Печать царицы Иезавель
В древнем Ближнем Востоке были найдены тысячи и тысячи печатей и оттисков (bullae), в том числе экземпляры с ивритскими надписями в Израиле. Документы перевязывались шнурком, поверх которого налеплялся кусок глины, на него ставилась печать для идентификации отправителя и обеспечения безопасности документа.
Или печать ставилась на ручку кувшина, чтобы идентифицировать владельца, например, т.н. ручки l'melekh ( «принадлежащие царю» ( «[belonging] to the king»)), которых насчитывается несколько тысяч. Или печать могла использоваться для предотвращения доступа посторонних в кладовые. Второзаконие 32:34 говорит о божественных символах: «Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих?»
Из тысяч экземпляров с надписями на иврите только около 35 принадлежат женщинам. Тем не менее, эта малочисленность указывает на две вещи. Во-первых, некоторые женщины действительно имели собственные печати и пользовались ими. Во-вторых, это было справедливо для очень немногих женщин. В древнем Израиле, как и соседних государствах, общество было патриархальным. Женщины, владевшие печатями, очевидно, принадлежали к высшим классам. На двух печатях, принадлежавших женщинам, написано «дочь царя». По сравнению с 24 свидетельствами о печатях с надписью «сын царя» это еще раз демонстрирует, что женщинам, даже если они были принцессами, было гораздо труднее стать влиятельными персонами, чем мужчинам.
© The Israel Museum, Jerusalem/Courtesy Israel Antiquities Authority
Принадлежит царице? Тщательно украшенная символами и буквами, эта каменная печать несомненно принадлежала представителю высшего класса. Печать была в частной коллекции, которая была передана в дар Израильскому Управлению Древностей (Israel Department of Antiquities) в начале шестидесятых годов прошлого века. Она необычайно крупная (~3.2 см в длину), египетские и финикийские символы царствования и божественности говорят в пользу того, что она принадлежала царю или царице.
Одна из самых известных цариц древнего Израиля — Иезавель (Jezebel), дочь финикийского царя Ефваала (Ethbaal), жена еврейского царя Ахава (872-851 г. до н.э.) и синоним грешницы. Историки предполагают, что у нее была печать, и это установлено, хотя до сих пор не доказано достоверно.
Иезавель, несмотря на то, что была женщиной, играла значительную роль — но тайно. Ее влияние на мужа, царя Ахава, было безгранично. В тексте Библии говорится: «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель;» (3Цар. 21:25).
© Russell-Cotes Art Gallery And Museum, Bournemouth, UK/The Bridgeman Art Library
«Подстрекаемый «Иезавель, женой его», царь Ахав жаждет ивнградников Навуфея Изреелита — 1879 г. холст, масло, ангглийский художник Томас Мэтью Рук (Thomas Matthews Rooke).
Печать, о которой здесь пойдет речь, принадлежала частной коллекции, и неизвестно, где и когда она была найдена. В некоторых американских и израильских кругах один этот факт обрек бы уже данную печать на забвение, а критики запретили бы любые публикации о такого рода предмете. Но это нонсенс. Да, надо быть осторожными, берясь за такие находки, но мы не можем просто забыть о них только потому, что источник недостаточно надежен. Профессор Отмар Кил (Othmar Keel) недавно указал, что даже в высоко ценимом Своде западно-семитских печатей (Corpus of West Semitic Stamp Seals, опубликованном Нахманом Авигадом и Беньямином Сассом (Nahman Avigad and Benjamin Sass) (Иерусалим, 1997), только 10% приведенных печатей обнаружены в процессе профессиональных раскопок.
© The Israel Museum, Jerusalem
«Положи меня, как печать, на сердце твое.» Тысячи древних печатей были найдены в Израиле и Ближнем Востоке. Обычно они вырезаны из известняка или полудрагоценного камня, но некоторые сделаны из кости, стекла, бронзы или серебра. Многие печати были вставлены в перстни-печатки. Обычно с нанесенным на них именем владельца, печати использовались в древнем мире для идентификации, удостоверения и защиты содержимого документов и сосудов.
Небольшое количество женских имен на печатях показывает, что очень немногие женщины владели печатями, и эти женщины, вероятно, принадлежали к царскому роду или имелы высокий социальный статус. На фотографии печать Иезавель находится примерно посередине этой коллекции из Израильского Музея (Israel Museum).
Предполагаемая печать царицы Иезавель привлекло внимание ученых в начале 60-х, оно было подарено и с благодарностью принято Департаментом Древностей (Department of Antiquities). В 1964 г. появилась публикация ведущего на тот момент палеографиста Нахмана Авигада (Nahman Avigad) в Israel Exploration Journal.
Несмотря на надпись на печати YZBL (יזבל), которая произносится на иврите как Jezebel, как транскрибировал Авигад, он, тем не менее, пришел к выводу, что «нет оснований считать эту печать принадлежавшей известной женщине [царице Иезавель], хотя», — как полагает Авигад, — « печать выглядит достойной царицы». Кроме того, Иезавель — редкое финикийское имя. Далее, прочтение «Иезавель» и возможное определение печати как принадлежавшей царице Иезавель было отвергнуто, т.к. произношение имени на печати отличается от произношения имени в Библии.
Как отмечает Авигад, это очень красивая печать. Она крупная, как многие подобные предметы, (примерно 3,2 см от верха до низа). Печать покрыта характерными египетскими символами, которые часто также использовались в то время в Финикии. В верхней части изображен припавший к земле крылатый сфинкс с женским лицом и (частично) женской короной Изис/Хатор (Isis/Hathor). Тело у сфинкса — львицы, что явно подходит для печати царицы. Слева изображен египетский анкх (ankh), символ жизни. Ниже линия отделяет эти символы от нижней части. Под ней изображен крылатый диск (который, кстати, также обнаруживается на многих еврейских «царских» ручках). Под ним — сокол в египетском стиле. По обе стороны от сокола расположен ураеус (uraeus) — кобра, наиболее часто изображаемая на головных уборах египетских царей и божеств. Каждая из змей «смотрит» наружу. Змееподобный символ под соколом — это лотос, относящийся к роду, но одновременно и типичный женский символ вообще, особенно для женщин царского рода. Плотно заполненное пространство печати отображает horror vacui ( «боязнь» пустого места), что типично.
На печати нанесены четыре буквы (YZBL), расположенные вокруг изображения. Хотя ученые давно признали похожесть надписи на имя Иезавель (Jezebel), они обычно воздерживаются от того, чтобы связывать его с печально известной царицей Иезавель, финикийской женой израильского царя Ахава. Вместе с реконструкцией двух дополнительных букв (L') на поврежденной части вверху автор Марьо Корпель (Marjo Korpel) доказывает, что изначально надпись читалась как L'YZBL, или «принадлежащая Иезавель», и несомненно была личной печатью этой библейской царицы.
Еще один момент, который может показаться странным: четыре буквы надписи выглядят расположенными в промежутках символов, которые почти полностью заполняют пространство. Две буквы (Y and Z) находятся точно под крылатым диском. Слева внизу поместилась B. Справа внизу — L. На самом деле, ничего странного, как может показаться на первый взгляд. Есть много печатей, на которых буквы, идентифицирующие владельца, расположены по кругу, чтобы придать законченный вид украшению.
Но как насчет критично отсутствующего алефа в начале имени Jezebel на иврите? В действительности, есть две буквы, которые можно ожидать на подобной печати. Кроме алефа, предположительно еще L, или ламед, стоящий перед именем, как, например, на «царских» (l'melekh) ручках (сосудов). Ламед наиболее часто переводят как «принадлежащий» (англ. — « (belonging) to»). Если коротко, то ламед означает право собственности и стоит на большинстве печатей перед именем владельца.
Поэтому стоит предположить наличие двух дополнительных букв перед четырьмя, которые уже есть на печати — ламед и затем алеф. Хотя теоретически любая буква алфавита может стоять второй, только алеф дает разумное имя для такой законченной печати. Самая верхняя часть печати повреждена. Она достаточно велика, чтобы там поместилось две буквы: ламед и алеф. Предположительно, на утраченной части печати были именно эти две буквы. Одним словом, , имя Иезавель (Jezebel) выглядит именно так, как и должно: L'YZBL, или «принадлежащий Иезавель».
Есть дополнительные причины полагать, что эта Иезавель — царица, которая фигурирует в Библии. Конечно, печать не содержит имя ее отца или титул «царица». Необычно крупный размер, однако, предполагает очень богатую и влиятельную особу. Крылатый сфинкс, солнечный диск с крыльями и особенно сокол являются хорошо известными символами царей в Египте. Женская корона Isis/Hathor на крылатом сфинксе (символе царя) предполагает, что владелец печати — женщина. Элегантный египто-финикийский стиль указывает на персону, которой нравился такой тип искусства, — обстоятельство, соответствующее тому, что Иезавель была финикийской принцессой.
Двойной ураеус (кобра) в нижней части — типичный символ цариц, играющих выдающиеся религиозные и политические роли в египетских династиях, начиная с 18-ой. Египетская царица Тийи (Tiye) стала примером для подражания для последующих цариц. Часто ее изображают с короной Isis/Hathor или короной с двойным ураеусом (uraei). Таким образом, независимо от имени владельца, иконография предполагает царицу. Хотя отдельные лица использовали эти символы, чтобы показать свою близость к трону, ни одна печать не снабжена всеми ими одновременно.
© The Israel Museum, Jerusalem
Зеркальное отображение. Из-за того, что большинство печатей оттискивались на влажной глине или небольших глиняных шариках, используемых для защиты свитков, что служило подписью, символы и буквы часто вырезались перевернутыми. Когда на глине ставилась печать, картинка и надпись получались изображенными правильно. Это фотография печати Иезавель и ее оттиска, или буллы, показывает перевернутое и нормальное положение.
Еще один, чуть более сложный аргумент говорит в пользу того, что печать принадлежала царице Иезавель: ее имя является частью мифа о Ваале. Имя Иезавель подходило принцессе вроде дочери финикийского царя Эсбаала (Ethbaal), потому что оно объединяло ее с богиней Анат (‘Anat) (ханаанский аналог египетской богини Изиды/Хатор (Isis/Hathor), возлюбленной Ваала. Эта богиня, которая послана высшим богом, Илу (Ilu), из упоминаемого выше мифа о Ваале. Как полагает Авигад, имя Иезавель было редким в Финикии. Вероятно, только принцессам (которые, очевидно, становятся царицами) давали имя Иезавель. В угаритском (Ugaritic) ритуале культа Ваала царица изображала ‘Anat, которая должна была пережить своего возлюбленного мужа Ваала. Точно также фараон в смерти ассоциировался с Осирисом (Osiris), а Изида (Isis) должна была вернуть его к жизни с помощью своей сестры Нептис (Nephtys). Эти две богини часто изображались в виде ураеуса (uraei). Поместив на свою печать двух кобр, анкх (ankh) и крылатый солнечный диск, Иезавель желала охарактеризовать себя в качестве живительной силы, находящейся за троном.
С финикийской точки зрения у нее было полное право стремиться к такому (полу)божественному статусу. Похожие замыслы обнаруживаются на финикийских надписях. Финикийский царь назывался «супругом Астарты» ( «consort of Astarte“), сестры-близнеца ‘Anat. В арамейских надписях царица описывает себя как жену бога Бела (Ваала (Bel (Baal)). Согласно Иезекииль 28:2, 9 царь Тира (Tyre) считал себя богом. Хорошо известно, что в Израиле также божественная природа царей иногда признавалась. Печать подтверждает ее стремление к божественному статусу, и, возможно, именно это разожгло гнев в библейских описаниях ее. Наконец, форма букв на печати, особенно «Y», финикийская или имитирует финикийское письмо. «L» также выглядит древнефиникийской.
Споры относительно данной печати до сих пор не разрешены. Остается только догадываться, действительно ли владелицей данной печати была царица Иезавель.
Марьо С. А. Корпель (Marjo C.A. Korpel)