ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вы можете оставаться гостем на нашем форуме, но чтоб получить больше информации вам следует пройти регистрацию.
ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вы можете оставаться гостем на нашем форуме, но чтоб получить больше информации вам следует пройти регистрацию.
ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Объявлен набор в школу славянского язычества. Открыт набор в Школу Рунической Магии и Мантики. Запись в школы производится в административном разделе в подразделе "Запись на обучение в школы форума Другая реальность".
Славянские праздники
Праздники славян
Последние темы
» Про образы женские (в Концепции…)
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyВс Дек 31, 2023 2:19 am автор Huseyn

» О полноценной, защищённой структуре Семьи (в «Концепции …»)
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyВт Ноя 21, 2023 11:18 pm автор Huseyn

» Чтобы развести
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyСр Авг 23, 2023 3:06 am автор Феруза

» О причине конфликтов семейных и о Травме Каина
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyСр Май 17, 2023 12:21 am автор Huseyn

» О браке /в «Концепции …»/
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyСр Апр 19, 2023 1:54 am автор Huseyn

» Жизнь на ДР возвращается!
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyСр Фев 22, 2023 3:32 am автор апрелька

» Опрос по направлениям в обучении
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyВт Фев 21, 2023 4:39 pm автор апрелька

» Важно!!!! При обращении за диагностикой и гаданием.
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyВт Фев 21, 2023 3:06 pm автор апрелька

» Книга жалоб и предложений
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyВт Фев 21, 2023 3:01 pm автор апрелька

»  /продолжение/ Концепции о Элементах …
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyПт Фев 10, 2023 12:26 am автор Huseyn

» Здравствуйте!
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyЧт Дек 01, 2022 5:04 pm автор Lirri

» Чистка помещения Квеортом
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyВс Ноя 27, 2022 3:51 pm автор А5виктория

» Кукла - оберег.
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyПт Ноя 25, 2022 4:52 pm автор МарияN

» Концепция о Элементах /беспредельного пространства/ (продолжение)
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyПт Ноя 04, 2022 3:14 pm автор Huseyn

» Концепция о Элементах /беспредельного пространства/
ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ EmptyПн Сен 26, 2022 9:36 pm автор Huseyn

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 125, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 125 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (458) здесь было Пт Мар 20, 2015 4:45 pm

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

ОБРАЗ ВЕДЬМЫ В ПСИХОТЕРАПИИ

Участников: 2

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Мелисса

Мелисса

Представьте, что от тягот жизни решили вы, что пора вам сходить к психотерапевту...и свет не мил, и брюки не сходятся, и кавалер ушел, и вообще сплошное горе... вот, легли вы на кушетку, приготовились плакаться, сливать помои подсознания, а психотерапевт вам - "А теперь представьте, вы - ВЕДЬМА..." Дядя шутит? Вовсе нет. Ниже прилагаю найденную мной в сети вполне серьезную статью об использовании образа ведьмы в психотерапии...

Ведьма
М.И. Орлова, Я.Л. Обухов[1][1]
Высоко-высоко, выше гор, ниже звезд, над рекой, над прудом, над дорогой летела Сеси. Невидимая, как юные весенние ветры, свежая, как дыхание клевера на сумеречных лугах… Она парила в горловинах, мягких, как белый горностай, отдыхала в деревьях и жила в цветах, улетая с лепестками от самого легкого дуновения. Она сидела в прохладной, как мята, лимонно-зеленой лягушке рядом с блестящей лужей. Она бежала в косматом псе и громко лаяла, чтобы услышать, как между амбарами вдалеке мечется эхо. Она жила в нежной апрельской травке, в чистой, как слеза, влаге, которая испарялась из пахнущей мускусом почвы.
Рей Брэдбери, Апрельское колдовство

Каждая женщина рождается с тайной: силой созидания, очарования и магнетизма. Эта сила естественна и столь же природна, как и сила земли. Многие женщины не чувствуют ее в себе в достаточной мере и не используют ее потенциал. Отсюда – неуверенность в своей привлекательности, неудачи в любви, навязчивое сравнение себя с мужчинами, неумение пользоваться своей интуицией, подавление сексуальности. Такие женщины недовольны собой, своей внешностью, постоянно пытаются найти образ идеальной красавицы в модных журналах.

Привлекательной женщине не обязательно быть молодой и худой, если она в контакте со своей женственностью. Наоборот, чем старше становится женщина, тем больше в ней шарма и очарования.

Издавна люди связывали секрет женского обаяния с колдовством ведьм. В сказках именно ведьма помогает русалочке обрести ноги (и, соответственно, промежность и женские гениталии), указывает девушке путь к своему любимому, помогает вернуть суженого, стать красивой и искусной. Так кто же она - ведьма? Злая колдунья, вселяющая ужас в маленьких детей, или мудрая женщина, ВЕДУЮЩАЯ (не от этого ли происходит слово «ведьма»! [2][2][3] ) тайны леса, природы, законы жизни человека, животных и растений? Австрийский психолог Трауде Эберманн утверждает, что «в современном феминистическом движении ведьма считается позитивным символом самостоятельной, автономной и потентной женщины, имеющей доступ к тайному знанию о соках и силах природы (а это значит и сексуальности), которая колдует, заколдовывает и околдовывает с удовольствием» (Ebermann T., 1999, с. 68). Сексуальную, обвораживающую женщину народная молва связывает с ведьмой, с демоническим, чертовским началом. «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» - характеризует привлекательную женщину Н.В. Гоголь в повести «Ночь перед рождеством» (Гоголь Н.В., 1960, т. 1, с.157).

А.Н. Афанасьев так исторически объясняет феномен ведьм: «Мало-помалу, путем чисто фактическим, начинают выделяться из народа люди, одаренные бóльшими способностями и пользующиеся потому бóльшим влиянием. Действуя более или менее под религиозным увлечением, они являются народными учителями и предвещателями: им понятен смысл древних мифов и религиозного языка, они в силах разгадывать и объяснять всякие приметы и гадания, они знают таинственную силу трав и очищений, они могут совершать все чародейною силою заговора. … К подобным вещим людям и начинает прибегать народ в нужде, для испрошения помощи и совета.» (Афанасьев А.Н., 1996, с. 91).

В Средние века сотни тысяч женщин были жестоко замучены только за то, что они владели знаниями о воздействии на человека того, чем сегодня занимается психология, медицина, фармакология, биология. Этому способствовало широко распространенное христианское представление о женщине как источнике соблазна и греха (Фрезер Дж. Дж., 1980). Психоаналитик Сузан Бордо объясняет это тем, что мужчина, мальчик, неизбежно переживая фрустрацию в наиболее ранних отношениях с матерью, боится своих желаний, направленных на мать, боится идентифицироваться с ней. Он бежит от матери, спасаясь в мире мужских ценностей. Именно поэтому мальчик заявляет: «Не буду надевать девчачьи колготки, не буду делать ничего как девчонки, не буду пользоваться женской логикой». Мужская идентификация развивается не автоматически, благодаря обусловленности мужским биологическим полом. Она проходит долгий путь становления с многочисленными кризисами и проблемами. В результате получается, что во многом мужская идентификация – это результат ранних фрустраций в отношениях с матерью. Ее можно считать реактивным образованием, созданным для защиты от угрозы слияния с матерью.

Со времен Р. Декарта и Ф. Бекона, во всяком случае, со времен И. Канта, принято делить логику на мужскую – рациональную - и на женскую - иррациональную. Было принято считать, что мужская логика отличается своей прямолинейностью, четкой связанностью причины и следствия, четкой направленностью в одну сторону, стремлением разложить пространство и время на четкие линейные категории. К так называемой женской логике существовало презрительное отношение как к чему-то бессистемному, ориентированному не на разум, а на чувства. Мужчины часто боятся, что их обвинят в отсутствии мужской логики. Однако развитие современной науки в любой области (как в области физики и точных наук, так и, безусловно, в гуманитарных науках) показывает, что сейчас фактически уже наступила эпоха женского подхода и женской мудрости, для которой в бóльшей степени характерны цикличность, сезонность, ритм, интуиция. Ведьма символизирует эмоционально глубокую женскую мудрость, согревающую и оживляющую духовность. Женская мудрость отличается от холодного мужского рационализма, режущего и острого. Это мудрость особого рода, включающая творческое начало и космическое единство.

С позиции психоаналитической теории объектных отношений, дети бояться ведьмы, прежде всего, потому, что она воплощает для них страшный образ «пожирающей матери». Эту метафору предложила Мелани Кляйн, характеризуя субъективно переживаемый ребенком страх преследования на параноидально-шизоидной позиции, когда происходит расщепление, раздвоение объекта (отсюда и название: «параноидально-шизоидная»). В первые недели после рождения младенец еще не может прочувствовать и принять, что мать, которую он во время фаз покоя столь высоко ценит, это тот же самый объект, на который он во время фаз возбуждения столь же беспощадно и безжалостно нападает. Для ребенка как бы существуют две матери – «хорошая» и «плохая», что находит отражение в детских сказках, например, в русской народной сказке «Волк и семеро козлят». Когда козлятам хорошо, мать для них – это добрая коза, которая «молочка принесла». Когда им плохо (в сказке коза уходит от козлят в лес), мать превращается в «пожирающего» волка.

Как считает В.Я. Пропп, сказки отражают реальную историческую практику ритуалов инициации в первобытно-общинном обществе. В форме сказок о ведьме и бабе-яге до нас дошел древний шаманский ритуал, который осуществлялся хранительницами перехода между миром жизни и миром мертвых, существовавший в родовом обществе (Пропп В.Я., 1998). Позднее к ведьмам относили жриц и сторонников языческих культов, жрецы и божества которых снижались в христианском мировоззрении до уровня нечистой силы. Выделялись три категории ведьм: «черные», творящие зло, «серые», которые могли совершать и злые и добрые дела, а также «белые», помогающие человеку: ведьмы владели даром целительства, занимались знахарством, знали секреты лечебных трав, помогали при родах. Считалось, что ведьмы могли предсказывать будущее, делать как лекарства, так и яды с приворотными зельями. Ведьмы лечили, выводили бородавки. В то же время они могли навредить, как говорят в народе, навести «порчу», наслать болезнь. Они наделялись способностью оборотничества, летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Их атрибутами были летучие мыши, черный кот, помело, кочерга, волшебные травы и т. п. Но особая внутренняя связь была, как считалось, у ведьм с кошками. В народных поверьях обычная внешность ведьм, как правило, воплощалась в безобразной старухе. Но ведьма могла принимать и облик молодой привлекательной женщины. В сказках и народных преданиях ведьмы могли летать верхом на помеле, на козле или свинье, в которых они могли превратить человека (Мифы народов мира, 1997, т. 1, с. 226-227).

В германской мифологии было распространено поверье, что раз в год в Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы на метлах и вилах слетались на гору Броккен. Считалось, что в это время, когда травы обретали чудесную силу, устраивался шабаш ведьм (Мифы народов мира, 1997, т. 1, с. 212). В средневековой европейской мифологии было широко распространено поверье о духовной и плотской связи ведьм с дьяволом (Мифы народов мира, 1997, т. 1, с. 545). Мужские демоны, домогающиеся женской любви, назывались инкубами (от лат. «ложиться на»). От такой связи могла зачать спящая женщина и родить урода или полузверя. Женские демоны, соблазняющие мужчин, назывались суккубами (от лат. «ложиться под»).

В славянской мифологии ночь на Ивана Купалу считалась временем сборища ведьм. Кроме того, ведьмы собирались при солнцевороте на Коляду и при встрече весны, то есть в наиболее важные языческие праздники. На Украине было распространено поверье, что ведьмы собираются на Лысой горе, лежащей на левой стороне Днепра у древнего Киева, где некогда стояли кумиры и был центр языческого культа. Горы у славян-язычников были священными местами жертвоприношений и игрищ. Слетаясь на Лысую гору, ведьмы, как считалось, предаются дикому разгулу и любовным наслаждениям с чертями, объедаются, опиваются, поют песни и пляшут под звуки нестройной музыки (Энциклопедия русской магии, 1999). Активность ведьм приходится именно на ночь, когда светит луна, а не на день, когда светит солнце. Считается, что на луна символизирует глубину и тайну бессознательного; солнце – свет сознания. Таким образом, наше бессознательное имеет базовую женскую природу, которая в народном сознании связывается с ведьмами и нечистой силой.

На архетипическом уровне образ ведьмы связан в нашем коллективном бессознательном с архетипом Великой Матери (см. схему 1), имеющим четыре основных проявления: «хорошая мать» - «ужасная мать» (старая ведьма М-), положительная анима («добрая юная фея») - отрицательная анима («роковая женщина», молодая ведьма А-). Образ ведьмы воплощает в себе демоническое начало в нашей душе, естественно и закономерно присутствующее в каждом из нас на уровне коллективного бессознательного. Прикасаясь к образу ведьмы в сказках и идентифицируясь с ней, мы проживаем эту важнейшую архетипическую составляющую нашей личности.

Архетипы открываются для анализа через их проекцию на надличностном уровне в религиозных представлениях, в образах богов, героев легенд и мифов (Neumann E., 1988). В славянской мифологии это, например, богиня жизни, прародительница Жива - иначе называемая Сива (отсюда, возможно, волшебная сила Сивки-Бурки) - и богиня судьбы и плодородия, охранительница богатства Мокошь, а в германской мифологии это богиня Фрейя - женская составляющая, госпожа, в паре богов вегетации брата и сестры Фрейра и Фрейи. В скандинавской мифологии Фрейр - это бог, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир. Его сестра Фрейя - богиня плодородия, любви и красоты. В семито-сирийской мифологии им соответствует пара Бааль - Баалат.

Древние германцы посвящали Фрейе (а славяне - Мокоше) один день недели - пятницу (нем. Freitag, англ. friday). Он считался счастливым днем. Так как Фрейя считалась богиней любви, пятница была наиболее благоприятным днем для заключения мира, для всех дел любви и брака. Позднее под влиянием римской мифологии, этот день связывался с Венерой, к символике пятницы и к Фрейе прибавился любовно-эротический аспект. Так как Фрейю часто отождествляли с супругой верховного бога германцев Вотана (Одина), она считалась также богиней облаков и погоды. К ее компетенции относили также рост и созревание посевов, и, прежде всего, льна. Считалось, что ей подчиняется и вода, а также водяные существа, эльфы, гномы, сильфы.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Схема 1: Архетип Великой матери (Neumann E., 1988).

С утверждением христианства девственные и материнские черты богинь Фрейи и Мокоши перешли, с одной стороны, к Марии, а, с другой, к ведьмам. В результате многое из того, что в языческие времена считалось святым и целебным, после свержения Фрейи с престола в христианские времена стало считаться демоническим и приписывалось ведьмам. Например, пятница, которая до этого была счастливым и благословенным днем, стала днем несчастий, днем шабаша ведьм. Правда, в народе все еще считают, что в пятницу можно освободиться от болезней, а также, что в этот день лучше всего свататься и заключать браки.
Многое связывает ведьм с целебными растениями, которые, как считалось, использовались для приготовления колдовского зелья. Различные травы (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, иван-да-марья, чертополох, подорожник, полынь и др.) ведьмы собирали в ночь на Ивана Купалу. Считалось, что эти травы приобретали в руках ведьм особую силу. Из них ведьмы приготовляли различные мази, натирали ими свое тело и могли принимать таким образом облик различных животных. Чаще всего, как считалось, ведьмы принимали облик желтых кошек (Энциклопедия русской магии, 1999). У древних германцев богине Фрейе посвящались подмаренник, а также желтая хризантема. Как богиню погоды Фрейю связывали с коровяком. Если кто-нибудь осмеливался его сорвать, то в него могла ударить молния. Полагали, что именно в результате грома, посылаемого богиней погоды Фрейей или позднее ведьмой, на высокогорных лугах преобладали огромные пространства желтых цветов. Архетипический аспект красоты, который приписывали Фрейе и Венере, связывался на практике с настоем красоты из цветов первоцвета (примулы), окропленных вином. Негативный аспект владычицы плодовитости перешел от Фрейи к ведьмам, готовящим из цветущей полыни зелье, вызывающее импотенцию (Обухов Я.Л., 1997).

ª©¨§

Архетипический, культурологический и исторический потенциал образа «ведьмы» позволяет использовать его в психотерапии и, прежде всего в работе с наиболее часто встречающимися психосоматическими нарушениями и сексуальными расстройствами у женщин, например, в случае аноргазмии.
Как известно, одна из главных психогенных причин общей аноргазмии – это страх женщины потерять во время сексуальной близости контроль над собой и предаться наслаждениям, связанным с чем-то запретным, с детства кажущимся плохим, греховным, «грязным» или опасным. Часто причина аноргазмии заключается также в недостаточной способности женщины довериться, отдаться своему сексуальному партнеру, что, в свою очередь, обусловлено кризисом идентификации. Например, в случае, если женщина отвергает диктуемую ей патриархально-доминирующим обществом роль пассивного следования за мужчиной. Открытые и скрытые агрессивные тенденции и переживания, направленные против мужчины, могут затем подрывать тот базис доверия, который необходим для способности позволить себе «провалиться» в наслаждение. В этой связи могут возникать другие конфликты, связанные со стремлением к эмансипации. Современная женщина часто испытывает противоположные, амбивалентные желания. С одной стороны, ей хочется быть самостоятельной и независимой, а с другой стороны, ей не дает покоя тоска по чувству, что «тебя берет сильный мужчина». Психотерапевтическое обращение к образу «ведьмы» дает возможность эффективно работать с перечисленными проблемами.
Проводя психотерапию по методу символдрамы (Лёйнер Х., 1996; Маркова М.В., 2000; Мартыненко С.А., 2000; Мартыненко С.А., Обухов Я.Л., 2000; Обухов Я.Л., 1999; Leuner H., 1994), нами были разработаны специальные имагинативные упражнения, в ходе которых пациентка представляет себя ведьмой, совершает различные превращения, отправляется в воображаемые путешествия.
В начале сеанса, который в общей сложности длится около 50 минут, психотерапевт в течение 10-30 минут проводит с пациенткой предварительную беседу, в ходе которой он спрашивает о ее актуальном состоянии, самочувствии, волнующих ее проблемах. В качестве примера приведем сокращенный протокол одного из протагонистских сеансов.[4][3]
Психотерапевт: Как Вы себя чувствуете?

Клиентка: Хорошо, расслабленно.

Психотерапевт: С чем бы Вам хотелось сейчас поработать?

Клиентка: Хотелось бы прояснить некоторые отношения с мужчинами.

Психотерапевт может спросить пациентку о том, как она представляет себе ведьму, как ведьма могла бы выглядеть, сколько ей примерно лет и т. п.

Психотерапевт: Вам приходилось сталкиваться с такими женщинами, которых можно было бы назвать ведьмами?
Клиентка: Были такие женщины, но больше внешне, чем по сути. Или я этого воздействия не ощущаю.

Психотерапевт: Какие ведьмы из сказок Вам сейчас представляются, вспоминаются?

Клиентка: Мачеха-ведьма из сказки «Волшебное зеркальце». Внешне она высокая, статная. У нее черные длинные волосы, белая кожа. Это красивая женщина с особой зимней холодной красотой.

Далее психотерапевт предлагает пациентке поработать с образом «ведьмы». Для этого ей нужно поудобнее сесть в кресло или лечь на диван, почувствовать опору под собой, закрыть глаза и расслабиться под сопровождающую инструкцию психотерапевта по технике, близкой к аутотренингу по Й. Шульцу (релаксация занимает обычно от 1 до 5 минут, в среднем около 3 минут). Затем психотерапевт предлагает пациентке представить образ: «Попробуйте представить себе сейчас какую-нибудь ведьму, волшебницу или колдунью. Все, что Вы представите, это хорошо. Мы можем работать с любым образом. И если Вы что-нибудь представите, то расскажите, что Вам представляется.»
Пациентка с закрытыми глазами рассказывает сидящему рядом психотерапевту о том, что он представляет. Психотерапевт же сопровождает пациентку в ее образе при помощи слов «да» и «угмм», уточняющих вопросов.

Клиентка: Представляю лиственный лес с густым подлеском. Солнце почти не пробивается… За спиной избушка, деревянный сруб…
Психотерапевт: Угмм.
Клиентка: Я вижу ведьму. На руке у нее серебряное кольцо с большим прозрачным камнем.
Психотерапевт: Попробуйте представить себя этой женщиной.

Клиентка: Я ощущаю себя этой ведьмой. Я много знаю и умею...

Психотерапевт: Что на Вас надето?

Клиентка: Одета белая рубашка с широкими рукавами и широкий крестьянский сарафан.

Психотерапевт: Подышите животом, как вы ощущаете свою одежду в области талии?

Клиентка: Хорошо и свободно.

Вопрос об одежде задается пациенту на каждом сеансе представления образов по технике символдрамы. Он помогает пациенту более ярко представить себя в образе, ощутить свое непосредственное присутствие в имагинативном пространстве. Психотерапевт расспрашивает о деталях одежды. Например, он просит подышать животом, чтобы почувствовать, как ощущается одежда в талии; он просит пошевелить плечами и почувствовать, как ощущается одежда в области плеч и груди; психотерапевт спрашивает, какая на пациенте обувь, и просит его пошевелить пальцами ног.
При этом переживания пациента имеют также диагностическое значение. Например, если пациенту кажется, что в образе на нем неудобная обувь (тесная или, наоборот, болтающаяся), то это может означать, что человек ощущает внутреннюю несвободу, невозможность двигаться туда, куда ему вздумается.
Если воображаемая одежда жмет в талии, там, где, по представлениям древних японцев, находится центр жизни «ХАРА» (четыре пальца ниже пупка), это может означать, что сдерживается, ограничивается жизнь пациента. Живот – это символ жизни. Не случайно говорят: «Не жалея живота своего», т. е. не жалея своей жизни.
Если воображаемая одежда неудобна в плечах, это может означать, что человек взвалил на себя слишком много ответственности, работы, обязательств и его спина, его позвоночник не выдерживают.
Если в образе пациентка испытывает неприятные ощущения в области груди, это может означать, что субъективно она воспринимает себя как плохую мать, потому что грудь – это символ материнства. Причем сдавливание бюстгальтера в образе может ощущать и нерожавшая женщина. В этом случае неприятные ощущения в области груди могут символизировать страх, что «я буду плохой матерью».
Психотерапевт может задать и другие уточняющие вопросы. Например, какие у ведьмы волосы, какая прическа.
Психотерапевт: Вы ведьма. Какие у Вас волосы?

Клиентка: Хорошие, светлые и лохматые…

Психотерапевт: Как Вам кажется, сколько Вам лет?

Клиентка: На вид мне лет двадцать семь... Но мой настоящий возраст 350-400 лет.

На каждом сеансе символдрамы психотерапевт обязательно задает вопрос о погоде, времени года и времени суток. В культурно-лингвистическом контексте эти характеристики образа символизируют общий фон актуального настроения, эмоциональные отношения с матерью (и, прежде всего, на первом году жизни), а также возможное сопротивление пациента на прохождение психотерапии. В норме в образе обычно бывает хорошая солнечная погода, весеннее или летнее время года, утреннее или вечернее время суток. Если же на первом году жизни ребенок сталкивался с определенными проблемами (болезнь, физическое или психологическое отсутствие матери и пр.), а также в случае общего депрессивного или тревожного фона настроения, небо может быть серым и пасмурным, все вокруг может быть мрачным и угрюмым, может идти дождь или даже начаться буря. Осеннее или зимнее время года указывает на, возможно, еще более глубокую, прочнее укорененную базовую фрустрацию оральной потребности (потребности в любви, эмоциональном тепле, внимании со стороны матери, которую ребенок испытывает на первом году жизни). Осеннее время года часто связано с печальным, плохим настроением, весеннее - с оптимистическим ожиданием, а летнее - с удовлетворяющим чувством исполнения чего-то (Лёйнер Х., 1996).
Психотерапевт: Какая сейчас погода?

Клиентка: Тепло и душно.

Психотерапевт: Какое время года, какой это месяц?

Клиентка: Начало июня.

Психотерапевт: Сколько примерно времени?

Клиентка: Полдень.

Психотерапевт спрашивает пациентку, как она себя чувствует и что ей хотелось бы сделать. Желания могут быть самые разные: в кого-нибудь превратиться, поколдовать, погадать, полетать на метле или в ступе. Психотерапевт предлагает пациентке сделать все, что ей хочется. Иногда желания пациентки несут в себе элементы агрессивного поведения, ведьме хочется пошкодить, попакостить. В этом отношении символдрама дает возможность социально приемлемым способом в безопасной для окружающих и для самого человека форме выразить, вылить вовне естественные агрессивные тенденции. Выходит наружу то, что уже давно накопилось, но сдерживалось в глубине души женщины. Иначе блокада агрессии, «ущемление аффекта», как это явление в своих ранних работах называл З. Фрейд (Freud S., 1895), может стать причиной невротических депрессивных и психосоматических расстройств.
Психотерапевт: Вы ведьма. Вам 350 лет. Вы можете сделать все, что вам хочется, стать тем, кем вам хочется. Что бы Вам сейчас хотелось?

Клиентка: Хочу стать лисой.

Психотерапевт: Сделайте это. Почувствуйте себя лисой.

Клиентка: Я рыжая, с пушистым хвостом… Приятно чувствовать его движения…

Психотерапевт: Что Вам сейчас хочется?

Клиентка: Прогуляться в сторону человеческого жилья. Я бегу по лесу. Под лапами хвоя, чувствуются уколы иголок.

Психотерапевт: Как выглядит человеческое жилье?

Клиентка: Это замок феодала из грубого камня. Ворота открыты. Ездят телеги.

Психотерапевт: Что сейчас происходит в замке?

Клиентка: Мне очень любопытно, но я не могу туда проникнуть в виде лисы. Я превращусь в мышку.

Психотерапевт: Какая Вы?

Клиентка: Я маленькая, серая, с розовыми ушками и розовым хвостиком. Глазки–бусинки и черный подвижный носик.

Психотерапевт: Как Вы проникаете в замок?

Клиентка: Я нашла небольшое отверстие между воротами и стеной.

Психотерапевт: Что Вам хочется сделать?

Клиентка: Я маленькая, а во дворе много домашнего скота. Они меня могут затоптать. Я хочу превратиться в лошадь, чтобы не привлекать к себе внимания и все рассмотреть.

Психотерапевт: Какая Вы лошадь?

Клиентка: Кирпично-красного цвета, с белой звездой во лбу.

Психотерапевт: Где Вы сейчас находитесь?

Клиентка: Я стою около перил первого этажа и, чтобы не привлекать внимания, привязалась к этим перилам.

Психотерапевт: Что происходит в замке?

Клиентка: Обычная жизнь, все заняты своими делами. Ездят телеги туда и обратно.

Психотерапевт: Как выглядит хозяин замка?

Клиентка: Высокий, крупный мужчина 40-45 лет. Черные волосы до плеч с проседью. Одет как богатый человек.

Психотерапевт: На каком расстоянии от Вас он находится?

Клиентка: Он стоит на втором этаже и внимательно на меня смотрит. Я боюсь, что он меня обнаружит, догадается, кто я есть на самом деле.

Психотерапевт: Вы ведьма и можете превратить его в кого захотите.

Клиентка: Я превращу его в коня.

Психотерапевт: Где он сейчас находится?

Клиентка: Он стоит на втором этаже замка и с недоумением себя оглядывает.

Психотерапевт: Как он выглядит?

Клиентка: Он черный, с белой грудью и белыми боками.

Психотерапевт: Что Вам хочется сделать?

Клиентка: Мне хочется поскакать вместе с ним по лугу. Мы скачем, трава высокая, сочная, приятное ощущение от движения. От коня исходит сильный, резкий запах пота.

Психотерапевт: Что Вам хочется сделать? Вы ведьма и можете наслаждаться властью и силой.

Клиентка: Я отвела его далеко от замка. Мне приятно его недоумение по поводу происходящего.

Психотерапевт: Теперь я хочу попросить Вас, чтобы Вы поискали место, где можно было бы сегодня попрощаться с образом и, может быть, что-нибудь сделать на прощание.

Клиентка: Я превращаю нас в людей, наслаждаюсь его недоумением, предвкушаю, как далеко ему добираться до замка и убегаю в лес.

Психотерапевт: Ну а теперь запомните все, что Вам представлялось, и попрощайтесь с образом. Когда будете готовы, сожмите руки в кулаках, сильно-сильно потянитесь как после сна и, если будете готовы, то медленно открывайте глаза……

Как свидетельствует опыт психотерапевтической работы с мотивом «ведьма», в образах пациенток часто появляется замок, куда ведьма нередко прилетает в ступе или на метле. На последующем после представления образа обсуждении женщины часто говорят о полете над лесом в ступе или на метле как о самом приятном переживании. Воображаемый полет на метле – это, безусловно, мощная ресурсная подпитка. С психоаналитической точки зрения, метла между ногами ведьмы – это фаллический символ, осуществление зависти к пенису. Но метла не обязательно находится между ног ведьмы. В финских сказаниях Калевалы ведьма Лоухи вместо крыльев подвязывает к рукам свои метлы. В русском языке слова метла и метель происходят от одного глагола мести, а в народной песне поется: «Как по улице метелица метет» (Афанасьев А.Н., 1996, с. 190). Не от этого ли корня происходит также слово месть, неизменно присутствующая в переживаниях пациенток, как это будет показано далее? Народные сказки говорят, что Баба-Яга во время своего полета след помелом заметает (там же). Метла символизирует силу природной страсти – порывы ветра, вьюгу, метель, вихрь чувств. Имагинативный полет на метле на сеансе психотерапии может способствовать повышению самооценки, удовлетворению нарциссических потребностей, а также потребности в самоутверждении. М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает ощущения полета Маргариты и переживаемые ею при этом чувства: насладившись свободой парения над ночным городом, она устраивает погром в доме Драмлита, отомстив тем самым погубившему мастера критику Латунскому, а затем успокаивает расплакавшегося в другой квартире ребенка. «Невидима и свободна!» - вот главное переживание Маргариты (Булгаков М.А., 1988, с. 502).
Другой символ фаллоса – это хвост. Когда женщины на сеансе психотерапии представляют себя ведьмами, они часто в образе превращаются в животных, обладающих хвостом. Считается, что у ведьмы тоже есть хвост.[5][4] С позиции психоанализа, это символ фаллической женщины, т. е. женщины, одновременно выполняющей и женские, и мужские функции, которую окружающие воспринимают как вселяющую страх мужеподобную и агрессивную силу. Частый спутник ведьмы – черный или желтый кот. Это тоже фаллический символ, а также воплощение дополняющего ведьму мужского колдовского начала. В повести-сказке Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» дается такая характеристика сопровождающего ведьму существа: «…Черный кот вовсе не злобная тварь, а образованный молодой человек самого тонкого обращения и ее cousin germain (франц. - двоюродный брат)» (Гофман Э.Т.А., 1976, с. 114).
Иногда ведьма проникает в замок в образе мышки или какого-то другого существа. Оказавшись в замке, ведьма, как правило, хочет принять образ красивой молодой девушки. После этого она обычно встречает в замке его владельца – интересного, сексуального мужчину – и заставляет его влюбиться в себя. Затем происходит взаимодействие с хозяином замка. Нередко ведьма превращает его в какое-нибудь животное или существо. Иногда ей хочется его помучить. Например, одна пациентка, представив себя в образе ведьмой, превратила прекрасного хозяина замка в мышь, привязала к хвосту мыши ленту и стала опускать и поднимать мышь, стоя на балконе (рис. 2). Мышиный хвост символизирует при этом половой член мужчины, за который как на привязи его держит пациентка, а само действие «опускания» символизирует унижение мужчины, возможное торжество и месть за прежние обиды, нанесенные другими мужчинами в ее жизни.
Представление образа ведьмы всегда несет в себе сексуальный потенциал. В народных поверьях ведьма, превращая мужчину в какое-то животное или существо, часто садится на него затем верхом и катается, пока его не оставят силы, в чем явно прослеживается символика полового акта и сексуальных оргий.[6][5] В имагинативном сценарии проигрывается желанный реванш за прежние поражения и унижения. В то же время демонический потенциал ведьмы помогает высвободить вовне накопившуюся и сдерживаемую агрессию. Кроме того, представляя себя ведьмой, женщина чувствует свою силу, свои возможности, повышается ее самооценка. Это наглядно показывает тот факт, что практически все пациентки, когда психотерапевт просит их посмотреть в образе ведьмы на свою ладонь, описывают глубокую и длинную, доходящую иногда до самого локтя линию жизни и глубокую, рельефную линию ума. Когда ведьма меняет свой облик, превращаясь, например, из старухи в молодую женщину или девушку, то линии на ладони неизменно остаются те же.
Особенно эффективно использование мотива «ведьма» в работе с женщинами, тяжело переживающими свое старение или свою полноту. Представление себя ведьмой помогает им обрести уверенность в себе и получить ресурсную подпитку.
Ведьма из сказок и народных поверий обретает новую жизнь в психотерапии, оказывая эффективную помощь современному человеку.

Venera_Sheridan

Venera_Sheridan

Я с Фрейдом не согласна что все психологические проблемы лежат в зависти женщины к фаллосу.

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения