Языческие жертвоприношения славян и целый спектр смежных вопросов активно обсуждается этнографами и культурологами всего мира не первый десяток лет. В Интернете на многочисленных околославянских форумах можно найти огромное количество статей, в которых описываются жертвоприношения древних славян и даже порой – со ссылками на некие источники. В этой связи нельзя не упомянуть основателя советской археологии Б.А. Рыбакова и его фундаментальную работу «Язычество древних славян», к которой мы еще обязательно вернемся, и которая по ряду нижеприведенных причин отвергается многими исследователями как объективный научно обоснованный труд.
Вопрос о том, что собой представляли жертвоприношения славян-язычников, остается полемичным для ученых, элементарно потому, что нет ни одного дохристианского источника, в котором упоминались бы подобные действия. Безусловно, здесь можно привести очевидный контраргумент – дохристианских русскоязычных источников нет в принципе. То есть археологами были найдены отдельные надписи (в том числе – выполненные рунами, некоторые – не расшифрованы до сих пор, как например, знаки на Микоржинских камнях и так называемая Ситовская надпись), но полноценных текстов нет. Притом, что некоторые находки (например, кости мамонта из Юдиновского музея) вполне читаемы с применением современного русского алфавита и знакомых нам грамматических правил, но это, как говорится, уже совсем другая история.
Жертвоприношения у славян: немного фактов
Языческие жертвоприношения славян и целый спектр смежных вопросов активно обсуждается этнографами и культурологами всего мира не первый десяток лет. В Интернете на многочисленных околославянских форумах можно найти огромное количество статей, в которых описываются жертвоприношения древних славян и даже порой – со ссылками на некие источники. В этой связи нельзя не упомянуть основателя советской археологии Б.А. Рыбакова и его фундаментальную работу «Язычество древних славян», к которой мы еще обязательно вернемся, и которая по ряду нижеприведенных причин отвергается многими исследователями как объективный научно обоснованный труд.
Вопрос о том, что собой представляли жертвоприношения славян-язычников, остается полемичным для ученых, элементарно потому, что нет ни одного дохристианского источника, в котором упоминались бы подобные действия. Безусловно, здесь можно привести очевидный контраргумент – дохристианских русскоязычных источников нет в принципе. То есть археологами были найдены отдельные надписи (в том числе – выполненные рунами, некоторые – не расшифрованы до сих пор, как например, знаки на Микоржинских камнях и так называемая Ситовская надпись), но полноценных текстов нет. Притом, что некоторые находки (например, кости мамонта из Юдиновского музея) вполне читаемы с применением современного русского алфавита и знакомых нам грамматических правил, но это, как говорится, уже совсем другая история.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Как все это относится к вопросу о человеческих жертвоприношения у славян? Всему свое время. Относительно дохристианских источников стоит сделать два замечания. Во-первых, не стоит забывать о том, что в 1724 году по указу Петра I была создана Санкт-Петербургская Академия наук, которая на момент открытия имела в своем составе 15 академиков, среди которых не было ни одного русского (хотя бы в принципе – славянина). Как известно сия Академия была призвана аккумулировать все научные ресурсы страны и, что немаловажно, собрать в своих стенах все известные археологические и культурологические артефакты, в частности – летописи. По удивительному стечению обстоятельств, именно в первой половине XVIII века (как полагают многие исследователи – именно в связи с деятельностью Академии) пропали списки многих древнерусских летописей (к примеру, Иоакимовская и Волынская летописи).
Второе замечание проще и рельефнее: «Славянские хроники» Гельмольда из Боссау и «Деяния данов» Саксона Грамматика (в которых также есть упоминания о русах) не содержат в себе сведений о жертвоприношениях славян-язычников, хотя из этих текстов мы многое узнаем о культуре и обычаях Древней Руси (в том числе – о храмах «языческим» богам). В совокупности эти два «нюанса» навевают весьма любопытную картину, которая, однако, может быть справедливо отнесена к разряду домыслов. Собственно, как и факты жертвоприношения язычников, каковыми сегодня принято называть подавляющую часть раннесредневековых славянских племен.
Достаточно точно факт жертвоприношения описал в своих дневниках араб Ибн Фадлан, но нужно понимать, что Фадлан был послом в Волжской Булгарии (921-922 годы) и встречался в основном с купцами-скандинавами, но не руссами. И хотя очевидна схожесть культур во многом обряды викингов и славян отличались. В частности, нет археологических подтверждений обряду, который описывал Фадлан: одна из жен погибшего воина добровольно умерщвляет себя во время погребального обряда. Важно отметить, что лишь некоторые отечественные историки полагают, что здесь араб писал о руссах, для западных историков все очевидно – это были именно скандинавы (викинги, выходцы из Дании и Швеции). Тем не менее, на скандинавском полуострове действительно найдены подобные захоронения (хоть и позднесредневековые), где поверх аккуратно уложенного тела мужчины находится тело женщины в неестественной позе. Однако, это также достаточно спорный вопрос, ведь археология подтверждает и другой факт: раннесредневековые скандинавы и славяне практиковали кродирование (кремацию).
Таким образом, записки Ибн Фадлана ни в коей мере не могут служить свидетельствами кровавых жертвоприношений у славян. Разоблачение стереотипа имеет и другое основание, которое зиждется на личности вышеупомянутого Б.А. Рыбакова. Жертвоприношениям славян в его исследованиях на самом деле отведено совсем немного места, собственно – это лишь отдельные упоминания (меньше десятка) в работах «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». Что же об этом пишет Рыбаков? Для наглядности я приведу лишь пару примеров, на основе которых человек образованный и вдумчивый без труда найдет аналогичные «разъяснения» и для других фактов, упомянутых археологом. Б.А. Рыбаков пишет: «Другой автор, несколько более ранний (писал в начале XII в.), перечисляя бесчеловечные языческие обряды, упомянул и «Таверская деторезанья идолом от первенець». Любопытно, но о том, кем является этот «другой автор» мы не знаем до сих пор, сам археолог не делает на этот счет никаких пояснений. Да и фраза «Таверская деторезанья идолом от первенець» вызывает серьезные сомнения в своей подлинности, элементарно потому, что не удается найти ни одного документального источника, где она встречается.