Существуют мультикультурные символы, которые встречаются в разных частях света, которые сопровождают человечество на протяжении тысячелетий, проходя через эпохи. Эти символы использовались и используются в религии, магии, быту, архитектуре и имеют глубокий смысл. На их базе построено множество талисманов, гербов, фигур ритуалов, их используют при разделении пространства и для воздействия на скрытую реальность.
Крест
Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях, становясь всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок: блюда со знаком креста и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия). Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.).
В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Ритуальный знак креста занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами — в Австралии, Океании, доколумбовой Америке. У африканцев (бушменов и готтентотов) крест символизирует божество, защиту в деторождении. Крест у ассирийцев и кельтов — сила Творца всего сущего, творческая сила, Солнце. В шумеро-семитской традиции вавилонский крест с неполной Луной возникает в связи с лунными божествами; ассирийский крест — это четыре направления, в которых светит солнце; крест-солнце носила только аристократия. В Финикии крест означал жизнь и здоровье. В Халдее крестом изображались шесть дней творения и шесть фаз времени и срока жизни мира. У некоторых древних народов Востока крест символизировал некое «висельное» дерево, на котором, согласно мифу, был распят бог урожая — он должен воскреснуть, когда дерево зазеленеет по весне.[/size]
У кельтов крест — фаллический символ, символ жизни, плодородие.
Друиды поклонялись и Солнцу и Луне, в друидическом учении очень важна была концепция круглой формы. Если простой круг – символ луны, то равносторонний крест (ТАУ) представлял равенство, концепцию равного движения по всем направлениям одновременно (четыре направления Земли). Он виделся в форме, которая ловит ветер любого направления, символ воздуха. Кельтское христианство использовало и преобразовывало символы и идеи, знакомые друидам, жрецам кельтов, чтобы привести их к Христу.
У скандинавов и тевтонов тау-крест — это молот Тора, олицетворяющий гром, молнию, бурю, дождь, плодородие, а также силу богов бури.
В русской низовой традиции произошло полное отождествление названия креста с именем Христа и с обозначением верующих в крест и в Христа
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(хрест, «крест» — Христос — хрес(ть)яне); впрочем, и научная этимология утверждает, что само русское название креста происходит от имени Христа, заимствованного из германских языков; ср. древневерхненемецкие Christ, Crist, Krist (другая точка зрения возводит это название креста к лат. crux).
У майя тау-крест — Древо Жизни и Пропитания. У мексиканцев — Древо Жизни, четыре ветра и плодородие. Это символ Тлалоса и Кетцалькоатля. Намек на вездесущность креста-символа явствует из сообщения потомка инков Гарсиласо де ла Вега, который пишет: «Цари инков владели в Куско крестом из красно-белого мрамора, который называется „кристаллическая яшма“; нет возможности сказать, с каких пор они им владели… Крест был квадратный, одинаковой ширины и высоты; он, вероятно, составлял три четверти локтя, скорее меньше, чем больше, каждая перекладина — три пальца в ширину и столько же в глубину. Он был мастерски высечен из одного цельного куска, углы тщательно отделанные, камень изящно отшлифованный и блестящий. Они хранили этот крест в одном из своих царских домов, которые они называют хуака, что означает „святое место“. Они не молились на него, но почитали его, возможно, из-за его прекрасной формы или по другой причине, которую они не в состоянии были назвать». У американских индейцев крест — форма человека, дождь, звезды, огонь от дров, девственность, четыре стороны света и четыре ветра. Северный ветер самый сильный, холодный и всепобеждающий гигант, голова и интеллект. Восточный ветер — сердце, источник жизни и любви. Западный — нежный ветер из духовной страны, последними вздох и уход в неизвестное. Южный ветер — место огня и страсти, плавящий и пожирающий. Центром креста являются земля и человек, движимый противоборствующими силами богов и ветров.
У индусов вертикаль креста — это раджас, расширение существования, саттвы или высшие небесные состояния; горизонталь — это тамас, нижние, более земные состояния. Крест ассоциируют со священным Гангом и с пересеченными палочками из огня, принадлежащими Агни.
В буддизме крест означает ось Колеса Закона и колеса сансары. У гностиков крест символизирует равновесие совершенств. В алхимии крест — природный порядок элементов, центральный пункт квинтэссенции.
Бейли подчеркивает огненный символизм креста и показывает, что во всех языках «крест» (crux, cruz, crowz, croaz, krois, krouz) имеет общую этимологическую основу на -ak, -иг или -as, означая «Свет Великого огня». Эвола предполагает, что крест является синтезом семи аспектов пространства и времени, потому что его форма такова, что сн как сохраняет, так и разрушает свободное движение; следовательно, крест является полной противоположностью Уроборосу, змее или дракону, олицетворяющему первобытный анархический динамизм, который предшествует созданию космоса и возникновению порядка. Этим объясняется тесная взаимосвязь между крестом и мечом, так как и тот, и другой держали в руках, сражаясь против первобытного чудовища.
В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная — соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. В точке их пересечения находится центр. Космическая ось проходит через точки Зенит и Надир; направление Север-Юг является осью солнцестояния, а Восток-Запад — осью равноденствия Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении (например, в древнемексиканском «Кодексе Фейервари-Майер»). Наряду с кругом выступает структурным элементом многих медитационных образов и храмов библейский рай с четырьмя вытекающими из него реками. Крест делит квадраты на равные четвертные части (например, идеальное устройство римского города с перекрещивающимися улицами, идущими с востока на запад и с севера на юг). Строившиеся и в более позднее время города разделялись на настоящие «городские кварталы»; даже средневековые схематические карты мира часто (наряду со схемой Т) составляются крестообразно, с Иерусалимом в центре. Крест часто выступает как модель человека или антропоморфного божества — антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре (ср. загадки), в мифологических и религиозных сюжетах.
Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма [независимо от того, помещён ли алтарь в восточной части его или в центре (как в церкви Сан-Стефано Ротондо в Риме, 6 в., или в византийских церквах этого же типа) и является ли церковь в плане круглой, прямоугольной (квадратной) или соединённой кругло-прямоугольной] также моделируется крест как в её вертикальном аспекте, воспроизводящем вертикаль креста (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый крест, божественные персонажи в куполе и на парусах), так и в горизонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов [или одного нефа, определяемого линией от входа до алтаря (запад — восток)] с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике святого Петра). Помещенный в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которых душа может достичь Бога.
Крест выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого. Крест может выступать как символ жизни и знак смерти. Особенность функционирования креста в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Линия вертикальная -небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской.
Греческий крест с равными лучами — связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов, эмблема Гекаты как богини перекрёстков и т. п. Греческий крест имеет четыре конца равной длины.
Косой Crux decussata, или косой крест, позднее называвшийся крестом святого Андрея, нередко присутствует на античных монетах и стелах.
Св. Петра «Петровский крест» с перекладиной, установленной внизу, так как. по преданию, апостол был распят вниз головой на перевернутом кресте.
Тевтонский Кресты рыцарей тевтонского ордена являются по своей форме четырехкратными Т-образными крестами, всплывающими в эпоху Меровингов и включенными в качестве «литургических крестов» в сакральное искусство.
В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма.
Из других видов дохристианских крестов внимания заслуживает т. н. тау-крест, или crux commissa (patibulata), то есть поперечный в виде буквы Т (виселица).
Анкх - наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как crux ansata, или «крест с рукояткой».
Латинский crux immissa — то есть «вдетый», «просунутый крест»
Другие Крест с колесом в центре — чакра индусов, сила, величие, солярность. Крест, края которого расширяются к оконечностям, символизирует раскрытые крылья птицы, являющиеся эмблемой рыцарей Госпитальеров. Крест розы (пятилепестковый) — гармония, сердце, центр Даосский, крест ~ Древо Жизни, регенерация, скрытая мудрость, божественная сила и правление, жизнь предстоящая; молот богов грома, «мститель», «сокрушитель», боевой топор Тора. Двойной крест — солярный символ Зевса как бога Небес; появляется также на буддийских ступах и сопровождает халдейских богов Неба и арийских божеств. Крест с рукой — древний талисман против злого глаза. Крест с полумесяцем: полумесяц — это лунная барка, "женский воспринимающий элемент; крест — ось мачты и фаллический символ одновременно; вместе они олицетворяют союз мужского и женского, Неба и Земли.
Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру, в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Иногда .тилисобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 1. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. Стреловидный У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы. Он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. Иерусалимский — преданность (ср. крест как знак веры и верности в контексте противопоставления «верных» верующих и «неверных» неверующих); В частности, следует упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Кельтский Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом или. короче, Квесте (англ. queste — поиски) и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний.
Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступал когда-то символом солнца. Крест в круге означает подвижность солнца, колесо сансары и колесо фортуны. Христианская церковь построена так, что здание образует крест внутри круга церковного двора. (См. также круг). Масонский крест — это крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий Дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Крест, вписанный в круг — у народов Азии, а также германцев — Солнце, годовая цикличность; основа в творческом начале, здоровье и жизнь; Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Крест на круге крест и шар (обычно крест на шаре) — верховная власть, империя, торжество духовного; Крест на шаре — царство, верховная власть; шар, яблоко, держава — одна из почти непременных монархических инсигний, эмблема Солнца, земли; мужская и женская сущности. Крест, якорь и сердце — вера, надежда и любовь (милосердие). Крест и голубь крест и голубь — осенённость креста святым духом; крест из громовых перунов — священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом — соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари и гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); Вписанный в квадрат Крест в квадрате — китайский символ земли и стабильности. У китайцев крест в квадрате — символ земли, где круг означает Небеса.
Свастика
Один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света. Свастика — обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально; чаще — в направлении часовой стрелки) концами. Свастика с древнейших времён весьма распространена в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости. Засвидетельствована в традиционной символике Китая, Древнего Египта, в раннем христианстве (т. н. «гаммированный крест») и т. д. В новейшее время использовалась немецкими фашистами в качестве эмблемы «арийского» начала, что придало свастике одиозный характер в современном восприятии.
Распространена очень широко, но не повсеместно:
за исключением некоторых частей Африки и Шумера
Совершенно не встречалась в Центральной Африке и Нижней Месопотамии, встречается в Азии и в доарийской цивилизации долины Инда, обнаруживается во многих культурах Старого и Нового Света широко используется в индо-буддистком ареале (джайнизм, буддизм, вишнуизм) повсеместно встречается в доколумбовой Америке, как в Северной, так и в Южной; часто встречался у хеттов; обнаружен на керамике Кипра и Трои; довольно рано появился в Центральной, Западной и Северной Европе; в Исландии, Лапландии, Финляндии, дохристианской Ирландии и Шотландии; а также на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Месопотамии, на камнях в Микенах, а также у этрусков, у кельтов, у германцев; встречается она и в доколумбовой Америке, у индейцев, в частности, у навахов.
Точное и единственно верное значение свастики как графического символа указать невозможно в силу многих причин:
значение этого символа в доисторический период просто неизвестно
под наименование «свастика» объединены схожие внешне, но совершенно разные по своему происхождению и смыслу знаки
значительно число изображений, включающих в себя мотив свастики, имеют сугубо декоративное значение.
Свастика, называемая на Западе «гаммированным крестом» из-за схожести по форме с буквой греческого алфавита гамма, выступала символом жизни. Как и крест, вписанный в круг, свастика означает вращательное движение вокруг фиксированного центра, например солнца: действие Начала по отношению к миру. Рене Генон установил связь между этим символом и двойной спиралью, близкой к дальневосточной Тай-цзи. В христианском мире центр свастики воплощает Христа, а угловые «гаммы» — четырех евангелистов. В результате того, что, к несчастью, свастика была заимствована немецкими фашистами, этот символ претерпел деградацию — стал отвратительным символом нетерпимости и смерти. Последняя была эмблемой учрежденных в 1918 г. «Туле-общества» и «Бригады Эрхард», а в 1920 г. свастика, толкуемая Гитлером как знак «борьбы арийских народов», помещена на партийном знамени национал-социалистов.
Пересекающиеся свастики, называемые иногда «узлами Соломона» символизируют божественную непостижимость и беспредельность.
Загнутые под прямым углом концы креста указывают направление движения по кругу. обратная свастика является женским символом - на изображениях на лонном треугольнике Артемиды и Астарты с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар.
Прямая и обратная формы свастики — мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки, а также, по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце.
Основные значения:
вечные циклы, бесконечная смена времён года, непрерывное обновление, циклического возрождения, мистический центр, зенит с четырьмя сторонами Света, Солнце с лучами.
Идея вращения вокруг неподвижного центра, проявление (воздействие на мир) Первичного начала. Энергия (солнечная), движение жизненных сил, четыре стороны Света, движение, солнцеворот, рождение молний, языки святого огня; а также бесконечность, круговорот жизни, власть высших божеств; власть Солнца, дождя и ветра, непредсказуемость выражения божественных желаний, благословение божества, жизнь, четыре фаллоса; здоровье, благополучие, счастье, долгожитие, возрождение, силу, смену поколений, творческую силу, земледелие, приспособление для рождения огня методом трения, знание, вознесение, взлет; проникновение в суть вещей…
скорость, обороты вертушки для создания огня (Знак Прометея).
движение космоса и созидательной энергии
жизнь, движение, счастье, удачу — Индия.
четырех основных сил, сторон света, стихий
Древний Восток
Широко использовалась у хеттов. В культе сирийской богини Агартатис (финикийская Астарта, греческая Афродита) — символ жизни. Свидетельства, что обратная свастика является женским символом можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар. У семитов она сопровождает другие солнечные символы, но изображается как символ женской порождающей силы на лобке у Астарты.
У греков в Средиземноморье крюки на крестах иногда свертывались на перекрестья или перегибались в виде меандра (орнамента). Он изображается также в виде учетверенной греческой буквы гамма. Атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды.
Северная традиция
Мьёлнар, молот бога Тора. У бригантов в Англии, когда ассоциировался с языческой Бригитой или Невестой. У кельтов удача, появляется вместе с богами грома.
У скандинавов и тевтонов в северогерманской (скандинавской) культуре крюкообразный крест обозначает амулет-символ — «молот Тора». это боевой топор или молот Тора как бога воздуха, грома и молнии, удача. Свастика встречается также в Исландии.
Европа
В Европе известен в первую очередь как политический символ с праиндогерманским или специфически германским смыслом.
Как эмблема «арийской» расовой чистоты свастика используется перед Первой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер позднее.
Балтия
В Литве свастика имеет свойства талисмана, приносящего удачу, и используется ее санскритское название.
Славяне
В российском православном обиходе получила название: вращающийся крест, Солнцеворот, Посолонь. Этот символ в России прослеживается с древнейших времен как орнамент в украшении одежды, предметов быта, оружия, культовых изображений и сооружений. По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик,
Посолонь (правая свастика)
Солнцеворот (левая свастика)
С древнейших времен до начала XX века свастика считалась главным символом в орнаменте русского национального костюма. Размещалась на груди, по вороту и подолу как женского, так и мужского костюмов.
Крест
Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях, становясь всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок: блюда со знаком креста и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия). Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.).
В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Ритуальный знак креста занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами — в Австралии, Океании, доколумбовой Америке. У африканцев (бушменов и готтентотов) крест символизирует божество, защиту в деторождении. Крест у ассирийцев и кельтов — сила Творца всего сущего, творческая сила, Солнце. В шумеро-семитской традиции вавилонский крест с неполной Луной возникает в связи с лунными божествами; ассирийский крест — это четыре направления, в которых светит солнце; крест-солнце носила только аристократия. В Финикии крест означал жизнь и здоровье. В Халдее крестом изображались шесть дней творения и шесть фаз времени и срока жизни мира. У некоторых древних народов Востока крест символизировал некое «висельное» дерево, на котором, согласно мифу, был распят бог урожая — он должен воскреснуть, когда дерево зазеленеет по весне.[/size]
У кельтов крест — фаллический символ, символ жизни, плодородие.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Друиды поклонялись и Солнцу и Луне, в друидическом учении очень важна была концепция круглой формы. Если простой круг – символ луны, то равносторонний крест (ТАУ) представлял равенство, концепцию равного движения по всем направлениям одновременно (четыре направления Земли). Он виделся в форме, которая ловит ветер любого направления, символ воздуха. Кельтское христианство использовало и преобразовывало символы и идеи, знакомые друидам, жрецам кельтов, чтобы привести их к Христу.
У скандинавов и тевтонов тау-крест — это молот Тора, олицетворяющий гром, молнию, бурю, дождь, плодородие, а также силу богов бури.
В русской низовой традиции произошло полное отождествление названия креста с именем Христа и с обозначением верующих в крест и в Христа
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(хрест, «крест» — Христос — хрес(ть)яне); впрочем, и научная этимология утверждает, что само русское название креста происходит от имени Христа, заимствованного из германских языков; ср. древневерхненемецкие Christ, Crist, Krist (другая точка зрения возводит это название креста к лат. crux).
У майя тау-крест — Древо Жизни и Пропитания. У мексиканцев — Древо Жизни, четыре ветра и плодородие. Это символ Тлалоса и Кетцалькоатля. Намек на вездесущность креста-символа явствует из сообщения потомка инков Гарсиласо де ла Вега, который пишет: «Цари инков владели в Куско крестом из красно-белого мрамора, который называется „кристаллическая яшма“; нет возможности сказать, с каких пор они им владели… Крест был квадратный, одинаковой ширины и высоты; он, вероятно, составлял три четверти локтя, скорее меньше, чем больше, каждая перекладина — три пальца в ширину и столько же в глубину. Он был мастерски высечен из одного цельного куска, углы тщательно отделанные, камень изящно отшлифованный и блестящий. Они хранили этот крест в одном из своих царских домов, которые они называют хуака, что означает „святое место“. Они не молились на него, но почитали его, возможно, из-за его прекрасной формы или по другой причине, которую они не в состоянии были назвать». У американских индейцев крест — форма человека, дождь, звезды, огонь от дров, девственность, четыре стороны света и четыре ветра. Северный ветер самый сильный, холодный и всепобеждающий гигант, голова и интеллект. Восточный ветер — сердце, источник жизни и любви. Западный — нежный ветер из духовной страны, последними вздох и уход в неизвестное. Южный ветер — место огня и страсти, плавящий и пожирающий. Центром креста являются земля и человек, движимый противоборствующими силами богов и ветров.
У индусов вертикаль креста — это раджас, расширение существования, саттвы или высшие небесные состояния; горизонталь — это тамас, нижние, более земные состояния. Крест ассоциируют со священным Гангом и с пересеченными палочками из огня, принадлежащими Агни.
В буддизме крест означает ось Колеса Закона и колеса сансары. У гностиков крест символизирует равновесие совершенств. В алхимии крест — природный порядок элементов, центральный пункт квинтэссенции.
Бейли подчеркивает огненный символизм креста и показывает, что во всех языках «крест» (crux, cruz, crowz, croaz, krois, krouz) имеет общую этимологическую основу на -ak, -иг или -as, означая «Свет Великого огня». Эвола предполагает, что крест является синтезом семи аспектов пространства и времени, потому что его форма такова, что сн как сохраняет, так и разрушает свободное движение; следовательно, крест является полной противоположностью Уроборосу, змее или дракону, олицетворяющему первобытный анархический динамизм, который предшествует созданию космоса и возникновению порядка. Этим объясняется тесная взаимосвязь между крестом и мечом, так как и тот, и другой держали в руках, сражаясь против первобытного чудовища.
В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная — соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. В точке их пересечения находится центр. Космическая ось проходит через точки Зенит и Надир; направление Север-Юг является осью солнцестояния, а Восток-Запад — осью равноденствия Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении (например, в древнемексиканском «Кодексе Фейервари-Майер»). Наряду с кругом выступает структурным элементом многих медитационных образов и храмов библейский рай с четырьмя вытекающими из него реками. Крест делит квадраты на равные четвертные части (например, идеальное устройство римского города с перекрещивающимися улицами, идущими с востока на запад и с севера на юг). Строившиеся и в более позднее время города разделялись на настоящие «городские кварталы»; даже средневековые схематические карты мира часто (наряду со схемой Т) составляются крестообразно, с Иерусалимом в центре. Крест часто выступает как модель человека или антропоморфного божества — антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре (ср. загадки), в мифологических и религиозных сюжетах.
Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма [независимо от того, помещён ли алтарь в восточной части его или в центре (как в церкви Сан-Стефано Ротондо в Риме, 6 в., или в византийских церквах этого же типа) и является ли церковь в плане круглой, прямоугольной (квадратной) или соединённой кругло-прямоугольной] также моделируется крест как в её вертикальном аспекте, воспроизводящем вертикаль креста (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый крест, божественные персонажи в куполе и на парусах), так и в горизонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов [или одного нефа, определяемого линией от входа до алтаря (запад — восток)] с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике святого Петра). Помещенный в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которых душа может достичь Бога.
Крест выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого. Крест может выступать как символ жизни и знак смерти. Особенность функционирования креста в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Линия вертикальная -небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской.
Греческий крест с равными лучами — связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов, эмблема Гекаты как богини перекрёстков и т. п. Греческий крест имеет четыре конца равной длины.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Этот крест чаще используется не как символ Христа, но как символ Церкви Христовой.Косой Crux decussata, или косой крест, позднее называвшийся крестом святого Андрея, нередко присутствует на античных монетах и стелах.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Андреевский крест (крест святого Андрея) — совершенство, число 10. Крест Св. Андрея в виде буквы X. Св. Андрею предпочел быть распятым на кресте, отличном от креста Христа, считая себя недостойным даже в муках уподобиться Спасителю. Символом смиренности в страдании. Крест в образе буквы «X» (лат. Crux decussata), был обнаружен на древних монетах и на стеллах — соединение Вышнего и Подземного царств, названный позднее крестом св. Андрея. «Андреевский крест» в форме X, на котором, по преданию, был казнен апостол Андрей и который появляется в виде крестовой метки как на доисторических костных останках, так и на магических инструментах колдовства (например, на «ноже друдов», который должен отгонять ведьм бури).Св. Петра «Петровский крест» с перекладиной, установленной внизу, так как. по преданию, апостол был распят вниз головой на перевернутом кресте.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тевтонский Кресты рыцарей тевтонского ордена являются по своей форме четырехкратными Т-образными крестами, всплывающими в эпоху Меровингов и включенными в качестве «литургических крестов» в сакральное искусство.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма.
Из других видов дохристианских крестов внимания заслуживает т. н. тау-крест, или crux commissa (patibulata), то есть поперечный в виде буквы Т (виселица).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Для древних евреев он был символом ожидаемого мессии, спасения и вечной жизни, использовался как талисман («тав» — 22-я буква еврейского алфавита, ставшая объектом далеко идущих мистических спекуляций, включавших её в широкую сеть соответствий; числовое значение «тав» — 400). Традиция связывает тау-крест с крестом, поднятым Моисеем в пустыне; ср. также жест Оранты; для древних египтян тау-крест также связывался с идеей жизни и с мужским и женским принципами. Позднее этот крест назывался христианами крестом святого Антония.Анкх - наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как crux ansata, или «крест с рукояткой».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе они обозначают бессмертие и вечную жизнь. Этот крест символизирует также объединение мужского и женского божеств, Осириса и Изиды. В иероглифическом письме этот знак ставили со значением «жизнь», и он являлся часть слов «благосостояние» и «счастье».[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Анкх использовался женщинами в качестве защитного амулета, предназначенного для ношения на шее, поскольку считался, будто он помогает от бесплодия. Египтяне изображали анкх на амулетах, чтобы продлить жизнь на земле. Вера в силу анкха зиждилась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть врата смерти. Символ этого «ключа» ставили на стенках каналов в надежде, что он убережет от наводнений и колебания уровня воды. Некоторые предполагают, что анкх символизирует Древо Жизни: овал - это вечность, а расширение креста в длину и ширину - непреодолимое пространство. Возможно, он также символизирует солнце, поднимающееся над горизонтом.Латинский crux immissa — то есть «вдетый», «просунутый крест»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Три верхние ветви равны друг другу. Традиционно используется в качестве символа страстей Господних или искупления. Пять красных отметин или драгоценных камней, помещенных на кресте, — пять ран Христа.Другие Крест с колесом в центре — чакра индусов, сила, величие, солярность. Крест, края которого расширяются к оконечностям, символизирует раскрытые крылья птицы, являющиеся эмблемой рыцарей Госпитальеров. Крест розы (пятилепестковый) — гармония, сердце, центр Даосский, крест ~ Древо Жизни, регенерация, скрытая мудрость, божественная сила и правление, жизнь предстоящая; молот богов грома, «мститель», «сокрушитель», боевой топор Тора. Двойной крест — солярный символ Зевса как бога Небес; появляется также на буддийских ступах и сопровождает халдейских богов Неба и арийских божеств. Крест с рукой — древний талисман против злого глаза. Крест с полумесяцем: полумесяц — это лунная барка, "женский воспринимающий элемент; крест — ось мачты и фаллический символ одновременно; вместе они олицетворяют союз мужского и женского, Неба и Земли.
Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру, в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Иногда .тилисобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 1. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. Стреловидный У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы. Он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. Иерусалимский — преданность (ср. крест как знак веры и верности в контексте противопоставления «верных» верующих и «неверных» неверующих); В частности, следует упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Кельтский Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом или. короче, Квесте (англ. queste — поиски) и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний.
Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступал когда-то символом солнца. Крест в круге означает подвижность солнца, колесо сансары и колесо фортуны. Христианская церковь построена так, что здание образует крест внутри круга церковного двора. (См. также круг). Масонский крест — это крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий Дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Крест, вписанный в круг — у народов Азии, а также германцев — Солнце, годовая цикличность; основа в творческом начале, здоровье и жизнь; Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Крест на круге крест и шар (обычно крест на шаре) — верховная власть, империя, торжество духовного; Крест на шаре — царство, верховная власть; шар, яблоко, держава — одна из почти непременных монархических инсигний, эмблема Солнца, земли; мужская и женская сущности. Крест, якорь и сердце — вера, надежда и любовь (милосердие). Крест и голубь крест и голубь — осенённость креста святым духом; крест из громовых перунов — священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом — соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари и гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); Вписанный в квадрат Крест в квадрате — китайский символ земли и стабильности. У китайцев крест в квадрате — символ земли, где круг означает Небеса.
Свастика
Один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света. Свастика — обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально; чаще — в направлении часовой стрелки) концами. Свастика с древнейших времён весьма распространена в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости. Засвидетельствована в традиционной символике Китая, Древнего Египта, в раннем христианстве (т. н. «гаммированный крест») и т. д. В новейшее время использовалась немецкими фашистами в качестве эмблемы «арийского» начала, что придало свастике одиозный характер в современном восприятии.
Распространена очень широко, но не повсеместно:
за исключением некоторых частей Африки и Шумера
Совершенно не встречалась в Центральной Африке и Нижней Месопотамии, встречается в Азии и в доарийской цивилизации долины Инда, обнаруживается во многих культурах Старого и Нового Света широко используется в индо-буддистком ареале (джайнизм, буддизм, вишнуизм) повсеместно встречается в доколумбовой Америке, как в Северной, так и в Южной; часто встречался у хеттов; обнаружен на керамике Кипра и Трои; довольно рано появился в Центральной, Западной и Северной Европе; в Исландии, Лапландии, Финляндии, дохристианской Ирландии и Шотландии; а также на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Месопотамии, на камнях в Микенах, а также у этрусков, у кельтов, у германцев; встречается она и в доколумбовой Америке, у индейцев, в частности, у навахов.
Точное и единственно верное значение свастики как графического символа указать невозможно в силу многих причин:
значение этого символа в доисторический период просто неизвестно
под наименование «свастика» объединены схожие внешне, но совершенно разные по своему происхождению и смыслу знаки
значительно число изображений, включающих в себя мотив свастики, имеют сугубо декоративное значение.
Свастика, называемая на Западе «гаммированным крестом» из-за схожести по форме с буквой греческого алфавита гамма, выступала символом жизни. Как и крест, вписанный в круг, свастика означает вращательное движение вокруг фиксированного центра, например солнца: действие Начала по отношению к миру. Рене Генон установил связь между этим символом и двойной спиралью, близкой к дальневосточной Тай-цзи. В христианском мире центр свастики воплощает Христа, а угловые «гаммы» — четырех евангелистов. В результате того, что, к несчастью, свастика была заимствована немецкими фашистами, этот символ претерпел деградацию — стал отвратительным символом нетерпимости и смерти. Последняя была эмблемой учрежденных в 1918 г. «Туле-общества» и «Бригады Эрхард», а в 1920 г. свастика, толкуемая Гитлером как знак «борьбы арийских народов», помещена на партийном знамени национал-социалистов.
Пересекающиеся свастики, называемые иногда «узлами Соломона» символизируют божественную непостижимость и беспредельность.
Загнутые под прямым углом концы креста указывают направление движения по кругу. обратная свастика является женским символом - на изображениях на лонном треугольнике Артемиды и Астарты с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар.
Прямая и обратная формы свастики — мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки, а также, по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце.
Основные значения:
вечные циклы, бесконечная смена времён года, непрерывное обновление, циклического возрождения, мистический центр, зенит с четырьмя сторонами Света, Солнце с лучами.
Идея вращения вокруг неподвижного центра, проявление (воздействие на мир) Первичного начала. Энергия (солнечная), движение жизненных сил, четыре стороны Света, движение, солнцеворот, рождение молний, языки святого огня; а также бесконечность, круговорот жизни, власть высших божеств; власть Солнца, дождя и ветра, непредсказуемость выражения божественных желаний, благословение божества, жизнь, четыре фаллоса; здоровье, благополучие, счастье, долгожитие, возрождение, силу, смену поколений, творческую силу, земледелие, приспособление для рождения огня методом трения, знание, вознесение, взлет; проникновение в суть вещей…
скорость, обороты вертушки для создания огня (Знак Прометея).
движение космоса и созидательной энергии
жизнь, движение, счастье, удачу — Индия.
четырех основных сил, сторон света, стихий
Древний Восток
Широко использовалась у хеттов. В культе сирийской богини Агартатис (финикийская Астарта, греческая Афродита) — символ жизни. Свидетельства, что обратная свастика является женским символом можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар. У семитов она сопровождает другие солнечные символы, но изображается как символ женской порождающей силы на лобке у Астарты.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
АнтичностьУ греков в Средиземноморье крюки на крестах иногда свертывались на перекрестья или перегибались в виде меандра (орнамента). Он изображается также в виде учетверенной греческой буквы гамма. Атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды.
Северная традиция
Мьёлнар, молот бога Тора. У бригантов в Англии, когда ассоциировался с языческой Бригитой или Невестой. У кельтов удача, появляется вместе с богами грома.
У скандинавов и тевтонов в северогерманской (скандинавской) культуре крюкообразный крест обозначает амулет-символ — «молот Тора». это боевой топор или молот Тора как бога воздуха, грома и молнии, удача. Свастика встречается также в Исландии.
Европа
В Европе известен в первую очередь как политический символ с праиндогерманским или специфически германским смыслом.
Как эмблема «арийской» расовой чистоты свастика используется перед Первой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер позднее.
Балтия
В Литве свастика имеет свойства талисмана, приносящего удачу, и используется ее санскритское название.
Славяне
В российском православном обиходе получила название: вращающийся крест, Солнцеворот, Посолонь. Этот символ в России прослеживается с древнейших времен как орнамент в украшении одежды, предметов быта, оружия, культовых изображений и сооружений. По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения (височное кольцо из серебра, культура вятичей, XII в.; навершие булавки, Новгород, XII век; кольца; пряжка, Новгород, XIII в.), дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики.Посолонь (правая свастика)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
— присутствие и покровительство Бога в повседневной жизни, изобилие, счастье, благополучие. Солнцеворот (левая свастика)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
— покровительство Бога в борьбе с врагами. Левая свастика изображалась на щитах воинов, на оружии, особенно часто — на колчанах для стрел. С древнейших времен до начала XX века свастика считалась главным символом в орнаменте русского национального костюма. Размещалась на груди, по вороту и подолу как женского, так и мужского костюмов.