Арабский календарь
Арабская лунная хиджра
Основы календаря
Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — первоначально пользовались лунным календарем, а впоследствии перешли па лунно-солнечные календарные системы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, например в Алжире, Индонезии, Марокко, Пакистане и некоторых других, в которых господствующей религией является ислам, до настоящего времени применяется календарь, основанный исключительно на видимом движении Луны и совершенно не зависящий от движения Солнца.
Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности («турецкий цикл»), либо на 30-летней периодичности («арабский цикл»). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле.
Месяцы
Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев.
Их названия:
Мухаррам (30)
Сафар (29)
Раби I (Раби аль-авваль) (30)
Раби II (Раби ас-санни) (29)
Джумада I (Джумада аль-уля) (30)
Джумада II (Джумада аль-ахира) (29)
Раджаб (30)
Шаабан (29)
Рамадан (30)
Дав вал (29)
Зу-ль-каада (30)
Зу-ль хиджа (29/30)
Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в зу-л-хиджа — последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.
Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный.
Получается, что если текущий год по мусульманскому календарю начался 20 марта 1969 г., то начало следующего года должно быть 9 марта 1970 г., затем 27 февраля 1971 г. и т. д. Следовательно, начало года со временем передвинется с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять вернется к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних — они кочуют по всем временам года. Но это нисколько не смущает последователей ислама.
Високосные годы. Если календарь построен на «арабском цикле», то для определения того, является ли какой-либо год этого календаря простым или високосным, надо число года мусульманского календаря разделить на 30. Если остаток от деления будет равен 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29, то соответствующий год будет високосным.
Применим это правило на практическом примере. Известно, что 9 марта 1970 г. в мусульманском календаре начался 1390 год. Установим теперь, является ли он простым или високосным. При делении числа на 30 в остатке будет 10. Поэтому он високосный и содержит 355 дней.
Если же календарь построен на «турецком цикле», то для установления, является ли год високосным, надо число года разделить па 8. Если остаток от деления окажется равным 2, 5 или 7, то год будет високосным. Отсюда видно, что високосные годы 8-летнего цикла не совпадают с високосными годами 30-летнего цикла.
Хронология
Мусульманская эра называется хиджрой ( Хиджра — арабское слово, переводится как «откочевка».) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 г. н. э. Для мусульманского мира хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры и начало новой эры было отнесено к 622 г., т. е. году, в котором произошло переселение Мухаммеда и его последователей. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты, с момента захода Солнца. Этот способ счета суток и сейчас широко распространен, особенно в деревнях.).
Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г. ст. ст.
Многообразие календарных систем
Мусульманский лунный календарь был создан арабами, и поэтому он получил наибольшее распространение в странах арабского Востока. Однако кроме этого календаря в странах Востока применяется множество других календарных систем и с иными летосчислениями. Так, в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и в некоторых других странах кроме лунной хиджры имеет широкое распространение хиджра солнечная. Это такая календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия — 20 или 21 марта. Однако счет в ней ведется так же, как и в лунной хиджре, т. е. с 622 г. н. э.
Так как год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, а солнечной хиджры — 365 или 366 дней, то со временем накопилась разница между этими двумя календарями. Она увеличивалась на один год каждые 33 года. С 622 г. н. э. к 1969 г. разница между этими двумя календарями достигла 41 года: по лунной хиджре с 20 марта 1969 г. пошел 1389 год, а по солнечной — только 1348 год.
Кроме календарей хиджры (лунной и солнечной) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями. Поэтому из-за обилия календарных систем и их особенностей пересчет одной из них в другую представляет большие трудности и нередко требует специальных таблиц.
Точность мусульманского календаря.
Поскольку в течение одного 30-летнего цикла, как указывалось при рассмотрении «арабского цикла» лунного календаря, новолуние сдвинется всего на 0,012 суток, целые сутки накопятся лишь но прошествии 2500 лет. Следовательно, точность лунного календаря очень высокая.
Появляется ли такая точность лунного календаря преимуществом перед другими календарными системами, например перед юлианским календарем, который гораздо менее точен? Нисколько. Дело в том, что в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют. Чтобы установить время года, нужны специальные таблицы.
Зачем же понадобилось Мухаммеду создавать такой несуразный календарь? Ведь до его создания многие арабские народы пользовались лунно-солнечным календарем, в котором начало года не только совпадало с новолунием, но и с определенным временем года.
В одной из глав Корана, «священной книги» мусульман, содержится категорическое запрещение считать год иначе, как в 12 лунных месяцев. Никаких обоснований этого правила не дано. Единственной целью введения лунного календаря было стремление отдалить арабов от других народов и в то же время объединить всех «правоверных» мусульман для «священной» борьбы с иноверцами.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Арабская лунная хиджра
Основы календаря
Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — первоначально пользовались лунным календарем, а впоследствии перешли па лунно-солнечные календарные системы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, например в Алжире, Индонезии, Марокко, Пакистане и некоторых других, в которых господствующей религией является ислам, до настоящего времени применяется календарь, основанный исключительно на видимом движении Луны и совершенно не зависящий от движения Солнца.
Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности («турецкий цикл»), либо на 30-летней периодичности («арабский цикл»). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле.
Месяцы
Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев.
Их названия:
Мухаррам (30)
Сафар (29)
Раби I (Раби аль-авваль) (30)
Раби II (Раби ас-санни) (29)
Джумада I (Джумада аль-уля) (30)
Джумада II (Джумада аль-ахира) (29)
Раджаб (30)
Шаабан (29)
Рамадан (30)
Дав вал (29)
Зу-ль-каада (30)
Зу-ль хиджа (29/30)
Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в зу-л-хиджа — последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.
Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный.
Получается, что если текущий год по мусульманскому календарю начался 20 марта 1969 г., то начало следующего года должно быть 9 марта 1970 г., затем 27 февраля 1971 г. и т. д. Следовательно, начало года со временем передвинется с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять вернется к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних — они кочуют по всем временам года. Но это нисколько не смущает последователей ислама.
Високосные годы. Если календарь построен на «арабском цикле», то для определения того, является ли какой-либо год этого календаря простым или високосным, надо число года мусульманского календаря разделить на 30. Если остаток от деления будет равен 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29, то соответствующий год будет високосным.
Применим это правило на практическом примере. Известно, что 9 марта 1970 г. в мусульманском календаре начался 1390 год. Установим теперь, является ли он простым или високосным. При делении числа на 30 в остатке будет 10. Поэтому он високосный и содержит 355 дней.
Если же календарь построен на «турецком цикле», то для установления, является ли год високосным, надо число года разделить па 8. Если остаток от деления окажется равным 2, 5 или 7, то год будет високосным. Отсюда видно, что високосные годы 8-летнего цикла не совпадают с високосными годами 30-летнего цикла.
Хронология
Мусульманская эра называется хиджрой ( Хиджра — арабское слово, переводится как «откочевка».) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 г. н. э. Для мусульманского мира хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры и начало новой эры было отнесено к 622 г., т. е. году, в котором произошло переселение Мухаммеда и его последователей. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты, с момента захода Солнца. Этот способ счета суток и сейчас широко распространен, особенно в деревнях.).
Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г. ст. ст.
Многообразие календарных систем
Мусульманский лунный календарь был создан арабами, и поэтому он получил наибольшее распространение в странах арабского Востока. Однако кроме этого календаря в странах Востока применяется множество других календарных систем и с иными летосчислениями. Так, в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и в некоторых других странах кроме лунной хиджры имеет широкое распространение хиджра солнечная. Это такая календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия — 20 или 21 марта. Однако счет в ней ведется так же, как и в лунной хиджре, т. е. с 622 г. н. э.
Так как год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, а солнечной хиджры — 365 или 366 дней, то со временем накопилась разница между этими двумя календарями. Она увеличивалась на один год каждые 33 года. С 622 г. н. э. к 1969 г. разница между этими двумя календарями достигла 41 года: по лунной хиджре с 20 марта 1969 г. пошел 1389 год, а по солнечной — только 1348 год.
Кроме календарей хиджры (лунной и солнечной) в ряде стран одновременно встречаются и некоторые другие календари, являющиеся их разновидностями. Поэтому из-за обилия календарных систем и их особенностей пересчет одной из них в другую представляет большие трудности и нередко требует специальных таблиц.
Точность мусульманского календаря.
Поскольку в течение одного 30-летнего цикла, как указывалось при рассмотрении «арабского цикла» лунного календаря, новолуние сдвинется всего на 0,012 суток, целые сутки накопятся лишь но прошествии 2500 лет. Следовательно, точность лунного календаря очень высокая.
Появляется ли такая точность лунного календаря преимуществом перед другими календарными системами, например перед юлианским календарем, который гораздо менее точен? Нисколько. Дело в том, что в мусульманском календаре год не выполняет требования, предъявляемого к нему как к одной из основных единиц измерения больших промежутков времени: он не связан с временами года. Поэтому даты мусульманского календаря указывают лишь на то, какой фазе Луны они соответствуют. Чтобы установить время года, нужны специальные таблицы.
Зачем же понадобилось Мухаммеду создавать такой несуразный календарь? Ведь до его создания многие арабские народы пользовались лунно-солнечным календарем, в котором начало года не только совпадало с новолунием, но и с определенным временем года.
В одной из глав Корана, «священной книги» мусульман, содержится категорическое запрещение считать год иначе, как в 12 лунных месяцев. Никаких обоснований этого правила не дано. Единственной целью введения лунного календаря было стремление отдалить арабов от других народов и в то же время объединить всех «правоверных» мусульман для «священной» борьбы с иноверцами.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ