В этом уроке мы будем заниматься еще одним измененным состоянием сознания, а именно, гипнотическим трансом. Мы немного расскажем об истории гипноза. Опишем его практическое использование.
Вы научитесь применять аутогипноз, а также вводить других в легкий гипнотический транс. Вы узнаете техники, которые помогут Вам укрепить свое здоровье и еще лучше развить парапсихические навыки, которыми Вы овладели.
Гипноз известен много сотен, а может быть, и тысяч лет. Его постоянно исследуют, однако, до сих пор нет точного и однозначного определения этого явления. Вы можете встретить такое энциклопедическое определение:
"Гипноз - искусственно вызываемое состояние понижения сознания, подобное сну, в котором усыпленный человек поддается внушению гипнотизера. Явление основывается на понижении активности коры головного мозга и путем создания сонного торможения и обхода тех слоев коры, в которых находится отражение слов гипнотизера. Подвидом гипноза является аутогипноз".
В 1955 году в "British Medical Jornal" гипноз определили как "переходное состояние измененного внимания у данного лица, которое может быть вызвано другим лицом, и в котором различные явления могут появиться спонтанно или в ответ на возбуждение словами или каким-то другим способом. Явления эти вызывают изменения в сознании и памяти, увеличивают податливость суггестии, а также вызывают у данного лица ответы и мысли, которые в обычном состоянии сознания ему не известны. Помимо этого, в гипнотическом состоянии могут появляться следующие явления: утрата чувствительности, т.е. обезболивание (анестезия), бессилие (паралич), мышечная неподвижность, а также сосудистые изменения (сосудисто-моторные)".
Однако сложное определение не должно у нас отбить интерес к этому явлению и, прежде всего, к использованию его в положительных целях.
История гипноза, вероятно, началась еще в Древнем Египте. Именно на каменных рельефах, принадлежащих этой цивилизации, можно различить жрецов, вводящих людей в состояние гипноза. Об этом же свидетельствуют старейшие рукописи древнего мира: о применении гипноза как метода лечения.
Заклятия, аллегорические слова и молитвы жрецов могли быть не только обращением за помощью к высшим силам, но также формой гипнотического внушения и терапии, благодаря которым пробовали вернуть здоровье.
Скорее всего, то же делали и христианские монахи, которые в течение Средних веков имели исключительное право на лечение. Они применяли молитвы и религиозные обряды, чтобы положительно воздействовать на психику больных. В каждом случае речь шла об изгнании злых сил и о помощи сил сверхъестественных.
Долгое время воздействие на человеческую психику при помощи суггестии было связано исключительно с теологией, а не с медициной или психологией.
В ХVII веке в Англии жил некий Шетрикс, который лечил больных пассами рук и концентрацией взгляда. Много раз проверяли его методы, но обмана не находили. Однако история гипноза, а особенно его путь к сознанию врачей и ученых не был таким простым и "безболезненным".
Фундамент под новые знания о гипнозе заложил доктор медицины Франц Антоний Месмер. (Франц Антоний Месмер (1734-1815), немецкий врач, создатель системы лечения, называемой месмеризмом. Она основывается на существовании в живых организмах "животного магнетизма". Выздоровление больному приносит "магнетическая сила", которая воздействует на пациента прикосновением ладони лечащего к телу больного, либо при воздействии с небольшого расстояния. У Месмера было много сторонников. У него было много пациентов сначала в Вене, а потом в Париже. Несмотря на неприятие его методов тогдашним научным обществом, он проводил исследования не только в области гипноза, но также в психотерапии и биоэнерготерапии.) В 1776 году он защитил докторскую диссертацию в Венском университете. В ней он доказывал, что на все живые тела, а особенно на человеческий организм, влияют звезды. Хотя это сейчас может показаться странным, но больше влияние на его взгляды оказала ньютоновская физика.
Свою оздоровительную практику Месмер начал с опытов с магнитами. Еще во время обучения в университете эту мысль ему подал профессор астрономии Хелл, который сам верил в лечебный эффект магнитного потока. Хелл также утверждал, что человеческое тело выделяет своего рода магнетический флюид, источником которого является мозг. Находясь вне организма, этот флюид может действовать на расстоянии.
Согласно теории Хелла, более всего оздоравливает металл, которому придают форму больного органа. Магнетическое лечение состояло в том, что на больной орган накладывали один или несколько магнитов. Было замечено, что такие действия могут вызывать у пациента усиленные болезненные ощущения, а впоследствии - полное исчезновение признаков болезни.
Месмер развил тезис о магнетическом флюиде. Согласно его теории, эта субстанция окружает все вещи и создает среду, в которой они взаимно влияют друг на друга. Болезнь является результатом плохого распространения флюида в различных органах. Магниты же вызывают гармоничное распространение флюидов во всем организме. Благодаря этому, к пациенту быстро возвращалось нормальное состояние. Казалось бы, что подобное есть явление чисто физическое. Но Месмер подчеркивал, что оздоровительная сила не обязательно содержится в самом магните.
На основании своих опытов исследователь утверждал:
"Я заметил, что магнетическая материя является тем же самым, что и электрический флюид, и он проходит также через тело. Это не единственная субстанция, которая имеет магнетические свойства. Мне удалось намагнитить бумагу, хлеб, шерсть, шелк, одним словом все чего я касался. Все эти субстанции оказывали на больных такое же воздействие, что и магнит".
"Природа нашла универсальное средство оздоровления и охраны людей".
Лечение магнитами стало основой для развития теории флюида. Со временем оказалось, что не магнит, а сам терапевт является источником оздоровления. Месмер выдвинул гипотезу о некой силе, присущей только живым существам, и назвал ее животным магнетизмом. В 1778 году, не желая бороться с недоброжелателями венского медицинского общества, ученый эмигрировал в Париж, где имел необычайный успех. Его методы вызывали неподдельный восторг в высших кругах общества. Месмера представили Марии Антуанетте.
Магнетическая процедура по методу Месмера состояла в установлении "физического контакта" с больным через стискивание его колен или потирания кончиками пальцев его пальцев. Потом делали серию кратких движений руками перед лицом и телом пациента - так называемые пассы (или иначе поглаживания). Они должны были возбудить движение флюида в теле пациента и вызвать перелом в ходе болезни.
Общие сеансы по методу Месмера выглядели иначе, процедура превращалась в великолепное зрелище. В лунную ночь пациенты, держась за руки, создавали кольцо вокруг емкости, наполненной водой, камнями, осколками стекла, опилками и кусками железа. Из нее торчали железные пруты, которых можно было коснуться руками.
Месмер ходил среди больных и вызывал кризис. Пациентов переносили в специальные помещения с матрасами, и там проходила следующая часть оздоровительной процедуры. В углу зала оркестр играл мотивы, создающие настроение, что, в свою очередь, тоже приводило к определенным состояниям. Иногда соответствующее настроение вызывало коллективное пение. Месмер был известным меломаном, приятелем и поклонником Моцарта. Может быть, поэтому он считал, что звук прекрасно проводит магнетизм.
Явление животного магнетизма вызвало во Франции публичную дискуссию. Людвик ХVI создал две комиссии для его исследования. В них принимали участие знаменитые медики и известные ученые: астроном Жан Сильвен Бейлли, химик Антуан Лаурен де Лавуазье, ботаник Антуан Лаурен де Жюсье и Бенджамен Франклин. Результаты исследований обе комиссии опубликовали в том же 1784 году. Ученые отрицали существование животного магнетизма, так как не могли установить существование флюида. Но все же признали, что определенные процедуры при выполнении пассов могли иметь лечебный эффект. Но их приписывали воображению или, как бы сейчас сказали, психике больных.
Следует сказать, что Антуан де Жюсье отказался подписать доклад своей комиссии и опубликовал собственный, в котором результаты, вызванные действиями магнетизера, приписывал "животному теплу", а не универсальному флюиду. Это тепло имеет усиливающие свойства и "вызывается увеличением или уменьшением в теле причинами духовного, а также физического характера". Согласно Жюсье, "широкое и очень осторожное применение этого средства приведет к лучшему познанию правильного действия и более эффективному использованию".
Жюсье не отрицал магнетизм, как другие, и допускал, что при условии публичного проведения процедур, "каждый врач может использовать методы, которые считает нужными для лечения больного."
Вскоре после вердикта комиссии Месмер покинул Францию. К его ученикам и наиболее известным магнетизерам принадлежали Пюисегюр и Делюзе.
Маркиз Арман де Кастенет де Пюисегюр открыл новый метод введения в гипнотический транс. Больных не доводили до судорожного состояния, а лишь, благодаря диалогу между врачом и пациентом, приводили в состояние податливости. Гипнотизируемые после пробуждения не помнили ничего. Явление это помогло создать теорию "двух памятей", которая подводила постепенно к утверждению о существовании подсознания. Поисегюр делал особый акцент на чувствах, которые терапевт должен испытывать к пациенту. Однако он предостерегал от эротических чувств, которые могли развиться между ними.
Ученик Пюисегюра, Жозев Филипп Франсуа Делюзе, также предостерегал от подобной опасности. Однако он обращал внимание на возникновение "искренней привязанности", которая помогает процессу оздоровления. Следует вспомнить, что Месмер говорил, что эмоции, особенно положительные, являются прекрасными носителями магнетизма. Делюзе вводил своих пациентов в состояние глубокой регрессии, в которой они полностью зависели от магнитезера. Делюзе считал, что флюид является существенным терапевтическим средством, а под конец жизни признал, что "воля к излучению" проявляется у врача с согласия больного.
Примерно в это же время, где-то около 1813 года, в Париже появился португальский монах - отец Жозе Кутодио де Фариа. Он отошел от теории животного магнетизма и отбросил теорию флюида. Он считал, что терапевты не излучают какой-то особой силы, но все происходит в психике пациента при помощи "концентрации воли". Во время лечения отец Фариа использовал новую технику, состоящую в том, что надо держать ладонь на определенном расстоянии от пациента, так, чтобы он мог направить на ее взгляд. В это время ему надо внушать словесно: "Спи". Пациент впадал в состояние, которое монах называл сном наяву (сном сомнамбулы).
Врач Александр Жак Франсуа Бертран также считал, что основной причиной сомнамбулических явлений является воображение пациента. Пациент засыпает под воздействием внушения магнетизера и думает исключительно о нем, т.е это является причиной, по которой он слышит только его голос. Подобное явление происходит в обычном сне: мать, засыпая возле ребенка, слышит его малейший плач, в то время, когда другие звуки не мешают ее отдыху.
В начале ХIХ века магнетический сомнамбулизм, различные виды которого называли животным магнетизмом, пользовался большой популярностью. Французская Академия Медицинских Наук, которая была его ярым противником, потребовала создать специальную исследовательскую комиссию. Председателем ее был назначен Гюссон - врач из больницы Отель Дье в Париже. Его доклад оказался полезным теории магнетизма. Но Академия отказалась его публиковать. Через несколько лет та же Академия вернулась к этому делу и потребовала создания новой комиссии. На этот раз "ошибки" не произошло, и работу поручили провести общеизвестному противнику магнетизма - Фредерику Дюбуа из Амьена. Его доклад вынес приговор - "сомнамбулического магнетического состояния" не существует.
Гипноз стали применять как форму обезболивания. Первооткрывателем такого использования, вероятно, был барон дю Потет - хирург. Доктор Вард, защищая теорию доктора Эллиотсона, выступил в Англии с докладом о гипнотизме. Однако же, когда он предложил применить этот новый метод лечения в лондонской университетской больнице, совет университета выступил с резким протестом. Доктор Эллиотсон был вынужден отказаться от преподавания. Он уступил, но свою работу не оставил. Вард ампутировал больному ногу под гипнозом. (В этом месте следует отметить, что во время операции можно также использовать акупунктуру как метод обезболивания. Даже в случае операции на открытом сердце пациента можно обезболить по этому методу, и он в это время может говорить с оперирующим его врачом.) После этого эксперимента его признали шарлатаном и изгнали из Королевского Медицинского Общества. Исследовательские работы продолжил Джеймс Дрид.
Доктор Лафонтен, ученик Пюисегюра, был во Франции одним из последних представителей "старой школы" магнетизма. Он использовал практику введения в Сомнамбулическое состояние методом взгляда в глаза пациента. Но за применение гипноза он был арестован по доносу руководителей католической церкви. Лафонтена обвинили в том, что он пытается наследовать Христа. Благодаря "сильной поддержке", врача отпустили на очень интересных условиях, а именно, что он не вернет больше зрения ни одному слепцу, ни слуха ни одному глухому.
В ходе публичных сеансов в Манчестере одним из помощников Лафонтена был местный хирург, некто Джеймс Бред. Вначале он скептически относился к явлениям магнетизма, однако его удалось переубедить, и он стал участвовать в сеансах. Он вводил пациентов в глубокий сон, приказывая им, чтобы они устремляли взгляд на какой-то блестящий предмет. В своем труде "Нейрогипнология", изданном в 1843 году, он заменил флюидизм теорией "психонейрофизиологией", согласно которой "физическо-психическое" раздражение сетчатки воздействовало на нервную систему и вызывало "нервный сон", которому автор дал новое название "гипнотизм" от греческого слова "гипнос" - сон.
Работы Брэда не получили признания на его родине. Однако они оказали большое воздействие на известных французких врачей: Эжена Азама, Поля Брока и Альфреда Луи Мари Вельпо. В больнице Неккера Поль Брока проводил операции, при которых пациент находился под обезболивающим гипнозом. Отчет об этом он представил на заседании Академии Наук в 1859 году. В следующем году на таком же заседании он охарктеризовал работу Брэда как великое открытие.
Амбруаз Август Льебольт также заинтересовался явлением гипнотизма. Соединив гипноз и классическую медицину, он начал бесплатно лечить больных, прежде всего бедняков, и даже отказался от звания врача. Он хотел помогать страждующим. Он использовал гипноз по методу Брэда и отца Фариа, смотрел на пациента и приказывал ему уснуть. Новым в его методе было то, что он вводил пациента в ожидаемое состояние, которое пациент должен был ощущать: желание спать, тяжесть век, уменьшение эмоционального напряжения. Такие внушения Льебольт многократно повторял тихим и спокойным голосом.
В 1866 году Льебольт утверждал, что гипнотическое воздействие происходит не от физических действий, а из=за словесного внушения Он считал, что гипнотический сон напоминает нормальный сон, но он "частичен", и во время него пациент остается в контакте с выполняющим эту процедуру.
Ипполит Бернхейм, профессор отдела медицины в университете г.Нанси, участвовал в экспериментах Льебольта и признал их убедительными и очень интересными. Он начал сам применять гипноз. Другие профессора этого же университета, а именно, профессор физиологии Анри Этьен Бонис и юрист Жюль Льежуа, стали последователями Льебольта. Таким образом, в Нанси появилась школа этого направления, которая вскоре приобрела мировую известность.
Следует подчеркнуть, что многие сторонники этого направления делали упор на психологическую природу словесного внушения, не осознавая связей, которые образовывались между гипнотизируемым и гипнотизером. Льебольт использовал следующие термины: внимание, впечатление, перцепция, память, мыслеобраз, т.е. воображение, чистая мысль, однако, никогда не употреблял слово "чувство". Вероятно поэтому ему было легко заниматься оздоровлением маленьких детей, которых он лечил, не применяя словесной суггестии. Он считал, что процесс оздоровления состоит в установлении связи чувств между терапевтом и матерью с одной стороны, а с другой - между матерью и ее ребенком. Он поэтому не отбрасывал полностью теорию флюида, а даже прописывал детям "магнетизированную" воду.
Бернхейм в основу гипотезы вкладывал значение внушения.
"В большинстве проявлений гипноза преобладает суггестия. Так называемые физические явления - ничто иное, как психические явления. Так, мысль, передаваемая человеком, проводящим операцию, понятна гипнотизируемому и входит в его мозг, вызывая явление, которое использует податливость суггестии, вызванную через особую концентрацию сознания в гипнотическом состоянии".
Через несколько лет он уже утверждал, что гипнотизма вообще нет, а существует только суггестия.
Берхейм и Льебольт признавали, что психологическому воздействию суггестии отвечает соответствующий нервный процесс, описанный Берхеймом следующим образом:
"Каждая клетка мозга, возбуждаемая какой-то мыслью, воздействует на нервные волокна, которые из нее выходят, и переносят действие на органы, которые должны ее осуществлять... Это называется законом идеодинамизма".
Во второй половине ХIХ века самый большой вклад в развитие гипноза внес Жан Мартин Шарко. В 1878 году он начал известные гипнотические эксперименты в парижской больнице Сальпериер. Он проводил много лет исследования истерии, считая ее такой же болезнью, как и все остальные. Он выступал против царящих в то время взглядов, согласно которым эта болезнь считалась результатом действия демонических сил. Шарко утверждал, что болезнь бывает двух видов: естественная и искусственная, появляющаяся в состоянии комы. Парижская школа, так называемая школа Сальпетриер, в своих исследованиях ушла значительно дальше школы в Нанси уделяя больше внимания физическим причинам гипноза. Новый этап развития гипноза наступил в 1-й половине ХХ века.
Стоит вспомнить, что именно благодаря гипнозу, Зигмунд Фрейд отказался от планов стать невропатологом - в те времена неврология занималась неврозами, которые считались расстройством нервной системы. Но вскоре он перестал интересоваться работами в области анатомии мозга и занялся психопатологией. Шарко писал, что неврозы не являются следствием повреждений нервной системы, но возникают при внезапных поражениях (травматических) психики. Эта точка зрения оказала на Фрейда огромное влияние и определила его дальнейшую жизнь. Все его наблюдения, а также участие во многих экспериментах по гипнозу убедили его в существовании подсознания.
Оканчивая этот краткий исторический обзор, стоит подчеркнуть, что специфика гипнотического состояния и сейчас является предметом споров из-за недостатка неоспоримых физических или психических критериев. Как Вы, наверное, заметили, развитие гипноза оказало влияние на развитие психологии и парапсихологии. Хотя некоторые изначальные взгляды магнетизеров были отвергнуты исследователями гипноза, для нас, с точки зрения парапсихологии, они очень интересны, и над ними стоит поразмыслить.
В этом месте мы прервем свой рассказ и обратим внимание на две проблемы. Во-первых, Вы, видимо, заметили связь между различными методами введения в гипнотический транс и теорией Месмера и биоэнерготерапевтов. Исследователи гипноза отошли от этого сюжета, концентрируясь только на психологических аспектах. Во-вторых, подобное явление кризиса или, точнее, паралича наблюдается при животном гипнотизме. Особенно ему подвержены домашние животные, например, куры или морские свинки. Если их перевернуть на спину и гладить по телу, то они впадают в "гипнотический транс", который характеризуется неподвижностью тела. Но через некоторое время или при изменении позиции тела животное может полностью вернуться к нормальному образу жизни. Такого типа эксперименты проводились на млекопитающих, птицах, гадах, земноводных и насекомых еще со времен Средних веков. Оказалось, что подобное поведение является одной из стратегий приспособляемости. Животное представляется мертвым в момент угрозы. Может быть, явление гипноза также и у людей является отзвуком древних рефлексов.
У некоторых гипнотиков сомнамбулического типа внушаемость настолько велика, что словесные внушения начинают влиять даже на такие чисто физиологические процессы, которые, казалось бы, никак не могут быть связаны с сознанием. Вот несколько фактов, установленных профессором Платоновым и другими авторитетными специалистами по гипнозу.
Внушение сытости вызывает увеличение числа лейкоцитов в крови, обычно наблюдаемое после действительного принятия пищи. Внушенное чувство голода, как и действительное голодание, проводит к уменьшению содержания лейкоцитов в крови. Если гипнотику внушить, что он испытывает сильную жажду и пьет воду стакан за стаканом, то вскоре начинается усиленное выделение мочи с пониженным удельным весом, т.е. происходит то же самое, что и после действительного введения в организм большого количества воды. Внушенное ощущение холода вызывает побледнение кожи, дрожь, причем, дыхательный газообмен значительно повышается, на 30 % и больше.
Все эти невероятные, на первый взгляд, опыты возможны потому, что каждый внутренний орган, каждый кровеносный сосуд, каждый участок кожи связан нервными проводниками через спинной мозг и подкорку с "органом психики" - корой полушарий головного мозга. Протекающие в коре физиологические процессы, которые лежат в основе тех или иных психических состояний, при определенных условиях могут вмешиваться в отправление разных органов, внося в их деятельность те или другие изменения. Внушенный ожог может быть вызван только у тех испытуемых, которым случалось хотя бы раз в жизни получить настоящий ожог.
В различные времена явления взаимного внушения и самовнушения в состоянии бодрствования иногда разом охватывали большое число людей, принимали как бы заразный характер и разрастались в так называемые психические эпидемии. В одной из своих книг Бехтерев охарактеризовал различные виды психических эпидемий, возникавших в разных странах. То были и коллективные галлюцинации, и массовые припадки, и повальная вера в одержимость дьяволом или в колдовство и т.п.
Трудно поверить, но подобие таких психических эпидемий наблюдалось еще совсем недавно. Примером может служить следующий случай, имевший место в 1943 г.в Елабуге.
Местные жительницы 20-ти и 16-ти лет получили "подметные письма", в которых было написано, что за то-то и то-то в такой-то день и час они будут наказаны болезнью - корчами, потерей голоса и речи, глухотой, болями в голове и руках... В указанные сроки все это в полной мере исполнилось. У первой девушки внушенные письмом симптомы продолжались 3 недели, у второй - несколько суток. Обе девушки рассказывали, что во сне им являлось некая старуха. Остается добавить, что у некоторых девушек, навещавших больных подруг и видевших их конвульсии, в ослабленной форме проявились те же истерические симптомы. Это не что иное, как зачаток настоящей психической эпидемии, которую, однако, быстро удалось погасить.
Чаще наблюдается случаи единичного самовнушения, приводящие к той или иной "психогенной" болезни. Навязчивая мысль мнительного человека о заболевании какого-нибудь органа, на самом деле вполне здорового, может привести к действительному расстройству функциональных отправлений органа.
А теперь перейдем непосредственно к выполнению упражнений.
Вы научитесь применять аутогипноз, а также вводить других в легкий гипнотический транс. Вы узнаете техники, которые помогут Вам укрепить свое здоровье и еще лучше развить парапсихические навыки, которыми Вы овладели.
Гипноз известен много сотен, а может быть, и тысяч лет. Его постоянно исследуют, однако, до сих пор нет точного и однозначного определения этого явления. Вы можете встретить такое энциклопедическое определение:
"Гипноз - искусственно вызываемое состояние понижения сознания, подобное сну, в котором усыпленный человек поддается внушению гипнотизера. Явление основывается на понижении активности коры головного мозга и путем создания сонного торможения и обхода тех слоев коры, в которых находится отражение слов гипнотизера. Подвидом гипноза является аутогипноз".
В 1955 году в "British Medical Jornal" гипноз определили как "переходное состояние измененного внимания у данного лица, которое может быть вызвано другим лицом, и в котором различные явления могут появиться спонтанно или в ответ на возбуждение словами или каким-то другим способом. Явления эти вызывают изменения в сознании и памяти, увеличивают податливость суггестии, а также вызывают у данного лица ответы и мысли, которые в обычном состоянии сознания ему не известны. Помимо этого, в гипнотическом состоянии могут появляться следующие явления: утрата чувствительности, т.е. обезболивание (анестезия), бессилие (паралич), мышечная неподвижность, а также сосудистые изменения (сосудисто-моторные)".
Однако сложное определение не должно у нас отбить интерес к этому явлению и, прежде всего, к использованию его в положительных целях.
История гипноза, вероятно, началась еще в Древнем Египте. Именно на каменных рельефах, принадлежащих этой цивилизации, можно различить жрецов, вводящих людей в состояние гипноза. Об этом же свидетельствуют старейшие рукописи древнего мира: о применении гипноза как метода лечения.
Заклятия, аллегорические слова и молитвы жрецов могли быть не только обращением за помощью к высшим силам, но также формой гипнотического внушения и терапии, благодаря которым пробовали вернуть здоровье.
Скорее всего, то же делали и христианские монахи, которые в течение Средних веков имели исключительное право на лечение. Они применяли молитвы и религиозные обряды, чтобы положительно воздействовать на психику больных. В каждом случае речь шла об изгнании злых сил и о помощи сил сверхъестественных.
Долгое время воздействие на человеческую психику при помощи суггестии было связано исключительно с теологией, а не с медициной или психологией.
В ХVII веке в Англии жил некий Шетрикс, который лечил больных пассами рук и концентрацией взгляда. Много раз проверяли его методы, но обмана не находили. Однако история гипноза, а особенно его путь к сознанию врачей и ученых не был таким простым и "безболезненным".
Фундамент под новые знания о гипнозе заложил доктор медицины Франц Антоний Месмер. (Франц Антоний Месмер (1734-1815), немецкий врач, создатель системы лечения, называемой месмеризмом. Она основывается на существовании в живых организмах "животного магнетизма". Выздоровление больному приносит "магнетическая сила", которая воздействует на пациента прикосновением ладони лечащего к телу больного, либо при воздействии с небольшого расстояния. У Месмера было много сторонников. У него было много пациентов сначала в Вене, а потом в Париже. Несмотря на неприятие его методов тогдашним научным обществом, он проводил исследования не только в области гипноза, но также в психотерапии и биоэнерготерапии.) В 1776 году он защитил докторскую диссертацию в Венском университете. В ней он доказывал, что на все живые тела, а особенно на человеческий организм, влияют звезды. Хотя это сейчас может показаться странным, но больше влияние на его взгляды оказала ньютоновская физика.
Свою оздоровительную практику Месмер начал с опытов с магнитами. Еще во время обучения в университете эту мысль ему подал профессор астрономии Хелл, который сам верил в лечебный эффект магнитного потока. Хелл также утверждал, что человеческое тело выделяет своего рода магнетический флюид, источником которого является мозг. Находясь вне организма, этот флюид может действовать на расстоянии.
Согласно теории Хелла, более всего оздоравливает металл, которому придают форму больного органа. Магнетическое лечение состояло в том, что на больной орган накладывали один или несколько магнитов. Было замечено, что такие действия могут вызывать у пациента усиленные болезненные ощущения, а впоследствии - полное исчезновение признаков болезни.
Месмер развил тезис о магнетическом флюиде. Согласно его теории, эта субстанция окружает все вещи и создает среду, в которой они взаимно влияют друг на друга. Болезнь является результатом плохого распространения флюида в различных органах. Магниты же вызывают гармоничное распространение флюидов во всем организме. Благодаря этому, к пациенту быстро возвращалось нормальное состояние. Казалось бы, что подобное есть явление чисто физическое. Но Месмер подчеркивал, что оздоровительная сила не обязательно содержится в самом магните.
На основании своих опытов исследователь утверждал:
"Я заметил, что магнетическая материя является тем же самым, что и электрический флюид, и он проходит также через тело. Это не единственная субстанция, которая имеет магнетические свойства. Мне удалось намагнитить бумагу, хлеб, шерсть, шелк, одним словом все чего я касался. Все эти субстанции оказывали на больных такое же воздействие, что и магнит".
"Природа нашла универсальное средство оздоровления и охраны людей".
Лечение магнитами стало основой для развития теории флюида. Со временем оказалось, что не магнит, а сам терапевт является источником оздоровления. Месмер выдвинул гипотезу о некой силе, присущей только живым существам, и назвал ее животным магнетизмом. В 1778 году, не желая бороться с недоброжелателями венского медицинского общества, ученый эмигрировал в Париж, где имел необычайный успех. Его методы вызывали неподдельный восторг в высших кругах общества. Месмера представили Марии Антуанетте.
Магнетическая процедура по методу Месмера состояла в установлении "физического контакта" с больным через стискивание его колен или потирания кончиками пальцев его пальцев. Потом делали серию кратких движений руками перед лицом и телом пациента - так называемые пассы (или иначе поглаживания). Они должны были возбудить движение флюида в теле пациента и вызвать перелом в ходе болезни.
Общие сеансы по методу Месмера выглядели иначе, процедура превращалась в великолепное зрелище. В лунную ночь пациенты, держась за руки, создавали кольцо вокруг емкости, наполненной водой, камнями, осколками стекла, опилками и кусками железа. Из нее торчали железные пруты, которых можно было коснуться руками.
Месмер ходил среди больных и вызывал кризис. Пациентов переносили в специальные помещения с матрасами, и там проходила следующая часть оздоровительной процедуры. В углу зала оркестр играл мотивы, создающие настроение, что, в свою очередь, тоже приводило к определенным состояниям. Иногда соответствующее настроение вызывало коллективное пение. Месмер был известным меломаном, приятелем и поклонником Моцарта. Может быть, поэтому он считал, что звук прекрасно проводит магнетизм.
Явление животного магнетизма вызвало во Франции публичную дискуссию. Людвик ХVI создал две комиссии для его исследования. В них принимали участие знаменитые медики и известные ученые: астроном Жан Сильвен Бейлли, химик Антуан Лаурен де Лавуазье, ботаник Антуан Лаурен де Жюсье и Бенджамен Франклин. Результаты исследований обе комиссии опубликовали в том же 1784 году. Ученые отрицали существование животного магнетизма, так как не могли установить существование флюида. Но все же признали, что определенные процедуры при выполнении пассов могли иметь лечебный эффект. Но их приписывали воображению или, как бы сейчас сказали, психике больных.
Следует сказать, что Антуан де Жюсье отказался подписать доклад своей комиссии и опубликовал собственный, в котором результаты, вызванные действиями магнетизера, приписывал "животному теплу", а не универсальному флюиду. Это тепло имеет усиливающие свойства и "вызывается увеличением или уменьшением в теле причинами духовного, а также физического характера". Согласно Жюсье, "широкое и очень осторожное применение этого средства приведет к лучшему познанию правильного действия и более эффективному использованию".
Жюсье не отрицал магнетизм, как другие, и допускал, что при условии публичного проведения процедур, "каждый врач может использовать методы, которые считает нужными для лечения больного."
Вскоре после вердикта комиссии Месмер покинул Францию. К его ученикам и наиболее известным магнетизерам принадлежали Пюисегюр и Делюзе.
Маркиз Арман де Кастенет де Пюисегюр открыл новый метод введения в гипнотический транс. Больных не доводили до судорожного состояния, а лишь, благодаря диалогу между врачом и пациентом, приводили в состояние податливости. Гипнотизируемые после пробуждения не помнили ничего. Явление это помогло создать теорию "двух памятей", которая подводила постепенно к утверждению о существовании подсознания. Поисегюр делал особый акцент на чувствах, которые терапевт должен испытывать к пациенту. Однако он предостерегал от эротических чувств, которые могли развиться между ними.
Ученик Пюисегюра, Жозев Филипп Франсуа Делюзе, также предостерегал от подобной опасности. Однако он обращал внимание на возникновение "искренней привязанности", которая помогает процессу оздоровления. Следует вспомнить, что Месмер говорил, что эмоции, особенно положительные, являются прекрасными носителями магнетизма. Делюзе вводил своих пациентов в состояние глубокой регрессии, в которой они полностью зависели от магнитезера. Делюзе считал, что флюид является существенным терапевтическим средством, а под конец жизни признал, что "воля к излучению" проявляется у врача с согласия больного.
Примерно в это же время, где-то около 1813 года, в Париже появился португальский монах - отец Жозе Кутодио де Фариа. Он отошел от теории животного магнетизма и отбросил теорию флюида. Он считал, что терапевты не излучают какой-то особой силы, но все происходит в психике пациента при помощи "концентрации воли". Во время лечения отец Фариа использовал новую технику, состоящую в том, что надо держать ладонь на определенном расстоянии от пациента, так, чтобы он мог направить на ее взгляд. В это время ему надо внушать словесно: "Спи". Пациент впадал в состояние, которое монах называл сном наяву (сном сомнамбулы).
Врач Александр Жак Франсуа Бертран также считал, что основной причиной сомнамбулических явлений является воображение пациента. Пациент засыпает под воздействием внушения магнетизера и думает исключительно о нем, т.е это является причиной, по которой он слышит только его голос. Подобное явление происходит в обычном сне: мать, засыпая возле ребенка, слышит его малейший плач, в то время, когда другие звуки не мешают ее отдыху.
В начале ХIХ века магнетический сомнамбулизм, различные виды которого называли животным магнетизмом, пользовался большой популярностью. Французская Академия Медицинских Наук, которая была его ярым противником, потребовала создать специальную исследовательскую комиссию. Председателем ее был назначен Гюссон - врач из больницы Отель Дье в Париже. Его доклад оказался полезным теории магнетизма. Но Академия отказалась его публиковать. Через несколько лет та же Академия вернулась к этому делу и потребовала создания новой комиссии. На этот раз "ошибки" не произошло, и работу поручили провести общеизвестному противнику магнетизма - Фредерику Дюбуа из Амьена. Его доклад вынес приговор - "сомнамбулического магнетического состояния" не существует.
Гипноз стали применять как форму обезболивания. Первооткрывателем такого использования, вероятно, был барон дю Потет - хирург. Доктор Вард, защищая теорию доктора Эллиотсона, выступил в Англии с докладом о гипнотизме. Однако же, когда он предложил применить этот новый метод лечения в лондонской университетской больнице, совет университета выступил с резким протестом. Доктор Эллиотсон был вынужден отказаться от преподавания. Он уступил, но свою работу не оставил. Вард ампутировал больному ногу под гипнозом. (В этом месте следует отметить, что во время операции можно также использовать акупунктуру как метод обезболивания. Даже в случае операции на открытом сердце пациента можно обезболить по этому методу, и он в это время может говорить с оперирующим его врачом.) После этого эксперимента его признали шарлатаном и изгнали из Королевского Медицинского Общества. Исследовательские работы продолжил Джеймс Дрид.
Доктор Лафонтен, ученик Пюисегюра, был во Франции одним из последних представителей "старой школы" магнетизма. Он использовал практику введения в Сомнамбулическое состояние методом взгляда в глаза пациента. Но за применение гипноза он был арестован по доносу руководителей католической церкви. Лафонтена обвинили в том, что он пытается наследовать Христа. Благодаря "сильной поддержке", врача отпустили на очень интересных условиях, а именно, что он не вернет больше зрения ни одному слепцу, ни слуха ни одному глухому.
В ходе публичных сеансов в Манчестере одним из помощников Лафонтена был местный хирург, некто Джеймс Бред. Вначале он скептически относился к явлениям магнетизма, однако его удалось переубедить, и он стал участвовать в сеансах. Он вводил пациентов в глубокий сон, приказывая им, чтобы они устремляли взгляд на какой-то блестящий предмет. В своем труде "Нейрогипнология", изданном в 1843 году, он заменил флюидизм теорией "психонейрофизиологией", согласно которой "физическо-психическое" раздражение сетчатки воздействовало на нервную систему и вызывало "нервный сон", которому автор дал новое название "гипнотизм" от греческого слова "гипнос" - сон.
Работы Брэда не получили признания на его родине. Однако они оказали большое воздействие на известных французких врачей: Эжена Азама, Поля Брока и Альфреда Луи Мари Вельпо. В больнице Неккера Поль Брока проводил операции, при которых пациент находился под обезболивающим гипнозом. Отчет об этом он представил на заседании Академии Наук в 1859 году. В следующем году на таком же заседании он охарктеризовал работу Брэда как великое открытие.
Амбруаз Август Льебольт также заинтересовался явлением гипнотизма. Соединив гипноз и классическую медицину, он начал бесплатно лечить больных, прежде всего бедняков, и даже отказался от звания врача. Он хотел помогать страждующим. Он использовал гипноз по методу Брэда и отца Фариа, смотрел на пациента и приказывал ему уснуть. Новым в его методе было то, что он вводил пациента в ожидаемое состояние, которое пациент должен был ощущать: желание спать, тяжесть век, уменьшение эмоционального напряжения. Такие внушения Льебольт многократно повторял тихим и спокойным голосом.
В 1866 году Льебольт утверждал, что гипнотическое воздействие происходит не от физических действий, а из=за словесного внушения Он считал, что гипнотический сон напоминает нормальный сон, но он "частичен", и во время него пациент остается в контакте с выполняющим эту процедуру.
Ипполит Бернхейм, профессор отдела медицины в университете г.Нанси, участвовал в экспериментах Льебольта и признал их убедительными и очень интересными. Он начал сам применять гипноз. Другие профессора этого же университета, а именно, профессор физиологии Анри Этьен Бонис и юрист Жюль Льежуа, стали последователями Льебольта. Таким образом, в Нанси появилась школа этого направления, которая вскоре приобрела мировую известность.
Следует подчеркнуть, что многие сторонники этого направления делали упор на психологическую природу словесного внушения, не осознавая связей, которые образовывались между гипнотизируемым и гипнотизером. Льебольт использовал следующие термины: внимание, впечатление, перцепция, память, мыслеобраз, т.е. воображение, чистая мысль, однако, никогда не употреблял слово "чувство". Вероятно поэтому ему было легко заниматься оздоровлением маленьких детей, которых он лечил, не применяя словесной суггестии. Он считал, что процесс оздоровления состоит в установлении связи чувств между терапевтом и матерью с одной стороны, а с другой - между матерью и ее ребенком. Он поэтому не отбрасывал полностью теорию флюида, а даже прописывал детям "магнетизированную" воду.
Бернхейм в основу гипотезы вкладывал значение внушения.
"В большинстве проявлений гипноза преобладает суггестия. Так называемые физические явления - ничто иное, как психические явления. Так, мысль, передаваемая человеком, проводящим операцию, понятна гипнотизируемому и входит в его мозг, вызывая явление, которое использует податливость суггестии, вызванную через особую концентрацию сознания в гипнотическом состоянии".
Через несколько лет он уже утверждал, что гипнотизма вообще нет, а существует только суггестия.
Берхейм и Льебольт признавали, что психологическому воздействию суггестии отвечает соответствующий нервный процесс, описанный Берхеймом следующим образом:
"Каждая клетка мозга, возбуждаемая какой-то мыслью, воздействует на нервные волокна, которые из нее выходят, и переносят действие на органы, которые должны ее осуществлять... Это называется законом идеодинамизма".
Во второй половине ХIХ века самый большой вклад в развитие гипноза внес Жан Мартин Шарко. В 1878 году он начал известные гипнотические эксперименты в парижской больнице Сальпериер. Он проводил много лет исследования истерии, считая ее такой же болезнью, как и все остальные. Он выступал против царящих в то время взглядов, согласно которым эта болезнь считалась результатом действия демонических сил. Шарко утверждал, что болезнь бывает двух видов: естественная и искусственная, появляющаяся в состоянии комы. Парижская школа, так называемая школа Сальпетриер, в своих исследованиях ушла значительно дальше школы в Нанси уделяя больше внимания физическим причинам гипноза. Новый этап развития гипноза наступил в 1-й половине ХХ века.
Стоит вспомнить, что именно благодаря гипнозу, Зигмунд Фрейд отказался от планов стать невропатологом - в те времена неврология занималась неврозами, которые считались расстройством нервной системы. Но вскоре он перестал интересоваться работами в области анатомии мозга и занялся психопатологией. Шарко писал, что неврозы не являются следствием повреждений нервной системы, но возникают при внезапных поражениях (травматических) психики. Эта точка зрения оказала на Фрейда огромное влияние и определила его дальнейшую жизнь. Все его наблюдения, а также участие во многих экспериментах по гипнозу убедили его в существовании подсознания.
Оканчивая этот краткий исторический обзор, стоит подчеркнуть, что специфика гипнотического состояния и сейчас является предметом споров из-за недостатка неоспоримых физических или психических критериев. Как Вы, наверное, заметили, развитие гипноза оказало влияние на развитие психологии и парапсихологии. Хотя некоторые изначальные взгляды магнетизеров были отвергнуты исследователями гипноза, для нас, с точки зрения парапсихологии, они очень интересны, и над ними стоит поразмыслить.
В этом месте мы прервем свой рассказ и обратим внимание на две проблемы. Во-первых, Вы, видимо, заметили связь между различными методами введения в гипнотический транс и теорией Месмера и биоэнерготерапевтов. Исследователи гипноза отошли от этого сюжета, концентрируясь только на психологических аспектах. Во-вторых, подобное явление кризиса или, точнее, паралича наблюдается при животном гипнотизме. Особенно ему подвержены домашние животные, например, куры или морские свинки. Если их перевернуть на спину и гладить по телу, то они впадают в "гипнотический транс", который характеризуется неподвижностью тела. Но через некоторое время или при изменении позиции тела животное может полностью вернуться к нормальному образу жизни. Такого типа эксперименты проводились на млекопитающих, птицах, гадах, земноводных и насекомых еще со времен Средних веков. Оказалось, что подобное поведение является одной из стратегий приспособляемости. Животное представляется мертвым в момент угрозы. Может быть, явление гипноза также и у людей является отзвуком древних рефлексов.
У некоторых гипнотиков сомнамбулического типа внушаемость настолько велика, что словесные внушения начинают влиять даже на такие чисто физиологические процессы, которые, казалось бы, никак не могут быть связаны с сознанием. Вот несколько фактов, установленных профессором Платоновым и другими авторитетными специалистами по гипнозу.
Внушение сытости вызывает увеличение числа лейкоцитов в крови, обычно наблюдаемое после действительного принятия пищи. Внушенное чувство голода, как и действительное голодание, проводит к уменьшению содержания лейкоцитов в крови. Если гипнотику внушить, что он испытывает сильную жажду и пьет воду стакан за стаканом, то вскоре начинается усиленное выделение мочи с пониженным удельным весом, т.е. происходит то же самое, что и после действительного введения в организм большого количества воды. Внушенное ощущение холода вызывает побледнение кожи, дрожь, причем, дыхательный газообмен значительно повышается, на 30 % и больше.
Все эти невероятные, на первый взгляд, опыты возможны потому, что каждый внутренний орган, каждый кровеносный сосуд, каждый участок кожи связан нервными проводниками через спинной мозг и подкорку с "органом психики" - корой полушарий головного мозга. Протекающие в коре физиологические процессы, которые лежат в основе тех или иных психических состояний, при определенных условиях могут вмешиваться в отправление разных органов, внося в их деятельность те или другие изменения. Внушенный ожог может быть вызван только у тех испытуемых, которым случалось хотя бы раз в жизни получить настоящий ожог.
В различные времена явления взаимного внушения и самовнушения в состоянии бодрствования иногда разом охватывали большое число людей, принимали как бы заразный характер и разрастались в так называемые психические эпидемии. В одной из своих книг Бехтерев охарактеризовал различные виды психических эпидемий, возникавших в разных странах. То были и коллективные галлюцинации, и массовые припадки, и повальная вера в одержимость дьяволом или в колдовство и т.п.
Трудно поверить, но подобие таких психических эпидемий наблюдалось еще совсем недавно. Примером может служить следующий случай, имевший место в 1943 г.в Елабуге.
Местные жительницы 20-ти и 16-ти лет получили "подметные письма", в которых было написано, что за то-то и то-то в такой-то день и час они будут наказаны болезнью - корчами, потерей голоса и речи, глухотой, болями в голове и руках... В указанные сроки все это в полной мере исполнилось. У первой девушки внушенные письмом симптомы продолжались 3 недели, у второй - несколько суток. Обе девушки рассказывали, что во сне им являлось некая старуха. Остается добавить, что у некоторых девушек, навещавших больных подруг и видевших их конвульсии, в ослабленной форме проявились те же истерические симптомы. Это не что иное, как зачаток настоящей психической эпидемии, которую, однако, быстро удалось погасить.
Чаще наблюдается случаи единичного самовнушения, приводящие к той или иной "психогенной" болезни. Навязчивая мысль мнительного человека о заболевании какого-нибудь органа, на самом деле вполне здорового, может привести к действительному расстройству функциональных отправлений органа.
А теперь перейдем непосредственно к выполнению упражнений.