Сбрызгивание водой являлось самым важным методом лечения, применяемым знахарями. Простые люди так в него верили, что, по их понятию, сбрызгиванием можно исцелить самый опасный недуг.
Чтобы получить этот дар, они обращались к знахарям с просьбою передать им наговоры над водою. Расположение знахарей приобреталось с помощью разных приношений: хлеба, овса, домашних животных.
Передача наговоров сопровождалась особым обрядом.
Человек, желавший получить право от знахаря на сбрызгивание, должен был три вечера париться в бане, три дня говеть, три дня ходить по улице с открытою головою, а последние три дня посещать знахаря. В пустой избе знахарь ставил миску с водою, по углам посыпал соль. Человек, пришедший к нему, должен был лизать языком разложенные по углам соль, золу, уголь и при каждом глотке прихлебывать из миски воду. В это время знахарь читал про себя наговоры. На третий день вручалась человеку громовая стрела и устно передавались наговоры. Вот один из них:
«Соль солена, зола горька, уголь черен. Нашепчите, наговорите мою воду в миске для такого-то дела. Ты, соль, услади, ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь черен. Кто выпьет мою воду, отпадут все недуги; кто съест мою соль, от того откачнутся все болести; кто полижет мою золу, от того отбегут лихие болести; кто стрет зубами уголь, от того отлетят узороки со всеми призороками».
Человек, обучившийся сбрызгиванию, принимался лечить все болезни. Если приходила к нему старушка с просьбою помочь излечить от недуга ее внучку, он, прежде всего, торговался, потом брал кнут, как принадлежность знахаря, и шел в дом больной. Когда он входил, все вставали с почтением, сажали его в передний угол, и начиналось угощение. Он же, как положено его званию, должен был вести себя определенным образом: не отвечать на вопросы, в задумчивости подпирать голову рукой, смотреть исподлобья, махать кнутом.
Наконец, он просил показать больную и, какая бы болезнь у нее ни была, произносил одно слово – «недуг». Это слово было понятно деревенским жителям. Требовал ковш воды, читал про себя наговоры, потом сбрызгивал больную, и тем оканчивал свое лечение. Уходя, уже на пороге, прислонясь к притолке, он давал указание пить остальную воду на утренней и вечерней заре.
Знахари брались за лечение следующих болезней: лихоманки – лихорадки, лихия болести – судороги, родимец, колотье, потрясиха – ревматизм, зазноба молодеческая, тоска наносная, ушибиха – падучая болезнь, черная немочь, узороки, призороки. Все эти болезни именуются у знахарей, как выше сказано, одним словом – «недуг».
Переполог, на языке знахарей, это отгадывание причин испуга, совершенного добром и злом. Люди думали, что испуг всегда случается от людской ненависти, но не зная, кто был причиной испуга, прибегали к услугам знахарей. Знахарь непременно должен был одолеть ненавистника, даже если виновник находился за тридесять земель, в тридесятом царстве. На то он и знахарь.
Все знахари говорят замысловато, иносказательно. Они не укажут прямо на кого-то, а сообщат только его приметы. При этом они стараются незаметно, исподволь разузнать у пришедшего обо всех домашних обстоятельствах. Из этих рассказов они извлекают нужную для себя информацию.
Знахарь, призванный в дом для совершения переполога, требовал миску воды, олова и богоявленскую свечу, а если испуганные к тому же еще женаты, и обручальную свечу. Над обручальной свечой он растапливал олово и выливал его в воду. Как только начинал выделяться из воды пар, он говорил окружающим: «Смотрите, вот бежит нечистая сила!»
Затем начиналась основная процедура. Показывая на форму остывшего олова, при тусклой свече, знахарь говорил: «Вот кто испугал вашего больного!» – и подводил больного смотреть на приметы. Тот должен был непременно согласиться с рассказом знахаря, даже если он ровным счетом ничего не видел и не замечал.
После этого подходили смотреть, по одному, все домашние, которые, вольно или невольно, подтверждали рассказ знахаря. Ведь люди старались отыскивать по этим приметам ненавистника. Если они его находили, то испуг с больного спадал как вода с гуся; в противном же случае больной должен был страдать таким недугом всю свою жизнь.
Переполог часто приводил к ужасным последствиям. Семейства, отыскивая ненавистного, вступали в ссоры непримиримые, вражду вечную и мстительную
Чтобы получить этот дар, они обращались к знахарям с просьбою передать им наговоры над водою. Расположение знахарей приобреталось с помощью разных приношений: хлеба, овса, домашних животных.
Передача наговоров сопровождалась особым обрядом.
Человек, желавший получить право от знахаря на сбрызгивание, должен был три вечера париться в бане, три дня говеть, три дня ходить по улице с открытою головою, а последние три дня посещать знахаря. В пустой избе знахарь ставил миску с водою, по углам посыпал соль. Человек, пришедший к нему, должен был лизать языком разложенные по углам соль, золу, уголь и при каждом глотке прихлебывать из миски воду. В это время знахарь читал про себя наговоры. На третий день вручалась человеку громовая стрела и устно передавались наговоры. Вот один из них:
«Соль солена, зола горька, уголь черен. Нашепчите, наговорите мою воду в миске для такого-то дела. Ты, соль, услади, ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь черен. Кто выпьет мою воду, отпадут все недуги; кто съест мою соль, от того откачнутся все болести; кто полижет мою золу, от того отбегут лихие болести; кто стрет зубами уголь, от того отлетят узороки со всеми призороками».
Человек, обучившийся сбрызгиванию, принимался лечить все болезни. Если приходила к нему старушка с просьбою помочь излечить от недуга ее внучку, он, прежде всего, торговался, потом брал кнут, как принадлежность знахаря, и шел в дом больной. Когда он входил, все вставали с почтением, сажали его в передний угол, и начиналось угощение. Он же, как положено его званию, должен был вести себя определенным образом: не отвечать на вопросы, в задумчивости подпирать голову рукой, смотреть исподлобья, махать кнутом.
Наконец, он просил показать больную и, какая бы болезнь у нее ни была, произносил одно слово – «недуг». Это слово было понятно деревенским жителям. Требовал ковш воды, читал про себя наговоры, потом сбрызгивал больную, и тем оканчивал свое лечение. Уходя, уже на пороге, прислонясь к притолке, он давал указание пить остальную воду на утренней и вечерней заре.
Знахари брались за лечение следующих болезней: лихоманки – лихорадки, лихия болести – судороги, родимец, колотье, потрясиха – ревматизм, зазноба молодеческая, тоска наносная, ушибиха – падучая болезнь, черная немочь, узороки, призороки. Все эти болезни именуются у знахарей, как выше сказано, одним словом – «недуг».
Переполог, на языке знахарей, это отгадывание причин испуга, совершенного добром и злом. Люди думали, что испуг всегда случается от людской ненависти, но не зная, кто был причиной испуга, прибегали к услугам знахарей. Знахарь непременно должен был одолеть ненавистника, даже если виновник находился за тридесять земель, в тридесятом царстве. На то он и знахарь.
Все знахари говорят замысловато, иносказательно. Они не укажут прямо на кого-то, а сообщат только его приметы. При этом они стараются незаметно, исподволь разузнать у пришедшего обо всех домашних обстоятельствах. Из этих рассказов они извлекают нужную для себя информацию.
Знахарь, призванный в дом для совершения переполога, требовал миску воды, олова и богоявленскую свечу, а если испуганные к тому же еще женаты, и обручальную свечу. Над обручальной свечой он растапливал олово и выливал его в воду. Как только начинал выделяться из воды пар, он говорил окружающим: «Смотрите, вот бежит нечистая сила!»
Затем начиналась основная процедура. Показывая на форму остывшего олова, при тусклой свече, знахарь говорил: «Вот кто испугал вашего больного!» – и подводил больного смотреть на приметы. Тот должен был непременно согласиться с рассказом знахаря, даже если он ровным счетом ничего не видел и не замечал.
После этого подходили смотреть, по одному, все домашние, которые, вольно или невольно, подтверждали рассказ знахаря. Ведь люди старались отыскивать по этим приметам ненавистника. Если они его находили, то испуг с больного спадал как вода с гуся; в противном же случае больной должен был страдать таким недугом всю свою жизнь.
Переполог часто приводил к ужасным последствиям. Семейства, отыскивая ненавистного, вступали в ссоры непримиримые, вражду вечную и мстительную