Почему Луна убывает (ацтеки)
Ацтеки называли настоящую Луну Метцли, но в мифе о чудесном рождении бога-хранителя Уитцлипочтли («Колибри Левой Стороны») Луну символизировала его сестра Койолксаухчи («Украшенная колокольчиками»). В этом мифе повествуется о ее поражении от руки собственного брата. Она не обязательно олицетворяла саму Луну, но, возможно, была лунной богиней, владевшей некоторыми атрибутами ночного светила. Сходным образом, высокий статус Уитцлипочтли позволял ему владеть частицей солнечной силы. Его победа над Койолксаухчи и звездами ночного неба позволила ему (и ацтекам) обрести власть над долиной Мехико.
В качестве культурного героя и бога-защитника ацтеков Уитцлипочтли действовал по договору со смертными. Войны и жертвоприношения питали его жизненную силу, а он, в свою очередь, умножал благосостояние своего избранного народа. Согласно преданию, ацтеки впервые появились из Чикомоцтока, легендарных «Семи Пещер», расположенных далеко на северо-западе, в земле Ацтлан. После долгих странствий они наконец оказались на неприветливом маленьком островке суши в болотах Чапультепека, неподалеку от западного берега озера Тексоко. Там они построили свою столицу Теночтитлан, «Место плодов кактуса», на руинах которой стоит современный город Мехико.
Таким образом, сначала ацтеки были варварами-кочевниками, добывавшими скудное пропитание из земли, от которой отказались все остальные. Они последними прибыли в долину Мехико, гонимые и презираемые своими соседями, но меньше чем через двести лет стали ее полновластными хозяевами. Однако не прошло еще двухсот лет, как они снова оказались под каблуком, на этот раз у испанцев. Мы знаем миф о Койолксаухчи из текстов, собранных вскоре после испанского завоевания Мексики в третьей книге («Происхождение Богов») так называемого «Флорентийского кодекса» — важного компилятивного труда о жизни и ремеслах ацтеков, составленного в 1580 г. под заглавием «История вещей в Новой Испании».
По глубокому убеждению ацтеков, они были прирожденными правителями. Благосклонность Бога-защитника, распространявшаяся на их народ, трансформировалась посредством войны и жертвоприношений в пищу для Солнца. Мощь Солнца поддерживалась жертвенной кровью и сердцами убитых людей. Служа Солнцу и другим богам, ацтеки исполняли свою священную миссию: их владычество сохраняло космический порядок. Без них Вселенная затмится и умрет.
По пути к долине Мехико и к своему священному предназначению ацтеки остановились в Коатепеке («3меином Холме»), неподалеку от руин тольтекского города Тулы. Согласно преданию, Уитцлипочтли родился именно в этом месте, поскольку его мать Коатлики («3меиная Юбка») отбывала там наказание за неведомые нам грехи.
Коатлики в широком смысле отождествляется с Матерью-Землей. Ее предыдущими детьми были Кентцон Хитцинаухуа, или «Четыреста Южан». Это звезды ночного неба, и они рождаются каждый раз, когда поднимаются из тела Матери-Земли на востоке. Они являют собой армию в походе.
Пока Змеиная Юбка приводила в порядок дела на Змеином Холме, с небес к ней плавно спустился комок пуха и перьев. Коатлики не могла допустить, чтобы какой-то мусор — пусть даже кучка перьев — бросал тень на ее труды во время исправительного срока. Она поймала перья в воздухе и рассеянно сунула их под змеиный пояс своей юбки, тут же забыв о них. Однако вечером после генеральной уборки она обнаружила, что перья исчезли, а сама она вдруг забеременела. Разумеется, она немного удивилась, но отнеслась к этому событию по-философски. В конце Концов, Мать-Земля всегда дает жизнь кому-то. Однако ее дети восприняли новость не столь благосклонно. Четыреста Южан и Койолксаухчи устыдились незаконного ребенка, зревшего в утробе их матери, и решили на всякий случай убить ее.
Изготовившись к бою, Четыреста Южан и Койолксаухчи подступили к святилищу Матери-Земли. Она пала духом, услышав устрашающий звон колокольчиков Койолксаухчи. Обреченной Коатлики и ее еще не родившемуся ребенку оставалось жить лишь считанные мгновения, прежде чем их окружит небесное воинство. Но ребенок в ее утробе вдруг произнес слова утешения: «Не бойся, я уже знаю, что делать».
Достигнув основания Змеиного Холма, небесное воинство устремилось к его вершине. Как только они появились там, таинственный незаконный сын Коатлики покидает свою мать: он уже взрослый и полностью вооружен. Его лицо, руки и ноги раскрашены боевыми полосами, тело покрыто броней из сверкающих перьев. Он несет щит, сделанный из соколиного пера, и мечет дротики из колчана. Ему не нужны союзники. Ряды звезд рассеиваются в замешательстве перед его натиском. Уитцлипочтли зажигает огненную змею и запускает ее в Койолксаухчи, свою старшую сестру. Обезглавленное этим ударом тело падает с холма и разваливается на части. Оторванные конечности, обломки костей и куски плоти покрывают склоны Коатепека.
Уитцлипочтли спускается по склону холма вслед за своими отступающими братьями. Хотя он один против четырехсот недругов, его мощь не знает равных. Им не остается ничего, кроме позорного бегства. Но и это уже не может спасти их, и Уитцлипочтли безжалостно расправляется с врагами.
В этой официальной мифологии древних ацтеков явственно присутствует небесный оттенок. Уитцлипочтли рассеивает и уничтожает своих братьев точно так же, как Солнце гасит звезды и рассеивает тьму. Судьбу Койолксаухчи можно сравнить с участью Луны. Полная Луна величаво плывет среди звезд, а убывающая Луна каждый день понемногу умирает под карающей десницей Солнца. Последний тонкий полумесяц затмевается рассветом. Разрезанное на куски солнечными лучами тело Койолксаухчи распадается так же, как лишенная своей плоти Луна, совершенно исчезающая в новолуние.
Хотя Койолксаухчи не является настоящей Луной, она ведет себя, подобно ночному светилу, а Уитцлипочтли заимствует свою силу от Солнца. Оба божества принимают участие в драме, повествующей о том, как Уитцлипочтли установил власть над космосом с беспощадностью закаленного воина.
Цит. по: Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания
Ацтеки называли настоящую Луну Метцли, но в мифе о чудесном рождении бога-хранителя Уитцлипочтли («Колибри Левой Стороны») Луну символизировала его сестра Койолксаухчи («Украшенная колокольчиками»). В этом мифе повествуется о ее поражении от руки собственного брата. Она не обязательно олицетворяла саму Луну, но, возможно, была лунной богиней, владевшей некоторыми атрибутами ночного светила. Сходным образом, высокий статус Уитцлипочтли позволял ему владеть частицей солнечной силы. Его победа над Койолксаухчи и звездами ночного неба позволила ему (и ацтекам) обрести власть над долиной Мехико.
В качестве культурного героя и бога-защитника ацтеков Уитцлипочтли действовал по договору со смертными. Войны и жертвоприношения питали его жизненную силу, а он, в свою очередь, умножал благосостояние своего избранного народа. Согласно преданию, ацтеки впервые появились из Чикомоцтока, легендарных «Семи Пещер», расположенных далеко на северо-западе, в земле Ацтлан. После долгих странствий они наконец оказались на неприветливом маленьком островке суши в болотах Чапультепека, неподалеку от западного берега озера Тексоко. Там они построили свою столицу Теночтитлан, «Место плодов кактуса», на руинах которой стоит современный город Мехико.
Таким образом, сначала ацтеки были варварами-кочевниками, добывавшими скудное пропитание из земли, от которой отказались все остальные. Они последними прибыли в долину Мехико, гонимые и презираемые своими соседями, но меньше чем через двести лет стали ее полновластными хозяевами. Однако не прошло еще двухсот лет, как они снова оказались под каблуком, на этот раз у испанцев. Мы знаем миф о Койолксаухчи из текстов, собранных вскоре после испанского завоевания Мексики в третьей книге («Происхождение Богов») так называемого «Флорентийского кодекса» — важного компилятивного труда о жизни и ремеслах ацтеков, составленного в 1580 г. под заглавием «История вещей в Новой Испании».
По глубокому убеждению ацтеков, они были прирожденными правителями. Благосклонность Бога-защитника, распространявшаяся на их народ, трансформировалась посредством войны и жертвоприношений в пищу для Солнца. Мощь Солнца поддерживалась жертвенной кровью и сердцами убитых людей. Служа Солнцу и другим богам, ацтеки исполняли свою священную миссию: их владычество сохраняло космический порядок. Без них Вселенная затмится и умрет.
По пути к долине Мехико и к своему священному предназначению ацтеки остановились в Коатепеке («3меином Холме»), неподалеку от руин тольтекского города Тулы. Согласно преданию, Уитцлипочтли родился именно в этом месте, поскольку его мать Коатлики («3меиная Юбка») отбывала там наказание за неведомые нам грехи.
Коатлики в широком смысле отождествляется с Матерью-Землей. Ее предыдущими детьми были Кентцон Хитцинаухуа, или «Четыреста Южан». Это звезды ночного неба, и они рождаются каждый раз, когда поднимаются из тела Матери-Земли на востоке. Они являют собой армию в походе.
Пока Змеиная Юбка приводила в порядок дела на Змеином Холме, с небес к ней плавно спустился комок пуха и перьев. Коатлики не могла допустить, чтобы какой-то мусор — пусть даже кучка перьев — бросал тень на ее труды во время исправительного срока. Она поймала перья в воздухе и рассеянно сунула их под змеиный пояс своей юбки, тут же забыв о них. Однако вечером после генеральной уборки она обнаружила, что перья исчезли, а сама она вдруг забеременела. Разумеется, она немного удивилась, но отнеслась к этому событию по-философски. В конце Концов, Мать-Земля всегда дает жизнь кому-то. Однако ее дети восприняли новость не столь благосклонно. Четыреста Южан и Койолксаухчи устыдились незаконного ребенка, зревшего в утробе их матери, и решили на всякий случай убить ее.
Изготовившись к бою, Четыреста Южан и Койолксаухчи подступили к святилищу Матери-Земли. Она пала духом, услышав устрашающий звон колокольчиков Койолксаухчи. Обреченной Коатлики и ее еще не родившемуся ребенку оставалось жить лишь считанные мгновения, прежде чем их окружит небесное воинство. Но ребенок в ее утробе вдруг произнес слова утешения: «Не бойся, я уже знаю, что делать».
Достигнув основания Змеиного Холма, небесное воинство устремилось к его вершине. Как только они появились там, таинственный незаконный сын Коатлики покидает свою мать: он уже взрослый и полностью вооружен. Его лицо, руки и ноги раскрашены боевыми полосами, тело покрыто броней из сверкающих перьев. Он несет щит, сделанный из соколиного пера, и мечет дротики из колчана. Ему не нужны союзники. Ряды звезд рассеиваются в замешательстве перед его натиском. Уитцлипочтли зажигает огненную змею и запускает ее в Койолксаухчи, свою старшую сестру. Обезглавленное этим ударом тело падает с холма и разваливается на части. Оторванные конечности, обломки костей и куски плоти покрывают склоны Коатепека.
Уитцлипочтли спускается по склону холма вслед за своими отступающими братьями. Хотя он один против четырехсот недругов, его мощь не знает равных. Им не остается ничего, кроме позорного бегства. Но и это уже не может спасти их, и Уитцлипочтли безжалостно расправляется с врагами.
В этой официальной мифологии древних ацтеков явственно присутствует небесный оттенок. Уитцлипочтли рассеивает и уничтожает своих братьев точно так же, как Солнце гасит звезды и рассеивает тьму. Судьбу Койолксаухчи можно сравнить с участью Луны. Полная Луна величаво плывет среди звезд, а убывающая Луна каждый день понемногу умирает под карающей десницей Солнца. Последний тонкий полумесяц затмевается рассветом. Разрезанное на куски солнечными лучами тело Койолксаухчи распадается так же, как лишенная своей плоти Луна, совершенно исчезающая в новолуние.
Хотя Койолксаухчи не является настоящей Луной, она ведет себя, подобно ночному светилу, а Уитцлипочтли заимствует свою силу от Солнца. Оба божества принимают участие в драме, повествующей о том, как Уитцлипочтли установил власть над космосом с беспощадностью закаленного воина.
Цит. по: Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания