Топор (секира)
Топор, ассоциировавшийся у древних с могуществом богов [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], грозы и бури, является символом силы и верховной власти.
В мифологии топор рассматривался в качестве атрибута индуистского бога огня Агни и рогатого ассирийского бога грозы Раммана. Тишуб, верховное хеттское [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], вооружен двойным топором. Главным [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] славянского громовержца Перуна первоначально также был ка менный топор, замененный позднее на золотую секиру.
Не только боги, но и люди использовали топор как символ власти и могущества, что нашло отражение в многочисленных мифах и легендах. В сказаниях о словацком герое Юрае Яношике (?— 1713), атамане благородных разбойников и отважном мстителе за угнетенных [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку], упоминается валашка — небольшой топорик, знак его атаманской власти. Эта валашка, подаренная Яношику сказочной Белой Девой, придавала ему силу сотни [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]. Для того чтобы одолеть удалого разбойника, врагам пришлось хитростью выманить у Яношика чудесную валашку и запереть ее за семью дверями. Но когда героя повели на казнь, волшебный топорик сам собою начал сокрушать одну дверь за другой.
В [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] сокрушительная мощь топора приобретает как разрушительную, так и созидательную функции. Так, если в буддизме с помощью символического топора можно покончить с бесконечной цепью перерождений (сансарой) и прервать непрерывный цикл бытия, то в китайской традиции во [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] свадебного обряда топор выступает символом нерушимости нового союза двух семейств.
Символом неразрывного единства противоположностей представляется лабрис — двусторонняя секира с широкими, напоминающими полумесяцы, лезвиями. Наиболее ранние изображения лабриса относятся ко времени расцвета минойской цивилизации на Крите (II тыс. до н.э.). Двойные секиры, изображенные на стенах частично сохранившегося Кносского дворца, служили, по-видимому, магическими знаками, призывавшими божественное покровительство его обитателям.
В христианской иконографии топор, как орудие мученичества, является атрибутом некоторых казненных святых: евангелиста Матфея и Петра Мученика, причем последний изображается с топором, торчащим в его [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]. Однако в иконографии топор не всегда выступает в негативном смысле. Так, топор Иосифа (мужа Девы Марии) указывает лишь на его профессию плотника, а топор в руках св. Бенедикта, основателя старейшего католического монашеского ордена бенедиктинцев, намекает на чудо, якобы свершенное однажды этим святым. Церковное предание повествует о некоем бедном лесорубе, лишившемся своего единственного орудия труда: его топор, слетев с топорища, утонул в глубоком озере. Видя отчаяние бедняка, св. Бенедикт, оказавшийся поблизости, взял у него из рук топорище и опустил его в воды озера. Через мгновение топор на [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] изумленного лесоруба сам собою насел на топорище.
В красном (шотландском) масонстве немаловажным символическим значением наделена боевая секира, призванная безжалостно отсекать ненадежных членов тайного общества и уничтожать его врагов.
В эмблематике символика топора проявляется по-разному. Для христианства, рассматривавшего топор преимущественно как орудие мученичества, характерна евангелическая эмблема скрещенных топора и факела, символизировавшая [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] на плахе или на костре.
В средневековой Испании существовал орден Дам Топора, учрежденный для женщин в 1149 году графом Раймоном Барселонским. Этот необычный орден был основан в честь храбрых женщин Тортосы, проявивших исключительное мужество во время осады города маврами. Орденское одеяние составляли длинное платье и капор с вышитым на нем алым топором. Таким образом, в данном случае топор олицетворял доблесть и мужество.
В наше время изображение топора в сочетании с каской, киркой или брандспойтом входит в эмблему пожарной охраны многих государств, а также присутствует в знаках отличия за ликвидацию пожаров. Следовательно, как и в глубокой древности, топор по-прежнему связывается с огнем.
В геральдике топор или секира символизируют силу оружия. В родовых гербах [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Западной и Центральной Европы это грозное оружие вложено в лапы геральдических зверей — львов или леопардов, а в гербах российских дворян топор использовался в основном как «говорящая» эмблема (например, в гербе Топорниных, где изображены три топора в голубом поле).
В гербах русских городов часто встречается эмблема медведя с секирой на плече. Ее происхождение тесно связано с легендой о Ярославле (см. раздел «Медведь»), герб которого она украшает. Позднее эта эмблема распространилась и на гербы прочих русских городов: Малоярославца, Пошехонья, Петровска, Данилова, Мышкина и т.д.
В гербах других русских городов (Галич, Тобольск) секира соседствует со знаменами, что символизирует их боевую славу. Секира, помещенная за стенами крепости в гербе Сергиева-Посада, красноречиво свидетельствует о постоянной готовности горожан отразить любого врага и защитить родной город.
В государственных гербах древняя эмблема геральдического льва с топором в лапах сохранилась до наших дней только у Норвегии. Эмблему топора используют также два современных африканских государства: Кения и Танзания. В гербе Кении топор, вложенный в лапы петуха, означает бдительность и готовность к обороне, а в гербе Танзании топор является не оружием, а орудием труда: скрещенный с мотыгой, он выступает символом мирного созидательного труда.
В военном деле боевой топор нашел широкое, хотя и не повсеместное применение. У многих народов древности, начиная с египтян, боевой топор был непременным атрибутом воина. Размеры топора сильно варьировались в зависимости от географии: североамериканские индейцы с изумительной ловкостью и точностью, достигнутыми путем бесчисленных тренировок, метали во врага небольшие томагавки, а римские легионеры времен Империи разили противника боевыми топорами, больше напоминающими средневековые секиры, хотя изобретателями широколезвийных секир историки признают скандинавских викингов.
Применявшиеся на Руси боевые топоры имели свои отличительные особенности — для них была характерна прямая верхняя грань и лезвие, оттянутое вниз, благодаря чему достигался не только рубящий, но и режущий эффект удара. Боевыми топорами были вооружены преимущественно пешие ратники, поскольку для всадника такое оружие не самое удобное.
Массовое применение боевых топоров характерно лишь для древности и раннего Средневековья, но позже они стали постепенно выходить из употребления, уступая место секирам. В XVI—XVII веках на вооружении русской армии состоял бердыш — секира на длинной рукоятке с широким лезвием в виде полумесяца. Бердыш использовался стрельцами как для рубки в ближнем бою, так и в качестве подставки для стрельбы из тяжелой пищали. Западноевропейским аналогом русского бердыша являлась алебарда, имевшая иногда острие на конце древка.
Топор – символ власти, грома, плодородия, дождя, приносимого небесными богами, и штормовых ветров, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Это также распространенный символ полновластия, связанный с древними богами [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].
Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает священный союз бога Неба и богини Земли, грома и молнии. Иногда лезвия двусторонней секиры, напоминающие полумесяцы, символизируют [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] или единство противоположностей. Это также символ верховной власти и силы.