Волк в звериной магии (символизм, значение оберегов: клык волка, коготь волка, влагалище волчицы)
Кто - то видел его только на картинках и в фильмах, а кому-то не посчастливилось столкнуться с ним один на один в реальности, одни его боготворят, другие приходят в ужас от пронзительного воя… Словом, отношение к волку у каждого разное, однако этот красивый и могучий зверь прочно связан в сознании людей с мистикой и таинственным миром магии.
Волки – стайные животные, верные и преданные семьянины. Лишь изредка встречаются волки-одиночки, и происходит такое, как правило, из-за гибели волчицы и истребления всего потомства. Вот такой зверь действительно представляет угрозу для человека.
В народе считается, что волки особенно опасны начиная со дня Ильи-Пророка (именно в это время "открываются волчьи норы"), а с 9 декабря волки приближаются к селениям в поисках добычи.
Самыми крупными являются полярные и уральские волки, существуют также красные степные, пустынные, гривастые и так далее. Волк-самец в случае угрозы будет биться до последнего, а вот волчица уйдет, даже если придется оставить маленьких волчат на произвол судьбы. И в этом есть здравый смысл: волчица сможет снова принести потомство. На охоту эти звери идут организованно, по определенной схеме, все продуманно до мелочей: кто-то наблюдает, кто-то гонит жертву, - кажется, словно животные договариваются обо всем заранее.
Во времена язычества на Руси волк считался животным Хорса, бога огня и домашнего очага (второе название волка – хорт), но ему также покровительствовал и Велес. Так называемые «Велесовы дни» проходили во время зимних святок и являлись «волчьим праздником».
Вероятно, что по весне для славян-земледельцев волки приносили пользу: когда всходили яровые хлеба и лён, а в лесной глуши обитали косули, олени и кабаны, которые наносили значительный вред посевам, а волки ловили их. Таким образом, волк в народном представлении стал ассоциироваться с плодородием. В облике волка иногда «видели» духа полей и хлеба: в ветряную погоду нередко сказывали: «Ржаной волк бежит по полю».
В народных поверьях происхождение волка часто связывалось с нечистой силой. Как гласит одна легенда, черт вылепил волка из глины или вытесал из дерева, но не мог его оживить, и тогда сам Бог вдохнул в волка жизнь. Оживленный зверь напал на черта и с тех пор черт стал хромым. Таким образом, некая связь с землей, глиной роднит волка с существами «подземного мира» - змеями и ящерицами.
Как сверхъестественное и причастное к миру духов существо, волк в сказках наделялся мудростью и волшебством (достаточно вспомнить, как часто волк выручал Ивана-царевича). Кроме того, волку приписывались функции посредника между явным и потусторонним мирами, между простыми людьми и богами; к примеру, у сербов было поверье, что волк способен посещать мертвых, а при встрече с волком иногда призывали умерших, поэтому волков могли принимать за «живых мертвецов».
Волк, как черти и прочая нечисть, моментально отзывается на свое имя, поэтому среди крестьян запрещалось упоминать его, чтобы не навлечь беду, поэтому ему давали прозвища, например, "серый", "бирюк", "кузьма" и прочие. Однако даже их старались не произносить.
В некоторых легендах волки противостоят человеку как злые духи, они боятся молитв, крестного знамения и колокольного звона. Многие верили, что волк подчиняется колдунам, которые могут сами оборачиваться этим зверем или через него насылать порчи на людей и домашний скот. Изначально полагали, что обращение в волков происходит два раза в году — на коляду и во время летнего солнцестояния. Ведьмы часто изображались скачущими на волках. Например, черти и бесы могут являться в волчьем обличии, с волчьими глазами, ушами. Повсеместно деревенские жители сказывали о том, что волками распоряжается леший, кормит их и позволяет задрать определенную скотину в стаде.
Поэтому подобные набеги волков на стадо часто расценивались пастухами как необходимая жертва, которая обязательно принесет удачу: потусторонние силы будут в дальнейшем оберегать скот. Иногда, чтобы задобрить лешего, овцу или корову специально оставляли в чаще леса; вероятнее всего так поступали 23 апреля, - считалось, что в этот день леший просыпается после зимней спячки.
Образ волка знаком не только легендам и сказкам, но и белокаменному "фольклору". В белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской земли 12-13 вв. вместе со львами и грифонами встречается волк. На одном только Дмитровском соборе изображено более двух десятков волков.
Чукчи-оленеводы почитали волка, видя в нем сверхъестественное существо. Они не убивали волков, думая, что остальные отомстят и истребят всех оленей. Волчьи черепа они хранили вместе с другими священными предметами.
Части волка особенно волчий клык и коготь волка широко применялись у многих народов в качестве оберегов и амулетов, но подробнее мы поговорим об этом позже. Часто колдовство применяли и против самих диких зверей. Чтобы волк не тронул пасущийся скот, совершались различные магические обряды и читались заговоры на защиту животных. К примеру, клали в печь железо, втыкали нож в стол или накрывали камень горшком, приговаривая: "Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока"; когда выводили скот на выпас, покупали новые замки и закрывали их, а ключи прятали, имитируя закрытие волчьей пасти; обращались к Лешему с мольбами, как к хозяину волчьей стаи. При входе в лес, крестьяне шептали спасительные молитвы, чтобы не повстречать лютого зверя. Если же сталкивались с волком, изо всех сил пытались молчать и сохранять спокойствие, даже притворялись мертвыми или же, напротив, показывали волку кукиш; иногда кланялись, вставали на колени, просили сжалиться и не трогать.
По народным приметам восточных славян волк, пробежавший около деревни или перебежавший дорогу, предвещал удачу и счастье, а вот зверь, появившийся в самом поселении, считался знаком неурожая; наоборот, у сербов встреча с волком подразумевала изобилие и сытость. Волчий вой символизировал голод и нищету, а у татарского народа был предвестником безмятежности и спокойствия (об успешном человеке и сейчас говорят – «бэресе улыб», то есть «его волк воет»). Ацтеки видели в воющем волке Бога танца.
Первоисточники таких мифов обнаружены у североамериканских индейских племен: по легенде родоначальник племени встретил волка и подружился с ним, - с тех пор волк был признан тотемным животным. У тюркских народов волки тоже были в почете, на своих знаменах они изображали волчьи морды. Здесь волк наделен исключительно положительными качествами: свободой, независимостью, преданностью, бесстрашием и целеустремленностью. У скандинавов и тевтонов волк связан с победой: ведь на нем ездит сам Один. Богам войны нередко приносили в жертву волков и собак. В древнеегипетской культуре волк символизировал разрушительную силу солнца.
Волк был священным зверем у римлян, так как его основатели Ромул и Рем были вскормлены капитолийской волчицей. Когда волк являлся перед каким-то сражением, то этим обычно предсказывал будущую победу. Однако в Средневековье он стал символом зла и ереси, грубых сатанинских сил. Приведем к примеру картины доминиканской живописи 14 века, где изображаются «псы Господни», которые набрасываются на волков. Такое отношение к «серому» продолжалось в центральной Европе вплоть до Нового времени…
В скандинавской мифологии фантастический волк Фенрир в последней битве разрывает цепи и проглатывает солнце, а, вступив в борьбу с прародителем Одином, одерживает над ним победу, но так же погибает и сам.
В христианском мировоззрении волк воплощает самого дьявола, который искушает «стадо» верующих (отсюда «волк в овечьей шкуре»). И только святым дана сила усмирить это дикое существо…. Греческий трактат по зоологии «Физиологус или Бестиарус» рассказывает о коварном звере, который при встрече с человеком прикидывается парализованным, чтобы потом совершить нападение; по словам Святого Василия, «таковы хитрые и злобные люди».
Огромный интерес к волку поддерживается в связи с явлением ликантропии. Представление о превращении человека в волка, который одновременно становился и изгоем и кровожадным убийцей, объединяет многие мифы и обряды, а также комплекс «человека-волка», изученный 3. Фрейдом и его последователями и воплощенный в романе Г. Гессе «Степной волк».
Волк как архетип рассмотрен в психологии К. Юнга, и его образ близок к мифам и легендам о диком чудовище: он олицетворяет ненасытность, жадность, необузданные желания и разрушительную силу эго. К слову, в 1984 году в Англии вышел неплохой фильм «В компании волков», снятый по мотивам сказки о Красной шапочке, но со значительным уклоном в психологию бессознательного.
Итак, мы подошли к магии звериных оберегов. Именно волку здесь отводится одна из главных ролей. Маленьким детям вешали волчьи клыки и когти, чтобы оградить ребенка от дурных компаний, чужого влияния, - это помогало стать более решительным и уметь постоять за себя, а также отстоять свое мнение, в нужный момент сказать «нет». Часто новорожденных не показывали, даже родственникам пока на люльку не привязывали клык волка или коготь волка. Считая, что это спасет ребенка от сглаза. В некоторых местахволчий клык давали погрызть малышу, чтобы его зубы стали здоровыми и крепкими как у зверя. Клык или коготь – эффективный талисман для мужчин-воинов: придает уверенность в себе, силы, наделяет владельца качествами лидера.
Интересно, что несмотря на то, что волки создают пару на всю жизнь, волку-самцу периодически приходится драться с молодым волком, чтобы доказать своей волчице силу. Если же волк проигрывает, то волчица уходит с победителем. Поэтому женщину волчий клык способен сделать главной в семье, с мнением которой будут считаться. Одним из самых ценных и редких амулетов считается влагалище волчицы (высушенная петля), обладает сильнейшим приворотным действием и делает партнера верным на всю жизнь.
Чернокнижники предпочитали применять части черных волков, что неудивительно. На волчьи клыки нередко наносились руны или иные знаки.
Как мы видим, волчьи клыки и когти – самые распространенные амулеты, вероятно, потому что эффективны, практичны, удобны и малозаметны. Одним из самых ценных амулетов считается влагалище волчицы, обладает сильнейшим приворотным действием и делает партнера верным на всю жизнь.
У некоторых народов было принято закапывать волчий череп под порог дома для защиты его обитателей от колдовства и непрошеных гостей. Из волчьих шкур шились наряды для ведьм и колдунов. Шаманы одевались в шкуры для путешествий по потусторонним мирам. В магии существуют обряды, помогающие «впитать» в себя дух волка или иного зверя, перенять его черты, - это связано с ликантропией. Вера в оборотничество была широко распространена у украинцев, русских, белорусов, поляков и болгар.
Волчий хвост и лапу знахари носили при себе, как бы отметая от себя болезни, врагов, зло. При лечении бесплодия и для облегчения родов женщину «пропускали» через растянутую и высушенную волчью губу. Считалось, что волчья желчь избавляет от простудных заболеваний, кашля, и бешенства.
Волки всегда достигают поставленной цели. Преследовать свою добычу они могут очень долго, такая выдержка всегда поражала охотников. Во многом люди хотели быть похожими на этих грозных, умных и загадочных существ.
Кто - то видел его только на картинках и в фильмах, а кому-то не посчастливилось столкнуться с ним один на один в реальности, одни его боготворят, другие приходят в ужас от пронзительного воя… Словом, отношение к волку у каждого разное, однако этот красивый и могучий зверь прочно связан в сознании людей с мистикой и таинственным миром магии.
Волки – стайные животные, верные и преданные семьянины. Лишь изредка встречаются волки-одиночки, и происходит такое, как правило, из-за гибели волчицы и истребления всего потомства. Вот такой зверь действительно представляет угрозу для человека.
В народе считается, что волки особенно опасны начиная со дня Ильи-Пророка (именно в это время "открываются волчьи норы"), а с 9 декабря волки приближаются к селениям в поисках добычи.
Самыми крупными являются полярные и уральские волки, существуют также красные степные, пустынные, гривастые и так далее. Волк-самец в случае угрозы будет биться до последнего, а вот волчица уйдет, даже если придется оставить маленьких волчат на произвол судьбы. И в этом есть здравый смысл: волчица сможет снова принести потомство. На охоту эти звери идут организованно, по определенной схеме, все продуманно до мелочей: кто-то наблюдает, кто-то гонит жертву, - кажется, словно животные договариваются обо всем заранее.
Во времена язычества на Руси волк считался животным Хорса, бога огня и домашнего очага (второе название волка – хорт), но ему также покровительствовал и Велес. Так называемые «Велесовы дни» проходили во время зимних святок и являлись «волчьим праздником».
Вероятно, что по весне для славян-земледельцев волки приносили пользу: когда всходили яровые хлеба и лён, а в лесной глуши обитали косули, олени и кабаны, которые наносили значительный вред посевам, а волки ловили их. Таким образом, волк в народном представлении стал ассоциироваться с плодородием. В облике волка иногда «видели» духа полей и хлеба: в ветряную погоду нередко сказывали: «Ржаной волк бежит по полю».
В народных поверьях происхождение волка часто связывалось с нечистой силой. Как гласит одна легенда, черт вылепил волка из глины или вытесал из дерева, но не мог его оживить, и тогда сам Бог вдохнул в волка жизнь. Оживленный зверь напал на черта и с тех пор черт стал хромым. Таким образом, некая связь с землей, глиной роднит волка с существами «подземного мира» - змеями и ящерицами.
Как сверхъестественное и причастное к миру духов существо, волк в сказках наделялся мудростью и волшебством (достаточно вспомнить, как часто волк выручал Ивана-царевича). Кроме того, волку приписывались функции посредника между явным и потусторонним мирами, между простыми людьми и богами; к примеру, у сербов было поверье, что волк способен посещать мертвых, а при встрече с волком иногда призывали умерших, поэтому волков могли принимать за «живых мертвецов».
Волк, как черти и прочая нечисть, моментально отзывается на свое имя, поэтому среди крестьян запрещалось упоминать его, чтобы не навлечь беду, поэтому ему давали прозвища, например, "серый", "бирюк", "кузьма" и прочие. Однако даже их старались не произносить.
В некоторых легендах волки противостоят человеку как злые духи, они боятся молитв, крестного знамения и колокольного звона. Многие верили, что волк подчиняется колдунам, которые могут сами оборачиваться этим зверем или через него насылать порчи на людей и домашний скот. Изначально полагали, что обращение в волков происходит два раза в году — на коляду и во время летнего солнцестояния. Ведьмы часто изображались скачущими на волках. Например, черти и бесы могут являться в волчьем обличии, с волчьими глазами, ушами. Повсеместно деревенские жители сказывали о том, что волками распоряжается леший, кормит их и позволяет задрать определенную скотину в стаде.
Поэтому подобные набеги волков на стадо часто расценивались пастухами как необходимая жертва, которая обязательно принесет удачу: потусторонние силы будут в дальнейшем оберегать скот. Иногда, чтобы задобрить лешего, овцу или корову специально оставляли в чаще леса; вероятнее всего так поступали 23 апреля, - считалось, что в этот день леший просыпается после зимней спячки.
Образ волка знаком не только легендам и сказкам, но и белокаменному "фольклору". В белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской земли 12-13 вв. вместе со львами и грифонами встречается волк. На одном только Дмитровском соборе изображено более двух десятков волков.
Чукчи-оленеводы почитали волка, видя в нем сверхъестественное существо. Они не убивали волков, думая, что остальные отомстят и истребят всех оленей. Волчьи черепа они хранили вместе с другими священными предметами.
Части волка особенно волчий клык и коготь волка широко применялись у многих народов в качестве оберегов и амулетов, но подробнее мы поговорим об этом позже. Часто колдовство применяли и против самих диких зверей. Чтобы волк не тронул пасущийся скот, совершались различные магические обряды и читались заговоры на защиту животных. К примеру, клали в печь железо, втыкали нож в стол или накрывали камень горшком, приговаривая: "Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока"; когда выводили скот на выпас, покупали новые замки и закрывали их, а ключи прятали, имитируя закрытие волчьей пасти; обращались к Лешему с мольбами, как к хозяину волчьей стаи. При входе в лес, крестьяне шептали спасительные молитвы, чтобы не повстречать лютого зверя. Если же сталкивались с волком, изо всех сил пытались молчать и сохранять спокойствие, даже притворялись мертвыми или же, напротив, показывали волку кукиш; иногда кланялись, вставали на колени, просили сжалиться и не трогать.
По народным приметам восточных славян волк, пробежавший около деревни или перебежавший дорогу, предвещал удачу и счастье, а вот зверь, появившийся в самом поселении, считался знаком неурожая; наоборот, у сербов встреча с волком подразумевала изобилие и сытость. Волчий вой символизировал голод и нищету, а у татарского народа был предвестником безмятежности и спокойствия (об успешном человеке и сейчас говорят – «бэресе улыб», то есть «его волк воет»). Ацтеки видели в воющем волке Бога танца.
Первоисточники таких мифов обнаружены у североамериканских индейских племен: по легенде родоначальник племени встретил волка и подружился с ним, - с тех пор волк был признан тотемным животным. У тюркских народов волки тоже были в почете, на своих знаменах они изображали волчьи морды. Здесь волк наделен исключительно положительными качествами: свободой, независимостью, преданностью, бесстрашием и целеустремленностью. У скандинавов и тевтонов волк связан с победой: ведь на нем ездит сам Один. Богам войны нередко приносили в жертву волков и собак. В древнеегипетской культуре волк символизировал разрушительную силу солнца.
Волк был священным зверем у римлян, так как его основатели Ромул и Рем были вскормлены капитолийской волчицей. Когда волк являлся перед каким-то сражением, то этим обычно предсказывал будущую победу. Однако в Средневековье он стал символом зла и ереси, грубых сатанинских сил. Приведем к примеру картины доминиканской живописи 14 века, где изображаются «псы Господни», которые набрасываются на волков. Такое отношение к «серому» продолжалось в центральной Европе вплоть до Нового времени…
В скандинавской мифологии фантастический волк Фенрир в последней битве разрывает цепи и проглатывает солнце, а, вступив в борьбу с прародителем Одином, одерживает над ним победу, но так же погибает и сам.
В христианском мировоззрении волк воплощает самого дьявола, который искушает «стадо» верующих (отсюда «волк в овечьей шкуре»). И только святым дана сила усмирить это дикое существо…. Греческий трактат по зоологии «Физиологус или Бестиарус» рассказывает о коварном звере, который при встрече с человеком прикидывается парализованным, чтобы потом совершить нападение; по словам Святого Василия, «таковы хитрые и злобные люди».
Огромный интерес к волку поддерживается в связи с явлением ликантропии. Представление о превращении человека в волка, который одновременно становился и изгоем и кровожадным убийцей, объединяет многие мифы и обряды, а также комплекс «человека-волка», изученный 3. Фрейдом и его последователями и воплощенный в романе Г. Гессе «Степной волк».
Волк как архетип рассмотрен в психологии К. Юнга, и его образ близок к мифам и легендам о диком чудовище: он олицетворяет ненасытность, жадность, необузданные желания и разрушительную силу эго. К слову, в 1984 году в Англии вышел неплохой фильм «В компании волков», снятый по мотивам сказки о Красной шапочке, но со значительным уклоном в психологию бессознательного.
Итак, мы подошли к магии звериных оберегов. Именно волку здесь отводится одна из главных ролей. Маленьким детям вешали волчьи клыки и когти, чтобы оградить ребенка от дурных компаний, чужого влияния, - это помогало стать более решительным и уметь постоять за себя, а также отстоять свое мнение, в нужный момент сказать «нет». Часто новорожденных не показывали, даже родственникам пока на люльку не привязывали клык волка или коготь волка. Считая, что это спасет ребенка от сглаза. В некоторых местахволчий клык давали погрызть малышу, чтобы его зубы стали здоровыми и крепкими как у зверя. Клык или коготь – эффективный талисман для мужчин-воинов: придает уверенность в себе, силы, наделяет владельца качествами лидера.
Интересно, что несмотря на то, что волки создают пару на всю жизнь, волку-самцу периодически приходится драться с молодым волком, чтобы доказать своей волчице силу. Если же волк проигрывает, то волчица уходит с победителем. Поэтому женщину волчий клык способен сделать главной в семье, с мнением которой будут считаться. Одним из самых ценных и редких амулетов считается влагалище волчицы (высушенная петля), обладает сильнейшим приворотным действием и делает партнера верным на всю жизнь.
Чернокнижники предпочитали применять части черных волков, что неудивительно. На волчьи клыки нередко наносились руны или иные знаки.
Как мы видим, волчьи клыки и когти – самые распространенные амулеты, вероятно, потому что эффективны, практичны, удобны и малозаметны. Одним из самых ценных амулетов считается влагалище волчицы, обладает сильнейшим приворотным действием и делает партнера верным на всю жизнь.
У некоторых народов было принято закапывать волчий череп под порог дома для защиты его обитателей от колдовства и непрошеных гостей. Из волчьих шкур шились наряды для ведьм и колдунов. Шаманы одевались в шкуры для путешествий по потусторонним мирам. В магии существуют обряды, помогающие «впитать» в себя дух волка или иного зверя, перенять его черты, - это связано с ликантропией. Вера в оборотничество была широко распространена у украинцев, русских, белорусов, поляков и болгар.
Волчий хвост и лапу знахари носили при себе, как бы отметая от себя болезни, врагов, зло. При лечении бесплодия и для облегчения родов женщину «пропускали» через растянутую и высушенную волчью губу. Считалось, что волчья желчь избавляет от простудных заболеваний, кашля, и бешенства.
Волки всегда достигают поставленной цели. Преследовать свою добычу они могут очень долго, такая выдержка всегда поражала охотников. Во многом люди хотели быть похожими на этих грозных, умных и загадочных существ.