Медведь и медвежьи обереги в космогонии славян и финно-угорских племен
Образ медведя в космогониях группы славянских и финно-угорских племен был настолько священен, что даже истинное имя медведя замещалось именами, обозначающими его первичные повадки. Таковыми «замещающими» именами являются и Медведь («мед» и «ведь») - обозначает его пристрастие к меду и способность быстро отыскать его в лесу. Более древнее «Бер» (возможно, истинный смысл данного имени стоит искать в словах «берущий», «брать»). Если отталкиваться от данных слов, то имя Бер означало еще одну особенность: в голодное время медведи приходили к селам и воровали у крестьян скот, а поскольку медведя можно было «трогать» лишь в особых случаях, то его и прозвали Бером, то есть «берущим». Еще одно из замещающих имен Ком, но, к сожалению, истинный его смысл утерян. Единственные подсказки, по которым можно более или менее восстановить его, это древнее название Масленицы, - «Комоедица» и древняя пословица «Первый блин комом», вероятно, изначально звучавшая как «Первый блин Комам» и древний обряд, о котором подробно рассказано в статье «Ритуалы, заговоры и обряды, связанные со звериными культами». Можно проследить связь Бера с культом Рода и почитания предков, так как блины, приносимые в требу (жертву) медведю, во время масленичных обрядов были одним из угощений, посвященных предкам. В славянских и финно - угорских преданиях встречаются легенды о человеке, отказавшем в приюте страннику и превратившемуся в медведя; так же в мифологии этих народов встречаются образы богов, перевоплотившихся в медведя и путешествующих в таком образе по миру.
Сохранилось описание обряда, по всей видимости, являвшегося одной из ступеней волховского посвящения. Молодой волхв отправлялся на охоту, чтобы убить медведя, взяв с собой лишь секиру и нож; если охота была удачной, то из медвежьих когтей, клыков и фрагментов верхней (лобной) части черепа делалось ожерелье. Оберег коготь медведя в данном ожерелье обозначал выносливость и способность медведя путешествовать по иным мирам, которая передавалась его победителю, клыки медведя - его храбрость и ярость, а так же способность к выживанию; фрагменты лобной доли черепа передавали мудрость. Из мяса медведя готовились ритуальные блюда, а медвежье сердце рубилось на мелкие кусочки, после чего смешивалось с кровью (иногда разбавленной молоком). Все это употребляли в пищу те, кто проходил посвящение: считалось, что такой напиток дает божественную силу и изгоняет все недуги, избавляя от проклятий и порчи. И главное - давал возможность превращаться в медведя.
Иногда медведю приписывается брачная символика, символика плодородия и плодовитости, отраженная в любовных заговорах, свадебных обрядах и в знахарских ритуалах, связанных с лечением бесплодия. Одна из поздних примет, бытовавших в Черноземье и Украине, гласит, что если медведь, заведенный в дом, где живет молодой парень или девушка на выданье, заревет, то быть в том доме скорой свадьбе.
По представлениям современных родноверов культ медведя связан исключительно с культом Велеса (Волоса), что является достоверным фактом лишь на половину. На самом деле культ медведя был тесно связан с культами богов старшего «Триглава» (Сварога, Перуна, Велеса), а также с культом Рода и предков.
В крестьянской культуре (как поздней, так и ранней) встречались так называемые «величальные именования» медведя, разнящиеся в зависимости от говора, диалекта и так далее. Так в сибирских деревнях медведя и по сей день называют «родной, батюшка, дедушка». О почитании медведя на Руси свидетельствуют и многочисленные археологические находки. На территории славянских захоронений верхнего Поволжья и Приладожья находят ритуальные захоронения медведей: амулеты из когтей медведя и медвежьих лап и их глиняные копии. В археологическом материале городища Тушемеля в центре за тыном (столбовой оградой) был вкопан Чур (тотемный столб) Велеса, который венчал череп медведя. Так же стоит упомянуть о почитании медвежьих лап у славян. Считалось, что они дают человеку силу этого зверя, защищают от колдовства и оберегают скот от хищников. Медвежьими лапами знахарки «вычесывали болезнь», а затем постукивая сбрасывали на валуны. Шаманы Хакасии и Алтая делаи из медвежьих лап колотушки для бубнов. Однако из - за запрета на массовую охоту на этого зверя данные обереги были в дефиците и потому делались глиняные копии лап, которые после определенного заговора, приобретали ту же (хотя и более слабую) силу, что и настоящая медвежья лапа. В «поздних» приметах, собранных Н.М Никольским, «ради охраны от нечистой силы русский крестьянин вешает в конюшню медвежью голову или череп, окуривает дом и надворные постройки медвежьей шерстью».
Медведю приписывается способность к оборотничеству, причем, если обычно оборотень - это человек, ставший каким-то зверем, то медведь сам может превращаться в человека. Верили, что первоначально человек научился «перекидываться» именно в медведя, а лишь потом в волка, росомаху и других животных.
Характеру медведя придается доброта, справедливость и честность. Он считался стражником прохода в мир духов – Навь. В космогонических преданиях древних славян, дошедших до нас в образе сказок, встречается сюжет, где два медведя (либо человека с медвежьими головами) являются проводниками в Тридевятое царство (метафорическое названия Нави). Как уже говорилось выше, медведь был одним из любимых воплощений старшего «Триглава» (Сварога, Перуна, Велеса). Разумеется, у каждого из них был «свой» зверь, но медведь - один из самых часто встречающихся образов.
Тема медведя в славянской мифологии неисчерпаема и потому мы закончим нашу статью кратким описанием значения медведя в мифологии древних славян. Итак, медведь был одним их самых почитаемых тотемных животных и связывался с культом Рода и богов старшего «Триглава» (Сварога, Перуна, Велеса). Медведь был священным животным, убивать которого можно было лишь в рамках священных обрядов и ритуалов, и в случае крайней необходимости. Медвежьи когти, медвежьи клыки, медвежий череп, медвежьи лапы считались мощными оберегами и давали человеку силу этого животного и способность путешествовать в мир духов; охраняли человека и его имущество от темных чар и стихийных бедствий.
Образ медведя в космогониях группы славянских и финно-угорских племен был настолько священен, что даже истинное имя медведя замещалось именами, обозначающими его первичные повадки. Таковыми «замещающими» именами являются и Медведь («мед» и «ведь») - обозначает его пристрастие к меду и способность быстро отыскать его в лесу. Более древнее «Бер» (возможно, истинный смысл данного имени стоит искать в словах «берущий», «брать»). Если отталкиваться от данных слов, то имя Бер означало еще одну особенность: в голодное время медведи приходили к селам и воровали у крестьян скот, а поскольку медведя можно было «трогать» лишь в особых случаях, то его и прозвали Бером, то есть «берущим». Еще одно из замещающих имен Ком, но, к сожалению, истинный его смысл утерян. Единственные подсказки, по которым можно более или менее восстановить его, это древнее название Масленицы, - «Комоедица» и древняя пословица «Первый блин комом», вероятно, изначально звучавшая как «Первый блин Комам» и древний обряд, о котором подробно рассказано в статье «Ритуалы, заговоры и обряды, связанные со звериными культами». Можно проследить связь Бера с культом Рода и почитания предков, так как блины, приносимые в требу (жертву) медведю, во время масленичных обрядов были одним из угощений, посвященных предкам. В славянских и финно - угорских преданиях встречаются легенды о человеке, отказавшем в приюте страннику и превратившемуся в медведя; так же в мифологии этих народов встречаются образы богов, перевоплотившихся в медведя и путешествующих в таком образе по миру.
Сохранилось описание обряда, по всей видимости, являвшегося одной из ступеней волховского посвящения. Молодой волхв отправлялся на охоту, чтобы убить медведя, взяв с собой лишь секиру и нож; если охота была удачной, то из медвежьих когтей, клыков и фрагментов верхней (лобной) части черепа делалось ожерелье. Оберег коготь медведя в данном ожерелье обозначал выносливость и способность медведя путешествовать по иным мирам, которая передавалась его победителю, клыки медведя - его храбрость и ярость, а так же способность к выживанию; фрагменты лобной доли черепа передавали мудрость. Из мяса медведя готовились ритуальные блюда, а медвежье сердце рубилось на мелкие кусочки, после чего смешивалось с кровью (иногда разбавленной молоком). Все это употребляли в пищу те, кто проходил посвящение: считалось, что такой напиток дает божественную силу и изгоняет все недуги, избавляя от проклятий и порчи. И главное - давал возможность превращаться в медведя.
Иногда медведю приписывается брачная символика, символика плодородия и плодовитости, отраженная в любовных заговорах, свадебных обрядах и в знахарских ритуалах, связанных с лечением бесплодия. Одна из поздних примет, бытовавших в Черноземье и Украине, гласит, что если медведь, заведенный в дом, где живет молодой парень или девушка на выданье, заревет, то быть в том доме скорой свадьбе.
По представлениям современных родноверов культ медведя связан исключительно с культом Велеса (Волоса), что является достоверным фактом лишь на половину. На самом деле культ медведя был тесно связан с культами богов старшего «Триглава» (Сварога, Перуна, Велеса), а также с культом Рода и предков.
В крестьянской культуре (как поздней, так и ранней) встречались так называемые «величальные именования» медведя, разнящиеся в зависимости от говора, диалекта и так далее. Так в сибирских деревнях медведя и по сей день называют «родной, батюшка, дедушка». О почитании медведя на Руси свидетельствуют и многочисленные археологические находки. На территории славянских захоронений верхнего Поволжья и Приладожья находят ритуальные захоронения медведей: амулеты из когтей медведя и медвежьих лап и их глиняные копии. В археологическом материале городища Тушемеля в центре за тыном (столбовой оградой) был вкопан Чур (тотемный столб) Велеса, который венчал череп медведя. Так же стоит упомянуть о почитании медвежьих лап у славян. Считалось, что они дают человеку силу этого зверя, защищают от колдовства и оберегают скот от хищников. Медвежьими лапами знахарки «вычесывали болезнь», а затем постукивая сбрасывали на валуны. Шаманы Хакасии и Алтая делаи из медвежьих лап колотушки для бубнов. Однако из - за запрета на массовую охоту на этого зверя данные обереги были в дефиците и потому делались глиняные копии лап, которые после определенного заговора, приобретали ту же (хотя и более слабую) силу, что и настоящая медвежья лапа. В «поздних» приметах, собранных Н.М Никольским, «ради охраны от нечистой силы русский крестьянин вешает в конюшню медвежью голову или череп, окуривает дом и надворные постройки медвежьей шерстью».
Медведю приписывается способность к оборотничеству, причем, если обычно оборотень - это человек, ставший каким-то зверем, то медведь сам может превращаться в человека. Верили, что первоначально человек научился «перекидываться» именно в медведя, а лишь потом в волка, росомаху и других животных.
Характеру медведя придается доброта, справедливость и честность. Он считался стражником прохода в мир духов – Навь. В космогонических преданиях древних славян, дошедших до нас в образе сказок, встречается сюжет, где два медведя (либо человека с медвежьими головами) являются проводниками в Тридевятое царство (метафорическое названия Нави). Как уже говорилось выше, медведь был одним из любимых воплощений старшего «Триглава» (Сварога, Перуна, Велеса). Разумеется, у каждого из них был «свой» зверь, но медведь - один из самых часто встречающихся образов.
Тема медведя в славянской мифологии неисчерпаема и потому мы закончим нашу статью кратким описанием значения медведя в мифологии древних славян. Итак, медведь был одним их самых почитаемых тотемных животных и связывался с культом Рода и богов старшего «Триглава» (Сварога, Перуна, Велеса). Медведь был священным животным, убивать которого можно было лишь в рамках священных обрядов и ритуалов, и в случае крайней необходимости. Медвежьи когти, медвежьи клыки, медвежий череп, медвежьи лапы считались мощными оберегами и давали человеку силу этого животного и способность путешествовать в мир духов; охраняли человека и его имущество от темных чар и стихийных бедствий.