Святая равноапостольная княгиня Ольга, во Святом крещении Елена.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Равноапостольная великая княгиня Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу, тому славному мужу, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его же совету, он не был призван на княжение всей Земли русской. Принадлежала Ольга к роду князей Изборских, одной из сильных и славных княжеских династий. Родилась она в языческой семье и называлась варяжским именем Хельга (в русском произношении Ольга, Вольга). Женское имя Ольга соответствует мужскому имени Олег, что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость.
Родители блаженной Ольги сумели внушить своей дочери правила честной и разумной жизни, которых придерживались сами, несмотря на свое идолопоклонство. Уже в юности ей были присущи глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Многомудрой, мудрейшей в роде называют святую Ольгу древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли столь богатый плод семена христианской веры.
Интересна история замужества достопочтенной княгини. Однажды князь Игорь, потомок Рюриков, достигнув юношеского возраста; занимался охотой. Случилось ему во время охоты по окрестностям Новгорода зайти в пределы Пскова. Выслеживая зверя около веси Выбутской, он увидел на другой стороне реки место, удобное для лова, но не мог попасть туда за неимением лодки. Спустя немного времени он заметил какого-то юношу, плывшего в лодке и, призвав его к берегу, велел перевести на другую сторону реки. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это девица,— то была блаженная Ольга. Красота Ольги уязвила самое сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная дева, уразумев помыслы юноши, разжигаемого похотью, пресекла беседу мудрым увещеванием: «Зачем смущаешься, князь, замышляя дело неисполнимое? Слова твои обнаруживают бесстыдное желание надругаться надо мною, чего да не будет! Прошу тебя: послушайся меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления, коих нужно стыдиться. Вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей должно быть светлым примером добрых дел — ты же теперь близок к беззаконию. Если сам ты, побежденный нечистой похотью, будешь совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других и судить справедливо своих подданных? Оставь такое бесстыдное вожделение, которого гнушаются честные люди; они могут возненавидеть тебя за это, хотя ты и князь, и предать позорному осмеянию. Да и то знай, что хотя я и одна здесь и бессильна по сравнению с тобой, ты все-таки не одолеешь меня. Но если бы ты даже и мог одолеть меня, то глубина этой реки мне и будет защитой: лучше уж умереть в чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему девству».
Такие увещевания образумили Игоря, пробудив в нем чувство стыда Он молчал, не находя слов для ответа. Так они переплыли реку — и расстались.
Протекло немного времени. Князь Олег, утвердив престол княжения в Киеве и посадив своих наместников в прочих подчинившихся ему городах, стал искать невесту для молодого князя. Собрали толпы красивых девиц, чтобы среди них найти достойную княжеского чертога, но ни одна из них не полюбилась Игорю, ибо в сердце его давно уже был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту, которая некогда перевезла его через реку в час ловли. Князь Олег с великой честью исполнил поручение преемника, Игорь вступил в брак с Ольгой в 903 году.
После смерти князя Олега Игорь стал править в Киеве единовластно. В эти годы вера Христова становится значительной духовной силой в пределах Руси. Об этом свидетельствует сохранившийся текст договора Игоря с греками, который включен летописцем Нестором в «Повесть временных лет».
По традиции, договор должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещеная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии, а «Русь некрещеная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. И то, что христиане поставлены в документе на первое место, говорит об их преимущественном духовном значении. Сам князь Игорь не сумел, однако, преодолеть косности обычая и остался язычником, поэтому и договор скрепил по языческому образцу — клятвой на мечах. Он отверг благодать Крещения и был наказан за неверие. Год спустя, в 945 году, восставшие язычники убили его в Древлянской земле, разорвав между двух деревьев. Но дни язычества были уже сочтены.
После смерти Игоря бремя государственного служения возложила на себя вдова Игоря — великая княгиня Киевская Ольга. Начало самостоятельного правления Ольги связано в летописях с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря. Клявшиеся на мечах и веровавшие «только в свой меч», они нашли свое отмщение в огне.
Исполнительницей огненной кары Господь избрал неутешную Ольгу, оплакивавшую вместе с трехлетним сыном Святославом своего мужа; плакали и все жители Киева. Древляне же составили дерзкий замысел: они хотели взять Ольгу в жены своему князю Малу, а наследника тайно умертвить. Таким образом они думали увеличить власть своего князя. К Ольге прислали гонцов, которые просили ее сделаться женою их князя; а в случае отказа им было велено угрозами понуждать женщину.
Посланные мужи водным путем достигли Киева и пристали к берегу. Услышав о прибытии посольства, княгиня Ольга позвала гонцов-древлян к себе и спросила их: «С добрым ли намерением прибыли вы, честные гости?» — «С добрым намерением», — отвечали они. «Скажите же,— продолжила она,— зачем именно вы прибыли к нам?» Мужи отвечали: «Нас послала к тебе Древлянская земля с такими словами: «Не гневайся, что мы убили твоего мужа, ибо он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья добрые правители. Нынешний же князь наш без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый, он к тому же кроток, любвеобилен и милостив ко всем. Пойди же за нашего князя — ты будешь нам госпожою и обладательницею Древлянской земли».
Княгиня Ольга, скрывая свою печаль и болезнь сердечную по мужу, ответила посольству с притворной радостью: «Мне угодны слова ваши, ведь мужа мне уже не воскресить, а оставаться вдовою так печально: будучи женщиной, я не в состоянии управлять столь большим княжеством; сын же мой еще малый отрок. Итак, я с охотой пойду за вашего молодого князя; к тому же я и сама еще не стара. Теперь идите, отдохните в ладьях ваших; утром же я позову вас на почетный пир, который устрою, чтобы всем стала известна причина прибытия вашего и мое согласие на ваше предложение; а затем я пойду к князю вашему. Утром вы прибудете на пир так же, как прибыли в Киев, то есть в ладьях, которые понесут мои слуги на головах, — пусть все увидят вашу знатность, которой я почитаю вас пред людьми».
С радостью древляне удалились в свои ладьи. Княгиня же, желая отомстить за убийство своего мужа, раздумывала в то время, какою бы смертью погубить их. Она приказала той же ночью выкопать глубокую яму во дворе при загородном дворце княжеском, где находилась палата, приготовленная для пира.
Наутро княгиня послала честных мужей звать сватов на пир. Посадив их в маленькие лодочки по одному, киевляне понесли их, надутых пустой гордостью. Как только принесли их на двор княжий, Ольга, смотревшая из палаты, приказала бросить древлян в глубокую яму. Затем, подошедши к яме, она спросила: «Угодна ли вам такая честь?» Они кричали: «О, горе нам! Мы убили Игоря, а теперь сами получили еще более злую смерть». И приказала Ольга засыпать их живыми в той яме.
Сделав это, княгиня немедленно послала своего гонца к древлянам со словами: «Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за вашего князя, то присылайте за мной посольство более многочисленное и более знатное, чем первое; пусть оно с честью ведет меня к князю вашему; присылайте же послов как можно скорее, пока меня не удержали киевляне».
Древляне с великой поспешностью послали к Ольге пятьдесят знатнейших мужей, старейшин земли Древлянской. Когда они пришли в Киев, Ольга велела приготовить для них баню. Когда древляне начали мыться, то сейчас же нарочно приставленные слуги крепко снаружи заложили затворенные двери, обложили баню соломой с хворостом и подожгли; так с баней сгорели старейшины древлянские вместе со слугами.
И снова Ольга отправила к древлянам гонца, извещая о скором своем прибытии для бракосочетания с князем Малом. На сей раз, она приказала приготовить меда и всякого питья на том месте, где был убит ее муж, чтобы сотворить прежде второго своего брака тризну по первому мужу, то есть поминальный пир по обычаю языческому. Древляне на радостях все приготовили в изобилии. Княгиня же Ольга, по обещанию своему, отправилась к древлянам со многим войском, точно приготовлялась к войне, а не для бракосочетания.
Когда Ольга приблизилась к стольному городу древлян Искоростеню, последние выступили ей навстречу в праздничных одеждах и приняли ее с ликованием. Ольга же, прежде всего, пошла на могилу своего мужа и сильно плакала о нем. Совершив затем, по обычаю языческому, поминальную тризну, она повелела насыпать над могилой большой курган. «Я уже не скорблю о первом своем муже, — сказала княгиня, — совершив над могилой его то, что должно было совершить. Наступило время с весельем готовиться ко второму браку с князем вашим». Древляне же спрашивали Ольгу о пропавших послах своих. «Они идут вслед за нами по другому пути со всем моим богатством», — отвечала она. После этого Ольга, сняв печальные одежды, облачилась в брачные одеяния и приняла радостный вид. Она повелела древлянам есть, пить и веселиться. А своим людям приказала, чтобы те прислуживали им, ели вместе, но не упивались.
Когда же древляне напились, княгиня велела верным слугам избивать их, и убитых пало до пяти тысяч и более. Так Ольга, смешав веселье древлян с кровью и отомстив этим за убийство любимого мужа, возвратилась в Киев.
На другой год Ольга собрала войско и пошла на древлян с сыном своим Святославом, и его привлекая к отмщению за смерть отца. Древляне вышли им навстречу с немалою воинскою силою; сойдясь вместе, обе стороны ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян, коих и гнали до самого стольного города Искоростеня, предавая смерти.
Древляне затворились в городе, Ольга же целый год неотступно осаждала его. Видя же, что трудно взять город приступом, она придумала такую хитрость. «Зачем, безумные, хотите уморить себя голодом, не желая мне покориться? Ведь все остальные города ваши мне выразили покорность: жители их уплачивают дань и живут спокойно в городах и селах, обрабатывая свои нивы»,— сказала она. «Мы хотели бы тоже,— отвечали затворившиеся,— покориться тебе, да боимся, как бы ты не стала снова мстить за князя своего». Ольга же отправила к ним посла со словами: «Я же неоднократно мстила и на старейшинах и на прочих людях ваших; и теперь желаю не мести, но требую от вас дани и покорности». Древляне согласились уплачивать ей дань, какую она захочет. Ольга предложила им: «Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не можете уплатить мне дани ни медом, ни воском, ни кожами, ни другими годными для торговли вещами. Да я и сама не хочу отягощать вас большой данью; дайте мне какую-нибудь малую дань в знак вашей покорности, хотя бы по три голубя и по три воробья от каждого дома». Древлянам дань эта настолько показалась ничтожной, что они даже насмехались над женским разумом Ольги. Однако же поспешили собрать от каждого дома по три голубя и воробья и послали ей с поклоном.
Ольга сказала пришедшим к ней из города мужам: «Вот вы теперь покорились мне и сыну моему. Живите же в мире, завтра я отступлю от города вашего и отправлюсь домой». С этими словами она распрощалась. Все жители города сильно обрадовались, услышав о словах княгини. Она же раздала птиц своим воинам с приказанием, чтобы поздним вечером к каждому голубю и к каждому воробью привязан был лоскут, пропитанный серой, который следовало зажечь, и пустить всех птиц на воздух вместе. Воины исполнили это приказание.
И птицы полетели в город, из которого были взяты: каждый голубь влетел в свое гнездо и каждый воробей под свою стреху. Тотчас город загорелся во многих местах, и Ольга приказала своему войску окружить город со всех сторон и начать приступ. Население города, спасаясь от огня, выбегало из-за стен и попадало в руки неприятеля. Так взят был Искоростень.
Много людей из древлян погибло от меча, другие же с женами и детьми сгорели в огне, а иные утонули в реке, протекавшей под городом; в это же время погиб и князь древлянский. На оставшихся в живых Ольга наложила тяжкую дань. Так княгиня отомстила древлянам за убийство своего мужа, подчинила себе всю древлянскую землю и со славою и торжеством возвратилась в Киев.
Подвластными ей областями Русской земли Ольга управляла не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. Великая княгиня объезжала свои пределы с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа, и летописи полны свидетельств с ее неустанных «хождениях».
Добившись укрепления власти Киевского стола и ослабив влияние мешавших собиранию Руси мелких князей, Ольга централизовала государственное управление с помощью системы погостов, которые, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли собой прочную опору великокняжеской власти на местах. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам воздвигались первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ слово «погост» получило значение «кладбище»).
Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно «на горе», над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной.
Две трети собранной дани, по свидетельству летописцев, она отдавала в распоряжение Киевского вече, третья часть шла «к Ользе, на Вышгород» — на нужды ратного строения.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Равноапостольная великая княгиня Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу, тому славному мужу, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его же совету, он не был призван на княжение всей Земли русской. Принадлежала Ольга к роду князей Изборских, одной из сильных и славных княжеских династий. Родилась она в языческой семье и называлась варяжским именем Хельга (в русском произношении Ольга, Вольга). Женское имя Ольга соответствует мужскому имени Олег, что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость.
Родители блаженной Ольги сумели внушить своей дочери правила честной и разумной жизни, которых придерживались сами, несмотря на свое идолопоклонство. Уже в юности ей были присущи глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Многомудрой, мудрейшей в роде называют святую Ольгу древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли столь богатый плод семена христианской веры.
Интересна история замужества достопочтенной княгини. Однажды князь Игорь, потомок Рюриков, достигнув юношеского возраста; занимался охотой. Случилось ему во время охоты по окрестностям Новгорода зайти в пределы Пскова. Выслеживая зверя около веси Выбутской, он увидел на другой стороне реки место, удобное для лова, но не мог попасть туда за неимением лодки. Спустя немного времени он заметил какого-то юношу, плывшего в лодке и, призвав его к берегу, велел перевести на другую сторону реки. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это девица,— то была блаженная Ольга. Красота Ольги уязвила самое сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная дева, уразумев помыслы юноши, разжигаемого похотью, пресекла беседу мудрым увещеванием: «Зачем смущаешься, князь, замышляя дело неисполнимое? Слова твои обнаруживают бесстыдное желание надругаться надо мною, чего да не будет! Прошу тебя: послушайся меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления, коих нужно стыдиться. Вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей должно быть светлым примером добрых дел — ты же теперь близок к беззаконию. Если сам ты, побежденный нечистой похотью, будешь совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других и судить справедливо своих подданных? Оставь такое бесстыдное вожделение, которого гнушаются честные люди; они могут возненавидеть тебя за это, хотя ты и князь, и предать позорному осмеянию. Да и то знай, что хотя я и одна здесь и бессильна по сравнению с тобой, ты все-таки не одолеешь меня. Но если бы ты даже и мог одолеть меня, то глубина этой реки мне и будет защитой: лучше уж умереть в чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему девству».
Такие увещевания образумили Игоря, пробудив в нем чувство стыда Он молчал, не находя слов для ответа. Так они переплыли реку — и расстались.
Протекло немного времени. Князь Олег, утвердив престол княжения в Киеве и посадив своих наместников в прочих подчинившихся ему городах, стал искать невесту для молодого князя. Собрали толпы красивых девиц, чтобы среди них найти достойную княжеского чертога, но ни одна из них не полюбилась Игорю, ибо в сердце его давно уже был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту, которая некогда перевезла его через реку в час ловли. Князь Олег с великой честью исполнил поручение преемника, Игорь вступил в брак с Ольгой в 903 году.
После смерти князя Олега Игорь стал править в Киеве единовластно. В эти годы вера Христова становится значительной духовной силой в пределах Руси. Об этом свидетельствует сохранившийся текст договора Игоря с греками, который включен летописцем Нестором в «Повесть временных лет».
По традиции, договор должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещеная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии, а «Русь некрещеная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. И то, что христиане поставлены в документе на первое место, говорит об их преимущественном духовном значении. Сам князь Игорь не сумел, однако, преодолеть косности обычая и остался язычником, поэтому и договор скрепил по языческому образцу — клятвой на мечах. Он отверг благодать Крещения и был наказан за неверие. Год спустя, в 945 году, восставшие язычники убили его в Древлянской земле, разорвав между двух деревьев. Но дни язычества были уже сочтены.
После смерти Игоря бремя государственного служения возложила на себя вдова Игоря — великая княгиня Киевская Ольга. Начало самостоятельного правления Ольги связано в летописях с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря. Клявшиеся на мечах и веровавшие «только в свой меч», они нашли свое отмщение в огне.
Исполнительницей огненной кары Господь избрал неутешную Ольгу, оплакивавшую вместе с трехлетним сыном Святославом своего мужа; плакали и все жители Киева. Древляне же составили дерзкий замысел: они хотели взять Ольгу в жены своему князю Малу, а наследника тайно умертвить. Таким образом они думали увеличить власть своего князя. К Ольге прислали гонцов, которые просили ее сделаться женою их князя; а в случае отказа им было велено угрозами понуждать женщину.
Посланные мужи водным путем достигли Киева и пристали к берегу. Услышав о прибытии посольства, княгиня Ольга позвала гонцов-древлян к себе и спросила их: «С добрым ли намерением прибыли вы, честные гости?» — «С добрым намерением», — отвечали они. «Скажите же,— продолжила она,— зачем именно вы прибыли к нам?» Мужи отвечали: «Нас послала к тебе Древлянская земля с такими словами: «Не гневайся, что мы убили твоего мужа, ибо он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья добрые правители. Нынешний же князь наш без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый, он к тому же кроток, любвеобилен и милостив ко всем. Пойди же за нашего князя — ты будешь нам госпожою и обладательницею Древлянской земли».
Княгиня Ольга, скрывая свою печаль и болезнь сердечную по мужу, ответила посольству с притворной радостью: «Мне угодны слова ваши, ведь мужа мне уже не воскресить, а оставаться вдовою так печально: будучи женщиной, я не в состоянии управлять столь большим княжеством; сын же мой еще малый отрок. Итак, я с охотой пойду за вашего молодого князя; к тому же я и сама еще не стара. Теперь идите, отдохните в ладьях ваших; утром же я позову вас на почетный пир, который устрою, чтобы всем стала известна причина прибытия вашего и мое согласие на ваше предложение; а затем я пойду к князю вашему. Утром вы прибудете на пир так же, как прибыли в Киев, то есть в ладьях, которые понесут мои слуги на головах, — пусть все увидят вашу знатность, которой я почитаю вас пред людьми».
С радостью древляне удалились в свои ладьи. Княгиня же, желая отомстить за убийство своего мужа, раздумывала в то время, какою бы смертью погубить их. Она приказала той же ночью выкопать глубокую яму во дворе при загородном дворце княжеском, где находилась палата, приготовленная для пира.
Наутро княгиня послала честных мужей звать сватов на пир. Посадив их в маленькие лодочки по одному, киевляне понесли их, надутых пустой гордостью. Как только принесли их на двор княжий, Ольга, смотревшая из палаты, приказала бросить древлян в глубокую яму. Затем, подошедши к яме, она спросила: «Угодна ли вам такая честь?» Они кричали: «О, горе нам! Мы убили Игоря, а теперь сами получили еще более злую смерть». И приказала Ольга засыпать их живыми в той яме.
Сделав это, княгиня немедленно послала своего гонца к древлянам со словами: «Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за вашего князя, то присылайте за мной посольство более многочисленное и более знатное, чем первое; пусть оно с честью ведет меня к князю вашему; присылайте же послов как можно скорее, пока меня не удержали киевляне».
Древляне с великой поспешностью послали к Ольге пятьдесят знатнейших мужей, старейшин земли Древлянской. Когда они пришли в Киев, Ольга велела приготовить для них баню. Когда древляне начали мыться, то сейчас же нарочно приставленные слуги крепко снаружи заложили затворенные двери, обложили баню соломой с хворостом и подожгли; так с баней сгорели старейшины древлянские вместе со слугами.
И снова Ольга отправила к древлянам гонца, извещая о скором своем прибытии для бракосочетания с князем Малом. На сей раз, она приказала приготовить меда и всякого питья на том месте, где был убит ее муж, чтобы сотворить прежде второго своего брака тризну по первому мужу, то есть поминальный пир по обычаю языческому. Древляне на радостях все приготовили в изобилии. Княгиня же Ольга, по обещанию своему, отправилась к древлянам со многим войском, точно приготовлялась к войне, а не для бракосочетания.
Когда Ольга приблизилась к стольному городу древлян Искоростеню, последние выступили ей навстречу в праздничных одеждах и приняли ее с ликованием. Ольга же, прежде всего, пошла на могилу своего мужа и сильно плакала о нем. Совершив затем, по обычаю языческому, поминальную тризну, она повелела насыпать над могилой большой курган. «Я уже не скорблю о первом своем муже, — сказала княгиня, — совершив над могилой его то, что должно было совершить. Наступило время с весельем готовиться ко второму браку с князем вашим». Древляне же спрашивали Ольгу о пропавших послах своих. «Они идут вслед за нами по другому пути со всем моим богатством», — отвечала она. После этого Ольга, сняв печальные одежды, облачилась в брачные одеяния и приняла радостный вид. Она повелела древлянам есть, пить и веселиться. А своим людям приказала, чтобы те прислуживали им, ели вместе, но не упивались.
Когда же древляне напились, княгиня велела верным слугам избивать их, и убитых пало до пяти тысяч и более. Так Ольга, смешав веселье древлян с кровью и отомстив этим за убийство любимого мужа, возвратилась в Киев.
На другой год Ольга собрала войско и пошла на древлян с сыном своим Святославом, и его привлекая к отмщению за смерть отца. Древляне вышли им навстречу с немалою воинскою силою; сойдясь вместе, обе стороны ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян, коих и гнали до самого стольного города Искоростеня, предавая смерти.
Древляне затворились в городе, Ольга же целый год неотступно осаждала его. Видя же, что трудно взять город приступом, она придумала такую хитрость. «Зачем, безумные, хотите уморить себя голодом, не желая мне покориться? Ведь все остальные города ваши мне выразили покорность: жители их уплачивают дань и живут спокойно в городах и селах, обрабатывая свои нивы»,— сказала она. «Мы хотели бы тоже,— отвечали затворившиеся,— покориться тебе, да боимся, как бы ты не стала снова мстить за князя своего». Ольга же отправила к ним посла со словами: «Я же неоднократно мстила и на старейшинах и на прочих людях ваших; и теперь желаю не мести, но требую от вас дани и покорности». Древляне согласились уплачивать ей дань, какую она захочет. Ольга предложила им: «Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не можете уплатить мне дани ни медом, ни воском, ни кожами, ни другими годными для торговли вещами. Да я и сама не хочу отягощать вас большой данью; дайте мне какую-нибудь малую дань в знак вашей покорности, хотя бы по три голубя и по три воробья от каждого дома». Древлянам дань эта настолько показалась ничтожной, что они даже насмехались над женским разумом Ольги. Однако же поспешили собрать от каждого дома по три голубя и воробья и послали ей с поклоном.
Ольга сказала пришедшим к ней из города мужам: «Вот вы теперь покорились мне и сыну моему. Живите же в мире, завтра я отступлю от города вашего и отправлюсь домой». С этими словами она распрощалась. Все жители города сильно обрадовались, услышав о словах княгини. Она же раздала птиц своим воинам с приказанием, чтобы поздним вечером к каждому голубю и к каждому воробью привязан был лоскут, пропитанный серой, который следовало зажечь, и пустить всех птиц на воздух вместе. Воины исполнили это приказание.
И птицы полетели в город, из которого были взяты: каждый голубь влетел в свое гнездо и каждый воробей под свою стреху. Тотчас город загорелся во многих местах, и Ольга приказала своему войску окружить город со всех сторон и начать приступ. Население города, спасаясь от огня, выбегало из-за стен и попадало в руки неприятеля. Так взят был Искоростень.
Много людей из древлян погибло от меча, другие же с женами и детьми сгорели в огне, а иные утонули в реке, протекавшей под городом; в это же время погиб и князь древлянский. На оставшихся в живых Ольга наложила тяжкую дань. Так княгиня отомстила древлянам за убийство своего мужа, подчинила себе всю древлянскую землю и со славою и торжеством возвратилась в Киев.
Подвластными ей областями Русской земли Ольга управляла не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. Великая княгиня объезжала свои пределы с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа, и летописи полны свидетельств с ее неустанных «хождениях».
Добившись укрепления власти Киевского стола и ослабив влияние мешавших собиранию Руси мелких князей, Ольга централизовала государственное управление с помощью системы погостов, которые, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли собой прочную опору великокняжеской власти на местах. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам воздвигались первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ слово «погост» получило значение «кладбище»).
Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно «на горе», над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной.
Две трети собранной дани, по свидетельству летописцев, она отдавала в распоряжение Киевского вече, третья часть шла «к Ользе, на Вышгород» — на нужды ратного строения.
Последний раз редактировалось: Ольга (Пн Май 07, 2012 9:37 am), всего редактировалось 1 раз(а)