Стретение
Стретенье (громница) — это “встреча” Зимы с Весной или, если делить год не на четыре поры, а на две, — битва Зимы с Летом. Славяне олицетворяли Зиму со старой костлявой сгорбленной старухой в черной полинявшей одежде. Зима — это богиня Смерти Мара. Богиня Зимы рьяно борется с богиней Весны — молодой красивой девушкой, облаченной в зеленые одеяния. У нее на голове зеленый венок из первоцвета, а распущенные волосы ниспадают на плечи. Весна отгоняет Зиму распущенной веточкой. На Стретенье люди идут в храм на Православление и несут с собой свечу (после освящения ее называют громничной), а также бутыль с водой, которую потом волхв вместе со свечами освящает святой водой. Каждый из прихожан, принесших в храм свечу, делает на ней какой-то знак, чтобы после обряда распознать ее среди других. Применяют такие свечки-громнички в разных случаях (например, когда кто-то не может умереть, в руки ему дают громничку или зажигают свечу за головой, если он не может ее удержать). Когда кто-то собирается в дальний путь (на войну или за океан), когда свирепствует какая-то пошесть, когда первый раз идут пахать, когда впервые весной выгоняют скот в поле — всегда зажигают свечу-громничку. Когда в доме водится несчастье, ею обкуривают вокруг дома.
Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, чтобы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, быстро зажигали свечу-громничку, освященную в храме, ставили ее перед образами и кумирами Богов или лепили на край стола и молились: “Спаси, Род Всемогущий, меня от всякого зла”. Родноверы быстро брали из-за образов зелье (багнитки, освященные в зеленое воскресенье, и лещину, которой замаивали окна и двери на Русалью) и бросали в огонь как жертву Перуну. Они знали, что святой дым прошлогоднего освященного зелья разгоняет тучи. Вместе со свечками-громничками в храме освящали воду (называли “стретенской”). Ее берегли, потому что являлась она целебной, и применяли против “сглаза”, лечили уши, натирали больные места на теле. Той водой весной окропляли хозяина, когда он первый раз шел пахать, ее применяли, когда впервые выгоняли скот на поле, чтобы его “не брали” плохие глаза. Принесенной освященной водой окропляли дом (углы), чтобы в нем всегда было счас
Колодка (Масленица)
Большой праздник для неженатых и вдов. Замужние женщины искали “колодку” (поленье). В понедельник утром они собирались в доме вдовы “колодкувати”. Одна из них клала на стол небольшое полено или палку — это колодка. Другие брали поочередно и повивали ее шматами холста, потом снова клали на стол. Это означало, что колодка родилась. Праздничное угощение, посвященное этому событию, продолжалось до вечера. На следующий день, вторник, праздновали “освячены колодки”; в среду — освятили; в четверг колодка “умирала”, в пятницу ее прятали, а в субботу “плакали” за нею. Конечно, никто за колодкой не плакал, так как символизировала она Зиму, а прощания с нею — своеобразные ее проводы. Тем не менее колодка была и предметом наказания тем молодым людям, которые не успели или не спешили жениться. На Масленой неделе к их рукам привязывали колодку, и избавиться ее можно было только через викуп. “Не женился еси — то бревно неси”, — говорит старинная пословица. Колодий побуждал к любви и союзу, учил сватов премудрости сватанья, которое должно привести к счастливому семейному союзу. Он — опекун супружеской жизни, оберегает молодых от недугов и несчастий, наполняет души родителей желанием иметь много детей, продолжения рода человеческого. Поэтому на Масленой неделе принято угощать членов семьи, ходить один до одного в госте, собираться за большим родственным столом.
“К теще на блины” ездили в среду. Этот день носит название “зноби-бабы”. По обычаю, в среду вся семья собиралась за одним столом, “чтобы любимый зять был удовлетворен”. Четвертый день Масленицы называли “переломный”, или “широкий”. Именно с этого дня начинается настоящее гуляние, которое сопровождается сытной пищей и богатым питьем. Рядом с блинами и налистниками, главной пищей на Масленую были вареники с сыром и сметаной, гречневые блины на масле или жаренные на смальце. В пятницу теща ездила к зятю на блины, и теперь уже зять должен был тешить любимую тещу. На Масленую неделю весьма пышно и от всей души поздравляют вдов и одиноких матерей, которые имели внебрачных детей. Таким детям, кроме сладости, дарили одежду, обувь, холст, бочонок меда и т. п. А вдове или одинокой женщине, бывало, приводили (заранее договорившись) вдовца. Если главное действующее лицо праздника Колодий, то откуда же взялась Масленица?
Масленая неделя — это последняя неделя перед Большим постом. Колодий “умирает” 12 февраля, его встерачает Велес и провожает в потусторонний мир. Поэтому 20 февраля праздник Велеса. Провожают Колодку с песнями и шутками. Ведь он забирает с собою все темные силы, которые должны были навеки остаться в пасмурном царстве Чорнобога. Последние два дня недели — верхушка святая. Народные гуляния, игры, среди которых любимейшие “взятия снежной крепости”, катания на санях, танцы вокруг костра, сожжения соломенной Масленицы и, конечно, блины на разные вкусы, с разными наполнениями, горячие и румяные.
Сустретьев день.
Сретенье - зима с летом встречается. Сретенские морозы. Сретенские оттепели. Солнце - на лето, зима - на мороз.
Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
Снег метет через дорогу - будет поздняя весна, а коли не метет, то ранняя.
На Сретенье утром снег - урожай ранних хлебов, если в полдень - средних, если к вечеру - поздних.
Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.
Снег через дорогу передувает - сей просо, если же случится оттепель и капель, то сей пшеницу.
В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых деревьев.
В Сустретьев день начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом - весной и летом будешь с яйцом».
Стретенье (громница) — это “встреча” Зимы с Весной или, если делить год не на четыре поры, а на две, — битва Зимы с Летом. Славяне олицетворяли Зиму со старой костлявой сгорбленной старухой в черной полинявшей одежде. Зима — это богиня Смерти Мара. Богиня Зимы рьяно борется с богиней Весны — молодой красивой девушкой, облаченной в зеленые одеяния. У нее на голове зеленый венок из первоцвета, а распущенные волосы ниспадают на плечи. Весна отгоняет Зиму распущенной веточкой. На Стретенье люди идут в храм на Православление и несут с собой свечу (после освящения ее называют громничной), а также бутыль с водой, которую потом волхв вместе со свечами освящает святой водой. Каждый из прихожан, принесших в храм свечу, делает на ней какой-то знак, чтобы после обряда распознать ее среди других. Применяют такие свечки-громнички в разных случаях (например, когда кто-то не может умереть, в руки ему дают громничку или зажигают свечу за головой, если он не может ее удержать). Когда кто-то собирается в дальний путь (на войну или за океан), когда свирепствует какая-то пошесть, когда первый раз идут пахать, когда впервые весной выгоняют скот в поле — всегда зажигают свечу-громничку. Когда в доме водится несчастье, ею обкуривают вокруг дома.
Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, чтобы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, быстро зажигали свечу-громничку, освященную в храме, ставили ее перед образами и кумирами Богов или лепили на край стола и молились: “Спаси, Род Всемогущий, меня от всякого зла”. Родноверы быстро брали из-за образов зелье (багнитки, освященные в зеленое воскресенье, и лещину, которой замаивали окна и двери на Русалью) и бросали в огонь как жертву Перуну. Они знали, что святой дым прошлогоднего освященного зелья разгоняет тучи. Вместе со свечками-громничками в храме освящали воду (называли “стретенской”). Ее берегли, потому что являлась она целебной, и применяли против “сглаза”, лечили уши, натирали больные места на теле. Той водой весной окропляли хозяина, когда он первый раз шел пахать, ее применяли, когда впервые выгоняли скот на поле, чтобы его “не брали” плохие глаза. Принесенной освященной водой окропляли дом (углы), чтобы в нем всегда было счас
Колодка (Масленица)
Большой праздник для неженатых и вдов. Замужние женщины искали “колодку” (поленье). В понедельник утром они собирались в доме вдовы “колодкувати”. Одна из них клала на стол небольшое полено или палку — это колодка. Другие брали поочередно и повивали ее шматами холста, потом снова клали на стол. Это означало, что колодка родилась. Праздничное угощение, посвященное этому событию, продолжалось до вечера. На следующий день, вторник, праздновали “освячены колодки”; в среду — освятили; в четверг колодка “умирала”, в пятницу ее прятали, а в субботу “плакали” за нею. Конечно, никто за колодкой не плакал, так как символизировала она Зиму, а прощания с нею — своеобразные ее проводы. Тем не менее колодка была и предметом наказания тем молодым людям, которые не успели или не спешили жениться. На Масленой неделе к их рукам привязывали колодку, и избавиться ее можно было только через викуп. “Не женился еси — то бревно неси”, — говорит старинная пословица. Колодий побуждал к любви и союзу, учил сватов премудрости сватанья, которое должно привести к счастливому семейному союзу. Он — опекун супружеской жизни, оберегает молодых от недугов и несчастий, наполняет души родителей желанием иметь много детей, продолжения рода человеческого. Поэтому на Масленой неделе принято угощать членов семьи, ходить один до одного в госте, собираться за большим родственным столом.
“К теще на блины” ездили в среду. Этот день носит название “зноби-бабы”. По обычаю, в среду вся семья собиралась за одним столом, “чтобы любимый зять был удовлетворен”. Четвертый день Масленицы называли “переломный”, или “широкий”. Именно с этого дня начинается настоящее гуляние, которое сопровождается сытной пищей и богатым питьем. Рядом с блинами и налистниками, главной пищей на Масленую были вареники с сыром и сметаной, гречневые блины на масле или жаренные на смальце. В пятницу теща ездила к зятю на блины, и теперь уже зять должен был тешить любимую тещу. На Масленую неделю весьма пышно и от всей души поздравляют вдов и одиноких матерей, которые имели внебрачных детей. Таким детям, кроме сладости, дарили одежду, обувь, холст, бочонок меда и т. п. А вдове или одинокой женщине, бывало, приводили (заранее договорившись) вдовца. Если главное действующее лицо праздника Колодий, то откуда же взялась Масленица?
Масленая неделя — это последняя неделя перед Большим постом. Колодий “умирает” 12 февраля, его встерачает Велес и провожает в потусторонний мир. Поэтому 20 февраля праздник Велеса. Провожают Колодку с песнями и шутками. Ведь он забирает с собою все темные силы, которые должны были навеки остаться в пасмурном царстве Чорнобога. Последние два дня недели — верхушка святая. Народные гуляния, игры, среди которых любимейшие “взятия снежной крепости”, катания на санях, танцы вокруг костра, сожжения соломенной Масленицы и, конечно, блины на разные вкусы, с разными наполнениями, горячие и румяные.
Сустретьев день.
Сретенье - зима с летом встречается. Сретенские морозы. Сретенские оттепели. Солнце - на лето, зима - на мороз.
Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
Снег метет через дорогу - будет поздняя весна, а коли не метет, то ранняя.
На Сретенье утром снег - урожай ранних хлебов, если в полдень - средних, если к вечеру - поздних.
Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.
Снег через дорогу передувает - сей просо, если же случится оттепель и капель, то сей пшеницу.
В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых деревьев.
В Сустретьев день начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом - весной и летом будешь с яйцом».