ипостаси, выступая в роли средства передвижения нечистой силы или в облике самого колдуна. «Вот сусед рассказал. Колесо катилось, а кто- то «хопь» и одну спицу да вырви. Повечерял значит как следует, помолившись ко сну лег, а утром встал рано, воды из колодези набрать значит, смотрит а по дороге соседка идет, растрепанная, глаза сверкают, а вместо руки обрубок торчит, хотя прошлый день при обоих была» - вот так описывается в народной сказке ведьма. В Чернигове есть примета: «коль увидишь в ночь на Ивана катиться по дороге колесо, то поймай его и повесь на осине, а поутру возьми и подойти к той осине, там вместо колеса бабу задохшуюся узришь, то ведьма буде». Эти описания колеса не означают, что народ рассматривал данный знак как сугубо отрицательный. Это лишь следы идеологической борьбы христианства с той малой крохой древнего знания, которое осталось с песнями, былинами и сказками в душе русского народа. Будет не лишним сказать о том, что, не смотря на негативный характер этого символа, в сказочно-былинной культуре того времени он часто встречался в вышивке, в украшениях, носящих обережный характер, в резьбе и украшениях фасадов домов и даже в элементах внутренней и внешней отделки храмов. Интересно, что древнерусская икона «Христос во славе» изображает Христа, находящегося в центре колеса. Подобное почитание говорит о том, что люди, веря в сказки и приметы, с благоговением относились к колесу, как к священному и божественному предмету.
Нередко в центр колеса помещали маленький выпуклый шарик. Существует три трактовки такого оберега: первая – космогония, где в центре находится земля, вторая – изображение звездного неба, где центр отображает полярная звезда; третья – в центре находится солнце. Колесо как оберег универсально: охраняет от «темного» колдовства, дает здоровье, силу, прилив энергии, духовное развитие, поможет вам в трудных жизненных ситуация, будет отличным помощникам в «светлой» магии, даст власть над духами и возможность выбрать Духа-помощника. Также поможет открыть в себе божественное начало («азъ есмь»). Этот амулет является подходящим символом, как для мужчины, так и для женщины. Его нельзя использовать вместе с оберегами, несущими лунную символику.