Не взбирайтесь на пьедестал, подавая нищему, но будьте благодарны ему за то, что он существует, и вы, подавая ему, можете помочь самому себе. Благословен ведь не берущий, а дающий!
Давать милостыню или не давать? Вот в чем вопрос!
Совсем не давать – нельзя! Потом, когда вы сами будете что-то у кого-то просить, вам не дадут. Можете назвать это Божьей карой, кармой или еще как-то. Но давно замечено, что все возвращается к нам, как бумеранг. Так срабатывает все тот же закон: «Что отдашь, то и получишь».
Но ведь если в наше время давать всем, кто просит, разориться можно. Что делать?
Здесь не лишним будет коснуться вопроса о нищих и милостыне.
Слишком много развелось нищих. А вдруг дам ему денег, а он их пропьет? «Оказывающий благотворительность должен не жизнь бедного исследовать, но помочь бедности и удовлетворить нужде. Одно оправдание у бедного – недостаток и нужда, ничего больше не спрашивай у него, но если он, хотя бы был порочнее всех, нуждается в необходимой пище, то утолим голод его»,– говорил Святитель Иоанн Златоуст. Ответ здесь однозначный – подавать.
Приведу еще слова Иоанна Златоуста: «Если видишь бедного, не проходи мимо, а тотчас подумай, каким бы ты был, если бы был тем бедным, чего бы ты не хотел, чтобы все тебе делали?»
А вот что писал Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «В обыкновение вошло только бранить нищих, презирать их, называть тунеядцами. А дать им работу и дело никто не потрудится, или дать одежду, чтобы можно было работать на морозе, никто не хочет, а разве бранью и презрением можно помочь горю? Придите к этим нищим с деятельной помощью, оденьте их, накормите. Дайте им дело – и увидите, что они с радостью будут работать. Или без дальних хлопот дайте материальную помощь приходскому попечительству на устройство Дома Трудолюбия, чтобы оно могло построить его и учредить в нем постоянные работы, чтобы недаром ели хлеб наши тунеядцы, да позаботьтесь давать им посильные работы – и не будет тунеядцев. Все они, между прочим, плод и нашего жестокосердия, невнимания, нашей гордыни и самоугодия – не они только виноваты в своей праздности, а и общество. Скажите: что бы вы стали делать, попав в их среду, став на их место? Избави Бог всякого от их участи. И да благодарят Бога счастливцы мира сего за то, что они при всем множестве грехов своих вольных и невольных, живут в довольстве, роскоши, что все блага льются к ним рекой, но пусть не забывают, что, когда им очень тепло, и светло, и сытно, и весело, – многим очень и холодно, и голодно и крайне невесело».
Если на твоем пути встал нищий, значит, где-то во Вселенной ты задолжал: купи ему хлеба, дай одежду, если не хочешь дать денег. Словом, поступи как человек.
Ибо: «Если не подаешь нуждающемуся, то не знаешь, что и сам ты человек», – говорил Преподобный Ефрем Сирин.
Отбросьте сомнения прочь, и слушайтесь своего сердца. Кого станет жалко, к кому потянется рука, почувствуете, что надо помочь, – помогите. И не жалейте об этом. Все к вам вернется.
Но вот если вы хотели помочь и не помогли, тогда обязательно потеряете больше в другом месте.
Давать милостыню или не давать? Вот в чем вопрос!
Совсем не давать – нельзя! Потом, когда вы сами будете что-то у кого-то просить, вам не дадут. Можете назвать это Божьей карой, кармой или еще как-то. Но давно замечено, что все возвращается к нам, как бумеранг. Так срабатывает все тот же закон: «Что отдашь, то и получишь».
Но ведь если в наше время давать всем, кто просит, разориться можно. Что делать?
Здесь не лишним будет коснуться вопроса о нищих и милостыне.
Слишком много развелось нищих. А вдруг дам ему денег, а он их пропьет? «Оказывающий благотворительность должен не жизнь бедного исследовать, но помочь бедности и удовлетворить нужде. Одно оправдание у бедного – недостаток и нужда, ничего больше не спрашивай у него, но если он, хотя бы был порочнее всех, нуждается в необходимой пище, то утолим голод его»,– говорил Святитель Иоанн Златоуст. Ответ здесь однозначный – подавать.
Приведу еще слова Иоанна Златоуста: «Если видишь бедного, не проходи мимо, а тотчас подумай, каким бы ты был, если бы был тем бедным, чего бы ты не хотел, чтобы все тебе делали?»
А вот что писал Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «В обыкновение вошло только бранить нищих, презирать их, называть тунеядцами. А дать им работу и дело никто не потрудится, или дать одежду, чтобы можно было работать на морозе, никто не хочет, а разве бранью и презрением можно помочь горю? Придите к этим нищим с деятельной помощью, оденьте их, накормите. Дайте им дело – и увидите, что они с радостью будут работать. Или без дальних хлопот дайте материальную помощь приходскому попечительству на устройство Дома Трудолюбия, чтобы оно могло построить его и учредить в нем постоянные работы, чтобы недаром ели хлеб наши тунеядцы, да позаботьтесь давать им посильные работы – и не будет тунеядцев. Все они, между прочим, плод и нашего жестокосердия, невнимания, нашей гордыни и самоугодия – не они только виноваты в своей праздности, а и общество. Скажите: что бы вы стали делать, попав в их среду, став на их место? Избави Бог всякого от их участи. И да благодарят Бога счастливцы мира сего за то, что они при всем множестве грехов своих вольных и невольных, живут в довольстве, роскоши, что все блага льются к ним рекой, но пусть не забывают, что, когда им очень тепло, и светло, и сытно, и весело, – многим очень и холодно, и голодно и крайне невесело».
Если на твоем пути встал нищий, значит, где-то во Вселенной ты задолжал: купи ему хлеба, дай одежду, если не хочешь дать денег. Словом, поступи как человек.
Ибо: «Если не подаешь нуждающемуся, то не знаешь, что и сам ты человек», – говорил Преподобный Ефрем Сирин.
Отбросьте сомнения прочь, и слушайтесь своего сердца. Кого станет жалко, к кому потянется рука, почувствуете, что надо помочь, – помогите. И не жалейте об этом. Все к вам вернется.
Но вот если вы хотели помочь и не помогли, тогда обязательно потеряете больше в другом месте.