<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Несколько слов о понятии «Язычество». Материал из свободной энциклопедии Википедия: «Язы́чество [1] (от церк.-слав. ıảзы́цы «народы[1]») – обозначение нехристианских, в широком смысле – политеистических религий в литературе христианских авторов. Как правило, учёные избегают использование термина «язычество» из-за неопределенности и разнообразия смыслов (этого слова), предпочитая более точные категории, такие как политеизм, шаманизм, тотемизм, анимизм. Церковнославянское понятие «язычество» в науке часто заменяется термином «этническая религия»».
Таким образом, из фактически получается, что все «нехристианские» религии древности попадают в разряд «языческих религий». К этому следует добавить слово «политеистические» религии древности, данное выше в определении. Однако, как показывают наши исследования, например, древней Египетской религии, она не относится, как это принято понимать в современной научной среде, к разряду «политеистических» (многобожию) религий. В разделе «Египтология» результаты наших исследований, изложенные в работе – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта – со всей убедительностью показывают, что древняя Египетская религия относится к разряду «монотеистической» религии, или религии поклонения «Единому Богу» в Духовном мире. Аналогичные результаты и выводы получены нами, в частности, в отношении Ведической молитвы – «Маха Мантры» и Христианской молитвы «Отче Наш» в нашей работе раздел «Молитвы и мантры» – Сакральный смысл молитвы Отче наш и сравнение ее с Маха мантрой в матрице Мироздания. Также и в отношении Ведической религии древней Индии, и Славянской Ведической религии – раздел «Древние славяне» – Сакральный смысл орнаментов древних славян в матрице Мироздания и – Тайный смысл Збручского идола в матрице Мироздания и его аналогии с Брахмой и Амоном-Ра. Эти тайны нам удалось узнать благодаря сакральным знаниям древних мудрецов о матрице Мироздания, которая является сакральным базисом всех известных нам религий древности, включая и Христианство – Евангелие от Иоанна описывает тайную Мистерию Господа Иисуса Христа в матрице Мироздания. Часть I, и (Части 2-3). Часть 4 будет опубликована в ближайшее время. Также, например, работы – раздел «Христианство»: Канон иконописи матрица Мироздания, Священные символы христианства в матрице Мироздания, Икона Оранта Панагия тайный символ Мироздания, Икона Андрея Рублева Троица тайный символ Мироздания со всей очевидностью подтверждают тезис, что матрица Мироздания была сакральным базисом или «шаблоном», по которому эти символы создавались.
Подавляющая масса работ на нашем сайте (уже опубликовано 159 работ) посвящена последовательному изложению этой не новой, но «хорошо забытой» сакральной Науки древности. Результаты исследований подтверждает нашу рабочую гипотезу, что «Единый Господь разным народам в разные времена «Давал» одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье».
Цепь преемственности этих знаний прослеживается на протяжении десятков тысячелетий существования человечества на планете Земля. Например, работы – раздел «Авторские статьи» – Тайна фигурок Венеры времен Неолита, Оберег камчатских Ительменов – ключ к матрице Мироздания, От Венеры палеолита до богини древнего Ирана Ардвисуры Анахиты сохранялась тайна знаний о матрице Мироздания.
Хранителями этих знаний были жрецы. В частности, они на протяжении тысячелетий не придумывали, а создавали, все алфавиты по строгим законам матрицы Мироздания. Это было показано нами в ряде работ на сайте – раздел «Авторские статьи»: Рунический алфавит Футарк, Один, Валгалла, Брахма и Зевс в матрице Мироздания, Сакральным базисом для построения алфавитов Финикийского, Греческого, Иврита, Арабского и Глаголицы была матрица Мироздания. Часть 1, Сакральным базисом для построения алфавитов Финикийского, Греческого, Иврита, Арабского и Глаголицы была матрица Мироздания. Часть 2. Точно также по законам матрицы Мироздания жрецами были созданы «Священные египетские иероглифы» раздел «Авторские статьи» – Египетские иероглифы не примитивное рисуночное письмо – это надежный способ сохранения и передачи сакральных знаний в будущее. Искал эти знания у «знающих тайну построения алфавита» и Месроп Маштоц для создания «Армянского алфавита» [2] , а когда узнал, то построил по этим законам и «Грузинский алфавит» – раздел «Это интересно» – Философско-мировоззренческие аспекты творчества Месропа Маштоца.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Перейдем к изложению ряда материалов из «Второй Главы» работы Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян» [3] и по ходу изложения оригинального текста Рыбаков Б.А. будем давать наши КОММЕНТАРИИ:
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
«Слово святого Григорья (Богословца) изобретено «в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят», сокращенно названное мною «Словом об идолах», чрезвычайно важно для нас историчностью своего подхода к русскому язычеству.
Нам надлежит, во-первых, проверить интереснейшую и привлекающую своей глубиной периодизацию славянского язычества, перевести относительную хронологию трактата Даниила в абсолютную, а во-вторых, для нас принципиально важно, что в своем последнем разделе, посвященном русскому двоеверию после принятия христианства, автор упоминает как сосуществующие в его время, в начале XII в., культы всех ступеней его периодизации: русские люди эпохи Владимира Мономаха верили и в Перуна, которому приносил кровавые жертвы ещё прадед и тезка Владимира, и в архаичных, идущих из глубин первобытности упырей и берегинь. Важно для нас и то, что главным и повсеместным, самым живучим и неистребимым оказался культ не самого Перуна, а его предшественника – великого Рода и его рожаниц.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Принципиальное значение этих этнографических констатаций Даниила состоит в том, что в истории религии, очевидно, следует искать не смену верований, не полное вытеснение старого новым, а наслоение нового на всю сумму более ранних представлений, создание амальгамы разновременных и разностадиальных элементов.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Однако это положение подлежит тщательной проверке. Если автор «Слова об идолах» оперировал этнографическим материалом своего времени, то нам надлежит обратиться к доступным нам материалам XIX – начала XX в. и проверить степень сохранности в них архаичных элементов, Нам нужно знать глубину народной памяти.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Этнографический материал XIX и даже XX вв. по славянскому язычеству безбрежен; уже первая солидная сводка его Афанасьевым заняла три больших тома. Последующие сводки являлись как бы сводками второй степени, отражая не столько анализ самого материала, сколько сумму накопленных сведений о нём [1]. Ко всем видам словесного фольклорного творчества добавляется описание обрядов, жертвоприношений, хороводных танцев и игр; к этому необходимо добавить рассмотрение народного изобразительного искусства, орнамента. Большую помощь в изучении язычества должна оказать лингвистика.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Окончательное расчленение этого почти необъятного материала на исторические стадии – дело будущего. Здесь хотелось бы дать только несколько примеров, произвести несколько зондажей в толщу всей массы данных о язычестве с целью определения хронологической глубины.
Для исторического рассмотрения проблемы язычества отнюдь не безразлично, отражает ли обильный и драгоценный этнографический материал только последнюю, сравнительно недавнюю стадию религиозных представлений, или же он донес до нас и тысячелетнюю архаику отдаленной первобытности, неясный субстрат позднейших наслоений.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
В общей форме ответ предрешён: этнография дает нам как бы в спрессованном совмещённом виде элементы всех стадий, но нам нужно знать степень полноты информации, необходимо по возможности точно связать пережитки с той эпохой, с той конкретной исторической действительностью, которая породила изучаемые явления, проследить эволюцию и трансформацию религиозных представлений на последующих этапах, когда на них накладывались новые слои представлений.
Для этого нужны, прежде всего, опорные датировочные точки, хронологические ориентиры. Можно идти двумя путями: от точно датированного древнего источника подниматься вверх, к этнографии, и прослеживать степень сохранности тех или иных явлений. Можно идти и другим, ретроспективным путем, начиная с этнографии и постепенно углубляясь в века и тысячелетия с помощью исторических и археологических данных.
Недостатка в этнографических загадках, требующих такой ретроспективной расшифровки, не будет. Нами должны быть использованы оба пути.
Испробуем сначала восхождение от древнего к современному.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Возьмем рассмотренное нами «Слово об идолах» и попытаемся проследить позднейшую судьбу и степень живучести тех славянских обрядов, которые упомянуты игуменом Даниилом.
1. «Огневи Сварожицю молятся». Культ огня в самых различных формах дожил до начала XX в. повсеместно [2]. Огонь называют «богом», «святым огнем»; при вздувании огня читали молитвы. Огонь переносят из старого жилища в новое. В определенных случаях зажигают путем трения новый, «живой огонь». «Мы почитаем огонь как бога», – говорили жители Подолии. «Его (огонь) нужно почитать все равно как бога. У нас огонь почитают, так как он может спалить», – говорили на Полесье [3] (см. рис. на с. 32).
Видное место занимает огонь в заговорах-заклинаниях. В Сибири записан заговор от всех болезней, который следует произносить в бане на горячие угли: «Батюшко ты, Царь-Огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок и пылок, как ты жгешь и палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья… Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, – жги и спали с раба божия (имя рек) всяки скорби и болезни… страхи и переполохи…» [4].
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
КОММЕНТАРИЙ 1:
Из текста заговора ясно видно, что Древние славяне поклонялись не «огню костра», а «его Естеству» великому Ведическому божеству АГНИ. АГНИ относится к категории вселенских сил Единого Бога – Творца Вселенского масштаба. Именно к «Этому Огню» обращались славяне: «Батюшко ты, Царь-Огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь … ». Об «Этом Огне» мы рассказывали в нашей работе – раздел «Молитвы и мантры» – Хождение по огню и Агни Гайятри мантра. И, если перевести наш разговор в «практическое русло» Материального мира, то для всех людей и особенно пожарных и служб МЧС понимание «нематериальной сути Огня» и «причин» Его возникновения могло бы спасти жизнь многим, включая и жизнь самих спасателей. Древние Славяне понимали эту «нематериальную суть Огня». Познакомьтесь с «молитвой – мантрой» – Агни Гайатри мантрой и пользуйтесь ею в своей жизни для омовения «незримым огнем», как ипостаси Единого Бога. Уйдут «причины» необходимости возникновения огня – не возникнет и «Огонь на уничтожение».
Точно также – «Во время гонения на христиан, начатого императором Домицианом, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет». Об этом мы рассказывали в работе раздел «Христианство» – Евангелие от Иоанна описывает тайную Мистерию Господа Иисуса Христа в матрице Мироздания. Часть II. В апостоле Иоанне не было «причин» возникновения «Огня на уничтожение».
Убедительно рекомендуем читателю ознакомиться на сайте со статьей раздел «Наука» – Вечная древняя Ведическая наука о божественной природе человека, а также со статьей, которая случайно или не случайно размещена в разделе «Притчи» – Кто вы русские, а мы знаем кто! Многое в верованиях Древних славян Вам станет понятным.
«По форме» Христианство – это тоже «Ведическая Наука» от русского слова «ведать, знать». Как мы рассказывали выше, без исключения матрица Мироздания была сакральным базисом и для Христианства (Новый Завет в Библии) и для Ветхого Завета в Библии, например, – раздел «Иудаизм» – Тайная структура книги Екклесиаста в матрице Мироздания и Сатана, Господь и сакральный смысл трех глав книги Иова и Четыре мира Каббалы соответствуют пространству Мула Пуруши и Мула Пракрити в матрице Мироздания.
Получается, что все уже было известно?! Однако Господь Иисус «Принес» или «Напомнил» «Новую Важную Весть» от Бога Отца, которая может быть выражена словами Евангелия от Иоанна. Примеры приводятся из нашей работы на сайте раздел «Христианство» – Евангелие от Иоанна описывает тайную Мистерию Господа Иисуса Христа в матрице Мироздания. Часть III, так, что все «под рукой» читателя:
(Ин. 12. 44:47) – «8 – 44. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. 9 – 45. И видящий Меня видит Пославшего Меня. 10 – 46. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. 11 – 47. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
(Ин. 13. 13:17) – «24 – 13. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 23 – 14. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. 22 – 15. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 21 – 16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 20 – 17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
(Ин. 14. 6:17) – 31 – 6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 30 – 7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. 29 – 8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 28 – 9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? 27 – 10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 26 – 11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. 25 – 12. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. 24 – 13. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. 23 – 14. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. 22 – 15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. 21 – 16. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 20 – 17. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».
(Ин. 15. 9:14) – «28 – 9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 27 – 10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 26 – 11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. 25 – 12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 24 – 13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 23 – 14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Господь Иисус Христос «Принес» или «Напомнил» «Весть о Любви» от Бога Отца – «9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; .. 10. пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. … ».
Любовь Бога Отца Творит и Поддерживает всех нас людей и все Мироздание!
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Продолжим изложение работы Рыбакова Б.А.:
Множество обрядов связано с печью, с овином и со светцом. На границе Украины и Белоруссии бытовал интересный обряд, связанный с первым зажиганием света осенью (1 сентября), он назывался «женитьбой комина». «Комин» белили, увивали спелым хмелем, цветами. Когда зажигали лучины, то сыпали на них орехи, дынные семена, куски солонины и комья масла. В Киеве устраивали «свадьбу свечи»: ставили срубленное деревце, обвешанное фруктами, дынями и украшенное восковыми свечками[5]. ….
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Труден путь хронологической расшифровки этнографических загадок. Иногда мы можем уловить момент забвения первоначального смысла того или иного явления, определить верхний, поздний предел его осмысленного бытования, но бываем бессильны указать его истоки, его первичные формы, время его возникновения….
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
4. Свадебные фаллические обряды. «… (чтуть срамные уды) и в образ створены и кланяются им и требы им кладуть. Словене же на свадьбах въкладываюче срамоту и чесновиток в ведра пьють…».
Комментируя это место в трактате Даниила, Гальковский сослался на полную этнографическую аналогию, известную ему[12]. Достоверность сообщения Даниила (подтвержденного «Словом Христолюбца») подкрепляется и археологическими материалами: К. Яжджевский нашел при раскопках в Ленчице, в слоях XII-XIII вв., ведро и «срамоту» (фалл) [13], т. е. полный набор реквизита свадебного обряда (см. рис. на с. 39, 41).
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
5. «… и недели день [почитают] и кланяются, написавше жену в человечъск образ тварь». Более подробно о поклонении олицетворению воскресного дня в образе женщины говорится в специальном «Слове о твари и о днии, рекомом неделе…», написанном, вероятно, в начале XIII в. и дошедшем до нас в севернорусской обработке XIV в. [14] Речь идет о том, что тогдашние русские люди особым почитанием отмечали день недели воскресенье как еженедельный праздник «света»; в какой-то мере это было связано с культом солнца (воскресенье – «день солнца», Sonntag), но лишь косвенно. Автор поучения отделяет свет от солнца, считая, что солнце лишь субъект света: «вещь бо есть солнце свету», а главное внимание уделяет свету «неосязаемому и неисповедимому», т. е. тому, который бог, по Библии, создал ранее солнца: «Никто же бо можеть указати образа свету, но токмо видим бываеть».
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Возможно, что этот загадочный свет, отделенный от солнца, выражается позднейшей фразой «весь белый свет». И вот этот неисповедимый свет русские люди стали изображать вещественно, как «тварь» (сотворенное), в виде женщины. Возможно, что были скульптурные изображения («болван выдолбен»), но преимущественно автор говорит о «написании света» «во образ человечь». Слова Даниила «написавше жену в человеческ образ» мы должны понимать не столько как изготовление деревянного идола (отголоском чего могут быть севернорусские скульптуры Параскевы Пятницы), сколько в смысле писаного изображения, а глагол «писать» в применении к средневековому искусству мог означать два понятия: писать икону или фреску и «писать», т. е. вышивать цветными нитками на белом полотняном фоне [15]. ….
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Архаизм фольклорного материала не подлежит сомнению, но точных дат от него (по самой его природе) мы ожидать не можем. Иное дело – народное искусство или такие комплексы, в состав которых входят орнамент или другие изобразительные материалы. В этих случаях мы можем обратиться к археологии, от которой вправе ожидать более точного хронологического определения времени первичного появления того или иного сюжета. Только сочетание данных этнографии и археологии может дать нам хронологическую амплитуду начала и конца тех или иных явлений.
Произведем при помощи этнографических загадок (взятых из большого числа им подобных) три хронологических зондажа в археологическую глубину тысячелетий. Объекты должны быть выбраны из области изображений, так или иначе связанных с ритуальной стороной народного быта.
Первым примером для нас послужит один устойчивый элемент узора свадебного наряда невесты; вторым – один из загадочных сюжетов на пасхальных яйцах-писанках; третьим примером будет широчайшим образом распространенный ромбический узор на полотенцах, являющихся, как известно, предметом ритуальным.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
На свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Так как квадрат есть частный случай ромба, то назовем эту композицию «ромбо-точечной». Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора – фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками (см. рис. 9 в работе Рыбакова Б. А.).
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Рис. 1. Узор на Свадебной Паневе. Вщиж. Тканевый узор с архаичными элементами. По материалам Брянской обл. (села Вщиж, Токареве. Дядьковичи, Спинка, Овстуг и др.) удалось проследить, что ромбо-точечная композиция вышивалась только на свадебной паневе, которую невеста готовила себе к венцу и носила её в первый год замужества. На детских или «старушецких» паневах, отличающихся бедностью орнаментации, ромбо-точечная композиция никогда не вышивалась. По отношению к женским рубахам мы видим точно такое же возрастное ограничение: крупные ромбо-точечные узоры украшали предплечья только на рубахах молодых женщин и не встречались ни на детских, ни на старушечьих [22] (см. рис. 8 в работе Рыбакова Б. А.).
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Рис. 2. Народная одежда с «Архаическим узором» (квадрат (ромб) с четырьмя точками) (на плече женщины – справа на рисунке). Русская вышивка. (Вщиж. Брянская область).
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Связь ромбо-точечного узора со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах:
во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «рожаницы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности.
<P style="TEXT-ALIGN: justify">
Большой интерес представляет запись этнографа В. В. Богданова о том, как применялась ромбо-точечная схема в Белоруссии в XIX в.
При постройке новой избы (что являлось естественным продолжением образования новой семьи) глава семьи должен был освятить участок земли, отведенный под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил этот квадрат на четыре части так, чтобы образовались четыре малых квадрата. Затем хозяин будущей усадьбы отправлялся «на все четыре стороны» и приносил с четырех полей по большому камню. Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на земле. После этого земля будущей усадьбы считалась освященной [23].