ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ – ЦЕРКОВНАЯ ПОДМЕНА ОБРЯДА ВЕРБОХЛЁСТ
На улицах вовсю продаются веточки вербы к Вербному воскресенью, но праздник этот, многие, не понимая происхождения этого слова, называют «ВЕРБОХЛЕСТ».
Дело в том, что церковь после крещения Руси упрятала смысл этого Славянского (языческого) праздника под покрывало праздника Христианского, связанного с прибытием Иисуса в Иерусалим на осле. Тогда его приветствовали его последователи пальмовыми ветвями, крича «Осанна!».
Поскольку вербы в Палестине никогда не росли и не растут поныне, а пальмовые ветви никак не могут произрасти на Руси, Христианская церковь осуществляя подмену праздника Славянского на Христианский, оставила для облегчения подмены его основной символ – веточки вербы
А древний Славянский Православный (ныне языческий) праздник связан с обрядом оплодотворения, ибо наличие множества детей, выраставших сильными взрослыми людьми, воинами, пахарями, спасало семью, род и на-род от вымирания или гибели от рук врагов.
Чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. Обряд этот – «вербохлёст»: парни хлещут по ногам девок прутиками вербы, а те радостно визжат.
Так происходило символическое оплодотворение первыми вторых. В те времена отношения полов не считались чем-то греховным (как у христиан), а воспринимались как божественный акт.
Верба по сию пору является значимым растением в русской народной культуре. В славянской традиции она ассоциируется с быстрым ростом, силой, гибкостью, плодородием. Это связано с тем, что верба раньше других растений выпускает почки. Дерево вербы символизирует весну; считалось, что она передает здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.
В начале весны наши предки отмечали праздник Вербохлест. В этот день люди легонько хлестали друг друга, детей, а также домашний скот веточками вербы, приговаривая: Verbohlest2«Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез», «Хвора в лес, а здоровье в кости». Таким образом они изгоняли зимние болезни и хвори. Детям приговаривали: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка.
То что праздник в дохристианском мире существовал говорит и то, что его отмечают в других народах без придания религиозности, то есть как традиции предков. Например В Словакии до сих пор существует обычай хлестать друг друга вербой, также парни в эти дни поливают девушек водой; всё это – отголоски обрядов плодородия.
Согласись, читатель: образ и символ Вербы – плодородие, богатородие, здоровье – мало как может ассоциироваться с травой которую кидали под копыта осла, пусть даже ехавшего на нем Спасителя :)))
В некоторых областях России этот праздник ещё называли -Вербохлёст. Ляльник. Его проводили у живого дерева, которое наряжают, украшают.
Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски - возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.
К празднику пекут традиционное весеннее печево - "кресты": такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие "кресты" толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.
Также веточки вербы украшались лентами и ставились в красный угол в качестве оберега; считалось, что она может защитить дом от молнии.
Теперь вы знаете, что делать с вербой:))
Слава Богам!