Дж. Френч. Буква "G" в масонстве
Как-то один из братьев, вернувшись из поездки по Европе, спросил меня: «Почему там между скрещенными Циркулем и Наугольником не помещается буква «G»?» Я тут же вспомнил о вопросе, который возник у меня самого, когда я увидел эмблему из трех элементов: «Зачем между двумя частями классической и всемирной эмблемы масонства помещена буква «G»?»
В поисках ответа на этот вопрос я проконсультировался с несколькими отлично информированными братьями, однако все они давали мне в точности тот же ответ, что и Койл в своей «Масонской энциклопедии».
Вот что пишет Койл: «Некоторые удивятся, узнав, что буква «G» появилась в центре скрещенных Циркуля и Наугольника только в 1850 г., причем, только на масонских знаках и подвесках, и это было решением ювелира-изготовителя, а совершенно не какого-то масонского административного органа».
И далее, на той же странице: «Стоит только немного подумать, и станет ясно, что «G» между Циркулем и Наугольником совершенно неуместна… Последние – это т.н. Великие Светочи, а «G» – нет». Позднейшие исследования показали, что Койл был не совсем прав, и третий элемент появился в масонской эмблеме несколькими годами раньше.
В разъяснении причин этого и состоит цель данного исследования.
Скрещенные Циркуль и Наугольник
Неплохо было бы начать с того, чтобы выяснить, как вообще «скрестились» Циркуль и Наугольник и как они стали всемирно признанной эмблемой Королевского Искусства. Самая ранняя из известных масонских монет была отчеканена в 1733 г. На ней четко видны Наугольник и Циркуль, однако они не перекрещены, а расположены рядом.
Во всех масонских документах 1700-х годов появляются изображения или Циркуля или Наугольника, а если они изображаются вместе, то не скрещенными и даже не расположенными рядом.
Койл утверждает, что Циркуль и Наугольник в их современном переплетении впервые появились на печати ложи Абердина в 1762 г. Однако еще до 1762 г. на английском патенте, выданном Провинциальной Великой Ложе Пенсильвании появилось прекрасное изображение находящихся один над другим Циркуля и Наугольника. Патент датирован 15 июля 1761 г. и подписан Лоуренсом Дермоттом («Франкмасонство в Пенсильвании: 1727-1907», т. 1, С. 120-121).
Само изображение находится на С. 672 «Истории Древнего и Достопочтенного Общества Вольных и Принятых Каменщиков», изданной братом Х. Л. Стиллсоном в Бостоне в 1910 г.
Тщательные исследования открыли также более ранние изображения скрещенных Циркуля и Наугольника. Например, оно было обнаружено на бланке оповещения о собрании ложи, использовавшемся в континентальной Европе в 1760 г.
В 1749 г. в очередном «разоблачении» масонства, озаглавленном «Nouveau Catechisme des Franc-Masons» (Новый катехизис Франк-Масонов), есть изображение Досточтимого Мастера ложи, стоящего за столиком, покрытым скатертью, на которой изображены Циркуль и Наугольник, скрещенные в традиционной масонской манере.
На острове Корфу во время раскопок были обнаружены монеты и сосуды восьмого-девятого веков, а среди них – бронзовые Циркуль и Наугольник. Подвеска насквозь проржавела, поэтому, хотя не вызывает сомнения ее масонское происхождение, определить ее точный возраст пока вряд ли представляется возможным.
Очень многое зависело от точного определения уровня почвы, на котором подвеска была найдена, однако как раз об этом информации, к сожалению, и не поступало. Эксперты Британского музея датируют ее приблизительно семнадцатым веком.
В Куско, древней столице империи инков, конкистадоры воздвигли в 1580 г. церковь «La Compania». Ее реконструировали в 1660 и в 1620 гг. Рядом с церковью во время ее реконструкции находилась мастерская (или «ложа») каменщиков, и именно там недавно в ходе раскопок обнаружили две трехфутовые деревянные потолочные балки. На одной из них четко просматривается резное изображение Циркуля и Наугольника. Возможно, это изображение и служило для украшения помещения ложи. Теперь эти балки находятся во владении Ложи «Кориканча» (Храм Солнца) № 40 на Востоке города Куско, основанной в 1942 г. Великой Ложей Перу.
Данная информация подтверждает, что связь между Циркулем и Наугольником насчитывает уже много сотен лет. Сама древность подтверждает ее неразрывность. Остается только добавить, что они в настоящее время выступают в роли Светочей ложи во всех трех градусах современного символического масонства во всем мире. Таким образом, к их древности добавляется еще и всемирность. Так что вполне естественно, что рано или поздно эти две эмблемы слились воедино, составив классическую и общепризнанную эмблему Королевского Искусства.
Появление литеры «G»
С исторической токи зрения, изображения Циркуля и Наугольника появились в архитектуре и масонстве еще в незапамятные времена и используются по сей день. А вот буква «G» появляется в масонском обихоже не раньше восемнадцатого века. Большинство исследователей полагают, что ни в одном из английских и шотландских катехизисов, опубликованных с 1696 по 1730 гг. упоминаний о букве «G» просто нет.
Однако в 1726 г. в одной из лондонских газет было опубликовано сообщение о т.н. «допотопном масонстве», скорее всего, написанное каким-то весьма образованным человеком в поддержку доктора Дезагюлье и его товарищей. В нем говорилось, о том, что вскоре состоится чтения цикла лекций о древнейшем масонстве и, в частности, о значении для него буквы «G» . Если дата (1726 г.) указана правильно, - это самое раннее упоминание о букве «G» в масонстве. Далее, в катехизисе манускрипта Уилкинсона, датируемом приблизительно 1727 г., значится:
«Вопрос: Что есть центр Ложи?
Ответ: Буква «G».»
На фронтисписе «Конституций» Койла, датируемых 1728-1729 гг., справа от центральной фигуры на венечном камне арки явно просматривается литера «G» . Использование буквы «G» в масонском ритуале было четко подтверждено Самуэлем Причардом в 1730 г. в его невероятно популярном в то время «разоблачении», опубликованном под названием «Масонство в разрезе» (Masonry Dissected).
То, что Причард предлагает там новые толкования этого символа, не обязательно означает, что он их выдумал. В первую очередь, есть газетное упоминание об этом символе в 1726 г., во-вторых, в «Масонстве в разрезе» содержится странноватый акростих, в котором древности символа литеры «G» также придается огромное значение.
Весьма вероятно, что буква «G» в значении символа, поясняющего ритуал, традиционно использовалась в Королевском Искусстве еще в оперативный период, задолго до расцвета и распространения масонства спекулятивного, ознаменовавшегося очень вскоре начавшейся борьбой за единообразие ритуала.
Очень раннее печатное изображение литеры «G» появляется на гравюре, изображающей английскую ложу за трапезой. С этой гравюры на меди К. Коберга в 1738 г. был сделан отпечаток, появившийся год спустя в песенном сборнике «Каллиопа». Две интересующие нас иллюстрации можно найти в диалоге-«разоблачении» 1740 г. – «Диалог Симона и Филиппа».
На первой – крестообразный план древней ложи, а на второй – план «обновленной» при Дезагюлье ложи уже в форме прямоугольника. Но что интереснее всего, так это то, что на обоих планах в центре изображена литера «G» , на первом - в ромбе, а на втором – в сияющем круге. Изображения датируются приблизительно 1740 г.
Проникнув в масонство, буква «G» определенно служила символом только второго градуса. Скорее всего, в процессе трансформации первоначальных двух градусов в «обновленные» три символикой буквы «G» был «укреплен» ритуал второго градуса, достаточно бедный символизмом.
Таким образом, в ритуал второго градуса были добавлены понятия Срединной Палаты и литеры «G», которые изначально совершенно не были связаны ни с первым, ни с третьим градусами. Поэтому литера «G» практически не упоминается и в современных ритуалах первого и третьего градусов Символической Ложи.
К 1744 г. уже можно говорить о буквальном, видимом воспроизводстве буквы «G» в ритуале: это отражено в одном из французских «разоблачений» масонства под названием «Le Catechisme des Franc-Macons» («Катехизис франкмасонов») Луи Травеноля. В конце брошюры помещена гравюра, изображающая план ложи учеников и Подмастерьев, в центре которого четко видна литера «G» в центре Пламенеющей Звезды. Это одно из самых ранних изображений того, что в конечном счете превратилось в табель, расположенный или изображенный на полу ложи.
Возможно, это совмещение Пламенеющей Звезды, символа первого градуса, с буквой «G», символом второго градуса, путем ряда последовательных изменений привело к использованию буквы «G» в ложах всех градусов. Возможно также, что этот процесс был ускорен после принятия Балтиморским Конвентом 1843 г. решения об ограничении использования Пламенеющей Звезды как исключительно христианского символа.
В период между 1740 и 1780 гг. – и об этом сохранились исторические свидетельства, - буква «G» являлась неотъемлемым атрибутом убранства ложи, либо свисая с потолка, либо будучи изображенной на полу, либо входя в символику табеля.
В наши дни лишь в очень немногих из 2000 лондонских лож можно увидеть изображение литеры «G» на Востоке или свисающей с потолка, в то время как в большинстве лож Шотландии она присутствует, в основном, свисая с потолка в самом центре помещения собраний, над алтарем, хотя иногда бывает и помещена на Восток, над сидением Досточтимого Мастера.
Важно отметить, что когда буква «G» впервые появилась в нашем ритуале, она изображалась в росписи пола или на табеле сама по себе, отдельно от циркуля и наугольника.
Взять, например, гравюру Джона Скоулса на фронтисписе «Нового масонского руководства» Джеймса Харди, опубликованного в Нью-Йорке в 1818 г., или листовку, выпущенную «Греем и Тоддом» в Филадельфии приблизительно в 1817 г. На обоих изображениях – циркуль и наугольник, по отдельности или переплетенные, но в обоих случаях напрямую никаким образом не связанные с литерой «G».
Несмотря на то, что она встречается во множестве лож по всему миру, буква «G», как это ни странно, является одним из немногих масонских символов, которые никак не могут называться универсальными, вселенскими.
В первую очередь, рабочие инструменты, великие и малые светочи, колонны, являющиеся проводниками нашего метода обучения древним истинам, передают одни и те же масонские уроки на всех языках.
А литера «G», напротив, передает знания, существенные практически исключительно для англоговорящей части человечества и нескольких других народов, в языках которых (например, немецком) значение этой буквы близко к ее значению в английском.
Кроме того, символика буквы «G» не носит общемирового характера в силу того, что встречается практически исключительно во втором градусе.
Геометрия
Невозможно, читая старые масонские Конституции, не удивиться значению, которое придается в них изучению геометрии. Древнейшая из них – поэма «Региус» - просто предполагает, что масонство выросло из геометрии как одно из ее практических применений. Это видно из стихов 53 и 54: «On this manner, thru good wit of Geometry - Began first the Craft of Masonry» - «Таким вот образом, из благого разума Геометрии, произошло Искусство Масонства».
Практически в каждом из более чем сотни древних манускриптов геометрия указывается первой в ряду всех прочих наук. Наиболее разумным представляется объяснение, сводящееся к тому, что оперативное масонство было практическим применением геометрии и что эти слова – «масонство» и «геометрия», - были в XV веке практически синонимами.
Пока поддерживалась эта смысловая связь – в течение нескольких сотен лет, - использование геометрических символов становилось неизбежным при начале проникновения символизма как такового в оперативные ложи. После возникновения четкой структуры спекулятивного масонства после образования первой Великой Ложи в 1717 г. геометрия осталась для масонов первой из наук.
Разоблачение «Масонство в разрезе» 1730 г. содержит утверждение того, что вся организация «сконцентрирована вокруг вольных наук и искусств, но особенно вокруг пятой из них – геометрии». «Диалог Симона и Филиппа», разоблачение приблизительно 1740 г.. также подчеркивает роль геометрии:
«Ф.: Чего ради стал ты масоном?
С.: Ради буквы «G».
Ф.: Что она означает?
С.: Геометрию.
Ф.: Почему именно геометрию?
С.: Потому что в ней корень и фундамент всех наук и искусств».
Уильям Престон в своей «Лекции…» конца XVIII в. тоже подчеркивает то, что «масонство» и «геометрия» были синонимами для тех, кого касались оба этих термина.
А в начале XIX в. буква «G» начала символизировать слово «геометрия» уже и в символике первой Великой Ложи Англии.
В Пересмотренном английском ритуале наставление второго градуса гласит, что «изучение вольных наук и искусств, которые так оттачивают и совершенствуют разум, в высшей степени рекомендуется всем вам, а особенно изучение геометрии, которая лежит в основе нашего Искусства».
Старец Дней
По мере отмирания оперативного элемента Королевского Искусства буква «G» начала постепенно утрачивать свою соотнесенность с понятием «геометрия».
В то же время спекулятивное масонство постепенно пришло к наименованию Бога Великим Геометром Вселенной, в частности, в ритуале второго градуса, что, по мнению многих, послужило причиной изменения смыслового наполнения символа буквы «G» с «геометрия» на «Бог» (God).
Однако доказательств именно такого протекания данного процесса также катастрофически не хватает.
Что мы точно знаем, это то, что первоначально буква «G» в степени Подмастерья символизировала геометрию, что этот градус подвергся существенному изменению в период между 1730 и 1813 гг, и наконец, что в конечном счете данная буква стала символизировать практически исключительно понятие Бога.
Присоединение буквы «G» к основной эмблеме
Следующий вопрос: когда впервые соединились все три элемента нашей основной эмблемы – циркуль, наугольник и буква «G»?
Гарри Карр утверждает, что со всей определенностью на этот вопрос невозможно дать ответ, поскольку многие из ранних изображений этой эмблемы не датированы, а большинство из датированных ранними годами истории Братства оказались подделками.
В Англии большинство лучших изображений относится к периоду между 1775 и 1810 гг., в основном, на вырубленных из серебра подвесках и гораздо реже – на литых.
Большинство перемен протекало постепенно. Так же постепенно и не везде с одинаковой скоростью происходило присоединение литеры «G» к переплетенным циркулю и наугольнику.
Так, мы видим подвеску, вырубленную из серебра приблизительно в 1760 г., на которой изображены переплетенные циркуль и наугольник, которые не описаны вокруг буквы «G», а наоборот, заключены в большую букву «G», которая служит обрамлением всему рисунку. Многие из элементов рисунка носили тогда скорее декоративный, чем ритуальный характер.
Относительно первого появления эмблемы, включающей в себя все три элемента, в США, Бр.: Гарри Карр предлагает более точный ответ.
В книге «Масонские символы в декоративных искусствах», изданной в 1976 г. Музеем Национального Наследия Шотландского Устава (США), содержится изображение (№ 10) литой бронзовой пластины, созданной Полем Ривером и датированной 1796 г. На ней изображены все три элемента – циркуль, наугольник и буква «G», - окруженные вервием с кафинскими узлами.
Музею ее принес в дар владелец, мистер Расселл Надо. № 12 – это бронзовый дверной молоток из одного из домов в Бостоне, штат Массачуссетс, приблизительно 1910 г., который не менее полезен для нашего исследования, но, к несчастью, не датирован.
Дальнейшие исследования приводят к убеждению в том, что 1796 г. – не самая ранняя дата, и что подобные изображения можно встретить, начиная с 1775 г. Однако всегда нужно помнить о возможности подделки и временного несоответствия.
В Историческом Обществе Чикаго экспонируется картина, на которой изображен Джордж Вашингтон в масонском запоне с изображением буквы «G» в окружении циркуля и наугольника. Существует и портрет Бенджамина Франклина в запоне с таким же орнаментом. Вашингтон умер в 1799 г,, а Франклин – в 1790 г.
Так что вполне вероятно, что запонов с таким рисунком еще не носили, когда эти двое были живы.
Так что всегда нужно помнить о власти привычки и современной моды над художниками. Например, Койл на С. 270 своей «Масонской энциклопедии» пишет о недопустимости соединения символики переплетенных циркуля и наугольника и буквы «G». А между тем именно это изображение помещено на той же странице!
Кроме того, основная масонская эмблема из трех элементов чем-то определенно притягивает и располагает к себе, потому что ее изображения, пусть и разнящиеся в деталях, можно встретить практически во всех масонских странах мира.
На Кубе – над освещенной земной сферой на крыше Храма Великой Ложи в Гаване. В Мексике – на обложке масонского издания. В Ямайке – на здании масонского Храма над гаванью Монтего. В Колумбии – на обложке масонской брошюры. Даже по другую сторону экватора – на бразильской почтовой марке. По другую сторону Атлантики, в Шотландии, – на запоне Мастера, а также на подвеске Великого Мастера в Ирландии.
Испанские масоны также используют ее: например, на печати Ложи «Друзья Природы и Человечества» города Гихона 1830 г., а также на обложке Конституции Великого Востока Испании, изданной в Мадриде в 1934 г. Финская Научная Ложа, являющаяся ложей-сестрой Научной Ложи штата Техас, помещает букву «G» на место соединения лап циркуля.
Не имеет смысла перечислять случаи употребления этой буквы в США, потому что здесь она употребляется практически повсеместно. Однако не помешает отметить, что она помещена даже на восстановленный первый памятник масонства в Техасе, на кладбище Мортон в Ричмонде, который изначально был посвящен в 1825 г. Роберту Гиллеспи.
Заключение
В заключение можно сказать, что в 1850 г. буква «G» далеко не в первый раз появилась в центре переплетенных циркуля и наугольника. Существует реальное доказательство того, что в 1796 г. Поль Ривер отлил бронзовую пластину с этим изображением.
А относительно второй части утверждения Койла относительно неприемлемости данного сочетания, следует отметить, что оно принимается и почитается практически во всем мире, а потому его следует принять как должное, если не вследствие пуристского подхода, то в силу всеобщего признания.