ЗМЕЕВИК
Змеевик - это древнеславянский оберег, после принятия христианства, прижившийся как среди простого народа, так и среди священнослужителей и монахов. Церковь отказалась от него лишь в конце семнадцатого - в начале восемнадцатого века, но в народной «живой» культуре он сохранился вплоть до начала двадцатого века. В нашей статье мы опишем эти значительные изменении, произошедшие с языческим оберегом.
Змеевик - это двухсторонний амулет из камня или металла, на одной стороне которого находилось изображение головы (очень редко туловища) божества, вероятно, связанного с плодородием и культом луны. Другая сторона полностью состояла из змей и на ней, возможно, писали заклятие или магическую формулу, обращенную к данному божеству, или его «священное» тайное имя. После «крещения» Руси магическая формула была заменена на каноническое изображение одного из христианских божеств «Христа, Богоматери или Святых». Вторая же часть Змеевика, изображавшая голову, или фигуру с выползающим из нее клубком змей, окружающих ее и создающих фоновый орнамент (реже изображается фигура, образованная полностью из змей). Иконизированные изображения древнеславянской обережной символики ярко отражают тот синкретизм, который до сих пор царит в христианской церкви и который в христианской литературе зовется «двоеверием». Данные синкретические мировоззрения составляли глубинный пласт культуры Руси, который и сейчас представляет одну из главных тем для исследований и споров среди историков, занимающихся историей и культурой древней Руси.
Змеевики с древнейших времен присутствовали в культуре Греции и несли на себе текст заклинательных формул, носящих апокрифический характер. Русский амулеты - змеевики были талисманами защитного характера и в первую очередь оберегали своего владельца от различных несчастий, болезней, эпидемий. У южных славян подобные обереги встречались редко и были почти не известны. Зато в культурах центральной, восточной и северной Руси они занимали огромное место. Существование золотых и серебреных оберегов указывает на распространенность их в княжеско-боярской среде. Для знати изготавливались именные змеевики, носившие атрибутику геральдики княжеских и боярских родов. Один из змеевиков в XVIIвеке был вставлен в икону с изображением богородичных праздников и помещался в иконостасе Троицкого собора, выступая, как наиболее почитаемая часть иконостаса. В монастырской описи 1641 года оберег фигурирует как икона, а изображение на его обороте, посвященном богине луны Маре. Имеется описание каменного Змеевика, пожертвованного в монастырскую казну Иваном Грозным: змеевидный орнамент был отображен как узор, однако истинное назначение данной «иконы» не описывается. Из этнографических исследований XIXвека дошли сведения о почитании данного оберега. Так рассказывается о большом семействе, в котором находился змеевик, и которое почитало его как священную реликвию своего Рода. С его помощью члены семьи, проводя обряды, лечились от болезней и преодолевали беды и несчастья.
По народным поверьям, этот оберег убережет от укусов змей и даст над ними власть. Один из самых известных Змеевиков - это так называемая черниговская гривна, – золотой Змеевик, найденный на реке Белоус в 1821 году. Вероятно, не все Змеевики являлись исконно-русскими. Огромная часть находок имеет греческое происхождение, но истинное происхождение его символики до сих пор является предметом спора в научной среде. Один из таких моментов – это теория византийского происхождения Змеевика в советской науке, считавшейся основной. Однако современные археологические находки этого символа в захоронениях, принадлежащих более древним культурам, поставили эту теорию под сомнение. Возможно, что данная символика развивалась сразу в нескольких религиозных культурах, в которых присутствовали культы луны и земли. Двенадцать змей, которые образуют орнамент в некоторых Змеевиках, могут быть связаны с двенадцатью Трясовицами (Лихорадками), которых они призваны победить.
В славянской культуре Змеевики с надписью «ДЪНА», возможно, носили обережный заклинательный характер. Из этого описания мы видим, что оберег носит целительный характер, а также может применяться в любовной и «молодильной» магии. Амулет универсален как для мужчин, так и для женщин, и может использоваться для постоянного ношения. Не сочетается с оберегом Одолень - трава и почти со всеми солярными символами. Заговоры с помощью обережного Змеевика лучше творить в соответствии с лунными циклами, - тогда они приобретут свою полную силу.
Змеевик - это древнеславянский оберег, после принятия христианства, прижившийся как среди простого народа, так и среди священнослужителей и монахов. Церковь отказалась от него лишь в конце семнадцатого - в начале восемнадцатого века, но в народной «живой» культуре он сохранился вплоть до начала двадцатого века. В нашей статье мы опишем эти значительные изменении, произошедшие с языческим оберегом.
Змеевик - это двухсторонний амулет из камня или металла, на одной стороне которого находилось изображение головы (очень редко туловища) божества, вероятно, связанного с плодородием и культом луны. Другая сторона полностью состояла из змей и на ней, возможно, писали заклятие или магическую формулу, обращенную к данному божеству, или его «священное» тайное имя. После «крещения» Руси магическая формула была заменена на каноническое изображение одного из христианских божеств «Христа, Богоматери или Святых». Вторая же часть Змеевика, изображавшая голову, или фигуру с выползающим из нее клубком змей, окружающих ее и создающих фоновый орнамент (реже изображается фигура, образованная полностью из змей). Иконизированные изображения древнеславянской обережной символики ярко отражают тот синкретизм, который до сих пор царит в христианской церкви и который в христианской литературе зовется «двоеверием». Данные синкретические мировоззрения составляли глубинный пласт культуры Руси, который и сейчас представляет одну из главных тем для исследований и споров среди историков, занимающихся историей и культурой древней Руси.
Змеевики с древнейших времен присутствовали в культуре Греции и несли на себе текст заклинательных формул, носящих апокрифический характер. Русский амулеты - змеевики были талисманами защитного характера и в первую очередь оберегали своего владельца от различных несчастий, болезней, эпидемий. У южных славян подобные обереги встречались редко и были почти не известны. Зато в культурах центральной, восточной и северной Руси они занимали огромное место. Существование золотых и серебреных оберегов указывает на распространенность их в княжеско-боярской среде. Для знати изготавливались именные змеевики, носившие атрибутику геральдики княжеских и боярских родов. Один из змеевиков в XVIIвеке был вставлен в икону с изображением богородичных праздников и помещался в иконостасе Троицкого собора, выступая, как наиболее почитаемая часть иконостаса. В монастырской описи 1641 года оберег фигурирует как икона, а изображение на его обороте, посвященном богине луны Маре. Имеется описание каменного Змеевика, пожертвованного в монастырскую казну Иваном Грозным: змеевидный орнамент был отображен как узор, однако истинное назначение данной «иконы» не описывается. Из этнографических исследований XIXвека дошли сведения о почитании данного оберега. Так рассказывается о большом семействе, в котором находился змеевик, и которое почитало его как священную реликвию своего Рода. С его помощью члены семьи, проводя обряды, лечились от болезней и преодолевали беды и несчастья.
По народным поверьям, этот оберег убережет от укусов змей и даст над ними власть. Один из самых известных Змеевиков - это так называемая черниговская гривна, – золотой Змеевик, найденный на реке Белоус в 1821 году. Вероятно, не все Змеевики являлись исконно-русскими. Огромная часть находок имеет греческое происхождение, но истинное происхождение его символики до сих пор является предметом спора в научной среде. Один из таких моментов – это теория византийского происхождения Змеевика в советской науке, считавшейся основной. Однако современные археологические находки этого символа в захоронениях, принадлежащих более древним культурам, поставили эту теорию под сомнение. Возможно, что данная символика развивалась сразу в нескольких религиозных культурах, в которых присутствовали культы луны и земли. Двенадцать змей, которые образуют орнамент в некоторых Змеевиках, могут быть связаны с двенадцатью Трясовицами (Лихорадками), которых они призваны победить.
В славянской культуре Змеевики с надписью «ДЪНА», возможно, носили обережный заклинательный характер. Из этого описания мы видим, что оберег носит целительный характер, а также может применяться в любовной и «молодильной» магии. Амулет универсален как для мужчин, так и для женщин, и может использоваться для постоянного ношения. Не сочетается с оберегом Одолень - трава и почти со всеми солярными символами. Заговоры с помощью обережного Змеевика лучше творить в соответствии с лунными циклами, - тогда они приобретут свою полную силу.