По древнему народному преданию и по древней традиции, всем девицам полагалось перед свадьбой плакать, что и делалось именно на девичнике. Таким образом, происходило прощание невесты со своей молодостью и свободой. "Не плачешь за столом - будешь плакать за столбом", - говорили умудренные жизненным опытом старушки. В прежние времена девушка-невеста садилась среди подруг и начинала причитать по специально заученному тексту и плану. Существовали народные, веками сложенные причитания, которые исполняла молодая девица накануне своей свадьбы.
Происходило это примерно так. С того дня, как невеста просватана, в дом к ней приглашали вытницу (плакальщицу) и подруг. Обычно на роль вытницы выбирали либо из старых дев, либо среди замужних женщин, знающих толк в страдальческих песнях. Разумеется, эта дама должна была обладать приятным голосом и манерами, поскольку особый дар вытницы заключался в том, чтобы своим пением заставить невесту расплакаться и "завыть". Эта почтенная и уважаемая дама ко всему прочему должна была уметь управлять хором девушек-подружек, с их помощью она добивалась желаемого результата и заставляла невесту рыдать навзрыд. Поскольку хорошие вытницы были редкостью, то они пользовались особенным уважением и почетом.
Женская половина родственников во время девичника, который мог продолжаться несколько дней, и сами приходили в гости к невесте, и приглашали ее к себе вместе с вытницей, чтобы всем вместе поплакать над горькою судьбой молодой девы, навеки расстающейся со своей молодостью и невинностью. Невеста вместе с вытницей принимает гостей и дарит их вином, двумя поясками и душераздирающим пением. Когда же невеста вместе с подругами и вытницей сама отправляется в гости, то первым делом на выходе из своего дома она запевает заунывную песню и просит в ней позволения у родителей уйти из дому в гости к тетке (например, чтобы там попеть свои грустные песни и попрощаться с родственницей). Естественно родители, устав от длительных пронзительных заунывных песен, с радостью отпускают горемычную дочь вместе с вытницей и подругами на все четыре стороны.
Между тем молодая страдалица-невеста отправлялась в путь. Летом вытница, невеста и подруги обычно ходили пешком через поля и луга и там, на воле, голосили столько, сколько душе было угодно. А вот зимой приходилось ездить на санях, а от постоянной тряски да еще при сильном морозе дружного пения никак не получалось. Во время таких вот разъездов подруги невесты обязательно брали с собой в путь ватное или войлочное сиденье для самой невесты, чтобы как-то ее выделить среди прочих девиц. И если вдруг на пути у вытницы и невесты встречался пеший человек, то подруги невесты немедленно клали наземь войлочную подушку, усаживали на нее невесту и затягивали одну из своих самых печальных песен, рассказывая одинокому путнику о превратностях судьбы молодой девы.
По приходе к родственнице, например к тетке, девицы с невестой под управлением вытницы затягивали одну из своих песен:
Родна матушка, не хотела ты
Меня, грустну девицу, на мосту заморозить.
Пощипало мои ноженьки резвые морозцем
Да к мосту, да к калиновому приморозило.
Приморозило-то мои белы рученьки
Ко скобе, да ко железной.
Растроганная тетка тут же выносила невесте и ее подругам, и, конечно же, вытнице, теплой браги, стлала у порога войлок. Невеста падала на войлок, и все хором затягивали краткую песню о кручине невесты, что вот она приехала к своей тетушке в последний раз. После этого все целовались, подушку невесты и войлок вносили в дом, гостеприимная тетка вновь потчевала всех брагой, вином, пивом, пельменями и другими кушаньями. Если невеста подмерзла, то ей подносили разогретое пиво с перцем. После трапезы и питья гости затягивали величальную песню и хвалили в ней тетку. За это хозяйка дома и прочие члены ее семьи дарили подругам невесты по копейке, а то и по двадцать. В свою очередь невеста в ответ дарила тетке холст на рукава, тельник и два пояска, а хозяину дома - порты или опояску с тельником и двумя поясками. После этого все опять начинали петь. На этот раз к всеобщему пению
Происходило это примерно так. С того дня, как невеста просватана, в дом к ней приглашали вытницу (плакальщицу) и подруг. Обычно на роль вытницы выбирали либо из старых дев, либо среди замужних женщин, знающих толк в страдальческих песнях. Разумеется, эта дама должна была обладать приятным голосом и манерами, поскольку особый дар вытницы заключался в том, чтобы своим пением заставить невесту расплакаться и "завыть". Эта почтенная и уважаемая дама ко всему прочему должна была уметь управлять хором девушек-подружек, с их помощью она добивалась желаемого результата и заставляла невесту рыдать навзрыд. Поскольку хорошие вытницы были редкостью, то они пользовались особенным уважением и почетом.
Женская половина родственников во время девичника, который мог продолжаться несколько дней, и сами приходили в гости к невесте, и приглашали ее к себе вместе с вытницей, чтобы всем вместе поплакать над горькою судьбой молодой девы, навеки расстающейся со своей молодостью и невинностью. Невеста вместе с вытницей принимает гостей и дарит их вином, двумя поясками и душераздирающим пением. Когда же невеста вместе с подругами и вытницей сама отправляется в гости, то первым делом на выходе из своего дома она запевает заунывную песню и просит в ней позволения у родителей уйти из дому в гости к тетке (например, чтобы там попеть свои грустные песни и попрощаться с родственницей). Естественно родители, устав от длительных пронзительных заунывных песен, с радостью отпускают горемычную дочь вместе с вытницей и подругами на все четыре стороны.
Между тем молодая страдалица-невеста отправлялась в путь. Летом вытница, невеста и подруги обычно ходили пешком через поля и луга и там, на воле, голосили столько, сколько душе было угодно. А вот зимой приходилось ездить на санях, а от постоянной тряски да еще при сильном морозе дружного пения никак не получалось. Во время таких вот разъездов подруги невесты обязательно брали с собой в путь ватное или войлочное сиденье для самой невесты, чтобы как-то ее выделить среди прочих девиц. И если вдруг на пути у вытницы и невесты встречался пеший человек, то подруги невесты немедленно клали наземь войлочную подушку, усаживали на нее невесту и затягивали одну из своих самых печальных песен, рассказывая одинокому путнику о превратностях судьбы молодой девы.
По приходе к родственнице, например к тетке, девицы с невестой под управлением вытницы затягивали одну из своих песен:
Родна матушка, не хотела ты
Меня, грустну девицу, на мосту заморозить.
Пощипало мои ноженьки резвые морозцем
Да к мосту, да к калиновому приморозило.
Приморозило-то мои белы рученьки
Ко скобе, да ко железной.
Растроганная тетка тут же выносила невесте и ее подругам, и, конечно же, вытнице, теплой браги, стлала у порога войлок. Невеста падала на войлок, и все хором затягивали краткую песню о кручине невесты, что вот она приехала к своей тетушке в последний раз. После этого все целовались, подушку невесты и войлок вносили в дом, гостеприимная тетка вновь потчевала всех брагой, вином, пивом, пельменями и другими кушаньями. Если невеста подмерзла, то ей подносили разогретое пиво с перцем. После трапезы и питья гости затягивали величальную песню и хвалили в ней тетку. За это хозяйка дома и прочие члены ее семьи дарили подругам невесты по копейке, а то и по двадцать. В свою очередь невеста в ответ дарила тетке холст на рукава, тельник и два пояска, а хозяину дома - порты или опояску с тельником и двумя поясками. После этого все опять начинали петь. На этот раз к всеобщему пению