Многочисленные специалисты-психологи, психоаналитики и иже с ними, с моей точки зрения, очень много принесли в практику сновидения и в толкование сновидений, глубоко исследуя скрытые механизмы психики и язык бессознательного. Они собрали огромный материал по сновидениям, очень ценный и очень полезный.
Но недостаток официального психологического подхода к сновидениям состоит в том, что их рассматривают исключительно как продукт человеческого сознания. Не как отдельный мир, что необходимо для магии сновидений, а лишь как побочный результат жизнедеятельности. И проблема в толковании сновидений с позиций официальной психологии заключается в том, что она символически толкует ВСЕ сновидения, вне зависимости от того, можно ли это сделать.
Дело в том, что символически толкуются не все сны (я немного говорила об этом в материале "Толкование сновидений"). Есть сны, говорящие о реальных событиях напрямую. А есть сновидения, которые просто нельзя толковать, потому что они от этого много теряют. Сны, в котором к шаману/ведьме/колдуну приходят представители Иного мира, где он обретает проводников и помощников, зачастую бывают ценны именно в том виде, в каком они предстают. Если к шаману во сне приходит его предок, то психолог истолкует сновидение в том ключе, что он символизирует какую-то эмоционально значимую для человека личность и связанные с этой личностью проблемы. И в некоторых случаях он бывает совершенно прав. Но он рискует упустить еще одно возможное и очень важное толкование - а именно, что к человеку действительно приходил его предок и приносил ему какую-то важную весть, сообщаемую прямым текстом.
Сны, где к человеку приходят духи и чему-то учат, далеко не всегда могут быть истолкованы символически. Часто они должны быть истолкованы совершенно буквально.
Бывает, что к человеку во сне приходят учителя. Если человек расскажет этот сон психологу, то тот ему объяснит, например, что человек обрел "единение со своей Тенью". И это, возможно, будет отчасти верно. Но самое главное психолог упустит, потому что там, во сне, действительно мог приходить учитель, чтобы научить чему-то вполне реальному, не символическому. Предметы, полученные там, могут быть вполне реальными предметами силы, которые можно (и нужно) скопировать в реальной жизни.
Умение читать знаки включает и умение следовать знакам, получаемым от снов. Часто бывает, что знаки эти - символические. А бывает, что сны эти - буквальны, и должны восприниматься буквально.
В начале этого века американский писатель Шульц писал свои книги об индейцах, основываясь на реальных событиях. Одна из его историй говорит об индеанке, муж которой не вернулся из похода. Она ждала его, не веря, что он погиб. Через некоторое время к ней пришла серия повторяющихся снов, в которых она видела те места, где надо его искать. Она собралась и пошла туда, в те места, которые видела во сне. Там обитало другое племя, там ничего не знали о ее муже. Но через некоторое время она узнала его лошадей, на которых ездили уже другие люди, и его браслеты, которые носили другие люди, и так поняла, что его убили.
Это достаточно печальная история, но она показывает отношение к информации, полученной из сновидения, характерное для "сновидящих культур". Женщина не истолковала сон символически. Она встала, собралась и пошла в то место, на которое ей указывал сон.
Далее я хотела бы привести вырезку из "Осознанных сновидений" Роберта Мосса, где он приводит один из подобных снов:
"В середине 80-х годов, когда я перебрался на ферму в северной части штата Нью-Йорк, я очень мало знал об американских индейцах и почти ничего - об ирокезах. Прежде я был иностранным корреспондентом в лондонском агенстве и провел десять лет, прыгая с самолета на самолет. Еще пять лег заняла стремительная карьера в Нью-Йорке, которая началась после большого успеха моего триллера, опубликованного в 1980 году в издательстве "Корона". Пришло время приостановиться, пустить какие-то корни и разобраться, куда мне двигаться дальше - и как писателю, и просто как человеку.
Я исколесил всю долину Гудзона и нашел запущенную ферму, спрятавшуюся от внешнего мира, среди бескрайних холмистых пастбищ и девственных лесов. На холмике за амбарами было кладбище первых поселенцев-голландцев. Комнатушка, где когда-то рожали и детей, и ягнят, показалась мне самым благоприятным местом для трудов над новыми книгами.
А потом начались сны на языке могавков, и все изменилось.
Мне снилась пожилая индианка, одновременно и мать рода, и искусная целительница. В первом из таких сновидений - они были совершенно осознанными - я обнаружил, что лечу на спине краснохвостого ястреба. Ощущение полета была невообразимо явственным. Я блаженствовал в восходящих потоках воздуха и очень испугался, когда из-за легкой оплошности птицы ударился боком о ветки ели на холме близ озера Джордж. Затем меня опустили к вигваму, где мать рода долгие часы что-то рассказывала мне живым, мелодичным голосом. Во время разговора она показала мне несколько нитей белых и лиловых бус-вампумов, а позже вынула большой пояс-вампум с фигурками людей и животных. Насколько я понял, этот пояс был символом ее власти. В целом, мне удалось понять лишь общий смысл ее слов, так как она упорно обращалась ко мне на собственном языке.
На следующее утро, когда я выгуливал собаку, краснохвостый ястреб вынырнул из-за склонов холма и с настойчивыми криками закружился в каких-то трех метрах над моей головой-и так же, как в том эпизоде с орланом из детства, я почувствовал, что мог бы понять его, если бы мой слух был чуть-чуть иным.
Старая индианка появлялась и в последующих сновидениях. Возникали там и другие персонажи, которые, похоже, были как-то связаны с ней. Одним них был воин-шаман. В первый раз он предстал передо мной в пугающей деревянной маске с глазами из полированной меди. Это была какая-то расплывчатая, вызывающая беспокойство фигура - могущественный колдун, способный и убивать, и исцелять, не только возвращать душу, но и отбирать ее. (…)
Я отправился в путь по землям ирокезов, чтобы разгадать смысл своих снов и увидеть приснившиеся персонажи в обычной жизни. Благодаря помощи нескольких индейцев-могавков, встреченных у водохранилища Шести Народов близ Брантфорда в провинции Онтарио и в Кахнавакэ неподалеку от Монреаля, мне удалось расшифровать отдельные фразы индианки, которые я сумел воспроизвести по памяти. Могавки разбирали некоторые слова, но признались, что использованные выражения очень устарели и смысл их неясен. Один знахарь предположил, что эти загадочные выражения могут быть словами из языка гуронов, и позже я действительно нашел их в отчетах первых иезуитов-миссионеров в землях этого племени (...). Приятель из племени онондага показал мне древний пояс-вампум, где была изображена вскармливающая людей волчица. Он сказал, что такие пояса были традиционными знаками власти ирокезских матерей рода. Этот пояс был очень похож на тот, который я увидел во время первого сна о матери рода.
Я рассказал о своих сновидениях одному местному вождю, и тот обыденным тоном заметил: "Похоже, к тебе приходили гости". Он посоветовал мне не сообщать всем подряд имена и подробности определенных целительных ритуалов, увиденных во сне, так как по традиции их хранят в тайне. Кроме того, он сказал: "Некоторые великие души остаются рядом, чтобы уберечь эту землю и наш народ". Он вполне допускал, что кто-то из таких существ мог обращаться к человеку со стороны в снах и видениях, "если у тебя правильные сны".
В этих сновидческих традициях считается, что в таких снах либо душа человека отделяется от тела и путешествует в мир духов, либо сами духи приходят к человеку в сновидении.
Бывает и так, что информация, как таковая, во сне и не сообщается словами, а остается лишь ощущение "иномирности" и какого-то прикосновения. Не вся информация передается напрямую словами.
Поэтому этот раздел посвящен тем снам, которые не толкуются. Я постараюсь описать, какими отличительными чертами они иногда обладают. А из этих описаний и из тех ссылок, которые я дам, вы сможете составить себе достаточно четкое представление о таких сновидениях.
В поисках отличительных черт таких снов стоит обратиться к мифам и сказкам, в которых запечатлены эпизоды общения главных героев с представителями Иного мира.
Начну с повторения того, что я говорила в материале "Толкование сновидений": первый вопрос при толковании должен быть "А не может ли этот сон говорить о реальных событиях буквально?"
В моем предыдущем форуме девушка рассказывала о сне, который она видела в ночь на 11 сентября - в этом сне они с мужем и детьми летели в самолете, который должны были взорвать. Данный сон не толкуется никак. Это просто отражение реального будущего (к счастью, не ее), которое уже фактически сложилось к тому моменту и было неотвратимо. Ее душа проникла в этот слой информации и считала его вот таким образом. Мне в ту ночь снился иной сон - огромная волна с океана захлестнула людей, спокойно купающихся в озере рядом, не задев меня, но потопив их. Было ощущение стихийного бедствия и собственной относительной безопасности (что, собственно, и произошло). Если сон девушки следовало понимать буквально, то мой сон был символическим, иносказательным.
Как отличать нетолкуемые сны от толкуемых? Ориентируйтесь на контекст, на опыт и на собственную интуицию.
Но недостаток официального психологического подхода к сновидениям состоит в том, что их рассматривают исключительно как продукт человеческого сознания. Не как отдельный мир, что необходимо для магии сновидений, а лишь как побочный результат жизнедеятельности. И проблема в толковании сновидений с позиций официальной психологии заключается в том, что она символически толкует ВСЕ сновидения, вне зависимости от того, можно ли это сделать.
Дело в том, что символически толкуются не все сны (я немного говорила об этом в материале "Толкование сновидений"). Есть сны, говорящие о реальных событиях напрямую. А есть сновидения, которые просто нельзя толковать, потому что они от этого много теряют. Сны, в котором к шаману/ведьме/колдуну приходят представители Иного мира, где он обретает проводников и помощников, зачастую бывают ценны именно в том виде, в каком они предстают. Если к шаману во сне приходит его предок, то психолог истолкует сновидение в том ключе, что он символизирует какую-то эмоционально значимую для человека личность и связанные с этой личностью проблемы. И в некоторых случаях он бывает совершенно прав. Но он рискует упустить еще одно возможное и очень важное толкование - а именно, что к человеку действительно приходил его предок и приносил ему какую-то важную весть, сообщаемую прямым текстом.
Сны, где к человеку приходят духи и чему-то учат, далеко не всегда могут быть истолкованы символически. Часто они должны быть истолкованы совершенно буквально.
Бывает, что к человеку во сне приходят учителя. Если человек расскажет этот сон психологу, то тот ему объяснит, например, что человек обрел "единение со своей Тенью". И это, возможно, будет отчасти верно. Но самое главное психолог упустит, потому что там, во сне, действительно мог приходить учитель, чтобы научить чему-то вполне реальному, не символическому. Предметы, полученные там, могут быть вполне реальными предметами силы, которые можно (и нужно) скопировать в реальной жизни.
Умение читать знаки включает и умение следовать знакам, получаемым от снов. Часто бывает, что знаки эти - символические. А бывает, что сны эти - буквальны, и должны восприниматься буквально.
В начале этого века американский писатель Шульц писал свои книги об индейцах, основываясь на реальных событиях. Одна из его историй говорит об индеанке, муж которой не вернулся из похода. Она ждала его, не веря, что он погиб. Через некоторое время к ней пришла серия повторяющихся снов, в которых она видела те места, где надо его искать. Она собралась и пошла туда, в те места, которые видела во сне. Там обитало другое племя, там ничего не знали о ее муже. Но через некоторое время она узнала его лошадей, на которых ездили уже другие люди, и его браслеты, которые носили другие люди, и так поняла, что его убили.
Это достаточно печальная история, но она показывает отношение к информации, полученной из сновидения, характерное для "сновидящих культур". Женщина не истолковала сон символически. Она встала, собралась и пошла в то место, на которое ей указывал сон.
Далее я хотела бы привести вырезку из "Осознанных сновидений" Роберта Мосса, где он приводит один из подобных снов:
"В середине 80-х годов, когда я перебрался на ферму в северной части штата Нью-Йорк, я очень мало знал об американских индейцах и почти ничего - об ирокезах. Прежде я был иностранным корреспондентом в лондонском агенстве и провел десять лет, прыгая с самолета на самолет. Еще пять лег заняла стремительная карьера в Нью-Йорке, которая началась после большого успеха моего триллера, опубликованного в 1980 году в издательстве "Корона". Пришло время приостановиться, пустить какие-то корни и разобраться, куда мне двигаться дальше - и как писателю, и просто как человеку.
Я исколесил всю долину Гудзона и нашел запущенную ферму, спрятавшуюся от внешнего мира, среди бескрайних холмистых пастбищ и девственных лесов. На холмике за амбарами было кладбище первых поселенцев-голландцев. Комнатушка, где когда-то рожали и детей, и ягнят, показалась мне самым благоприятным местом для трудов над новыми книгами.
А потом начались сны на языке могавков, и все изменилось.
Мне снилась пожилая индианка, одновременно и мать рода, и искусная целительница. В первом из таких сновидений - они были совершенно осознанными - я обнаружил, что лечу на спине краснохвостого ястреба. Ощущение полета была невообразимо явственным. Я блаженствовал в восходящих потоках воздуха и очень испугался, когда из-за легкой оплошности птицы ударился боком о ветки ели на холме близ озера Джордж. Затем меня опустили к вигваму, где мать рода долгие часы что-то рассказывала мне живым, мелодичным голосом. Во время разговора она показала мне несколько нитей белых и лиловых бус-вампумов, а позже вынула большой пояс-вампум с фигурками людей и животных. Насколько я понял, этот пояс был символом ее власти. В целом, мне удалось понять лишь общий смысл ее слов, так как она упорно обращалась ко мне на собственном языке.
На следующее утро, когда я выгуливал собаку, краснохвостый ястреб вынырнул из-за склонов холма и с настойчивыми криками закружился в каких-то трех метрах над моей головой-и так же, как в том эпизоде с орланом из детства, я почувствовал, что мог бы понять его, если бы мой слух был чуть-чуть иным.
Старая индианка появлялась и в последующих сновидениях. Возникали там и другие персонажи, которые, похоже, были как-то связаны с ней. Одним них был воин-шаман. В первый раз он предстал передо мной в пугающей деревянной маске с глазами из полированной меди. Это была какая-то расплывчатая, вызывающая беспокойство фигура - могущественный колдун, способный и убивать, и исцелять, не только возвращать душу, но и отбирать ее. (…)
Я отправился в путь по землям ирокезов, чтобы разгадать смысл своих снов и увидеть приснившиеся персонажи в обычной жизни. Благодаря помощи нескольких индейцев-могавков, встреченных у водохранилища Шести Народов близ Брантфорда в провинции Онтарио и в Кахнавакэ неподалеку от Монреаля, мне удалось расшифровать отдельные фразы индианки, которые я сумел воспроизвести по памяти. Могавки разбирали некоторые слова, но признались, что использованные выражения очень устарели и смысл их неясен. Один знахарь предположил, что эти загадочные выражения могут быть словами из языка гуронов, и позже я действительно нашел их в отчетах первых иезуитов-миссионеров в землях этого племени (...). Приятель из племени онондага показал мне древний пояс-вампум, где была изображена вскармливающая людей волчица. Он сказал, что такие пояса были традиционными знаками власти ирокезских матерей рода. Этот пояс был очень похож на тот, который я увидел во время первого сна о матери рода.
Я рассказал о своих сновидениях одному местному вождю, и тот обыденным тоном заметил: "Похоже, к тебе приходили гости". Он посоветовал мне не сообщать всем подряд имена и подробности определенных целительных ритуалов, увиденных во сне, так как по традиции их хранят в тайне. Кроме того, он сказал: "Некоторые великие души остаются рядом, чтобы уберечь эту землю и наш народ". Он вполне допускал, что кто-то из таких существ мог обращаться к человеку со стороны в снах и видениях, "если у тебя правильные сны".
В этих сновидческих традициях считается, что в таких снах либо душа человека отделяется от тела и путешествует в мир духов, либо сами духи приходят к человеку в сновидении.
Бывает и так, что информация, как таковая, во сне и не сообщается словами, а остается лишь ощущение "иномирности" и какого-то прикосновения. Не вся информация передается напрямую словами.
Поэтому этот раздел посвящен тем снам, которые не толкуются. Я постараюсь описать, какими отличительными чертами они иногда обладают. А из этих описаний и из тех ссылок, которые я дам, вы сможете составить себе достаточно четкое представление о таких сновидениях.
В поисках отличительных черт таких снов стоит обратиться к мифам и сказкам, в которых запечатлены эпизоды общения главных героев с представителями Иного мира.
Начну с повторения того, что я говорила в материале "Толкование сновидений": первый вопрос при толковании должен быть "А не может ли этот сон говорить о реальных событиях буквально?"
В моем предыдущем форуме девушка рассказывала о сне, который она видела в ночь на 11 сентября - в этом сне они с мужем и детьми летели в самолете, который должны были взорвать. Данный сон не толкуется никак. Это просто отражение реального будущего (к счастью, не ее), которое уже фактически сложилось к тому моменту и было неотвратимо. Ее душа проникла в этот слой информации и считала его вот таким образом. Мне в ту ночь снился иной сон - огромная волна с океана захлестнула людей, спокойно купающихся в озере рядом, не задев меня, но потопив их. Было ощущение стихийного бедствия и собственной относительной безопасности (что, собственно, и произошло). Если сон девушки следовало понимать буквально, то мой сон был символическим, иносказательным.
Как отличать нетолкуемые сны от толкуемых? Ориентируйтесь на контекст, на опыт и на собственную интуицию.