22. ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ – Змеиный праздник, отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие… «Православные» христиане отмечали 30 травеня/мая Исакия Змейника. По поверьям, в этот день змеи «имеют власть» безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их. Считалось, что змеиный укус в этот день «ни поп не отчитает, ни бабка (знахарка) не зашепчет». В народе о Змейнике говорили: «За Федосьей[30] – Исакий, выползает из нор гад всякий», «На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу», «На Исакия средь ряски – змеиные пляски», «На Исакия Семиглавый Змей – змеиную свадьбу справляет».
23. ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) – праздник конца весны и начала лета, отмечаемый не позднее 3 кресеня/июня, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав – Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением Сил Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои Силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье… «Православные» христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов день (Пятидесятницу)[31]. О сию пору издревле поминали Предков[32] и творили обереги от бесчинств, творимых Русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» – то есть неестественной смертью). В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова Дня не с одного Неба – из-под Земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как Огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.
24. КУПАЛА – один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солцевороту[33]. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы… «Православные» христиане отмечали 24 кресеня/июня день Иоанна Крестителя (Ивана Купалы[34]). Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные обрядные Костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки[35]. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-Цвет, а поутру купались в целебной росе… Накануне Купалы отмечался день Агриппины или Аграфены Купальницы (23 кресеня/июня). Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начинали купаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегали купаться до сей поры, о чём и говорили в народе: «На Аграфену Купальницу старики закупываются[36]».
25. СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) – чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары… «Православные» христиане отмечали 29 кресеня/июня Петров день (день Петра и Павла). В народе говорили: «Пётр и Павел жару прибавил», «Пётр и Павел день убавил», «К Петрову Дню вода в реке умеженится (спадёт)», «На Петров день Солнышко играет». Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных или Сварожьих (Петровских) качелях: «Петровские качели – на Летопроводца[37] обрученье», поэтому Летнее Сварожье почитается тако же Днём Лады.
26. ПЕРУНОВ ДЕНЬ – великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей… «Православные» христиане отмечали 20 липеня/июля Ильин день (Илью Пророка). В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда – лето, а после обеда – осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после – и баба фартуком нагонит», «Илья словом дождь держит и низводит», «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина Дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Ильина Дня в поле сива коня не увидать – ночи тёмные». «Илья Пророк – косьбе срок» – то есть заканчивается сенокос и начинается жатва[38], «Илья Пророк в воду льдинку уволок» – по поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела[39]. Перунов (Ильин) день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни… Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим – во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову (Ильину) Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую, подробнее о коих см. наши: «СВЯТО ПЕРУНЬЕ» и «ПЕРУНОВ ДЕНЬ».
27. ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) – буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени… «Православные» христиане отмечали 8 серпеня/августа день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по Белу Свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь». Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) – «На Михея дуют ветры тиховеи – к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей – к ненастному сентябрю».
28. СПОЖИНКИ – праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая[40]) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу[41]… «Православные» христиане отмечали 15 серпеня/августа Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку – на пест, на колотило, на кривое веретено!» – возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу…
29. ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО – чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб… «Православные» христиане отмечали 22 серпеня/августа день Агафона Огуменника. По поверьям, в ночь под Агафона Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. В народе говорили: «На Агафона Леший из лесу в поле выходит». В некоторых губерниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого Лешим озорства…
30. ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ (ОСЕНИНЫ) – праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени – чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требы Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам»… «Православные» христиане отмечали 8 вересеня/сентября Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую[42] хорошая – осень будет хорошая».
31. ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ – осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары… «Православные» христиане отмечали 14 вересеня/сентября Воздвиженье Креста[43]. В народе говорили: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась», «Двинулись над Русью птиц вереницы», «На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся – уходят под Землю», «Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под Землю[44] перед зимней спячкой», «На Воздвиженье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется», «На Воздвиженье медведь в берлогу уходит». По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя – «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются» сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева[45], имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников…
32. ЛИСТОБОЙ (СТРИБОГ ОСЕННИЙ) – холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями… «Православные» христиане отмечали 20 вересеня/сентября день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный – к стуже, южный – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры – листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».
33. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ) – один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию[46]. Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»… Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны[47], оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… «Православные» христиане отмечали 24 вересеня/сентября Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые «Именины Овина»). Говорили: «На Заревницу хозяину – хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок». Примечали: «С Заревницы – зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль – «убегает лошадиным скоком».
34. ПОКРОВ (ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ) – Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле – конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень «переламывается» на зиму… «Православные» христиане отмечали Покров[48] 1 листопада/октября. В народе говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима», «Покров кроет Землю где листком, а где и снежком», «Не удивляйся снегу на Покров». Примечали: «Какова погода на Покров, такова будет и зима», «Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга – зима тёплая; если с запада – снежная». С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: «Придёт Покров, девке голову покроет[49]», «Если снег Землю покрывает на Покров – счастливое предзнаменование для обручённых». Девушки, кому пришла пора выходить замуж, просили: «Покрой, Сварог, Землю снежком, а меня женишком!» С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома – на зимнем корме. Тако же Покров – начало женских работ в избе… Вскоре после Покрова отмечали Иерофеев (Ерофеев) день (4 листопада/октября). По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под Землю на Змейник Осенний). Чуя, что выходит их срок, Лешие, порой, ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь Землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной…
35. ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ НЕДЕЛЯ) – череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), неделя поминовения Предков, проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий – до будущей весны… «Православные» христиане субботу перед Дмитрием Солунским[50] называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, о сию пору Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими Дедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космы и Дамиана (1 груденя/ноября), а Михайловскими Дедами называлась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя/ноября).
36. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ – Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши – Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей[51] всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб – распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу… «Православные» христиане отмечали сразу две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, именуемой в народе Земляной и Водяной Матушкой[52], Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно происходящих от колдовства): 14 листопада/октября – день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября – день Параскевы Пятницы или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины»…
37. ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ – чародейная ночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.
38. СВАРОЖКИ – череда Святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей. Пора окончательного «закрытия» Сварги, а тако же время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом… «Православные» христиане отмечали 1 груденя/ноября день Святых Космы и Дамиана – Кузьму-Демьяна Зимнего (Кузьминки)[53]. В народе говорили: «Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы, первые морозы», «Кузьминки – курьи именины, девичий праздник», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол». О сию пору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь: «Кузьма-Демьян с осеннего перепутья путь правит», «Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье». Очень много Кузьминских приговоров связано с началом зимы и первыми морозами: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идёт», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в ней ледяные цепи куются», «Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не расковать», «Кузьма и Демьян с гвоздём», «Кузьма-Демьян – скуй воды», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна» и т.п. Тако же о сию пору отмечались: 2 груденя/ноября – Акиндин и Пигасий («Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит», «Акиндин и Пигасий осматривают житницы»); 6 груденя/ноября – Павел Исповедник и Варлаам Хутынский – Ледоставы («Если на Ледоставов снегопад, зиму надо ждать снежную, хорошую для озимых», «Если лёд на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко – то и хлеба будет гладко», «На Ледоставов встречаются два друга – мороз да вьюга»); и 8 груденя/ноября – Михаил Архангел, пора кратковременных Михайловских оттепелей: «Кузьма закуёт, а Михайло раскуёт». Если же оттепелей не было, говорили: «С Михайлина дня зима стоит, Земля мёрзнет», «День Михайла – с полумостом», «Михайло мосты мостит», «Со дня Михайла Архангела зима морозы куёт».
39. МАРИН ДЕНЬ – приход Морены-Зимы[54]… «Православные» христиане отмечали 9 груденя/ноября Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях – к морозам», «Коли на Матрёну туман – к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм[55]. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение – ворота зимы», «Введение пришло – зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) – день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) – день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт – за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает – дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».
40. КОРОЧУН – самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год… «Православные» христиане праздновали 24 стуженя/декабря Сочельник (от славянск. «сочиво» – «кутья»). По поверьям, ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря – см. «КОЛЯДА») благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п. в народе о сию пору примечали: «Коли под Рождество Небо звездисто – богатый приплод скота и много ягод на будущий год», «Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе», «Ясный день – сильные морозы, к хорошему урожаю», «Коли тропинки черны – урожай на гречу»…
………………………………….