Согласно древнему славянскому мировоззрению, вся природа
воспринималась как совокупность духов добра – берегинь, и зла – упырей.
Следовательно, злобные духи могли находиться повсюду, и только
заговоры и магические обереги могли служить противоядием от засилья
губительных духов. Упыри, нави и другие злобные духи могли напасть на
человека повсеместно, и даже сила всемогущего христианского бога не
могла защитить простого славянина.
Однако, нельзя сказать, что люди были абсолютно беззащитны. Их
защитой прежде всего был дом, наполненный магическими символами, не
дающими нечистой силе попасть внутрь. На самых простых для
проникновения злых духов местах жилища, как-то: двери, окна, крыша –
всегда располагались определенные узоры и знаки, каждый из которых
имел свое назначение. Наиболее часто использовались различные
изображения солнца, женские фигуры, конские головы, подковы и т.п.
Все проемы и отверстия, в которые упыри и нави могли проникнуть к
человеку, были покрыты сложными заклинательными орнаментами.
Защитные орнаменты, изображающие в разных сочетаниях солнце,
конские или оленьи головы и птиц, густо украшали наличники окон и
двери. Похожие фигуры всегда располагались и на щипце крыши, чтоб
защитить наивысшую точку дома от посягательств злых сил. Некоторые
предметы обихода, находящиеся внутри дома, также покрывались
защитными орнаментами. Это обеспечивало нашим предкам полную
безопасность как внутри дома, так и снаружи.
Впоследствии основные значения орнаментов были забыты, и они
стали выполнять скорее декоративную, чем защитную роль. Однако, даже
несознательно копируя при украшении домов рисунки древних, люди
создавали сильную защитную ауру вкруг своего жилища. Защитить свой
дом подобным образом можно и в наши дни. Это относится не только к
деревянным загородным домам, украсить которые самыми разнообразными
орнаментами не составит большого труда. Даже в городской квартире
можно при желании украсить притолоку двери, оконные рамы и стены
магически-заклинательными символами, если не вырезанными на дереве, то
хотя бы начертанными на нем.
Для тех, кто строит новый дом, можно порекомендовать провести
следующий охранный ритуал, пришедший к нам от далеких предков: на
месте предполагаемой постройки дома прямо на земле осиновым колом
чертят большой квадрат, который затем делят на четыре части
крестообразной фигурой. Затем хозяин должен пойти на запад, восток,
север и юг и принести с каждой стороны света по четыре камня, которые
укладываются в середине соответствующих частей квадрата. Если
рассмотреть получающуюся фигуру с точки зрения этнографов, то в ней
без труда можно узнать символ плодородия, известный славянам с
древнейших времен. Для того, чтобы дом стоял долго и был
«благополучным», ни в коем случае нельзя начинать его постройку на
убывающую луну. Это же правило относится и к переезду в уже готовый, до
этого принадлежавший другой семье дом (квартиру). Иначе жизнь в новом
доме не принесет радости.
Под порог дома или квартиры с магической целью кладут горсть
неочищенного зерна, кусочки ладана, собачью шерсть, пчелиный воск.
Нужно отметить и то обстоятельство, что организация праздничного обеда
по поводу вселения в новый дом является древнейшим русским обычаем,
который имел своей целью в первую очередь не насыщение гостей, а
умилостивление домовых духов. Для них специально ставились две
тарелки, полные еды, к которым никто из гостей не притрагивался.
Домовых нужно переносить из старого дома в новый, чтобы они не
мстили оставшимся хозяевам. Для перенесения домовых берут глиняный
горшок, который держат в руках, говоря: «Домовой, домовой, пойдем со
мной!» После этих слов горшок накрывают чистым белым полотенцем и
перевозят на новое место жительства, где ставят наверх, на любой шкаф. В
первый день после переезда необходимо поставить домовым два блюдца со
свежесваренной кашей и миску молока.
Для того, чтобы в доме водились деньги, на Новый год желательно
проводить простой и доступный, но очень действенный ритуал. Для этого к
новогоднему празднеству пекут несколько пирогов, после чего кладут их
один на другой на стол. Хозяин прячется за столом с пирогами и
спрашивает у домашних: «Видите ли вы меня?». Домашние должны сказать,
что не видят. Тогда хозяин желает всей семье, чтобы весь год было много
денег, а к следующему празднику на столе было столько пирогов, что их
стопка могла бы закрыть собой всю семью. После чего хозяин должен
откусить кусок от верхнего пирога, а оставшуюся часть поровну разделить
между всеми домочадцами, ломая пирог руками.
Многие магические действия, направленные на процветание и
благополучие семьи, издревле проводились дома. (Это не относится к
любовной магии). Возможно, этот обычай происходил из убеждения
древних «дом мой – храм мой». Но не нужно забывать о том, что для
действенности проводимых магических манипуляций дом должен быть
хорошо защищен. В нем должны быть обереги как от проникновения
нечистой силы, так и от чужого вредного влияния.
Так, от проникновения в дом нечистой силы защищали в первую
очередь солярные знаки – солнце, изображенное самыми разными
способами. Выбор именно этого символа не случаен, так как по всем
поверьям злые духи являются порождениями тьмы, а солнечный свет
изгоняет их, как изгоняет саму тьму. Изображение солнца обозначает
повсеместность света, не дающего губительным силам проникнуть к
человеку. Иногда в защитных орнаментах солнце показано в трех
позициях, символизирующих весть дневной путь светила.
Волнистый узор, часто встречающийся в древних орнаментах,
олицетворяет очистительную силу воды, которая по многим поверьям,
способна остановить злых духов. В качестве примера, указывающего на
защитные свойства воды, можно вспомнить поверье, гласящее, что упырь
не может перейти через текущую воду, а при соприкосновении с ней
гибнет.
Круглые отверстия в резьбе чаще всего были олицетворением
дождевых очистительных капель, а округлые выпуклости олицетворяли
благополучие и процветание.
Наиболее распространенными солярными знаками в русских
орнаментах являются: круг с шестью радиусами, круг с крестом внутри него,
а иногда с восемью лучами, полукруг обычно символизирует восходящее
или заходящее солнце. В более поздних орнаментах над солярными
знаками часто помещали православный крест, а при расположении
орнамента внутри дома на место креста могли закреплять любую икону.
Для защиты от чужих воздействий на наличниках окон изображали
птиц и женские фигуры в обрамлении волн и солярных знаков. Окна
покрывались наиболее сильными магическими символами, так как
считалось, что потусторонние силы и злые люди, не имея возможности
проникнуть в дом, могут сглазить или испортить его обитателей, увидев их
в окно. Недаром многие обереги и заговоры были призваны в первую
очередь защищать людей от «из окна глядящих и сквозь оконницу
смотрящих». Женские фигуры и птицы издревле олицетворяли собой
плодородие и благополучие. Именно поэтому они и были избраны в
качестве символов, защищающих от порчи и сглаза, ведь чаще всего
последствиями подобных воздействий становились бесплодие, болезни,
бедность и семейные раздоры. Женские фигуры в сочетании с символами
солнца могли обезопасить семью как от злобных духов, так и от злобных
людей. К тому же эти знаки не только оберегали дом, но и притягивали к
нему богатство и удачу.
Лягушачьи лапки, изображенные на наличниках, защищали супругов,
проживающих в доме, от ссор, измен, а также способствовали успешному
выполнению домашних дел. Этот символ имеет непосредственное
отношение к богине Макошь, покровительствовавшей семейным узам,
домашнему женскому делу и часто изображавшейся в виде прекрасной
женщины на лягушачьих ногах.
Фигуры птиц часто были не только символом семейного счастья, но
и заменяли собой изображение солнца, за счет чего обладали двойной
защитной силой – и от упырей, и от колдунов. Именно поэтому
изображения птиц так часто помещали на окна верхних этажей, которые,
будучи поднятые на значительную высоту, были видны издалека, а
следовательно, и их магически-охранительная сила была больше.
Наибольшей силой обладали дугообразные наличники, на которых
изображались три птицы, каждая из которых была заключена в круг.
Подобные изображения защищали не только от колдовских и
потусторонних воздействий, но и спасали от удара молнии и пожара, так
как олицетворяли собой идею ясного дня и безоблачного неба.
Мировоззрение наших предков не позволяло ограничиться защитой
дома только снаружи, какими бы могучими ни были внешние обереги.
Необходимо было снабдить всех членов семьи необходимыми защитными
символами на случай выхода из дома. Именно поэтому все, что было
связано с заготовкой и приготовлением пищи, изготовлением одежды и
мебели, густо покрывалось защитными орнаментами.
Основным магическим символом, находящимся внутри дома, была
печь. Она не только являлась знаком нерушимости семейной жизни, но и
служила местом обитания домового. Сам столб печи часто отождествляли с
домовым. Иногда печь также становилась символом предков-покровителей.
В древности печному столбу часто придавали человекообразные черты: а
небольшая выемка – «копка» - в верхней части столба служила ртом
домашнего идола, в эту выемку на счастье клали пуповины новорожденных.
Не менее сильным домашним оберегом была матица – главный
срединный брус потолка. С ней был тесно связан ряд обрядов и заговоров.
Посредине матицы обычно вырезали круг с шестигранником или
православный восьмиконечный крест.
В каждом доме был «красный угол», где помещались изображения
языческих богов, которые впоследствии были заменены православными
иконами. Но в качестве отголосков язычества до сих пор в деревнях иконы
покрывают полотенцами с красной вышивкой, изображающей птиц –
«набожниками». Изначально такие божницы были предназначены для «беса
хороможителя» - домового, а вместо икон в них располагались деревянные
фигурки бородатых мужчин в шапках. Впоследствии эти фигурки
переехали в противоположный угол дома или за печь, где и было
определено место для проживания домовых. По мнению этнографов,
сходство фигурок, изображающих домовых, с образом «доброго дедушки»
объясняется тем, что изначально домовой – это и был предок-дед,
охраняющий семью от напастей.
Фигурку домового держали в чистоте. Каждый день перед ней
ставили свежую сладкую кашу и миску с молоком. Считалось, что
подобные приношения приведут домового в хорошее расположение духа и
он будет не только защищать дом от проникновения нечистой силы и
чужих домовых, но всячески помогать хозяевам в домашних делах.
Фигурку домового можно без труда изготовить и в наши дни, вырезав
ее из любого бревнышка в форме, показанной на рисунке. Ежедневные
приношения помогут умилостивить домашнего духа и дадут возможность
обращаться к нему за помощью в тяжелые периоды жизни.
Вся бытовая утварь в домах наших предков густо покрывалась
магической символикой. Исключения составляли вместилища для воды и
другие предметы, имеющие форму круга, а также столешница, так как она
всегда покрывалась скатертью с вышитым на ней охранным орнаментом.
Круглая форма посуды сама по себе считалась оберегом, так как повторяла
форму солнца. Округлость утвари, обручи и кольца практически просто
заменяли солнечные знаки и полностью воспроизводили их защитные
свойства. Практически все предметы, находящиеся в доме, за исключением
метлы, кочерги и ухвата, были предназначены для борьбы со злыми духами.
Орнаменты на мебели полностью повторяют символы, обычно
изображавшие на наличниках окон. На всех предметах, так или иначе
связанных с водой, изображались символы воды – капли или волны. На
емкостях для хранения продуктов обычно рисовали или вырезали символы
плодородия. На подсвечниках и лампах чаще всего изображали петуха,
извечно бывшего символом зари, восходящего солнца и обладающего
особой силой по изгнанию злыдней.
Вся одежда и любые тканевые предметы густо украшались
ритуальной вышивкой, орнаменты которой обычно включали в себя
солярные знаки, женские фигуры и самых разнообразных птиц. Значение
этих магических символов было таким же, как у защитных изображений на
наличниках и на бытовой утвари.
К тому же, кроме охранной символики, которой была покрыта каждая
вещь в доме, любой из членов семьи имел множество различных оберегов,
которые постоянно носил на себе.
Все женские украшения были покрыты описанной выше охранной
символикой и, таким образом, одновременно являлись сильными
оберегами. Кроме того, у каждого нашего предка был личный набор
оберегов. Обычно их носили на груди под сердцем. Подобные обереги
представляли собой металлическую дужку, на которой при помощи
цепочек закреплялись самые различные предметы, обладавшие магическим
значением. Для каждого подобный набор был индивидуальным, в
зависимости от надобностей человека.
Для сохранности имущества наши предки носили маленькие ключи,
похожие на ключики от шкатулок. Чаше всего они не изготавливались
специально, а действительно запирали какую-нибудь шкатулку. Однако,
прибегая к такому методу охраны своего имущества, необходимо помнить о
том, что ключ должен быть от абсолютно нового, только что купленного
ларчика, приобретенного тем человеком, который будет носить ключ в
качестве оберега.
Маленькие металлические птички способствовали сохранению
семьи, так как извечно считались связанными с домашним очагом и
семейными отношениями. Такое же значение имели и фигурки рыбок,
часто привешиваемые в качестве оберегов.
Серебряные ложечки были символом благополучия и сытости. По
мнению многих этнографов, они были самыми древними оберегами,
дошедшими до нас в своем первоначальном значении. К тому же, такие
ложечки обладали целительной силой, и, по древним поверьям, достаточно
было дать больному выпить каплю воды из его собственной ложки-оберега,
как он начинал поправляться. За сохранность здоровья отвечали и
миниатюрные бронзовые и серебряные гребни, украшенные солярными
знаками или птичьими или конскими головами. Считалось, что гребешки
защищают не только от болезней, но и от порчи и сглаза, поэтому
практически каждый носил при себе такой оберег.
Стилизованные фигурки хищных зверей (волков, собак и т.п.), а
также отдельное изображение челюстей хищника отпугивали врагов как из
реального, так и из потустороннего мира. Нужно отметить, что не только
металлические челюсти и зубы, но и настоящие клыки хищных животных
обладали сильнейшей защитной магией, поэтому наши предки часто
вешали на шею собачьи или волчьи клыки.
Такими же свойствами наделялись миниатюрные ножи и топорики,
призванные устрашать невидимую нечисть. Ножи и топорики могли быть
как металлическими, так и костяными. Их охранные свойства не зависели
от того, из какого материала были изготовлены обереги.
Подобные обереги может изготовить для себя практически каждый.
Они не требуют никаких специальных магических действий, в отличие от
оберегов из глины, дерева и ладанок, которые должны быть сделаны только
опытным колдуном и при соблюдении всех необходимых условий, точном
подборе ингредиентов, а также специально заговорены. Попытка
изготовить такой амулет в домашних условиях может привести к результату,
прямо противоположному желаемому. Если же вы задумали подобрать для
себя простые амулеты-обереги, то достаточно просто приобрести
необходимые предметы в магазине, в течение часа подержать их в
холодной проточной воде, после чего повесить на грудь. Нельзя давать
другим людям прикасаться к личным оберегам, рассматривать их. Любое
чужое прикосновение сведет на нет силу оберега и ношение его станет
бесполезным.
воспринималась как совокупность духов добра – берегинь, и зла – упырей.
Следовательно, злобные духи могли находиться повсюду, и только
заговоры и магические обереги могли служить противоядием от засилья
губительных духов. Упыри, нави и другие злобные духи могли напасть на
человека повсеместно, и даже сила всемогущего христианского бога не
могла защитить простого славянина.
Однако, нельзя сказать, что люди были абсолютно беззащитны. Их
защитой прежде всего был дом, наполненный магическими символами, не
дающими нечистой силе попасть внутрь. На самых простых для
проникновения злых духов местах жилища, как-то: двери, окна, крыша –
всегда располагались определенные узоры и знаки, каждый из которых
имел свое назначение. Наиболее часто использовались различные
изображения солнца, женские фигуры, конские головы, подковы и т.п.
Все проемы и отверстия, в которые упыри и нави могли проникнуть к
человеку, были покрыты сложными заклинательными орнаментами.
Защитные орнаменты, изображающие в разных сочетаниях солнце,
конские или оленьи головы и птиц, густо украшали наличники окон и
двери. Похожие фигуры всегда располагались и на щипце крыши, чтоб
защитить наивысшую точку дома от посягательств злых сил. Некоторые
предметы обихода, находящиеся внутри дома, также покрывались
защитными орнаментами. Это обеспечивало нашим предкам полную
безопасность как внутри дома, так и снаружи.
Впоследствии основные значения орнаментов были забыты, и они
стали выполнять скорее декоративную, чем защитную роль. Однако, даже
несознательно копируя при украшении домов рисунки древних, люди
создавали сильную защитную ауру вкруг своего жилища. Защитить свой
дом подобным образом можно и в наши дни. Это относится не только к
деревянным загородным домам, украсить которые самыми разнообразными
орнаментами не составит большого труда. Даже в городской квартире
можно при желании украсить притолоку двери, оконные рамы и стены
магически-заклинательными символами, если не вырезанными на дереве, то
хотя бы начертанными на нем.
Для тех, кто строит новый дом, можно порекомендовать провести
следующий охранный ритуал, пришедший к нам от далеких предков: на
месте предполагаемой постройки дома прямо на земле осиновым колом
чертят большой квадрат, который затем делят на четыре части
крестообразной фигурой. Затем хозяин должен пойти на запад, восток,
север и юг и принести с каждой стороны света по четыре камня, которые
укладываются в середине соответствующих частей квадрата. Если
рассмотреть получающуюся фигуру с точки зрения этнографов, то в ней
без труда можно узнать символ плодородия, известный славянам с
древнейших времен. Для того, чтобы дом стоял долго и был
«благополучным», ни в коем случае нельзя начинать его постройку на
убывающую луну. Это же правило относится и к переезду в уже готовый, до
этого принадлежавший другой семье дом (квартиру). Иначе жизнь в новом
доме не принесет радости.
Под порог дома или квартиры с магической целью кладут горсть
неочищенного зерна, кусочки ладана, собачью шерсть, пчелиный воск.
Нужно отметить и то обстоятельство, что организация праздничного обеда
по поводу вселения в новый дом является древнейшим русским обычаем,
который имел своей целью в первую очередь не насыщение гостей, а
умилостивление домовых духов. Для них специально ставились две
тарелки, полные еды, к которым никто из гостей не притрагивался.
Домовых нужно переносить из старого дома в новый, чтобы они не
мстили оставшимся хозяевам. Для перенесения домовых берут глиняный
горшок, который держат в руках, говоря: «Домовой, домовой, пойдем со
мной!» После этих слов горшок накрывают чистым белым полотенцем и
перевозят на новое место жительства, где ставят наверх, на любой шкаф. В
первый день после переезда необходимо поставить домовым два блюдца со
свежесваренной кашей и миску молока.
Для того, чтобы в доме водились деньги, на Новый год желательно
проводить простой и доступный, но очень действенный ритуал. Для этого к
новогоднему празднеству пекут несколько пирогов, после чего кладут их
один на другой на стол. Хозяин прячется за столом с пирогами и
спрашивает у домашних: «Видите ли вы меня?». Домашние должны сказать,
что не видят. Тогда хозяин желает всей семье, чтобы весь год было много
денег, а к следующему празднику на столе было столько пирогов, что их
стопка могла бы закрыть собой всю семью. После чего хозяин должен
откусить кусок от верхнего пирога, а оставшуюся часть поровну разделить
между всеми домочадцами, ломая пирог руками.
Многие магические действия, направленные на процветание и
благополучие семьи, издревле проводились дома. (Это не относится к
любовной магии). Возможно, этот обычай происходил из убеждения
древних «дом мой – храм мой». Но не нужно забывать о том, что для
действенности проводимых магических манипуляций дом должен быть
хорошо защищен. В нем должны быть обереги как от проникновения
нечистой силы, так и от чужого вредного влияния.
Так, от проникновения в дом нечистой силы защищали в первую
очередь солярные знаки – солнце, изображенное самыми разными
способами. Выбор именно этого символа не случаен, так как по всем
поверьям злые духи являются порождениями тьмы, а солнечный свет
изгоняет их, как изгоняет саму тьму. Изображение солнца обозначает
повсеместность света, не дающего губительным силам проникнуть к
человеку. Иногда в защитных орнаментах солнце показано в трех
позициях, символизирующих весть дневной путь светила.
Волнистый узор, часто встречающийся в древних орнаментах,
олицетворяет очистительную силу воды, которая по многим поверьям,
способна остановить злых духов. В качестве примера, указывающего на
защитные свойства воды, можно вспомнить поверье, гласящее, что упырь
не может перейти через текущую воду, а при соприкосновении с ней
гибнет.
Круглые отверстия в резьбе чаще всего были олицетворением
дождевых очистительных капель, а округлые выпуклости олицетворяли
благополучие и процветание.
Наиболее распространенными солярными знаками в русских
орнаментах являются: круг с шестью радиусами, круг с крестом внутри него,
а иногда с восемью лучами, полукруг обычно символизирует восходящее
или заходящее солнце. В более поздних орнаментах над солярными
знаками часто помещали православный крест, а при расположении
орнамента внутри дома на место креста могли закреплять любую икону.
Для защиты от чужих воздействий на наличниках окон изображали
птиц и женские фигуры в обрамлении волн и солярных знаков. Окна
покрывались наиболее сильными магическими символами, так как
считалось, что потусторонние силы и злые люди, не имея возможности
проникнуть в дом, могут сглазить или испортить его обитателей, увидев их
в окно. Недаром многие обереги и заговоры были призваны в первую
очередь защищать людей от «из окна глядящих и сквозь оконницу
смотрящих». Женские фигуры и птицы издревле олицетворяли собой
плодородие и благополучие. Именно поэтому они и были избраны в
качестве символов, защищающих от порчи и сглаза, ведь чаще всего
последствиями подобных воздействий становились бесплодие, болезни,
бедность и семейные раздоры. Женские фигуры в сочетании с символами
солнца могли обезопасить семью как от злобных духов, так и от злобных
людей. К тому же эти знаки не только оберегали дом, но и притягивали к
нему богатство и удачу.
Лягушачьи лапки, изображенные на наличниках, защищали супругов,
проживающих в доме, от ссор, измен, а также способствовали успешному
выполнению домашних дел. Этот символ имеет непосредственное
отношение к богине Макошь, покровительствовавшей семейным узам,
домашнему женскому делу и часто изображавшейся в виде прекрасной
женщины на лягушачьих ногах.
Фигуры птиц часто были не только символом семейного счастья, но
и заменяли собой изображение солнца, за счет чего обладали двойной
защитной силой – и от упырей, и от колдунов. Именно поэтому
изображения птиц так часто помещали на окна верхних этажей, которые,
будучи поднятые на значительную высоту, были видны издалека, а
следовательно, и их магически-охранительная сила была больше.
Наибольшей силой обладали дугообразные наличники, на которых
изображались три птицы, каждая из которых была заключена в круг.
Подобные изображения защищали не только от колдовских и
потусторонних воздействий, но и спасали от удара молнии и пожара, так
как олицетворяли собой идею ясного дня и безоблачного неба.
Мировоззрение наших предков не позволяло ограничиться защитой
дома только снаружи, какими бы могучими ни были внешние обереги.
Необходимо было снабдить всех членов семьи необходимыми защитными
символами на случай выхода из дома. Именно поэтому все, что было
связано с заготовкой и приготовлением пищи, изготовлением одежды и
мебели, густо покрывалось защитными орнаментами.
Основным магическим символом, находящимся внутри дома, была
печь. Она не только являлась знаком нерушимости семейной жизни, но и
служила местом обитания домового. Сам столб печи часто отождествляли с
домовым. Иногда печь также становилась символом предков-покровителей.
В древности печному столбу часто придавали человекообразные черты: а
небольшая выемка – «копка» - в верхней части столба служила ртом
домашнего идола, в эту выемку на счастье клали пуповины новорожденных.
Не менее сильным домашним оберегом была матица – главный
срединный брус потолка. С ней был тесно связан ряд обрядов и заговоров.
Посредине матицы обычно вырезали круг с шестигранником или
православный восьмиконечный крест.
В каждом доме был «красный угол», где помещались изображения
языческих богов, которые впоследствии были заменены православными
иконами. Но в качестве отголосков язычества до сих пор в деревнях иконы
покрывают полотенцами с красной вышивкой, изображающей птиц –
«набожниками». Изначально такие божницы были предназначены для «беса
хороможителя» - домового, а вместо икон в них располагались деревянные
фигурки бородатых мужчин в шапках. Впоследствии эти фигурки
переехали в противоположный угол дома или за печь, где и было
определено место для проживания домовых. По мнению этнографов,
сходство фигурок, изображающих домовых, с образом «доброго дедушки»
объясняется тем, что изначально домовой – это и был предок-дед,
охраняющий семью от напастей.
Фигурку домового держали в чистоте. Каждый день перед ней
ставили свежую сладкую кашу и миску с молоком. Считалось, что
подобные приношения приведут домового в хорошее расположение духа и
он будет не только защищать дом от проникновения нечистой силы и
чужих домовых, но всячески помогать хозяевам в домашних делах.
Фигурку домового можно без труда изготовить и в наши дни, вырезав
ее из любого бревнышка в форме, показанной на рисунке. Ежедневные
приношения помогут умилостивить домашнего духа и дадут возможность
обращаться к нему за помощью в тяжелые периоды жизни.
Вся бытовая утварь в домах наших предков густо покрывалась
магической символикой. Исключения составляли вместилища для воды и
другие предметы, имеющие форму круга, а также столешница, так как она
всегда покрывалась скатертью с вышитым на ней охранным орнаментом.
Круглая форма посуды сама по себе считалась оберегом, так как повторяла
форму солнца. Округлость утвари, обручи и кольца практически просто
заменяли солнечные знаки и полностью воспроизводили их защитные
свойства. Практически все предметы, находящиеся в доме, за исключением
метлы, кочерги и ухвата, были предназначены для борьбы со злыми духами.
Орнаменты на мебели полностью повторяют символы, обычно
изображавшие на наличниках окон. На всех предметах, так или иначе
связанных с водой, изображались символы воды – капли или волны. На
емкостях для хранения продуктов обычно рисовали или вырезали символы
плодородия. На подсвечниках и лампах чаще всего изображали петуха,
извечно бывшего символом зари, восходящего солнца и обладающего
особой силой по изгнанию злыдней.
Вся одежда и любые тканевые предметы густо украшались
ритуальной вышивкой, орнаменты которой обычно включали в себя
солярные знаки, женские фигуры и самых разнообразных птиц. Значение
этих магических символов было таким же, как у защитных изображений на
наличниках и на бытовой утвари.
К тому же, кроме охранной символики, которой была покрыта каждая
вещь в доме, любой из членов семьи имел множество различных оберегов,
которые постоянно носил на себе.
Все женские украшения были покрыты описанной выше охранной
символикой и, таким образом, одновременно являлись сильными
оберегами. Кроме того, у каждого нашего предка был личный набор
оберегов. Обычно их носили на груди под сердцем. Подобные обереги
представляли собой металлическую дужку, на которой при помощи
цепочек закреплялись самые различные предметы, обладавшие магическим
значением. Для каждого подобный набор был индивидуальным, в
зависимости от надобностей человека.
Для сохранности имущества наши предки носили маленькие ключи,
похожие на ключики от шкатулок. Чаше всего они не изготавливались
специально, а действительно запирали какую-нибудь шкатулку. Однако,
прибегая к такому методу охраны своего имущества, необходимо помнить о
том, что ключ должен быть от абсолютно нового, только что купленного
ларчика, приобретенного тем человеком, который будет носить ключ в
качестве оберега.
Маленькие металлические птички способствовали сохранению
семьи, так как извечно считались связанными с домашним очагом и
семейными отношениями. Такое же значение имели и фигурки рыбок,
часто привешиваемые в качестве оберегов.
Серебряные ложечки были символом благополучия и сытости. По
мнению многих этнографов, они были самыми древними оберегами,
дошедшими до нас в своем первоначальном значении. К тому же, такие
ложечки обладали целительной силой, и, по древним поверьям, достаточно
было дать больному выпить каплю воды из его собственной ложки-оберега,
как он начинал поправляться. За сохранность здоровья отвечали и
миниатюрные бронзовые и серебряные гребни, украшенные солярными
знаками или птичьими или конскими головами. Считалось, что гребешки
защищают не только от болезней, но и от порчи и сглаза, поэтому
практически каждый носил при себе такой оберег.
Стилизованные фигурки хищных зверей (волков, собак и т.п.), а
также отдельное изображение челюстей хищника отпугивали врагов как из
реального, так и из потустороннего мира. Нужно отметить, что не только
металлические челюсти и зубы, но и настоящие клыки хищных животных
обладали сильнейшей защитной магией, поэтому наши предки часто
вешали на шею собачьи или волчьи клыки.
Такими же свойствами наделялись миниатюрные ножи и топорики,
призванные устрашать невидимую нечисть. Ножи и топорики могли быть
как металлическими, так и костяными. Их охранные свойства не зависели
от того, из какого материала были изготовлены обереги.
Подобные обереги может изготовить для себя практически каждый.
Они не требуют никаких специальных магических действий, в отличие от
оберегов из глины, дерева и ладанок, которые должны быть сделаны только
опытным колдуном и при соблюдении всех необходимых условий, точном
подборе ингредиентов, а также специально заговорены. Попытка
изготовить такой амулет в домашних условиях может привести к результату,
прямо противоположному желаемому. Если же вы задумали подобрать для
себя простые амулеты-обереги, то достаточно просто приобрести
необходимые предметы в магазине, в течение часа подержать их в
холодной проточной воде, после чего повесить на грудь. Нельзя давать
другим людям прикасаться к личным оберегам, рассматривать их. Любое
чужое прикосновение сведет на нет силу оберега и ношение его станет
бесполезным.