Зима: стужень, сечень, лютень.
КОРОЧУН
24 декабря. Самый короткий день в Году, когда Кощный Бог "окорачивает" уходящий Год. По поверьям, ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря - см. "КОЛЯДА") благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п. в народе о сию пору примечали: "Коли под Рождество Небо звездисто - богатый приплод скота и много ягод на будущий Год", "Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе", "Ясный день - сильные морозы, к хорошему урожаю", "Коли тропинки черны - урожай на гречу".
КОЛЯДА
25 декабря. Зимний Солнцеворот. День Рождения Нового Солнца. В этот день жгли священные костры на вершинах холмов.
ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ
24 декабря - 6 января. Череда Святодней, посвящённых Памяти Предков, две недели начиная с Корочуна (кануна Коляды) и до Водокреса (см. далее) - чародейное время, когда Свет Нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок и проч.
ВОДОКРЕС
6 января. Последний день Святочных бесчинств, когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям здраву - благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.
ГРОМНИЦА
2 февряля. Встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов Гром. В народе говорят: "На Громницу зима с летом (весной) встретились", "На Громницу Солнце на лето, зима на мороз". О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним.
ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ
11 февраля. Велес "сшибает рог Зиме", в деревнях празднуют Коровий Праздник (ибо Велес - "Скотий Бог"), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому - приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями.
КОЩЕЕВ ДЕНЬ
29 февраля. Отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде.
Весна: березозол, цветень, травень.
СОРОКИ
9 марта. Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.
МАСЛЕНИЦА
25 марта. Один из четырёх важнейших Праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Согласно Славянским верованиям, о сию пору "отверзается" Сварга, и Светлые Боги "возвращаются" в Явь - входят в Силу после зимы, а души Предков "прилетают на птичьих крылах" из Ирия Небесного навестить нас - своих потомков. Время возрождения - Весеннего "воскрешения" (от "Крес" - "Огонь") Земли-Матушки и всей Природы. Сразу за Масленичной Неделей следует Комоедица - Медвежий Праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года. Ком - по древнеславянски - медведь. Отсюда пословица: Первый блин комам.
ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО
30 марта. Чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб.
ВОДОПОЛ
3 апреля. Пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.
СТРИБОГОВ ДЕНЬ
5 апреля. Тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.
ВОРОНЕЦ
14 апреля. Святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Божскую кару. Мудрым же - Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти.
ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ
16 апреля. Череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейная неделя, посвящённая чествованию Девы-Лели - Юной Богини Весны и Девственной Природы, бурлящих вешних вод и "пробудившихся" женских водяных духов - Русалок-Берегинь. О сию пору девы в длиннорукавках без оберегов, уподобляясь Русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней.
ЛЕЛЬНИК
Девичий Праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю - Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля - накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин - Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин - Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост - Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится... В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.
ЯРИЛА ВЕШНИЙ
23 апреля. Ярила "отмыкает" Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.
ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЩЬ
Чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.
ВЕШНИЕ ДЕДЫ
Череда Святодней, предшествующих Дню Земли (см. далее), неделя поминовения Предков, когда навии (души умерших) посещают живых.
ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ
9 мая. Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как "именинница". Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь - Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю.
ЖИВИН ДЕНЬ
13 мая. Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны
ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ)
череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная неделя, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - Русалок-Берегинь. Время, когда на смену Леле-Деве приходит Жена Лада.
ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ
30 мая. Змеиный Праздник, отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие.
ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ)
Праздник конца весны и начала лета, отмечаемый не позднее 3 кресеня/июня, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав - Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением Сил Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои Силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.
Лето: кресень, липень, серпень.
КУПАЛА
24 июня. один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солцевороту. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные обрядные Костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-Цвет, а поутру купались в целебной росе.
СВАРОГОВ ДЕНЬ
29 июня. Чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары.
ПЕРУНОВ ДЕНЬ
20 июля, 2 августа. Великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей.
ВЕТРОГОН
8 августа. Буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.
СПОЖИНКИ
15 августа. Праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу.
ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО
22 августа. Чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб.
Осень: вересень, листопад, грудень.
ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ
8 сентября. Праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени. В этот день приносят требы Роду Все-Богу и Роду Небесному (Предкам), а также прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): "Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам".
ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ
14 сентября. Осенний Змеиный Праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя - "Змеиного Царя", поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом "проваливаются" сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд "похорон мух, блох и тараканов", дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие "гробики", в них помещали пойманных насекомых и "хоронили" в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: "Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!.." Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в "гробиках" к ветке дерева, имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников...
ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ)
24 сентября. Один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию [41]. Самый крупный осенний Праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина "прячется" за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: "Зрите ли мя, детушки?" Если ответ будет: "Не зрим, батюшка!", то это означает богатый урожай, а если: "Зрим!", то худой, после чего жрец благословляет народ словами: "Так дай же вам Боги, чтобы на будущий Год не зрели!", и подаёт знак к началу праздничного "пира горой"... Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает "закрываться" Сварга, куда "уходят" из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави.
ПОКРОВ
1 октября. Сварог кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле - конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень "переламывается" на зиму. Примечали: "Какова погода на Покров, такова будет и зима", "Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга - зима тёплая; если с запада - снежная". С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: "Придёт Покров, девке голову покроет", "Если снег Землю покрывает на Покров - счастливое предзнаменование для обручённых". Девушки, кому пришла пора выходить замуж, просили: "Покрой, Сварог, Землю снежком, а меня женишком!" С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома - на зимнем корме. Тако же Покров - начало женских работ в избе.
ОСЕННИЕ ДЕДЫ
Череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), неделя поминовения Предков, справления тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий - до будущей весны.
ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ
28 октября. Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода "засыпают" до будущей весны. О сию пору Им приносят требы и просят у Них прощения за "всё, чем досадили" Им в завершающемся Году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши - Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей [46] всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб - распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая "Льняные смотрины".
ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ
Чародейная ночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло Года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.
МАРИН ДЕНЬ
9 ноября. Приход зимы. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) - день, когда творили обереги от всякой нечисти: "На Прокла всякую нечисть проклинают". Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) - день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: "Введение идёт - за собой Прокопа ведёт", "Прокоп по снегу ступает - дорогу копает", "Прокопий дороги прокапывает", "Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал".
КОРОЧУН
24 декабря. Самый короткий день в Году, когда Кощный Бог "окорачивает" уходящий Год. По поверьям, ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря - см. "КОЛЯДА") благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п. в народе о сию пору примечали: "Коли под Рождество Небо звездисто - богатый приплод скота и много ягод на будущий Год", "Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе", "Ясный день - сильные морозы, к хорошему урожаю", "Коли тропинки черны - урожай на гречу".
КОЛЯДА
25 декабря. Зимний Солнцеворот. День Рождения Нового Солнца. В этот день жгли священные костры на вершинах холмов.
ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ
24 декабря - 6 января. Череда Святодней, посвящённых Памяти Предков, две недели начиная с Корочуна (кануна Коляды) и до Водокреса (см. далее) - чародейное время, когда Свет Нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок и проч.
ВОДОКРЕС
6 января. Последний день Святочных бесчинств, когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям здраву - благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.
ГРОМНИЦА
2 февряля. Встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов Гром. В народе говорят: "На Громницу зима с летом (весной) встретились", "На Громницу Солнце на лето, зима на мороз". О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним.
ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ
11 февраля. Велес "сшибает рог Зиме", в деревнях празднуют Коровий Праздник (ибо Велес - "Скотий Бог"), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому - приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями.
КОЩЕЕВ ДЕНЬ
29 февраля. Отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде.
Весна: березозол, цветень, травень.
СОРОКИ
9 марта. Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.
МАСЛЕНИЦА
25 марта. Один из четырёх важнейших Праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Согласно Славянским верованиям, о сию пору "отверзается" Сварга, и Светлые Боги "возвращаются" в Явь - входят в Силу после зимы, а души Предков "прилетают на птичьих крылах" из Ирия Небесного навестить нас - своих потомков. Время возрождения - Весеннего "воскрешения" (от "Крес" - "Огонь") Земли-Матушки и всей Природы. Сразу за Масленичной Неделей следует Комоедица - Медвежий Праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года. Ком - по древнеславянски - медведь. Отсюда пословица: Первый блин комам.
ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО
30 марта. Чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб.
ВОДОПОЛ
3 апреля. Пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.
СТРИБОГОВ ДЕНЬ
5 апреля. Тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.
ВОРОНЕЦ
14 апреля. Святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Божскую кару. Мудрым же - Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти.
ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ
16 апреля. Череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейная неделя, посвящённая чествованию Девы-Лели - Юной Богини Весны и Девственной Природы, бурлящих вешних вод и "пробудившихся" женских водяных духов - Русалок-Берегинь. О сию пору девы в длиннорукавках без оберегов, уподобляясь Русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней.
ЛЕЛЬНИК
Девичий Праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю - Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля - накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин - Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин - Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост - Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится... В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.
ЯРИЛА ВЕШНИЙ
23 апреля. Ярила "отмыкает" Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.
ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЩЬ
Чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.
ВЕШНИЕ ДЕДЫ
Череда Святодней, предшествующих Дню Земли (см. далее), неделя поминовения Предков, когда навии (души умерших) посещают живых.
ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ
9 мая. Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как "именинница". Считается, что в этот день Земля "отдыхает", поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь - Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - слушают Землю.
ЖИВИН ДЕНЬ
13 мая. Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны
ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ)
череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная неделя, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов - Русалок-Берегинь. Время, когда на смену Леле-Деве приходит Жена Лада.
ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ
30 мая. Змеиный Праздник, отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие.
ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ)
Праздник конца весны и начала лета, отмечаемый не позднее 3 кресеня/июня, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав - Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением Сил Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои Силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.
Лето: кресень, липень, серпень.
КУПАЛА
24 июня. один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солцевороту. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные обрядные Костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-Цвет, а поутру купались в целебной росе.
СВАРОГОВ ДЕНЬ
29 июня. Чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары.
ПЕРУНОВ ДЕНЬ
20 июля, 2 августа. Великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей.
ВЕТРОГОН
8 августа. Буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.
СПОЖИНКИ
15 августа. Праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу.
ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО
22 августа. Чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб.
Осень: вересень, листопад, грудень.
ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ
8 сентября. Праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени. В этот день приносят требы Роду Все-Богу и Роду Небесному (Предкам), а также прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): "Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам".
ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ
14 сентября. Осенний Змеиный Праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя - "Змеиного Царя", поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом "проваливаются" сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд "похорон мух, блох и тараканов", дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие "гробики", в них помещали пойманных насекомых и "хоронили" в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: "Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!.." Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в "гробиках" к ветке дерева, имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников...
ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ)
24 сентября. Один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию [41]. Самый крупный осенний Праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина "прячется" за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: "Зрите ли мя, детушки?" Если ответ будет: "Не зрим, батюшка!", то это означает богатый урожай, а если: "Зрим!", то худой, после чего жрец благословляет народ словами: "Так дай же вам Боги, чтобы на будущий Год не зрели!", и подаёт знак к началу праздничного "пира горой"... Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает "закрываться" Сварга, куда "уходят" из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави.
ПОКРОВ
1 октября. Сварог кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле - конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень "переламывается" на зиму. Примечали: "Какова погода на Покров, такова будет и зима", "Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга - зима тёплая; если с запада - снежная". С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: "Придёт Покров, девке голову покроет", "Если снег Землю покрывает на Покров - счастливое предзнаменование для обручённых". Девушки, кому пришла пора выходить замуж, просили: "Покрой, Сварог, Землю снежком, а меня женишком!" С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома - на зимнем корме. Тако же Покров - начало женских работ в избе.
ОСЕННИЕ ДЕДЫ
Череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), неделя поминовения Предков, справления тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий - до будущей весны.
ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ
28 октября. Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода "засыпают" до будущей весны. О сию пору Им приносят требы и просят у Них прощения за "всё, чем досадили" Им в завершающемся Году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши - Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей [46] всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб - распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая "Льняные смотрины".
ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ
Чародейная ночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло Года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.
МАРИН ДЕНЬ
9 ноября. Приход зимы. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) - день, когда творили обереги от всякой нечисти: "На Прокла всякую нечисть проклинают". Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) - день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: "Введение идёт - за собой Прокопа ведёт", "Прокоп по снегу ступает - дорогу копает", "Прокопий дороги прокапывает", "Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал".