Оме́ла, или дубо́вые я́годы, или пти́чий клей (лат. Víscum) — вечнозелёное кустарниковое растение, род полупаразитных кустарников семейства Санталовые. Паразитирует на очень многих древесных растениях: тополях, кленах, соснах, ивах, берёзах, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях. Поселяясь на верхушке дерева или на его ветвях и разрастаясь зелёным, в большинстве случаев густым кустом, омела является в виде так называемой «метлы ведьмы».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В распространении омелы принимают участие птицы, преимущественно дрозды. Поедая её ягоды, они пачкают клейкой ягодной массой свой клюв, и затем, перелетая с дерева на дерево и, очищая клюв о ветви, пачкают ветви этим клейким веществом, так называемым висцином, в котором находятся зародыши омелы, а также выбрасывают их с испражнениями. Висцин на ветвях подсыхает, приклеивая к ней зародыш, который через некоторое время начинает прорастать. Сначала вытягивается его подсемянодольное колено, которое загибается к ветви и прикладывается кончиком корня к её поверхности; в это время кончик корня расширяется в кружок, при помощи которого молодое растеньице прикрепляется к дереву. После этого из центра кружка отходит небольшой стержневидный отросток, который прободает кору ветви и через её камбий дорастает до древесины. Этот отросток служит главной или первичной присоской; при помощи его омела вытягивает из растения пищу. Как только присоска дорастает до древесины, её верхушечный рост прекращается, но по мере нарастания древесины она продолжает вытягиваться в длину при помощи вставочного роста, сосредоточенного в том участке присоски, который находится в камбии ветви. Древесина ветви обрастает присоску, так что в результате она оказывается внедрённой в древесину. Тогда по числу слоёв, пронизанных присоской, можно судить о её возрасте. От основания главной присоски во все стороны по коре ветви отходят корнеобразные тяжи зелёного цвета и без чехлика на кончике — так называемые ризоиды. От них в радиальном направлении отходят в древесину стержневидные отростки — вторичные присоски. Последние растут и окружаются древесиной подобно главной присоске. Они появляются на конце ризоид по одному ежегодно.
Образовав одну присоску, ризоид растёт дальше и образует новую присоску и т. д. На ризоидах иногда возникают придаточные почки, которые, разрастаясь, дают начало новым воздушным побегам омелы. Эти побеги, прободая кору ветви, выходят наружу.
Существует около 70 видов, в основном в субтропической и тропической Африке, в тропической Азии, в северной части Австралии.
Деревья, поражённые омелой.
Ветви длиной 15-80 см. Листья супротивные или мутовчатые, принимают участие в фотосинтезе, у некоторых видов — минимально. Воду и минеральные вещества омела потребляет из растения-хозяина. Виды омел различаются предпочитаемыми видами растения-хозяина. Большинство способны расти на нескольких различных видах растения-хозяина. Цветки диаметром 1-3 мм, малозаметные, зеленовато-желтые. Плод — ложная ягода, белая, желтая, оранжевая или красная, в клейкой мякоти которой находится одно или несколько семян.
Приметы и суеверия
У многих народов с омелой связано множество примет и суеверий. Со времен античности омела была символом жизни и защитным талисманом. Римляне считали, что омела способствовала зачатию, если женщина носила ее с собой. 4-5 тысяч лет до нашей эры один из великих посвящённых Рама приобрёл всеобщую любовь и признание среди древних арийцев как раз за счёт того, что вылечил своё племя (скифов) от чумы лекарством добытым из ветки омелы. Решение применить именно омелу пришло Раме во сне от Божественного Разума, когда Рама спал под дубом, на котором росла омела. Божественный Разум срезал ветку омелы золотым серпом и объяснил Раме как готовить лекарство. Уже после этого Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали ее золотым серпом в астрономически вычисленное время, на правильном дереве, собрав вместе людей, прошедших очистительные процедуры и исполнивших ритуальные танцы. Знаменитый врач и алхимик эпохи Возрождения Парацельс собирал омелу, выращенную на черепах повешенных.
Омела была символом мира в Скандинавии. Ею украшали дома снаружи в знак того, что путнику здесь будет оказан приют. Если врагам случалось встретиться под деревом, на котором росла омела, они обязаны были сложить оружие и в этот день больше не сражаться. С другой стороны, согласно языческим легендам древних германцев, именно веткой омелы коварный Локи убил солнечного бога любви Бальдра Прекрасного.
Омела также считалась грозовым растением, поэтому ее присутствие в доме призвано было предохранить его от грома и молнии, а также от ведьм и злых духов. Английский обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, является отзвуком древнеримских сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В распространении омелы принимают участие птицы, преимущественно дрозды. Поедая её ягоды, они пачкают клейкой ягодной массой свой клюв, и затем, перелетая с дерева на дерево и, очищая клюв о ветви, пачкают ветви этим клейким веществом, так называемым висцином, в котором находятся зародыши омелы, а также выбрасывают их с испражнениями. Висцин на ветвях подсыхает, приклеивая к ней зародыш, который через некоторое время начинает прорастать. Сначала вытягивается его подсемянодольное колено, которое загибается к ветви и прикладывается кончиком корня к её поверхности; в это время кончик корня расширяется в кружок, при помощи которого молодое растеньице прикрепляется к дереву. После этого из центра кружка отходит небольшой стержневидный отросток, который прободает кору ветви и через её камбий дорастает до древесины. Этот отросток служит главной или первичной присоской; при помощи его омела вытягивает из растения пищу. Как только присоска дорастает до древесины, её верхушечный рост прекращается, но по мере нарастания древесины она продолжает вытягиваться в длину при помощи вставочного роста, сосредоточенного в том участке присоски, который находится в камбии ветви. Древесина ветви обрастает присоску, так что в результате она оказывается внедрённой в древесину. Тогда по числу слоёв, пронизанных присоской, можно судить о её возрасте. От основания главной присоски во все стороны по коре ветви отходят корнеобразные тяжи зелёного цвета и без чехлика на кончике — так называемые ризоиды. От них в радиальном направлении отходят в древесину стержневидные отростки — вторичные присоски. Последние растут и окружаются древесиной подобно главной присоске. Они появляются на конце ризоид по одному ежегодно.
Образовав одну присоску, ризоид растёт дальше и образует новую присоску и т. д. На ризоидах иногда возникают придаточные почки, которые, разрастаясь, дают начало новым воздушным побегам омелы. Эти побеги, прободая кору ветви, выходят наружу.
Существует около 70 видов, в основном в субтропической и тропической Африке, в тропической Азии, в северной части Австралии.
Деревья, поражённые омелой.
Ветви длиной 15-80 см. Листья супротивные или мутовчатые, принимают участие в фотосинтезе, у некоторых видов — минимально. Воду и минеральные вещества омела потребляет из растения-хозяина. Виды омел различаются предпочитаемыми видами растения-хозяина. Большинство способны расти на нескольких различных видах растения-хозяина. Цветки диаметром 1-3 мм, малозаметные, зеленовато-желтые. Плод — ложная ягода, белая, желтая, оранжевая или красная, в клейкой мякоти которой находится одно или несколько семян.
Приметы и суеверия
У многих народов с омелой связано множество примет и суеверий. Со времен античности омела была символом жизни и защитным талисманом. Римляне считали, что омела способствовала зачатию, если женщина носила ее с собой. 4-5 тысяч лет до нашей эры один из великих посвящённых Рама приобрёл всеобщую любовь и признание среди древних арийцев как раз за счёт того, что вылечил своё племя (скифов) от чумы лекарством добытым из ветки омелы. Решение применить именно омелу пришло Раме во сне от Божественного Разума, когда Рама спал под дубом, на котором росла омела. Божественный Разум срезал ветку омелы золотым серпом и объяснил Раме как готовить лекарство. Уже после этого Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали ее золотым серпом в астрономически вычисленное время, на правильном дереве, собрав вместе людей, прошедших очистительные процедуры и исполнивших ритуальные танцы. Знаменитый врач и алхимик эпохи Возрождения Парацельс собирал омелу, выращенную на черепах повешенных.
Омела была символом мира в Скандинавии. Ею украшали дома снаружи в знак того, что путнику здесь будет оказан приют. Если врагам случалось встретиться под деревом, на котором росла омела, они обязаны были сложить оружие и в этот день больше не сражаться. С другой стороны, согласно языческим легендам древних германцев, именно веткой омелы коварный Локи убил солнечного бога любви Бальдра Прекрасного.
Омела также считалась грозовым растением, поэтому ее присутствие в доме призвано было предохранить его от грома и молнии, а также от ведьм и злых духов. Английский обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, является отзвуком древнеримских сатурналий в день зимнего солнцестояния: в этот день разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]