Понятие оберега включает в себя различные магические способы защиты человека и окружающий его мир от всевозможных опасностей. Обереги предупреждают своего хозяина о любом негативном воздействии и по мере сил оберегают его: от несчастных случаев, болезней, физических и магических нападений, энергетического вампиризма. Способов защиты существует огромное множество. Бывают обереги-кольца, обереги-бусы, браслеты, предметы домашнего обихода, такие как обережные вышивки на рушниках и полотенцах и разные деревянные наличники на ставнях, над крыльцом и крышей, над воротами дома. Обереги для дома охраняют всех живущих в доме, отгоняют «нечистую силу». Обереги-минералы оберегают лишь своего владельца. Обереги защищают от всяческих негативных воздействий, направленных на его хозяина, от негативной среды. Древние, очень мощные обереги могут действовать таким образом, что они просто уничтожают саму мысль о нападении у того, кто хотел бы причинить зло.
Женские Обереги
Подвески
Многие «украшения» защищали звоном или шумом, стукаясь друг о друга: позванивая при ходьбе, они отгоняли все злые силы. Таковы, например, многочисленные бубенчики и зооморфные подвески, которые очень часто встречаются на Русском Севере, - кони, петухи, лягушачьи и утиные лапки. Лягушка – нередкий персонаж русских сказок, который символизирует защитную силу природы, магическую «оборачиваемость» в колдовских обрядах. Любили подвески в виде утиных лапок, символизировавшие берегинь – дев водных источников. В одежде старались использовать красный цвет, который символически защищал от темных сил. Поэтому в волосы вплетали алые ленты, вышивали алыми нитками, носили алые платья. В древнерусской одежде очень много алого охранного цвета, много белого – священного цвета чистоты, а также зеленого – особенно в мужской одежде – символ защиты от враждебных сил природы.
Один из атрибутов женской защитной магии – так называемые подвески-обереги, которые прикрепляли на цепочках к бляхе, часто сделанной в виде одного или двух солнечных коньков или утко-коня. Уточка – символ Рода – создателя Земли, а Конек – один из сильнейших славянских оберегов, символ добра и счастья. Такие подвески носили на поясе, на шее как ожерелье, у плеча или соединяли с головным убором.
Всем известны славянские головные уборы – с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник – это «петух» (кокошь – петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента – очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески.
Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами – это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10-12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении. На одних лентах-ряснах изображали крохотные расточки, на других – опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.
Другим защитным предметом был женский гребень. Гребни использовали и для домашних магических обрядов: например, расчесывали волосы больному человеку на излечение и закидывали потом на неделю на священное дерево (обычно – грушу). Эти магические гребни в основном были семилучевыми. В подвески нередко не редко вплетали крохотные ложечки – символ богатства и достатка в доме.
В некоторые подвесочные «комплекты» включен крохотный ключик. Серьги или подвески с крохотными ножами считались символами урожая, плодовитости. А маленький пестик от ступы был символом мужского начала и плодовитости. Стилизованное же изображение небольших челюстей было женским оберегом и должно было защищать от нападения диких зверей в лесу. Но кроме положительного смысла – благополучие, плодовитость – все изображения ножей, топориков, секир были «сигналом» для всякой нечисти, что человек находится под защитой богов и его трогать небезопасно. Иногда вплетали и миниатюрные гребни, обычно украшенные двумя головами коней или птиц. Это был символ здоровья и чистоты. На всех гребнях – оберегах есть еще и знак воды. А символом семьи были птицы или рыбы. Причем птиц часто изображали, высиживающими птенцов.
Женские украшения-обереги чаще всего делали из мягких желтых (т.е. солнечных) металлов: если позволяли средства – из золота, а в более бедных семьях – из меди. А для защиты от нечистой силы нередко использовали серебро.
Височные кольца – колты
К головным уборам присоединялись и колты – височные кольца, имевшие либо округлую, либо спиралевидную форму. В зависимости от достатка и положения женщины в семье носили одно или несколько височных колец, украшенных обережными знаками. У каждого славянского племени были кольца одного типа. У вятичей, например, колты были либо в виде петушиного гребешка, либо в виде сияющего солнца, как правило, с семью лучами. Нередко находят колты с руническим письмом или обережным орнаментом – русалками и грифонами. Довольно часто к головному убору сзади подвешивалась серебряная или золотая сетка, защищавшая плечи и спину – оберег от сглаза и порчи.
Лунницы
Кроме колтов носили еще и ожерелья – шейные и грудные гривны, украшенные рядом шумящих подвесок, и лунницы. Лунницы должны были защищать женщин от злых ночных духов и навьей силы. Они были посвящены ночному светилу – Луне. Этот оберег носили только женщины, поскольку Луна всегда была женской планетой, и женщины гораздо более чувствительны к влиянию Луны.
Лунницы делали из серебра – круглыми или рогатыми (как месяц) и включали в состав обережного ожерелья. Подвески на ожерельях обычно круглые из золотистого металла, украшенные орнаментом, а между металлическими частями ожерелья идут ряды бусин из стекла или красивых природных камней. В более позднее время стали делать подвески из монеток (мониста). Богатые женщины носили ожерелья, выполненные в технике перегородчатой эмали. Часто обереги помещались на груди, точно у сердца, или у пояса (защищая солнечное сплетение).
Женские Обереги
Подвески
Многие «украшения» защищали звоном или шумом, стукаясь друг о друга: позванивая при ходьбе, они отгоняли все злые силы. Таковы, например, многочисленные бубенчики и зооморфные подвески, которые очень часто встречаются на Русском Севере, - кони, петухи, лягушачьи и утиные лапки. Лягушка – нередкий персонаж русских сказок, который символизирует защитную силу природы, магическую «оборачиваемость» в колдовских обрядах. Любили подвески в виде утиных лапок, символизировавшие берегинь – дев водных источников. В одежде старались использовать красный цвет, который символически защищал от темных сил. Поэтому в волосы вплетали алые ленты, вышивали алыми нитками, носили алые платья. В древнерусской одежде очень много алого охранного цвета, много белого – священного цвета чистоты, а также зеленого – особенно в мужской одежде – символ защиты от враждебных сил природы.
Один из атрибутов женской защитной магии – так называемые подвески-обереги, которые прикрепляли на цепочках к бляхе, часто сделанной в виде одного или двух солнечных коньков или утко-коня. Уточка – символ Рода – создателя Земли, а Конек – один из сильнейших славянских оберегов, символ добра и счастья. Такие подвески носили на поясе, на шее как ожерелье, у плеча или соединяли с головным убором.
Всем известны славянские головные уборы – с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник – это «петух» (кокошь – петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента – очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески.
Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами – это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10-12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении. На одних лентах-ряснах изображали крохотные расточки, на других – опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.
Другим защитным предметом был женский гребень. Гребни использовали и для домашних магических обрядов: например, расчесывали волосы больному человеку на излечение и закидывали потом на неделю на священное дерево (обычно – грушу). Эти магические гребни в основном были семилучевыми. В подвески нередко не редко вплетали крохотные ложечки – символ богатства и достатка в доме.
В некоторые подвесочные «комплекты» включен крохотный ключик. Серьги или подвески с крохотными ножами считались символами урожая, плодовитости. А маленький пестик от ступы был символом мужского начала и плодовитости. Стилизованное же изображение небольших челюстей было женским оберегом и должно было защищать от нападения диких зверей в лесу. Но кроме положительного смысла – благополучие, плодовитость – все изображения ножей, топориков, секир были «сигналом» для всякой нечисти, что человек находится под защитой богов и его трогать небезопасно. Иногда вплетали и миниатюрные гребни, обычно украшенные двумя головами коней или птиц. Это был символ здоровья и чистоты. На всех гребнях – оберегах есть еще и знак воды. А символом семьи были птицы или рыбы. Причем птиц часто изображали, высиживающими птенцов.
Женские украшения-обереги чаще всего делали из мягких желтых (т.е. солнечных) металлов: если позволяли средства – из золота, а в более бедных семьях – из меди. А для защиты от нечистой силы нередко использовали серебро.
Височные кольца – колты
К головным уборам присоединялись и колты – височные кольца, имевшие либо округлую, либо спиралевидную форму. В зависимости от достатка и положения женщины в семье носили одно или несколько височных колец, украшенных обережными знаками. У каждого славянского племени были кольца одного типа. У вятичей, например, колты были либо в виде петушиного гребешка, либо в виде сияющего солнца, как правило, с семью лучами. Нередко находят колты с руническим письмом или обережным орнаментом – русалками и грифонами. Довольно часто к головному убору сзади подвешивалась серебряная или золотая сетка, защищавшая плечи и спину – оберег от сглаза и порчи.
Лунницы
Кроме колтов носили еще и ожерелья – шейные и грудные гривны, украшенные рядом шумящих подвесок, и лунницы. Лунницы должны были защищать женщин от злых ночных духов и навьей силы. Они были посвящены ночному светилу – Луне. Этот оберег носили только женщины, поскольку Луна всегда была женской планетой, и женщины гораздо более чувствительны к влиянию Луны.
Лунницы делали из серебра – круглыми или рогатыми (как месяц) и включали в состав обережного ожерелья. Подвески на ожерельях обычно круглые из золотистого металла, украшенные орнаментом, а между металлическими частями ожерелья идут ряды бусин из стекла или красивых природных камней. В более позднее время стали делать подвески из монеток (мониста). Богатые женщины носили ожерелья, выполненные в технике перегородчатой эмали. Часто обереги помещались на груди, точно у сердца, или у пояса (защищая солнечное сплетение).