Злость выражается разными способами: помогая или разрушая, давая силы или ослабляя.
Первый вид: кто-то нападает на меня или поступает со мной несправедливо, и я реагирую на это со злостью и гневом. Благодаря такой злости я имею силы, чтобы защититься и настоять на своем. Такая злость позитивна, она делает меня сильным и способным. Эта злость исчезает сразу же, как только достигнет своей цели.
Второй вид: человек злится, потому что замечает, что он не взял то, что мог бы или должен был бы взять, или потому, что не потребовал того, что мог бы или должен был бы или должен был бы попросить. Вместо того, чтобы настоять на своем и взять то, что ему не хватает, он злится на тех людей, у которых он этого не потребовал, или не взял, или не попросил о том, о чем мог бы или должен был бы попросить. Такая злость является заменой собственных действий и результатом того, что они не осуществились. Она парализует, делает слабыми, неспособными действовать и часто владеет нами очень долго. Подобная злость может возникнуть как защита от любви — вместо того, чтобы выразить свою любовь, человек злится на том случае, если ее причиной было прерванное движение любви к любимому человеку. Позже в схожих ситуациях пережитое в детстве автоматически повторяется и получает свою силу от того первоначального прерывания.
Третий вид: мы злимся на кого-то, потому что мы что-то сделали ему, поступили с ним несправедливо или обидели, но не хотим признавать это. Этой злостью мы защищаемся от последствий нашей вины, перекладывая ее на другого. Такой вид злости тоже является заменой собственных действий. Она позволяет нам оставаться бездеятельными, парализует и делает слабыми.
Четвертый вид: кто-то дает мне так много хорошего и важного, что я не могу расплатиться с ним за это. Выдержать это трудно, и тогда я защищаюсь от моего благодетеля и того, что он например, детей по отношению к родителям. Она становиться заменой для принятия и благодарности, парализует и опустошает. Кроме того, она выражается в виде продолжительной печали, возникающей в результате расставания, смерти в случае, если мы все еще в долгу перед теми, кто умер, или теми, с кем мы расстались, в том смысле, что мы должны взять от них что-то или поблагодарить их за что-то, или же, как при третьем виде злости, принять собственную вину и ее последствия.
Пятый вид: некоторые люди злятся за других, причем они переняли эту злость от других. Например, если один из членов группы подавляет в себе злость, через некоторое время другой член той же группы начинает проявлять злость, чаще всего самый слабый, у которого нет для этого никаких причин. В семьях этим самым слабым членом является ребенок. Если, например, мать зла на отца, но подавляет в себе эту злость, один из детей начинает злиться на отца. С другой стороны, самый слабый член группы часто становиться не только носителем, но и мишенью для злости других. Если подчиненный зол на своего начальника, но сдерживает себя, он часто срывает свою злость на более слабом члене этой организации: или когда муж злится на свою жену, но подавляет злость, тогда вместо матери страдает ребенок. Часто злость переносится не только с одного носителя на другого, — например, с матери на ребенка, — но и меняет направление, с сильного члена группы на более слабого. Так, например, дочь переносит перенятую от матери злость на отца не на самого отца, а на кого-то другого, кто находится с ней на одном уровне, например, на собственного мужа. В группах перенятая злость направляется не на того, к кому она относится, не на более сильного члена группы (например, руководителя), а на одного из слабых ее членов, который тогда становится козлом отпущения для этого руководителя. В случае перенятой злости ее носители просто вне себя от злости и при этом гордятся и считают себя правыми: но они действуют, пользуясь чужой силой, и, используя чужое право, остаются слабыми и не достигают успеха. Но и жертвы перенятой злости чувствуют себя сильными и правыми, так как они знают, что они страдают несправедливо. Однако они тоже остаются слабыми и страдают напрасно.
Шестой вид: существует также злость, представляющая собой добродетель и деятельность. Это бодрствующая, собранная сила для действия, обращенная к неизбежному и необходимому, которая мужественно и со знанием предстает также и перед тяжелым и могущественным. В такой злости нет эмоций. В случае необходимости она наносит вред тому, на кого она направлена, но делает это без страха и негативных эмоций по отношению к нему. В таком случае злость является агрессией в виде чистой энергии. Она является результатом долгих упражнений и дисциплины. Но тот, кто владеет такой злостью, пользуется ею, не прилагая никаких усилий. Она выражается в стратегическом действии.
статья из книги Берта Хеллингера "Порядок любви"
Первый вид: кто-то нападает на меня или поступает со мной несправедливо, и я реагирую на это со злостью и гневом. Благодаря такой злости я имею силы, чтобы защититься и настоять на своем. Такая злость позитивна, она делает меня сильным и способным. Эта злость исчезает сразу же, как только достигнет своей цели.
Второй вид: человек злится, потому что замечает, что он не взял то, что мог бы или должен был бы взять, или потому, что не потребовал того, что мог бы или должен был бы или должен был бы попросить. Вместо того, чтобы настоять на своем и взять то, что ему не хватает, он злится на тех людей, у которых он этого не потребовал, или не взял, или не попросил о том, о чем мог бы или должен был бы попросить. Такая злость является заменой собственных действий и результатом того, что они не осуществились. Она парализует, делает слабыми, неспособными действовать и часто владеет нами очень долго. Подобная злость может возникнуть как защита от любви — вместо того, чтобы выразить свою любовь, человек злится на том случае, если ее причиной было прерванное движение любви к любимому человеку. Позже в схожих ситуациях пережитое в детстве автоматически повторяется и получает свою силу от того первоначального прерывания.
Третий вид: мы злимся на кого-то, потому что мы что-то сделали ему, поступили с ним несправедливо или обидели, но не хотим признавать это. Этой злостью мы защищаемся от последствий нашей вины, перекладывая ее на другого. Такой вид злости тоже является заменой собственных действий. Она позволяет нам оставаться бездеятельными, парализует и делает слабыми.
Четвертый вид: кто-то дает мне так много хорошего и важного, что я не могу расплатиться с ним за это. Выдержать это трудно, и тогда я защищаюсь от моего благодетеля и того, что он например, детей по отношению к родителям. Она становиться заменой для принятия и благодарности, парализует и опустошает. Кроме того, она выражается в виде продолжительной печали, возникающей в результате расставания, смерти в случае, если мы все еще в долгу перед теми, кто умер, или теми, с кем мы расстались, в том смысле, что мы должны взять от них что-то или поблагодарить их за что-то, или же, как при третьем виде злости, принять собственную вину и ее последствия.
Пятый вид: некоторые люди злятся за других, причем они переняли эту злость от других. Например, если один из членов группы подавляет в себе злость, через некоторое время другой член той же группы начинает проявлять злость, чаще всего самый слабый, у которого нет для этого никаких причин. В семьях этим самым слабым членом является ребенок. Если, например, мать зла на отца, но подавляет в себе эту злость, один из детей начинает злиться на отца. С другой стороны, самый слабый член группы часто становиться не только носителем, но и мишенью для злости других. Если подчиненный зол на своего начальника, но сдерживает себя, он часто срывает свою злость на более слабом члене этой организации: или когда муж злится на свою жену, но подавляет злость, тогда вместо матери страдает ребенок. Часто злость переносится не только с одного носителя на другого, — например, с матери на ребенка, — но и меняет направление, с сильного члена группы на более слабого. Так, например, дочь переносит перенятую от матери злость на отца не на самого отца, а на кого-то другого, кто находится с ней на одном уровне, например, на собственного мужа. В группах перенятая злость направляется не на того, к кому она относится, не на более сильного члена группы (например, руководителя), а на одного из слабых ее членов, который тогда становится козлом отпущения для этого руководителя. В случае перенятой злости ее носители просто вне себя от злости и при этом гордятся и считают себя правыми: но они действуют, пользуясь чужой силой, и, используя чужое право, остаются слабыми и не достигают успеха. Но и жертвы перенятой злости чувствуют себя сильными и правыми, так как они знают, что они страдают несправедливо. Однако они тоже остаются слабыми и страдают напрасно.
Шестой вид: существует также злость, представляющая собой добродетель и деятельность. Это бодрствующая, собранная сила для действия, обращенная к неизбежному и необходимому, которая мужественно и со знанием предстает также и перед тяжелым и могущественным. В такой злости нет эмоций. В случае необходимости она наносит вред тому, на кого она направлена, но делает это без страха и негативных эмоций по отношению к нему. В таком случае злость является агрессией в виде чистой энергии. Она является результатом долгих упражнений и дисциплины. Но тот, кто владеет такой злостью, пользуется ею, не прилагая никаких усилий. Она выражается в стратегическом действии.
статья из книги Берта Хеллингера "Порядок любви"