Прошла неделя мясопустная и наступила масленица.
Термин «мясопуст» означает прекращение вкушения мяса. Так в православном календаре именуется воскресенье за 56 дней до Пасхи (в этом году — 26 февраля).
А у западных христиан (римо-католиков) этому православному термину соответствует хорошо нам знакомое веселое слово карнавал, о чем многие, вероятно, и не подозревают.
Оно происходит от средневековых латинских слов carne — мясо и vale — прощай, т. е. буквально — «прощай, мясо!».
Продолжительность карнавального периода в разных странах не одинакова, но завершается он в «Пепельную среду» (в этом году — 1 марта).
С этого дня и начинается католический Великий пост.
В «Пепельную среду» вечером в католических храмах совершается поучительный богослужебный обряд. Пеплом, окропленным святой водой, священник проставляет на лбу верующего крест или просто посыпает этим пеплом ему голову со словами: «Помни, человек: ты — прах и в прах обратишься!» Именно в этом мы равны в нашем несправедливом мире.
В православном календаре все сложнее: за мясопустом следует еще одна неделя — «сырная», именуемая в народе масленицей (в этом году с 27 февраля по 5 марта). Строго соблюдающие пост отказываются от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и церковное название этой недели). В этом — последняя ступень подготовительного воздержания.
Вообще же масленица — праздник совсем не христианский.
Напротив — это древний языческий праздник проводов зимы; согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем».
Это своеобразный северный карнавал, вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, играми и хмельными пирами .
После крещения Руси «отменить» масленицу не смогли, но постарались хотя бы отчасти «христианизировать», включив в богослужебный календарь и отнеся на последнюю подготовительную неделю к Великому посту.
При этом обычай поминать предков блинами был переосмыслен как «заговенье» — праздничную трапезу накануне поста.
Календарь масленицы
В народном календаре каждый день масленицы имел особое значение.
Что означает каждый день масленицы?
Понедельник назывался встречей:
торжественно встречали персонифицированную Масленицу, соломенное чучело в сарафане, с повязанным по-старушечьи платком, с блином в одной руке и сковородой — в другой.
Вместе с чучелом веселились, катались на тройках в течение всей недели.
Россияне были уверены, что «не потешить широкую масленицу — жить в горькой беде и жизнь худо кончить».
Называли Масленицу — честная, веселая, широкая, касаточка, неточка, ясочка, перепелочка, переберуха, бумажное тельце, сахарные уста и другими нежными именами.
Вторник назывался — заигрыши. Именно с этого дня начинались катанья на разукрашенных санях, игры и гулянья.Иногда в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых, а на сани водружали столб с вращающимся колесом — символом возрождающегося солнца.
Среда именовалась лакомкой: начинали печь блины на всякий вкус, большие и маленькие, пшеничные и гречишные, с медом и маслом, с сыром и икрой.
В широкий четверг масленичный разгул достигал апогея.Вспомним картину В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» или хрестоматийное изображение боя «стенка на стенку» в фильме «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. А раньше было еще «круче». Один из иностранных путешественников, посетивших Россию в XVI веке, мосье Одербон, с удовольствием носителя цивилизации констатировал: «В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, т. е. оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкой до упаду и до беспамятства. В течение всей масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду…»
Пятничные тёщины вечеринки собирали вместе представителей разных поколений семьи (кстати, гостей принимали не тещи, а зятья).
А в субботу на золовкины посиделки. молодые невестки приглашали всю родню к себе — похвастаться новым хозяйством и своим мастерством. «Семейные» названия даны этим дням неспроста.
Несмотря на поминальный смысл блинных угощений, масленица — весенний праздник, это начало новой жизни, молодой семьи, ведь от Крещения, 19 января, до масленицы повсеместно играли свадьбы. Так что для молодоженов это были первые приемы гостей.
В воскресенье устраивали проводы, прощанье, плясали вокруг костра из соломенного чучела.
Здесь и наступала кульминация карнавального веселья с процессиями ряженых, ритуальным смехом, призывами весны и поношением масленицы в песнях.
Прощанье соединялось с прощением, потому умиленное прощание друг с другом становилось взаимной просьбой об отпущении грехов. Прощеное воскресенье, или целовальник, объединяло всех русских людей перед постом.
Начальственные персоны просили прощения у подчиненных, правители ездили в приюты и остроги с возами калачей, а особо благочестивые старушки прощались на кладбище с давно почившими родственниками.
Языческие обряды и христианская любовь объединялись в этот день и очередной раз демонстрировали парадоксальность «русской души».
На другой день наступает Великий Пост и в чистый понедельник народ покаянно смывает масленичные грехи.